САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Проза и поэзия \ Олег Зайцев: «Война подкралась ранним утром...»

Олег Зайцев: «Война подкралась ранним утром...»

Зайцев

***

Война подкралась ранним утром,

Война не спрашивала дат…

Переливаясь перламутром,

Нам травы раны приглушат.

 

И жертв бесхитростные лица,

И их улыбки на устах

Война стирала, кровопийца,

Взамен них поселяя страх.

 

Кто б мог подумать, что четыре

Кровавых года быть беде,

Смерть караулила в квартире,

На улице, в лесу — везде…

 

И только плыли похоронки,

И только холмики земли…

Безжалостные шестерёнки,

Сминая, души ввысь несли.

 

И исстрадавшиеся люди

Молили небо, кто как мог.

Нет, мы такого не забудем —

Он в памяти, свинцовый смог.

 

Пусть обелиски маяками

Сердца потомков бередят,

Чтоб всё не повторилось с нами,

В нас вражий не стрелял солдат.

 

***

Только трубы печей, поседевших от боли и пепла,

Только жалобный скрип, словно всхлипы, в верхушках дерев:

Здесь земля в 43-м оглохла, замлела, ослепла

И застыла на… вечность, немую слезу утерев.

 

Было их 26, 26 деревенских избушек:

Детворы мал-мала — на две трети, и бабы, деды.

Жили, горя не зная, не видя ни танков, ни пушек,

Лишь трудились нещадно, ведь кормят деревню труды.

 

Как? когда? почему? — есть ответы. И нету ответа:

Онемевшим вопросом — старик с пацанёнком в руках…

Каждый третий в краю никогда не расскажет про это,

Треть страны! — языком колокольным молотит в висках.

 

Ворвались и согнали: сарай превратился в могилу —

Их огонь пожирал, не щадя стариков и детей…

Мир безумьем объят, исподволь потакая ИГИЛу,

Он фашистов растит и маньяков различных мастей.

 

Только прах и остался: ни смеха, ни вздоха, ни стона…

Человек человеку — уже и не друг и не брат?

Лишь у видевших это, как эхо в ушах, монотонно —

Кто услышит Хатыни надрывный, тревожный набат!?

 

***

В 1981 году в одном из карьеров на месте бывшего Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке мной, 13-летним мальчишкой, был найден литой обронный оклад с прикреплённым к нему венцом и гравировкой по нижней «плашке» «С. бл. Кн. Александръ Нэ.» (вероятно, «святой, благоверный князь Александр Невский — О.З.). На окладе военачальник в кольчуге, с коруной на голове, стоя в палатах держит в руках хоругвь с ликом Христа, рядом с ним на столе (возможно, что алтаре) покоятся символы царской власти — Шапка Мономаха и Держава. В настоящее время риза с соответствующей ей специально нарисованной иконой пребывают в полоцком Храме Покрова Пресвятой Богородицы.   

 

У внука князя Мономаха

был норов крут, крепка рука.

И не испытывал он страха

к тевтонских рыцарей полкам.

Воспитанный в суровом быте,

как православной веры сын,

не мог Отчизну не любить и

не защищать «родных осин».

Была супруга Параскева

ему покорна и люба:

он Александру в жёны девой

брал, коль прелестна, не глупа.

Пять отпрысков она родила,

но, полководец и стратег,

он знал, что только в вере сила —

Господь нам жалует успех.

Бог князю даровал победу

на Чудском озере, Неве…

А, следуя Христа завету,

тот чтил «синицу в рукаве»:

последнюю почуяв зиму,

чтоб душу искренне сберечь,

князь Александр Невский схиму

приял, Алексий став сиречь.

Он изуитско-папской «кобре»,

спасая православья храм,

ответил «вся съведаем добре,

от вас ученья не примам».

И на иконах благоверный

и чудотворный воссиял

святого лик, избегший скверны,

но ставший выше всех похвал.  

 

***

Когда мне трезвонят о сытом, холёном Западе,

Взахлёб их систему хвалят, но вторят вдруг «сам поди…»,

Смотреть мне не надо, чтоб вывесть мотивы «братии»,

Сующей под нос их хвалёные демократии.

 

И что же, их жизнь измеряется только полками?

Обилием славы и денег? Страстями колкими?

Вояжами? Праздным бездельем и грязной похотью?

Возможностью делать, что хочешь, и гадить, походя?

 

Зачем мне такие «уроки», такая «партия»?

Всегда избегал дискотек, не спешил на пати я.

Пусть не голодал, но, поверьте, пиры не жаловал,

К большому спеша, никогда не чурался малого.

 

Безверием веру не хаял, на зуб не пробовал,

Игорных домов и пари избежал я «хлёбово».

Всегда спокойно взирал на машины и гаджеты,

Себе говоря, «вот без баньки, рыбалки, как же ты?»

 

Да, целю не метко, но знаю, что значит истина.

Срываясь в патетику, не обращаюсь выспренно.

«В гробу — нет карманов!» — таков мой девиз и лозунги.

Но главное: Богу и людям, как и себе, не лги.

    

А Вы, поступившись моралью и честью, предками,

Питайтесь их падалью — западными объедками,

Не смейте внушать мне вашего счастья понятие:

Я верен традициям — в этом моё заклятие.

 

***

Смог бы краю изменить родному? —

Сам себе я вторю невпопад:

Здесь и солнце светит по-иному,

По-иному листья шелестят.

 

Здесь за убегающей тропинкой,

Вдаль меня манящую легко,

Небо озаряет яркой льдинкой,

Словно машет-машет мне рукой.

 

Здесь в глаза бездонные озёра

Молча и доверчиво глядят,

Ночь осенняя крадётся слишком скоро,

Затеняя выверенность дат.

 

И неуловимый запах дыма

От зажжённых где-то вдруг костров…

Ты мила мне, Родина, любима,

За тебя я жизнь отдать готов.

 

Минск, 2015.

Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru