САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Муса Джалиль,обречённый на бессмертие

« Назад

Муса Джалиль,обречённый на бессмертие 04.03.2016 10:26

Никто не забыт, никто не забыт,

И ты, герой – узник, тюрьмы Моабит!

25 февраля 2016 года в Центральной городской библиотеке им. Горького г. Витебска состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый памяти татарского поэта, Героя Советского Союза Мусы Джалиля к 110-летию со дня его рождения.

В июле 1942 года, будучи тяжело ранен, на Волховском фронте Муса попал в плен и числился в списках «пропавших без вести». Для Джалиля началась страшная полоса концентрационных лагерей.

В гитлеровских концлагерях проводилась активная работа по формированию национальных легионов. Формируя национальные легионы, нацистские идеологи исходили из того, что мусульманские, тюркские народы можно использовать для борьбы против большевизма, против русских, для заброски в тыл как диверсантов. На Мусу Джалиля как на образованного человека «покровители» возложили «культурно – просветительскую» работу среди военнопленных, для последующей их вербовки в легион. Рискуя жизнью, оказавшись в легионе, он ведёт подпольную работу, тайно печатает листовки. Труды подпольщиков не пропали даром.

825-й Волго-татарский батальон, входивший в состав легиона, в феврале 1943 года был заброшен в Белоруссию с целью проведения карательной операции против белорусских партизан. Батальон восстал в районе Витебска (пос. Руба), перебил немецких командиров и охрану и в полном составе, с оружием перешел на сторону белорусских партизан.

Подпольщиками готовилось всеобщее восстание военнопленных. Оно было назначено на 14 августа 1943 года, но за 4 дня до этого срока поэта Мусу Джалиля и его соратников арестовали по доносу предателя. Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы Муса не прекратил борьбы. Его последним единственным оружием было слово. Последний год жизни Муса Джалиль провел в тюрьме Плётцензее в Берлине, обречённый на смерть. Именно там были созданы «Моабитские тетради», обжигающие своей подлинностью – это около 120 стихотворений. Сквозь строки в маленьких блокнотах перед нами предстаёт героическая личность поэта – гордость татарского народа.

DSCN1569

 Не физические страдания, даже не близость смерти угнетали Джалиля, а разлука с Родиной, с близкими, смерть на чужбине, то что на Родине будут думать о нём как о предателе. В своём стихотворении «Не верь!» Муса обращается к жене. В заточении поэт создаёт самые глубокие по мысли и художественно совершенные произведения «Мои песни», «Не верь», «Палачу», «Варварство», а также целый ряд других стихотворений, которые можно отнести к шедеврам советской поэзии. 25 августа 1944 года за участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине. Поэту было 38 лет. Его имя стало олицетворением величайшего патриотизма, символом мужества. Жизнь, творчество и смерть Мусы Джалиля – пример беззаветного служения Родине, своему народу.

Организаторами мероприятия явились Центр национальных культур ГУ «Центр культуры «ВИТЕБСК» (В.В. Шпак, А.Л. Вощенок), Центральная городская библиотека им. М.Горького (В.А. Гугнявых), Витебское отделение Международного общественного объединения «Татаро-башкирское культурное наследие «Чишма»» (В.Р. Аскарова) при участии учащихся УО «Витебский государственный колледж культуры и искусств». Главными на вечере были стихи поэта, которые звучали на татарском, белорусском и русском языках.

Венера Аскарова,

руководитель Витебского отделения МОО «ТБКН «Чишма»»

DSCN1621

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru