САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Пресс-конференция по итогам совместного заседания коллегий МИД России и Беларуси.

Пресс-конференция по итогам совместного заседания коллегий МИД России и Беларуси.

« Назад

20.01.2023 15:24

Сергей Лавров: Уважаемый Сергей Фёдорович,
Дорогие друзья, коллеги,
 
У нас насыщенная программа переговоров. День начался с приема у Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко. В ходе почти полуторачасовой встречи обсудили все стратегические направления дальнейшего углубления нашего союзничества в соответствии с договоренностями, достигнутыми президентами наших государств в контексте продвижения интересов Союзного государства, России, Беларуси и в военно-политической сфере, в области обеспечения нашей безопасности, в экономической, гуманитарной, во всех других сферах функционирования наших государств.
 
После этого мы провели двусторонние переговоры, совместное заседание коллегий. Разговор был по-настоящему высоко профессиональный, по-товарищески доверительный. Он подтвердил совпадение подходов двух стран к обсуждавшимся вопросам, затрагивающим ключевые аспекты мирового развития.
 
Ежегодные встречи в формате совместного заседания коллегий – это ценный инструмент взаимодействия наших внешнеполитических ведомств. Он позволяет обмениваться оценками по актуальным международным вопросам, координировать шаги на многосторонних площадках и в целом выстраивать общую внешнеполитическую линию для совместного отстаивания интересов России, Беларуси и Союзного государства на мировой арене.
 
Тематику сегодняшних наших дискуссий определили коренные изменения в мире, произошедшие со времени нашего предыдущего заседания. Рассмотрели комплекс вопросов внешнеполитического планирования. «Сверили часы» относительно ведущейся в России и Беларуси работе по обновлению стратегических документов в сфере внешней политики. Эта работа тесно скоординирована.
 
Обсудили взаимодействие в области контроля над вооружениями, координацию наших действий в ОБСЕ и в отношениях с ЕС, НАТО и Советом Европы.

Лавров-Алейник

Особое внимание уделили согласованию позиций в международных организациях правозащитной и экономической направленности, определилисовместные шаги по противодействию политизации их деятельности, чем последовательно занимаются наши западные коллеги.
 
По всем сюжетам пришли к единому мнению, зафиксированному в развернутом итоговом постановлении. Также подписали План межмидовских консультаций на 2023 год. Он весьма насыщенный, содержит более 30 основных пунктов и предусматривает более системный, ритмичный обмен оценками и выработку совместных шагов между нашими ведомствами.
 
Еще один важный документ, подписание которого прошло на «полях» мероприятия, – Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь по вопросам обеспечения биологической безопасности. Он направлен на укрепление нашей национальной безопасности, каждой из двух стран и на купирование угроз в данной сфере, исходящих от деятельности военных ведомств третьих государств и связанных с ними организаций. В рамках реализации этого документа предполагается регулярный обмен информацией между профильными структурами с тем, чтобы при необходимости вырабатывать методы реагирования.
 
В очередной раз выразили глубокую озабоченность деструктивным курсом США и их сателлитов на расширение НАТО, приближение военных сил и инфраструктуры альянса к нашим общим границам, что ведет к эскалации военно-политической напряженности и не может оставаться без реакции с нашей стороны.
 
У нас единое мнение о том, что «коллективный Запад» фактически превратил Украину в плацдарм дальнейшего военно-политического освоения постсоветского пространства, для подрывной деятельности против Союзного государства. Это создает непосредственную угрозу жизненно важным интересам России и Беларуси. Одним из ответов является начавшееся в октябре 2022 года по решению президентов усиление совместной Региональной группировки войск на территории Республики.
 
Мы с Сергеем Фёдоровичем Алейником рассмотрели все эти сюжеты, наряду с актуальными вопросами двустороннего сотрудничества, в ходе отдельных переговоров непосредственно перед заседанием коллегий. Особо акцентировали продолжающиеся попытки вмешательства Запада во внутренние дела наших государств, в том числе путем введения незаконных односторонних ограничительных мер, нацеленных (как уже не стесняясь, публично заявляют в Вашингтоне и евробюрократы) на подрыв наших экономик и внутриполитической стабильности России и Беларуси. Однако, как показала практика, ни в отношении России, ни в отношении Республики Беларусь этот западный «блицкриг» не увенчался успехом.
 
В последние месяцы предпринято немало совместных шагов, которые укрепили экономический суверенитет наших стран. Это, в первую очередь, проекты в области современных технологий, продовольственной безопасности и транспортно-логистической связанности.
 
Важнейшие решения были приняты в ходе визита 19 декабря 2022 года в Минск Президента Российской Федерации Владимира Путина. Премьер-министры двух стран находятся в повседневном контакте. Все соответствующие ведомства настроены на координацию в регулярном системном режиме. На фоне снижения зависимости от стран Запада существенно выросли объемы двустороннего товарооборота. Он достиг рекордных показателей в 50 млрд долл. (наверное, надо уже в каких-то других денежных единицах считать, а не в долларах, чтобы нам всем было понятнее). С участием российского финансирования реализуются масштабные инвестиционные проекты.
 
С учетом начавшихся председательств России в ЕАЭС и Беларуси в ОДКБ особое внимание на переговорах уделили тематике развития евразийских интеграционных процессов, нацеленных на повышение уровня жизни наших граждан, укрепление безопасности двух стран и Союзного государства. Со своей стороны выразили полную поддержку инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко о проведении под эгидой ОДКБ в текущем году международной конференции высокого уровня по евразийской безопасности с приглашением представителей ООН, ШОС, СНГ, других дружественных объединений и государств.
 
Сегодняшнее заседание коллегий двух ведомств было приурочено как к предстоящим профессиональным праздникам – дням дипломатического работника в Беларуси (22 января) и России (10 февраля), так и к знаменательной исторической дате – 210-летию Победы в Отечественной войне 1812 года. Посетили развернутую прекрасную выставку, посвящённую этому юбилею. Хотел бы присоединиться к словам благодарности в адрес ее автора Владимира Лиходедова.
 
Мы с белорусскими друзьями подчеркнули важность сохранения исторической памяти о славных страницах общей истории. Высказались в пользу активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи. По итогам заседания поддержана инициатива возведения на Брилевском поле в Борисовском районе Минской области Республики Беларусь мемориального обелиска в честь героев, завершивших разгром армии Наполеона, объединившей бόльшую часть Европы в то время для нападения на Россию в сражении на реке Березина. Планируем, что к этому проекту активно подключится Постоянный Комитет Союзного государства. Госсекретарь Дмитрий Мезенцев подтвердил готовность участвовать в реализации этого важного совместного проекта. В целом считаю, что заседание было весьма полезным. Договорились в повседневном режиме отслеживать выполнение поручений, которые содержатся в одобренном нами сегодня постановлении. Следующее заседание совместных коллегий пройдет в ноябре в Москве.
 
Вопрос (обоим министрам): Важно сохранять дипломатические каналы открытыми. Участие Беларуси и России в ОБСЕ, провокационная политика с той стороны - какие предполагаем ответные шаги? Каким видится будущее в Организации?
 
Сергей Лавров (добавляет после Сергея Алейника): Разделяю оценки, высказанные сейчас Сергеем Алейником. ОБСЕ быстро и явно деградирует, отходя все дальше от высоких принципов, заложенных в Хельсинкском заключительном акте и документах последующих саммитов ОБСЕ. Особенно выделю документы, посвященные военно-политической безопасности на основе принципов равной, неделимой безопасности. В 1999 году в Стамбуле и в 2010 году в Астане на саммитах Организации лидеры всех государств-участников подписались под обязательством, что ни одна страна не будет укреплять свою безопасность за счет ущемления безопасности других, и что ни одна страна и ни одна организация на пространстве ОБСЕ не будет претендовать на то, чтобы доминировать в сфере военно-политической безопасности в этом регионе.
 
Все, кто следит за развитием событий (об этом повседневно сообщают СМИ), понимают, что все эти обязательства были попраны нашими западными коллегами, сделавшими ставку на расширение НАТО дальше на восток вплотную к границам Российской Федерации и Республики Беларусь. Они продвигали военную инфраструктуру. Наши многократные предупреждения о том, что это является нарушением принятых на себя обязательств, оставались «гласом вопиющего в пустыне». Российские предложения перевести эти политические обязательства в форму международного договора, сделать их юридически обязывающими были отвергнуты. Нам было прямо сказано, что только НАТО может предоставлять юридические гарантии безопасности.
 
Генсекретарь ОБСЕ и председательствовавшие в течение всех этих лет отдельные государства ничего не сделали для того, чтобы отстоять достоинство Организации, ее самостоятельный характер и принципы, содержащиеся в одобренных на высшем уровне документах. Эти документы оказались пустым звуком, как и многое другое, о чем мы в последнее время часто говорим, включая пресловутые Минские договоренности, подписанные, как видно, только для того, чтобы их не выполнять и выиграть время для подготовки к войне против Российской Федерации.
 
Если о них говорить, то мы разочарованы. В ОБСЕ было принято решение о создании Специальной мониторинговой миссии, призванной наблюдать за тем, как «на земле» выполняются зафиксированные в Минских договоренностях условия прекращения огня, разведения сторон, налаживания мирной жизни, восстановления экономических связей между территорией, которую контролировал украинский режим, и территориями ДНР и ЛНР, гуманитарных связей, социальных выплат и многое другое. Миссия работала откровенно небеспристрастно, в пользу той версии событий, которую тщательно выдавало на общее обозрение украинское руководство. В целом ряде случаев утаивала информацию о реальном положении дел.
 
Например, нам потребовалось несколько лет, чтобы заставить Миссию публиковать сведения о жертвах среди гражданского населения в результате боевых действий, об ущербе гражданской инфраструктуре не просто обобщенными цифрами, а с разбивкой на территории, где соответствующие события происходят. Выяснилось, что ущерб гражданской инфраструктуре и количество жертв среди гражданского населения на стороне ДНР и ЛНР в пять раз превышает аналогичные показатели, зафиксированные на подконтрольной киевскому режиму территории.
После публикации этих данных представители Украины устроили скандал, истерику и, по сути дела, заставили Секретариат ОБСЕ прекратить публикацию подобных сведений. Мы продолжали добиваться, чтобы эта практика возобновилась. Секретариат явно вел себя не как нейтральный механизм, призванный обеспечивать выполнение решений Постоянного совета, встреч министров и саммитов, а действовал с оглядкой на киевский режим под очевидным давлением Запада, настраивавшего Секретариат на соответствующую работу.
 
Сейчас проверяем сведения, всплывшие в последние месяцы в ходе осуществления специальной военной операции, которые дают основание подозревать, что некоторые сотрудники Специальной мониторинговой миссии не просто скрывали информацию о реальном положении дел, а по сути дела помогали украинскому режиму в подготовке и проведении силовых акций против гражданского населения.
 
Если говорить в более широком плане. Упомянул, как скрывалась информация о грубейших нарушениях международного гуманитарного права на востоке Украины в результате действий киевского режима. Запад молчал на эту тему, покрывал эти бесчинства. Делали это те же самые страны, которые сейчас пытаются найти любой предлог для обвинения Российской Федерации в связи с проведением специальной военной операции на предмет соблюдения международного гуманитарного права. Двойные стандарты очевидны.
 
К моему огромному сожалению, ОБСЕ деградирует. Этому процессу «помогают» действующие председатели, возглавлявшие Организацию в 2020-2021 годах. В позапрошлом году это была Швеция. Еще задолго до вынужденного решения о начале специальной военной операции. Уже тогда в гораздо более подходящих условиях шведское Председательство откровенно «манкировало» своими обязанностями, закрепленными в документах ОБСЕ, действовать беспристрастно и таким образом, чтобы Председатель руководствовался консенсусом, а не пытался занимать ту или иную сторону в рамках идущих в ОБСЕ дискуссий. Это правило грубейшим образом нарушалось нашими шведскими соседями. В прошлом году Польша окончательно «поставила крест» на надеждах в отношении того, что действующий председатель Организации может реально способствовать достижению изначальных целей ОБСЕ, а именно выработке совместных консенсусных подходов к решению любых проблем на пространстве Организации.
 
Дискредитация принципов ОБСЕ, ее институтов наблюдается и в деятельности специального представителя по вопросам свободы СМИ, который все чаще молчит, когда речь идет об очевидных «прегрешениях» со стороны украинского режима или его западных спонсоров. То же самое проявляется и в деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека. К огромному сожалению, и Верховный комиссар по делам национальных меньшинств не может найти способ отталкиваться исключительно от консенсусных договоренностей, лежащих в основе деятельности и этой структуры.
 
Разделяем надежду наших белорусских друзей, что когда-то придет осознание «тупиковости» подобной политики, проводимой западными коллегами на европейском континенте. Надежда есть. Она умирает последней. Пока не видим каких-либо признаков здравомыслия на той стороне баррикады, выстроенной бывшими западными партнерами. Хотя раздаются редкие голоса о необходимости выстраивать безопасность на этом пространстве с учетом интересов всех государств, включая Республику Беларусь и Российскую Федерацию. Эти здравые голоса единичны и тонут в хоре тех, кем «дирижируют» вставшие «у руля» Евросоюза и НАТО такие откровенно агрессивно настроенные страны, как Польша, три прибалтийские республики и ряд других. Это печально и безусловно отражает общий процесс утраты Европой собственной самостоятельности. Он характеризуется полным подчинением Евросоюза интересам США, являющихся главным выгодоприобретателем из кризиса, создаваемого в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь, из гибридной войны, развязанной Западом с целью подрыва конкурентов. Очередная фаза недобросовестных действий с целью устранения конкурентов с мировых рынков, с мировой политической сцены.
 
Европа начинает понимать (по крайней мере, ответственные политики в ряде европейских стран), что их используют, ввергают в деиндустриализацию, их сознательно ослабляют, чтобы они даже не думали о попытках стать самостоятельным игроком, говорить о стратегической автономии. Это печально. Уверен, что когда-то это пройдет, и к власти придут политики, которые больше будут отталкиваться от своих законных, легитимных, национальных интересов, а также от интересов своих народов. Пока такое развитие событий в большинстве стран Европы не просматривается.
 
Вопрос: С.Сапеге отказали в помиловании. Известно ли по какой причине? Будет ли Россия предпринимать какие-либо шаги по освобождению С.Сапеги? 
 
Сергей Лавров: Сегодня обсуждали ситуацию с гражданами России, задержанными на территории Республики Беларусь и с её гражданами, которые находятся в аналогичной ситуации на российской территории. Есть понимание, что прежде всего будем руководствоваться законодательством каждой из наших стран и процедурами, существующими для такого рода случаев по линии Генеральной прокуратуры и министерств юстиций. Эти вопросы находятся у нас на контроле, в том числе по линии внешнеполитических ведомств.    
 
Вопрос: Каковы совместные российско-белорусские шаги по противодействию расширению НАТО и провокациям киевского режима?
 
Сергей Лавров: Президент России Владимир Путин уже подробно объяснял какие мы шаги предпринимаем для противодействия расширению НАТО. Откровенно говоря, одна из главных причин, по которой вынуждены были начать специальную военную операцию, заключается в том, что Запад грубо нарушил свои собственные заверения о том, что НАТО не будет расширяться ни на «дюйм» (как ещё говорили советскому руководству). Затем нарушили свои обязательства, зафиксированные в основополагающем Акте Россия-НАТО, где содержалось обязательство не размещать существенные боевые силы на постоянной основе на территории новых членов. Потом он перешёл все красные линии, наплевав на свои же собственные обязательства и на наши многократные предупреждения о том, что втягивание Украины в НАТО будет неприемлемым и не может остаться без последствий.
 
Запад не только проигнорировал все эти предупреждения и не просто стал «осваивать» (в военном плане) украинскую территорию. Но и активнейшим образом поощрил неонацистские тенденции в теории и практике украинского режима после государственного переворота, который (по всем признакам) не мог состояться без согласия (если не без поддержки) США. Эта смена власти была «проглочена» Европой вопреки гарантиям, которые она давала относительно урегулирования кризиса. Они были проигнорированы. Переворот состоялся наутро после того, как эти гарантии «легли» на бумагу. Последующее развитие событий: пришли к власти откровенные русофобы, провозгласившие цель изгнания русских из Крыма. Остальное вы знаете.
 
Некоторые говорили о том, что это было «тогда», теперь всё, якобы, развивается по-другому, пытались нас убедить перед событиями 2022 года, когда мы надеялись начать дискуссию о гарантиях безопасности на европейском континенте.
 
Всё это было на фоне того, как тот же Владимир Зеленский, избравшийся (как и Пётр Порошенко) на лозунгах об установлении мира в Донбассе. Вместо того, чтобы следовать своим предвыборным обещаниям, он мгновенно «переродился» и в августе 2021 года заявлял о том, что если кто-то чувствует себя русским по культуре, языку или традициям, то пусть убирается из Украины в Российскую Федерацию. Всё это сопровождалось полным молчанием со стороны Запада. Точнее, поощрялось им. Тем самым, он реализовывал свою задачу сделать из Украины не просто «анти-Россию» в абстрактном смысле, а нанести ущерб законным интересам Российской Федерации, ослабить нашу страну и, как сейчас откровенно признают и политологи, и некоторые западные политики, нанести стратегическое поражение Российской Федерации с прицелом на то, чтобы поставить под вопрос её территориальную целостность. Это люди, абсолютно зарвавшиеся и ставящие свои неуёмные политические амбиции, попытку реализации своего чувства собственного превосходства, своей колониальной и неоколониальной мечты и иллюзии выше интересов своих собственных народов. Надеюсь, что отрезвление придёт. Будем делать всё, чтобы наши коллеги из НАТО и ЕС скорее протрезвели.
 

mid.ru



Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru