САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Российские соотечественники в мире \ Спасая поэзию, мы спасаем человечество

Спасая поэзию, мы спасаем человечество

« Назад

Спасая поэзию, мы спасаем человечество 22.09.2018 22:27

21 сентября начинается конкурс «Кубок мира по русской поэзии». Это поэтическое «соревнование», как и «Открытый чемпионат Балтии», проводится на литературном конкурсном портале Stihi.lv, создал который энтузиаст своего дела, поэт, журналист и педагог Евгений Орлов.

- Евгений, каковы принципы конкурсов, придуманных Вами, чем они отличаются от большинства своих «собратьев»?

- Перед тем, как запустить первый конкурс, я долго размышлял на тему: каким должен быть идеальный конкурс поэзии? Сам я тоже участвовал в разных поэтических конкурсах и могу точно сказать, что мне в них не нравилось.

Первое — закрытость многих конкурсов как от самих участников, так и от читателей (конкурсные работы не выкладываются на сайты, их невозможно прочитать ни в ходе конкурса, ни после его завершения). Что по сути своей означает отсутствие какой-либо обратной связи между автором и читателем: собрались, разделили места, разбежались... И – всё, никакого литпроцесса.

Второе вытекало из первого. На таких закрытых от публики — келейных — конкурсах возможно всё: закулисные игры, протаскивание «своих» или «нужных» организаторам людей на призовые места, отрабатывание спонсорских заказов... Мне же хотелось создать конкурс совершенно открытого типа, такой, в котором я хотел бы поучаствовать сам.

Признаюсь, идею открытого для «зрителей» литературного конкурса, эдакого «конкурса-шоу» я украл на сайте газеты «Московский комсомолец» . Там работал замечательный человек, Георгий Янс, который придумал провести под эгидой газеты «Чемпионат России по русской поэзии». Было это в 2011 году.

На сайте в ходе конкурса размещались стихи участников, посетителям можно было оставлять комментарии – абсолютная поэтическая демократия! Кроме того, Янс ввёл в конкурсный регламент «поединки в парах», при которой «победившие подборки» выходили в следующий раунд, а в финале должны были встретиться две самые «стойкие» и разыграть звание «чемпиона».

На довольно тусклом и тоскливом (в организационном смысле) фоне существовавших тогда поэтических конкурсов этот Чемпионат заметно выделялся своей внутренней энергетикой. В общем — всем хорош был этот Чемпионат, кроме одного: руководство газеты «МК» и её сайта так и не осознали ценность начатого ими проекта, не вложились в него, не развили, не привлекли к нему внимания серьёзных литературных кругов, а потом и вовсе закрыли… И я придумал создать самостоятельный сайт конкурсной поэзии, сайт, открытый для любого автора, желающего поделиться своими новыми стихами в форме «конкурсного состязания», сайт с клубной атмосферой и «свободным микрофоном». Мне кажется, это получилось. Сегодня каждый посетитель, имеющий регистрацию на сайте, может читать и комментировать любые конкурсные материалы, участвовать в литературных дискуссиях, писать рецензии и обзоры конкурсного контента в разделе «ИМХО-КЛУБ».

На сегодняшний день Stihi.lv — это сайт, где не только проходят два ежегодных конкурса новых поэтических произведений, но и своего рода «интерактивный литературный журнал», на страницах которого размещаются все накопленные за эти годы материалы: видеозаписи «Дней портала Stihi.lv» в Москве, Санкт-Петербурге и Риге, аудиозаписи декламаций конкурсных произведений, электронные книги конкурсных авторов и «электронки» книг, изданных самим порталом в литературной серии «Книжная Полка Поэта» (на данный момент серия содержит 17 сборников стихотворений, отпечатанных малыми тиражами и подаренных их авторам), а также — безусловно — весь конкурсный поэтический архив, протоколы судейских голосований, комментарии к произведениям, отзывы независимых критиков и членов жюри…

Орлов Евгений

Евгений Орлов. Фото: ru.sputniknewslv.com

- Как Вы полагаете, отрицательные комментарии независимых критиков могут повлиять на мнение членов жюри?

- Я думаю, что на мнение любого человека может повлиять всё, что угодно. А вот в какую сторону — это вопрос. Восприятие поэтического текста всегда существует «здесь и сейчас». Завтра оно может быть другим: в зависимости от собственного настроения, его эмоциональной пресыщенности или опустошенности в конкретный жизненный период... Но, повторюсь, мы тщательно отбираем членов жюри, и, я надеюсь, каждый из них вне зависимости от субъективных факторов способен дать профессиональную оценку любому тексту или, по крайней мере, по достоинству оценить его красоту или своеобразие.

- Что такое Большое читательское Жюри?

- Состав нашего Большого читательского Жюри (а мы его называем именно так, хотя в жюри входят исключительно профессионалы) действительно большой и, если говорить о представительстве «разных поэтических эстетик», весьма разносторонний.

Судите сами: на последнем же Чемпионате Балтии 2018 года членов жюри было 42!

Каждый член жюри составляет свой ТОП-10 лучших произведений, сами понимаете, что при участии в наших конкурсах от 300 до 900 поэтических текстов попасть хотя бы в один такой судейский ТОП — это уже получить уникальное читательское признание...

Ну и, наверное, один из самых главных стимулов для участия в конкурсах портала Stihi.lv — это возможность получения специальных призов симпатий редакций литературных журналов и альманахов.

Прямо с конкурсных страниц новые стихи переносятся на бумагу и публикуются в «Дружбе народов», «Знамени», «Литературном Иерусалиме», «Новом Гильгамеше», «Белом вороне», «Письменах», «Рижском альманахе», «Литературной газете», «Комсомольской правде», парижском «Глаголе»... Огромное спасибо редакциям этих изданий за то внимание и интерес, которые они уделяют нашей конкурсной работе.

- Вас не замучили графоманы, которых сейчас развелось, увы, много?

- Вы знаете, нет. Приходили, конечно, прописные графоманы, чтобы потрафить своему самолюбию, но, сориентировавшись, уходили, поняв, что это не их уровень. Графоманы – такие же люди, как и все, среди них много умных.

- Насколько различаются между собой тексты, полученные из разных уголков мира?

- Хороший вопрос. В основе своей всё это современная поэзия, опирающаяся на русские литературные традиции. Лично я — приверженец именно такой поэтики, в которой прослеживается русский менталитет: образ мысли, темперамент, лиричность, философские корни... Но при этом в ней должен присутствовать психотип нашего современника, живущего именно сейчас, именно здесь, но между таинственным прошлым и еще более таинственным будущим, на пространстве, условно именуемом «Русским миром»...

Понятно, что русские авторы, проживающие и пишущие в других странах, вольно или невольно вносят в свои стихи какие-то элементы местной топонимики и местного колорита. Мы как читатели знакомимся с чужеземными пейзажами, сценками быта, экзотической для нас реальностью... Всё это, безусловно, обогащает современную русскую поэзию, если имеет смысловое или эстетическое значение, а не является тривиальной бутафорией.

Другое дело, если автор, проживающий за пределами метрополии, неожиданно для себя решил, что он уже какой-то «иной русский», и поэтому его поэтика просто обязана существенно отличаться от «литературного мейнстрима». Вот тогда и появляются поэтические тексты, которые больше напоминают подстрочные переводы на русский с какого-то другого языка... Безусловно, они имеют право на существование, почему бы и нет. Лично же меня такие тексты, писанные «иными русскими» русскими буквами, но являющиеся то ли калькой с иноземной поэтики, то ли стилизацией под другую литературную и психологическую ментальность, оставляют полностью равнодушным.

Впрочем, талантливое всегда видно. И «чужеземный» способ самовыражения, если к нему обратится гений пера, трудно будет «прозевать». Но в любом случае — это будет то, что обогатит дерево русской поэзии, а не окажется её сухой, обвисшей веткой.

- Вам кто-то помогает в организации конкурсов, есть ли у вас спонсоры?

- Нет. Я всегда говорю людям, предлагающим нам материальную поддержку, только одно: мы можем принять Вашу помощь, но при условии, что Вам за неё ничего не будет, кроме сердечного и душевного «спасибо».

Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский в беседе с журналистом в Нью-Йорке на вопрос «Что даёт поэзия?» ответил: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от неё, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п.… Это уникальный инструмент познания». А ещё он сказал: «Человечество не читающее стихов, обречено». Цитирую по памяти, но это — именно так.

Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru