САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Жизнь организаций российских соотечественников в Белоруссии \ Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске

Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске

« Назад

Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске 30.06.2014 15:54

Теперь, когда Запад развязал на Украине войну против России, когда в Кремле наступил кризис власти, проблемы памятников в Витебске ушли далеко на второй план. Сдаст Кремль юго-восток Украины (а для этого много причин и оснований) - о спорах вокруг этих памятниках останутся только воспоминания. Тем не менее, тема памятников в Витебске заслуживает внимания.

 

Приближается 24 июля день, когда Русская православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 

Ещё в 8 ноября 2007 года Витебская городская общественная организация «Русский культурный центр «Русь» обратилась к Председателю Витебского облисполкома В.П.Андрейченко с просьбой рассмотреть возможность установления в г. Витебске памятника святой, равноапостольной великой княгине Ольге. С тех пор прошло много лет и на фоне полемики о памятнике Ольгерду почти забыт вопрос о памятнике княгине Ольге в Витебске, а ведь именно с памятником Ольге связан неожиданно возникший проект памятника Ольгерду, по моему мнению, как противовес памятнику равноапостольной великой княгине.

 

Позиция тех, кто выступает «против», всегда более уязвима, чем позиция «за». Выступая за памятник Ольге можно рассчитывать на компромисс, на установку двух памятников в городе, и это было бы определенным успехом. Выступая против памятника Ольгерду, скорее всего, не увидим в Витебске ни памятника Ольгерду, ни памятника Ольге.

 

Теперь по поводу решения Витебского горисполкома по памятнику Ольгерду.

 

Принимая решение об установке в Витебске памятника Ольгерду, руководство Витебска,опираясь на мнение НАН РБ, а также министерств культуры и образования РБ, считает, что установка памятника основателю витебских замков князю Ольгерду не противоречит официальной исторической концепции, а научные споры вокруг значимости данной личности в истории не входят в компетенцию исполнительных и распорядительных органов, а являются прерогативой учреждений, занимающихся историческими исследованиями. Насколько мне известно, возражений по поводу установки в Витебске памятника Ольгерду со стороны учреждений, занимающихся историческими исследованиями, пока не было. Что для власти в данном случае более значимо, чем аргументы общественности.

 

Что касается поддержки планов установки памятника Ольгерду со стороны прозападной антироссийской оппозиции.

 

Для них Ольгерд как великий князь ВКЛ (ВКЛ - «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское», но чаще употреблялось сокращенное название «Вели​кое княжество Литовское»)является несомненным западником и русофобом. С точки зрения борьбы против пропаганды русофобии с жонглированием наследием ВКЛ в историографии РБ, и может иметь смысл критика установки памятника Ольгерду в Витебске, но тут не всё однозначно.

 

С одной стороны Ольгерд стал князем Витебским на законном на то время основании. Около 1318 года он женился на дочери витебского князя Марии Ярославне, а после смерти тестя Ярослава Ольгерд стал князем Витебским. И современным руководителям Витебщины есть на что ссылаться, утверждая установку памятника Ольгерду в Витебске.

 

Но есть и другая сторона в критике идеи установки памятника с точки зрения российско-белорусских отношений. Если отношение к пропольской шляхте после их мятежей в 1830 и 1863 гг. в российской империи было отрицательным, то отношение к правителям ВКЛ было иным. Пример - памятник 1000-летию России открытый в Новгороде в 1862 году. Ни одного упоминания о деятелях Польши в составе Российской империи, не включили даже любимца либеральной общественности «незалежника» Тараса Шевченко, но иначе обстоит дело с представителями ВКЛ. На памятнике Гедимин - великий князь Литовский, Ольгерд - великий князь Литовский, Витовт - великий князь Литовский, Довмонт - великий князь литовский, князь Псковский, Кейстут - князь Трокский и Жемайтский.

 

Что касается позиции церкви.

 

Споры об установке памятника Ольгерду в Витебске ведутся все последние 5 лет с момента первых сообщений в местных СМИ и за все это время мы так и не узнали о позиции Белорусского экзархата Русской Православной церкви по этому вопросу.

 

И вновь о событиях на Украине.

 

Как невнятна позиция РПЦ по Ольгерду, также, к сожалению, невнятна она и по событиям на Украине. Как тут не вспомнить позицию РПЦ в первый день Великой Отечественной войны. Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий 22 июня 1941 года выступил с обращением к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», чётко и однозначно заявив о своей позиции: «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашист​вующие разбойники напали на нашу родину, - говорилось в обращении главы РПЦ. - Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

 

 

 

Игорь Потапов - председатель Совета Витебской городской общественной организации «Русский культурный центр «Русь»

 

 

 

Империя


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru