САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Совместное заявление министров иностранных дел России и Беларуси об основных задачах внешнеполитического измерения союзной интеграции

Совместное заявление министров иностранных дел России и Беларуси об основных задачах внешнеполитического измерения союзной интеграции

« Назад

25.06.2024 00:00

Мы, министры иностранных дел Российской Федерации и Республики Беларусь, на встрече 24 июня 2024 года в Минске в канун очередной годовщины установления дипломатических отношений между двумя союзными государствами констатировали беспрецедентный уровень взаимодействия и доверия между Россией и Беларусью, а также готовность к дальнейшей тесной координации внешнеполитических действий, исходя из общих интересов наших стран. 

Высоко оцениваем итоги официального визита Президента Российской Федерации в Республику Беларусь – первую из стран Содружества Независимых Государств после избрания и вступления в должность В.В.Путина. В очередной раз продемонстрирована незыблемость братской дружбы российского и белорусского народов, надежное союзничество и подлинно стратегическое партнерство. Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Республики Беларусь будут и далее прилагать максимум усилий по внешнеполитическому сопровождению достигнутых главами государств договоренностей, внося посильный вклад в их эффективную реализацию.

Наши страны уверенно идут по конструктивному пути строительства Союзного государства, и в непростых современных условиях достигнут принципиально новый уровень российско-белорусской интеграции. В ходе выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных программ созданы условия для осуществления совместных инвестиционных, в том числе импортозамещающих, проектов на территории Союзного государства, выработаны единые правила доступа к госзакупкам, правила конкуренции и  торговой деятельности, гармонизировано валютное и таможенное регулирование, сформированы условия работы в сфере транспорта и на рынке связи, обеспечено предоставление равных прав гражданам России и Беларуси в социально-трудовой сфере.

Созданная договорно-правовая база, регулирующая широкий круг двусторонних российско-белорусских отношений в политической, торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической, гуманитарной, военной, административно-правовой и иных сферах, насчитывает более 350 международных договоров и иных международных документов. 

Утвержденные 29 января 2024 года Высшим Государственным Советом Союзного государства Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы открыли новый этап в межгосударственной интеграции наших стран.

Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Республики Беларусь и далее будут обеспечивать всестороннюю внешнеполитическую поддержку союзной интеграции и укрепление позиций Союзного государства на международной арене в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики на 2024-2026 годы, утвержденной 29 января 2024 года Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Москва и Минск продолжают слаженно противостоять внешним угрозам безопасности, источниками которых выступает ряд недружественных государств.

Противодействуем совместными усилиями, в том числе на международных площадках, неоколониальным практикам, антироссийским и антибелорусским односторонним ограничительным мерам и попыткам навязать третьим странам соблюдение нелегитимных рестрикций.

Мы решительно осуждаем действия государств Запада, направленные на эскалацию военно-политической ситуации в Европе. Подтверждаем готовность к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса на условиях полного учета интересов России и Беларуси. Оружие, массово поставляемое странами ЕС и НАТО, используется Киевом для уничтожения мирного населения и разрушения гражданской инфраструктуры, совершения терактов на территории России.

Оцениваем как противоречащие международному праву и конструктивному взаимовыгодному диалогу односторонние принудительные меры в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь со стороны западных стран, принятые в угоду их геополитическим и геоэкономическим интересам, идущие вразрез с Уставом ООН и нормами международного права. Россия и Беларусь выступают за совместное продвижение, в том числе в ООН, инициатив, направленных на противодействие односторонним принудительным мерам как способу политического и экономического шантажа и порабощения суверенных государств, защиту и укрепление принципов суверенитета, невмешательства во внутренние дела и взаимоуважения. 

Москва и Минск совместно определяют и реализовывают меры по недопущению исполнения противоречащих международному праву решений иностранных и многосторонних органов уголовного преследования, судебных и арбитражных учреждений, наносящих ущерб интересам Российской Федерации и Республики Беларусь, а также правам и законным интересам граждан и юридических лиц двух государств. Стороны проводят совместную работу по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и Республики Беларусь в международных судебных учреждениях, в том числе в Международном Суде ООН, включая взаимное оказание юридической помощи и процессуального содействия в иностранных или многосторонних (межгосударственных) судебных и арбитражных разбирательствах.

Призываем международное сообщество противостоять этим подходам коллективного Запада, ведущим к конфронтации и разрушению устоев глобальной экономической безопасности и социальной стабильности. Намерены продвигать достижение взаимопонимания в целях налаживания широкого и продвинутого отраслевого взаимодействия, в том числе на многосторонней основе, для решения общих задач развития в сфере инфраструктуры, логистики, финансов, промышленности и технологий.

Россия и Беларусь продолжат принимать практические меры в целях формирования общего информационного пространства, укреплять координацию по противодействию агрессивной информационно-пропагандистской риторике враждебных государств. Стороны намерены и далее оказывать содействие в создании и организации работы медиахолдинга Союзного государства.

Продолжая активный двусторонний диалог во всех сферах союзного строительства, в том числе в политике, экономике, научной и гуманитарной областях, отмечаем новый совместный шаг в освоении космического пространства, тесную кооперацию по организации первого полета в космос космонавта – гражданина Республики Беларусь в составе международного экипажа.

Активно развиваем многоплановое региональное сотрудничество. На межрегиональном уровне осуществляются кооперационные и импортозамещающие проекты, плодотворное культурно-гуманитарное взаимодействие, научные и образовательные обмены. Традиционным и особо насыщенным взаимовыгодными договоренностями стало ежегодное проведение Форума регионов России и Беларуси. 

Рассматриваем в числе приоритетов своей внешней политики развитие конструктивного партнерства и дружественных отношений в рамках евразийских интеграционных объединений на благо стран и народов Евразии.

Прилагаем совместные усилия по наращиванию сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза для обеспечения устойчивого развития евразийского макрорегиона в условиях внешнего экономического давления, ведем активную работу по международному позиционированию ЕАЭС. Особое внимание уделяем расширению производственной кооперации и укреплению технологического суверенитета, совершенствованию транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечению продовольственной безопасности, повышению экологичности производств, устранению барьеров во взаимной торговле государств-членов Союза, расширению торгово-экономических связей ЕАЭС с третьими странами. 

Москва и Минск выступают за повышение роли Содружества Независимых Государств как представительной площадки для многостороннего политического диалога по широкому кругу вопросов, включая координацию внешнеполитической деятельности и продвижение совместных международных инициатив. Стороны работают над повышением практической отдачи от деятельности СНГ и его отраслевых органов через углубление экономической интеграции, устранение препятствий в торговле, привлечение инвестиций, а также взаимодействие в сфере энергетики, промышленной и агропромышленной кооперации, цифровизации, транспорта и связи, экологии и защиты климата, научно-технического, инновационного, гуманитарного сотрудничества. Прилагаем усилия для совершенствования механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности государств-участников СНГ в условиях беспрецедентного уровня международной напряженности. Российское председательство в Содружестве в этом году непосредственно направлено на реализацию этих целей. 

Россия и Беларусь подчеркивают ключевую роль ОДКБ в обеспечении и поддержании на необходимом уровне региональной безопасности и стабильности. Нацелены на дальнейшее совершенствование внешнеполитической координации в рамках Организации, расширение ее взаимодействия с другими международными организациями, а также активное продвижение статуса наблюдателя и партнера ОДКБ. Приоритетное внимание уделяется наращиванию потенциала Коллективных сил ОДКБ, включая миротворческий компонент, повышению их боеготовности и уровня координации оборонных структур государств-членов. Прилагаются усилия по отработке эффективных алгоритмов кризисного реагирования Организации. Москва и Минск высоко оценивают практический вклад ОДКБ в борьбу с международным терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими современными трансграничными вызовами и угрозами.

Рассматриваем ШОС и БРИКС, которые опираются на созидательную философию и конструктивное сотрудничество, последовательно выступают против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, применения двойных стандартов и незаконных односторонних санкций, в качестве ключевых участников формирования многополярного, равноправного и инклюзивного мироустройства. 

Российская Федерация приветствует предстоящее вступление Республики Беларусь в ШОС на саммите Организации в Астане 4 июля 2024 года. 

Москва и Минск придают особое значение внешнеполитической координации в рамках ШОС и совместному поиску ответов на вызовы региональной и международной безопасности, укреплению финансово-экономического взаимодействия, развитию культурно-гуманитарных контактов.

Российская Федерация выступает за активное вовлечение Республики Беларусь в деятельность БРИКС.

Белорусская Сторона отмечает усилия председательства России в БРИКС в 2024 году, направленные на укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности.

Руководствуясь идеей «интеграции интеграций», подтверждаем актуальность и востребованность идеи формирования Большого Евразийского партнерства как ключевой инициативы по объединению интеграционных процессов в регионе, в том числе с использованием потенциалов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, СНГ, а также сопряжения планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» на базе принципов открытости, транспарентности и взаимного уважения интересов всех участников.

Россия и Беларусь отмечают укрепление позиций и рост значимости государств Глобального Юга и Востока в становлении полицентричного мира. Мы намерены в приоритетном порядке расширять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки и их региональными объединениями, в том числе продолжить взаимную поддержку освоения рынков этих стран через реализацию совместных проектов в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, энергетике и новых технологиях. 

Москва и Минск выступают за становление справедливого мирового порядка, основанного на принципах верховенства международного права, суверенного равенства государств и их права на самостоятельное развитие, сохранения культурно-цивилизационного многообразия, взаимовыгодного сотрудничества государств и их объединений при координирующей роли ООН. Стороны намерены и далее противодействовать навязыванию государствам Мирового большинства «порядка, основанного на правилах», представляющего собой попытку группы стран во главе с США безраздельно доминировать в мировой политике, экономике и финансах, в том числе силовыми методами.

Постепенный переход мировой экономики на многополярную модель работы становится неоспоримым фактом современности.

Обе страны тесно взаимодействуют в международных организациях, координируя позиции в рамках таких групп и объединений единомышленников, как Группа друзей в защиту Устава ООН, Движение неприсоединения и другие.

Россия и Беларусь продолжат оказывать поддержку друг другу на площадке ОБСЕ, задействуя этот формат для донесения странам коллективного Запада наших принципиальных позиций.

Москва и Минск рассматривают содействие формированию новой устойчивой архитектуры международной безопасности в качестве одной из ключевых внешнеполитических задач. Параметры такой системы должны стать продуктом открытых и всеохватывающих переговоров о правилах бесконфликтного сосуществования на основе принципов равноправия и неделимости безопасности, а также признания реалий многополярности и обязательного взаимного учета интересов всех вовлеченных сторон.

Отмечаем, что новые геополитические реалии высвечивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на пространстве Евразии на основе принципа равной и неделимой безопасности. В связи с этим выражаем приверженность положениям Заявления министров иностранных дел государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства, принятого в Минске 22 ноября 2023 года, и призываем все заинтересованные страны укреплять взаимодействие по совершенствованию механизмов обеспечения безопасности на евразийском пространстве в интересах поддержания устойчивого мира, стабильности и динамичного мирного развития континента на долгосрочную перспективу.

В связи с этим Россия и Беларусь будут последовательно продвигать на международных площадках инициативу Белорусской Стороны о разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке – объединительного документа, в котором могли бы быть сформулированы параметры и принципы функционирования архитектуры безопасности на евразийском пространстве, а также стратегическое видение многополярности и многосторонности обновленной системы международных отношений.

Опираясь на успешные итоги прошедшей в прошлом году в Минске конференции «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в  трансформирующемся мире», намерены на регулярной основе задействовать минскую площадку для обсуждения в конструктивном ключе вопросов формирования на евразийском пространстве справедливой, безопасной и устойчивой общеконтинентальной архитектуры взаимодействия в области безопасности, экономики и в гуманитарной сфере. 

В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, накануне 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Москва и Минск совместно выступают на международных площадках против реабилитации и героизации фашизма и нацистских преступников, продолжают процесс расследования случаев геноцида мирного населения, противодействуют попыткам фальсификации истории. Мы осуждаем деятельность по ликвидации мемориального наследия. Подчеркиваем важность патриотического воспитания молодежи.

Одной из общих для России и Беларуси тем на площадке ООН и в других международных организациях является отстаивание исторической правды о Великой Отечественной войне, вкладе народов Советского Союза в Победу над фашизмом. Российская Федерация и Республика Беларусь традиционно совместными усилиями продвигают в Генеральной Ассамблее ООН резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

Наши страны считают контрпродуктивным навязывание рядом государств под видом универсальных собственных ценностных ориентиров и готовы отстаивать традиционные духовно-нравственные ценности, способствовать укреплению нравственной составляющей мировой политики на основе общепризнанных традиционных, здоровых, понятных и приемлемых для большинства ценностных установок, включая институт семьи, базирующийся на принципе «отец – мать», межэтнический и межконфессиональный плюрализм. 

Подтверждаем намерение продолжать совместную работу по противодействию политизации сфер науки, культуры и спорта, а также по дальнейшему расширению сотрудничества в области молодежной политики.

Министры иностранных дел России и Беларуси в целях дальнейшего углубления союзничества и стратегического партнерства между двумя государствами, их устойчивого развития и повышения авторитета на международной арене подтверждают настрой на обеспечение эффективной реализации российско-белорусских договоренностей по развитию двусторонней повестки дня, а также слаженной выработке и реализации общих подходов к ключевым международным проблемам.

mid.r



Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru