САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Посольство России в Белоруссии \ Завершена процедура выхода России из Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).

Завершена процедура выхода России из Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).

« Назад

07.11.2023 13:51

В 00:00 часов 7 ноября 2023 г. завершилась предусмотренная ДОВСЕ процедура выхода России из этого Договора. Таким образом, международно-правовой документ, действие которого было приостановлено нашей страной ещё в 2007 г., окончательно ушёл для России в историю. 

Одновременно утратили силу для Российской Федерации ещё два юридически обязывающие соглашения, неразрывно связанные с ДОВСЕ, – т.н. Будапештское соглашение от 3 ноября 1990 г. о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники шести государств-участников Варшавского Договора, а также т.н. Фланговый Документ от 31 мая 1996 г. Первое было заключено с целью определения уровней обычных вооружений для каждого из участников тогдашнего Варшавского Договора, а второй – для временного решения проблемы фланговых ограничений, возникшей в связи с прекращением существования СССР. 

ДОВСЕ был заключён на излёте «холодной войны», когда формирование новой архитектуры глобальной и европейской безопасности на основе сотрудничества представлялось делом возможным, предпринимались соответствующие попытки. Так, в тот период были заключены крупные соглашения по ключевым вопросам разоружения и контроля над вооружениями (стоит вспомнить о ДРСМД, ДСНВ-1 и ДСНВ-2, КЗХО, а в Европе, помимо ДОВСЕ, – о ДОН и ряде изданий Венского Документа). Не все из них выдержали проверку временем, но на том этапе они сыграли определенную стабилизирующую роль. 

Даже после резкого изменения геополитической и геостратегической ситуации – прекращения существования Варшавского Договора, а затем и Советского Союза, – когда Россия была вынуждена сокращать и реформировать свои Вооружённые Силы, а параллельно вести борьбу с терроризмом, Договор обеспечивал ей материальные гарантии безопасности. Например, ДОВСЕ позволил сделать процесс сокращений не односторонним, а взаимным, подключив к нему страны НАТО, прежде всего, Германию; совокупный потенциал тогдашних членов альянса был в определённой степени ограничен и поставлен под контроль. Всё это позволяло России более свободно задействовать Вооружённые Силы для решения приоритетной задачи обеспечения внутренней безопасности и территориальной целостности, борьбы с сепаратизмом и экстремизмом. 

Вместе с тем указанные изменения привели к тому, что ряд положений ДОВСЕ (прежде всего фланговые ограничения) перестал отвечать интересам России. Тем временем США, уверившиеся в своей «победе» в «холодной войне», запустили процесс расширения НАТО, и в результате страны альянса стали открыто обходить групповые ограничения Договора. Таким образом, ДОВСЕ в его первоначальном виде утратил связь с реальностью, и Россия стала добиваться его адаптации к новой ситуации. 

Соответствующее соглашение в 1999 г. было подписано, но оно так и не вступило в силу. США стремились сохранить более выгодный для них первоначальный Договор, а по возможности – ещё и выторговать новые уступки со стороны России по выводу войск из государств постсоветского пространства. По существу они запретили своим союзникам ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ. 

Западные участники переоценили возможности «влияния» на Россию и степень нашей заинтересованности в Договоре. С учётом деструктивной позиции США и их союзников в отношении Соглашения об адаптации ДОВСЕ Россия в 2007 г. приостановила действие Договора. Это шло в русле мюнхенской речи Президента Российской Федерации В.В.Путина (февраль 2007 г.) и стало одним из первых шагов нашей страны по жесткому противодействию гегемонизму «коллективного Запада» и навязываемой им концепции безопасности, основанной на каких-то им же произвольно диктуемых «правилах». 

Приостановив действие ДОВСЕ, Россия оставляла дверь открытой для диалога о путях восстановления жизнеспособности контроля над обычными вооружениями в Европе. Однако наши оппоненты не воспользовались такой возможностью, предпочли и далее строить свою политику не на принципах сотрудничества, а на блоковой антироссийской основе. С учётом прямой ответственности стран НАТО за разжигание конфликта на Украине, а также приёма в альянс Финляндии и продолжающегося рассмотрения аналогичной заявки Швеции, даже формальное сохранение ДОВСЕ стало неприемлемым с точки зрения коренных интересов безопасности России.

Из многолетней истории Договора можно сделать несколько выводов. 

Первый заключается в том, что попытки обеспечивать военную безопасность в Европе без учёта интересов России ни к чему хорошему их инициаторов не приведут. 

Второй – попытки цепляться за отжившие свой век договорённости, не соответствующие новой обстановке, также обречены на провал и чреваты развалом механизмов сотрудничества в сфере контроля над вооружениями. 

Третий – власти государств-членов НАТО и стран-клиентов этого блока наглядно показали свою недоговороспособность. На данном этапе никакие договорённости с ними в сфере контроля над вооружениями невозможны. Только когда жизнь заставит их вернуться к конструктивным и реалистичным позициям, соответствующий диалог мог бы возродиться как часть усилий по формированию новой системы европейской безопасности, отвечающей интересам России и всех других стран, отвергающих диктат Запада. 

Россия окончательно прощается с ДОВСЕ без сожаления и с полной уверенностью в своей правоте. Полученный при его создании и выполнении опыт – как позитивный, так и негативный – будет учтён. 

mid.ru



Последние новости
все новости
05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru