САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Жизнь организаций российских соотечественников в Белоруссии \ Судьба русской словесности в школе ХХI века: создание нового или модернизация старого?

Судьба русской словесности в школе ХХI века: создание нового или модернизация старого?

« Назад

Судьба русской словесности в школе ХХI века: создание нового или модернизация старого? 27.03.2015 12:12

Историческая общность пути России и Белоруссии, особенно на рубеже ХХ–ХХI веков, обусловила и сходные проблемы, которые приходится решать обоим государствам. Многие десятилетия образование осуществлялось на основе единой концепции, по единым для всего СССР учебникам. Этими обстоятельствами определяется потребность совместно осмыслить пути разрешения кардинальных вызовов современности в области образования. Мы решили обсудить некоторые вопросы, касающиеся этой темы. 

В обсуждении приняли участие: кандидат филологических наук, доцент, лауреат Международной Пушкинской премии для учителей русского языка, член КПОО «Преображение» Сергей Владимирович Карпушин, председатель правления КПОО «Преображение» автор пушкиноведческих статей, в недавнем прошлом - старший преподаватель Академии управления при Президенте Республики Беларусь Владимир Михайлович Галчихин и писатель, автор энциклопедических и научно-популярных изданий для детей и юношества, председатедь КСР общественных объединений российских соотечественников в РБ Андрей Евгеньевич Геращенко.

А.Е.Геращенко. — Сергей Владимирович, Вы более 40 лет своей жизни посвятили работе в системе образования: в общеобразовательной школе, в вузе, в системе повышения квалификации учителей. С чем, на Ваш взгляд, связаны основные проблемы современного этапа развития образования? Какие из них являются наиболее актуальными для обеих наших стран, входящих в Союзное государство?

С.В.Карпушин. — Прежде всего, хочется отметить, что в определенном аспекте проблемы, связанные с общим средним и высшим образованием, не являются ни национальными, ни каким-то образом идеологическими в своей основе. Объективная потребность кардинального переосмысления образовательной парадигмы в условиях информационного общества связана со стремительностью роста диспропорций между объемами информации и объективными возможностями школы в решении проблемы формирования целостной картины мира у выпускников. Так, если сумма челове­ческих знаний в 50—60-е годы удваивалась каж­дые десять лет, а в 70-е — каждые пять, то в нача­ле XXI века удвоение информации происходит каж­дые два года и даже еще быстрее. Области знаний, которые еще вчера относились к фундаментальной науке, сегодня ста­новятся достоянием прикладных исследований, а затем незамедлительно переходят в разряд но­вых технологий. Складывается ситуация, когда даже самые крупные университеты не поспевают за развитием науки. Естественно возникает потребность в приведении образовательного процесса в средней школе в соответствие с этими реалиями.

В.М.Галчихин. — Но ведь для образования в этом отношении делается очень многое: например, учебные учреждения насыщаются компьютерной техникой, обеспечивая решение проблемы доступа учащихся и учителей к новым источникам информации. В ряде школ республики подключен к ресурсным центрам, которые значительно облегчают работу учителя в его педагогической деятельности. Внедрению современных эффективных методик способствуют электронные доски, позволяющие сделать урок динамичным, насыщенным, интересным. В школах внедряется дистанционное образование. Существенно облегчается контроль родителей за процессом обучения их детей. Ввели для этого и электронные дневники.

С.В.Карпушин. — Это действительно так. Компьютеры сегодня есть практически в каждой семье, да и не по одному. Когда-то с таким же восторгом и надеждой смотрели на телевизоры. Однако техника лишь опосредованно влияет на качество образования.
Проблема в другом. Существуют определённые пределы насыщения учебного процесса новыми предметами, невозможно бесконечно увеличивать размеры учебников. Достигнут предел передела часов, отводимых на те или иные предметы в школе. Психологи давно уже просчитали, что изучение школьного предмета менее двух часов в неделю — это бесполезно потерянное время. На сегодняшний день целый ряд предметов изучаются менее двух часов в неделю. Это значит, что из учебного процесса выпадает одно из важнейших звеньев — этап повторения. Помните, что повторение — мать учения. На сегодняшний же день утвердился ознакомительный принцип в общеобразовательной школе. Повторять, закреплять, отрабатывать навыки некогда!
В особом положении оказались предметы социокультурного и гуманитарного блоков, т.к. в этих областях не просто увеличились объемы информации, но осуществляется коренной пересмотр исходных мировоззренческих позиций, осуществляется уход от классовых – к общечеловеческим духовно-нравственным, эстетическим ценностям. При этом, разработка учебников этого блока на основе единой методологии существенно отстает от реалий времени.
Становится очевидным, что в условиях построения демократического общества, отказа от монополии какой-либо политической идеологии, возвращения в общественное сознание религиозных традиций и ценностей система школьного гуманитарного образования требует серьезного изучения и перестройки с учётом сложившихся тенденций.
Можно ли считать нормальным, что абсолютное большинство предметов гуманитарного цикла изучаются лишь от одного до двух часов в неделю?! Очевидно, что эти предметы всегда являлись основными в контексте решения школой задачи реализации государственного заказа на формирование духовно-нравственной основы и общего мировоззрения подрастающего поколения, вступающего в современный социум.

А.Е.Геращенко. — Очевидно, что в образовании нельзя так сразу всё радикально изменить. Особенность образования в том, что оно связано с системой передачи знаний от одного поколения к другому. Сегодня скорость изменений во всех сферах жизни человечества многократно возросла, но человек в силу ряда биологических и даже социальных причин не всегда успевает за этими изменениями. Каждый год новое поколение детей идёт в школу. Каждый раз всё начинается сначала: интеллектуальные возможности ребёнка, его психоэмоциональная сфера зачастую не успевают за реалиями окружающего нас мира. Желание дать выпускникам школы больше информации, адекватной сегодняшнему дню, привели к эксперименту с двенадцатилеткой. Известно, что Вы в те годы были категорическим противником этой идеи. Почему?


С.В.Карпушин. — Далеко не я один. Более ста тридцати учёных ведущих вузов, наиболее опытные учителя школ подписали наше открытое обращение к общественности о недопустимости перехода на двенадцатилетний цикл образования, т.к. он никаких проблем не может решить. Совершенно правильно поступила Россия, отказавшись от этого эксперимента. Нам же потребовалось одиннадцать лет, чтобы понять ошибочность выбора и прекратить жестокий опыт.
Дело в том, что у пяти-шестилетнего ребёнка ещё отсутствует достаточный уровень развития образного и абстрактного мышления. Поэтому он не способен воспринимать значительный объём достаточно сложной учебной информации, которая предполагалась для семилеток. Речь идёт не о вундеркиндах, а об обычных, средних детях. Должна быть обеспечена прочная преемственность между детскими садами и начальной школой. Но проблемы в этом плане далеко не все решены и сегодня. К тому же отсутствовали соответствующие программы по многим предметам, необходимые учебники, современные дидактические материалы для учителя. Несколько лет учителя и учащиеся вынуждены были дома и в школе работать по нескольким учебникам по предмету одновременно. Создание полноценных учебных комплексов требует, кроме денег, длительного времени для их написания и экспериментальной апробации.
Плюс к этому решили срочно повысить качество образования переходом на десятибалльную систему оценки знаний. Короче, все и сразу: ломать – так ломать! И мало дела до конкретных учителей, до детей. «Цель оправдывает средства!» Только цели-то не достигли. Решили тактически откатиться на заранее неподготовленные позиции. Дело в том, что за десять лет родилось новое поколение учеников, для которых нужны уже другие учебники по многим предметам. Особенно по гуманитарным. Ответ: «Значит, воспользуемся старыми. Просто переиздадим. А попутно объявим компьютеризацию школ». Правда, оказалось, что некогда обеспечивать новое поколение мультимедийными учебниками. Ведь они требуют совершенно иной технологии создания. Ответ: «Мы и эту проблему решим: загрузим в нетбуки и в Интернет старые учебники. И дела нет до авторских прав!» При этом забыли о предупреждениях опытных специалистов, что текстовая информация с электронных носителей запоминается в среднем на 30 % хуже, чем с бумажных. Не учли, что компьютерный набор текста практически ликвидирует моторную память, которая обретается только в процессе написания текста ручкой. А это уже влечет за собой утрату грамотности и даже разрушает саму возможность развития личности.

В.М.Галчихин. — Сегодня нередко говорят о снижении интереса к учёбе, что дети мало читают, что их трудно чем-то увлечь. Компьютерные игры, Интернет с его более чем неоднозначным контентом привлекают ребят гораздо сильнее. Достаточно распространенным явлением среди школьников стало употребление различных алкогольных напитков, наркотических веществ, что в значительной мере способствует интеллектуальной и духовной деградации. Как Вы относитесь к этим мнениям?

А.Е.Геращенко. — Реален тот неоспоримый факт, что примерно в 6-7-х классах происходит существенное снижение уровня мотивации современных учащихся к учёбе. Каковы на Ваш взгляд причины этого?

С.В.Карпушин. — Существует довольно распространенная путаница в принципиально важных понятиях: информация и знания. На мой взгляд, надо категорически развести эти понятия. Стремление к информационной перенасыщенности учебников наряду с отсутствием времени на закрепление изученного приводит к клиповости миропредставлений учащихся. Многие факты выпадают из памяти ребят, оказываясь долгое время невостребованными. Лавинообразное наступление информации происходит как раз в 5-7-ом классах, что очень контрастирует с начальной школой. У ребят невольно возникает ощущение беспомощности, неспособности усвоить информацию и формирование комплекса личной неполноценности. Мне кажется, при этом вряд ли можно говорить о проблеме снижения естественной природной любознательности подростков. Просто при обилии источников соблазнительной информации смещается вектор интересов.
К тому же, клиповое сознание формируется и самими учебниками, доминирующими в них вопросами репродуктивного свойства. Они, как правило, не ориентированы на формирование аналитических способностей ребят. Примеры? Попросите хорошего старшеклассника назвать современников Тургенева или Льва Толстого: художников, композиторов, учёных-естественников. Информацию им, конечно, эту давали. Она есть в учебниках. Но изучается она в разных классах, а вот система вопросов в этих учебниках не нацелена на формирование целостной картины мира. Поэтому в сознании ребят складывается определенная цепочка: все знакомые писатели жили по очереди. Они рождались, чтобы написать одно или несколько произведений и умирали или были убиты. Далее появлялись следующие.
Как признается в одном из современных педагогических энциклопедических словарей, «предметные знания в школе остаются разобщенными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер». (Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред Б.М.Бим-Бад; Редкол.:М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.:Большая Российская энциклопедия, 2003, — с. 58).

В.М.Галчихин. — Сегодня нередко можно слышать суждения, что нужно вернуть такой предмет, как МХК? По мнению многих, этот учебный предмет развивал способность учащихся воспринимать действительность по законам красоты, позволял упорядочить и значительно углубить представления учащихся о специфике искусства, сформировать представление об основных направлениях его развития на протяжении истории человечества от далекой древности до современности. Этот предмет давал возможность познакомить ребят с наиболее значимыми именами и артефактами в истории культуры, способствовал формированию эстетического вкуса, что очень важно в условиях наступления различных постмодернистских новаций в литературе, живописи, кино.

С.В.Карпушин. — Безусловно, все эти перечисленные Вами задачи должна решать современная школа. К сожалению, на наш взгляд, следует признать, что МХК изначально был мертворожденным ребенком. Посмотрите на программу по МХК. Это ведь программа для художественного училища, если не для университета культуры. И реализовать её надо было учителям за один час в неделю! Да и еще в основном силами учителей-филологов. К тому же далеко не все учителя, особенно на селе, были снабжены качественными дидактическими материалами для проведения уроков. Психологами давно просчитано, что изучение предмета менее двух часов в неделю – бесполезно потерянное время.

А.Е.Геращенко. — В обеих наших странах введены новые формы выпускных и вступительных экзаменов. В обеих странах не прекращаются ожесточенные споры об их целесообразности и эффективности. Однако обратимся к фактам. Снижение проходных баллов по результатам ЦТ для некоторых вузов до 5 из 100 — это реальность сегодняшнего дня.
Сократив количество часов на многие предметы, в том числе весьма важные – химию, георгафию, государство хочет получить грамотных специалистов. В то же время мы увеличили часы на изучение иностранных языков. К тому же на уроке по иностранному языку класс делится на несколько подгрупп по 7-8 человек. А свой язык (русский или белорусский) можем изучать в полном составе, т.е. 20-25, а в средних классах и более человек. Даже в начальной школе рекомендовано наполнять классы до 25 человек! Можно подумать, что мы всех готовим к возможной дальнейшей жизни не на Родине, а за границей. Результаты ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси красноречиво показывают, к чему мы в результате пришли: наряду с хорошо подготовленными в ВУЗы поступают и слабые выпускники. Советская школа всегда славилась своими точными и естественно-научными дисциплинами. Сейчас мы теряем позиии.

В.М.Галчихин. — Советская система образования имела одно неоспоримое достоинство: оно было фундаментальным, в совокупности учебных предметов формировало прочные целостные основы миропредставлений, соответствующих конкретному уровню развития науки. Вне сегодняшнего разговора оставим идеологическую составляющую гуманитарных предметов. Подтверждение этого тезиса мы видим в том, что выпускники советской школы востребованы везде в мире, они имеют прямое отношение к важнейшим открытиям во всех высокотехнологичных и наукоемких направлениях науки. Именно поэтому наше образование стало объектом деструктивной деятельности Запада. Понятно ведь, что образование определяет уровень развития общества, государства во всех сферах, его жизнестойкость в итоге. Поэтому началась активная конкурентная борьба на поле образовательного рынка.

А.Е.Геращенко. — Действительно, сегодня очевидным становится, что так называемый Болонский процесс несет в большей степени деструктивное начало для национальной образовательной системы Республики Беларусь. Кто такой бакалавр – недоучившийся выпускник ВУЗа, или же магистр – несостоявшийся научный работник? Поэтому многие страны, в том числе и Россия, с осторожностью относятся к идее присоединения с этой системе. Я не хочу сказать, что там все плохо. Просто у нас свои особенности и свои традиции. Важнее сохранить лучшее своё и разумно, без фанатизма, сугубо прагматично позаимствовать ценное. Многих в условиях всеобщего распада и нищеты 80-90-ых годов соблазнили различные заграничные гранты, поездки под лозунгом знакомства с передовым опытом. Так осуществлялся обычный интеллектуальный шпионаж. На приобретение мозгов тратились и тратятся огромные деньги, но в итоге оказывается, что это очень выгодный бизнес, позволяющий осуществлять прорывы в важнейших областях. По западным меркам нашим специалистам платят копейки. Мы же вообще не научились ценить собственные «мозги». Поэтому их отток не прекращается. Но это особая тема.

В.М.Галчихин. — Но посмотрите, ведь именно в конце 90-х в нашу педагогическую практику пришли западные педагогические технологии, что значительно обогатило творческий арсенал наших учителей, позволило раскрыться новым талантам.

С.В.Карпушин. — Это правда. Обращение к опыту коллег оказалось плодотворным в том плане, что стимулировало процесс самоанализа и самопознания. Довольно скоро первая эйфория прошла, начался период трезвого осмысления. Вновь оказалась справедливой мудрость: новое — это хорошо забытое старое. Оказалось, что многие новации (может быть без современной терминологии, во многих случаях фрагментарно) уже давно использовались нашими, российскими и белорусскими, педагогами-практиками. Безусловно, этот импульс позволил сделать очень заметный шаг к качественному обновлению нашего педагогического инструментария, провести ревизию всего, чем мы располагаем. Однако, если брать картину не на уровне самоотверженной деятельности относительно небольшой части педагогов-новаторов, а на уровне системы, то результат не очень радует.

В.М. Галчихин. — Не очень радостная картина вырисовывается в ходе нашей беседы. Действительно, школа ведь не резиновая: невозможно бесконечно наращивать объемы информации в учебниках, сокращая при этом часы на имеющиеся и вводя новые предметы. Рабочий день школьника не может бесконечно увеличиваться, т.к. это ведет к потере здоровья в важнейший для человека период жизни. И тем не менее, должен же быть какой-то выход?

С.В.Карпушин. — По моему глубокому убеждению, выход может быть найден только при условия отказа от экстенсивной методологии. Современная педагогическая наука и обширная практика внедрения различных современных технологий однозначно убеждает в том, что одной из важнейших задач школы является формирование навыков и умений самостоятельно ориентироваться в огромном море информации, способности анализировать ее и использовать в реальной жизненной практике. Во многом эту задачу решают современные педагогические технологии, ориентированные на достижение образовательных целей посредством организации взаимоотношений между субъектами процесса образования.
В центре внимания педагогов должны стать проблемы, которые ранее не были столь актуальны. В первую очередь, необходимо определить разумные пределы объемов информации, которые способна воспринимать детская память. Для этого следует исследовать возрастную динамику памяти. Должны быть определены разумные минимумы новой информации для каждого класса школы. Все лишнее, второстепенное необходимо решительно убрать.
Одним из обстоятельств, которые приводят к перегрузке учебного процесса, выделяют концентризм как принцип построения школьных курсов основ наук. Дело в том, что этот в своей основе подлинно научный педагогический принцип и породил противоречия, которые заложены в нем самом: углубление и расширение представлений, полученных ранее, становится невозможным по причине стирания из памяти прежней информации. Именно поэтому видится важной проблема обеспечения высокой частотности востребования базовой информации с целью ее запоминания и формирования необходимых навыков ее использования
Разработка дидактических средств должна обязательно осуществляться с учетом мнемотехнических основ запоминания (формулирование вопросов, заданий, способствующих установлению логических взаимосвязей между явлениями, событиями, артефактами). Эти все качества формируются на основе технологии развивающего обучения, которую используют в своей практике творчески работающие учителя.

В.М.Галчихин. — Мне известно, Вы являетесь разработчиком оригинальной интегративной технологии и автором сборников дидактических материалов по русскому языку и литературе. Что нового Вы предлагаете свои коллегам?

—Этому я посвятил несколько десятилетий своей педагогической деятельности. Мне посчастливилось в жизни работать вместе с коллегами-единомышленниками: Ковалевой Евдокией Степановной, Рудь Ларисой Григорьевной. Нам в практической работе удалось проверить эффективность интегративной технологии изучения филологических дисциплин. Специально разработанные упражнения и задания для уроков по русскому языку и литературе обеспечивали высокий уровень усвоения обоих предметов и возможность обеспечения высокого уровня мотивации учащихся отделения довузовской подготовки. Благодаря особой системе отбора информации создавалось единое информационное поле на занятиях по обеим дисциплинам. Это способствовало закреплению информации, а также навыков ее использования в различных ситуациях, т.е. переводу в прочные знания.

А.Е.Геращенко. — Возможно ли показать это на примерах?

С.В.Карпушин. — Допустим, на уроках языка изучается тема «Склонение числительных». Вспомните себя в школе: вы склоняли 352 стула, 689 троллейбусов и т.д. А если мы возьмем для такой работы предложение, в котором будут указаны годы жизни писателя, чьё произведение изучается на литературе, даты событий из его жизни и истории написания произведения? Конечно, они будут востребованы как факты на уроке литературы. Но ведь мы создаем ситуацию закрепления, воспроизведения этой информации в другой ситуации. Без дополнительного времени. Этот принцип используем при отборе текстов для диктантов, для анализа синтаксиса предложений, для словарной работы. Это позволяет в свою очередь разгрузить урок литературы от несвойственной этому предмету работы, больше времени уделить выяснению авторской позиции и средств ее выражения.
Это в свою очередь обеспечивало высокий уровень коммуникации на занятиях, а также выработку прочных навыков устной и письменной речи. Что касается литературы, то такая технология позволяла решать задачу исключительной сложности для литературного образования — формировать представления об индивидуальном стиле автора. Это значит представить литературу как источник наслаждения, а не простой суммы информации нравоучительного свойства. Не секрет ведь, что зачастую классическую литературу используют преимущественно как материал для воспитательных бесед на ту или другую тему. А это уже не искусство, а педагогика.

А.Е.Геращенко. — Должна ли школа прежде всего воспитывать подрастающее поколение? Если да, то акценты на моральных аспектах содержания произведений вполне логичны?

С.В.Карпушин. — Я позволю себе высказать несколько нетрадиционную мысль: настоящее искусство никогда не ставило своей целью кого-либо воспитывать. В противном случае общество состояло бы только из высоконравственных людей. Все ведь изучали школьную программу классики, бесконечно звучит из различных источников музыка, достаточно часто мы встречаемся с классическими произведениями из различных видов искусства. Но разве все испытывают одно и то же состояние восторга, восхищения, удовольствия? Разве у всех сформирован подлинный эстетический вкус? По моему убеждению, такие предметы, как язык и литература должны быть душепорождающими. Именно на уроках по литературе и языку должно происходить приобщение к таинству искусства слова, которое ведет к катарсису, критическому самоосмыслению, к самооценке. На уроках языка (русского или белорусского) должна раскрываться сокровищница мысли и чувства, должно происходить знакомство с основополагающими нравственными категориями, на которых основана национальная ментальность. Но в современных учебниках по языку вы не встретите системной работы с такими нравственными понятиями, без которых интеллектуально развитое существо не может стать Человеком: сострадание, сочувствие, целомудрие, деликатность, добро, зло, любовь, ненависть, гуманизм и т.д. Не верите? Поищите их в известных Вам учебниках по языку. Спросите о значении этих слов у выпускников. А как без этого анализировать искусство?
Или возьмем для примера «Всеобщую историю» и «Литературу». Цивилизационный подход предполагает изучение истории с точки зрения развития цивилизаций, установления между ними многоуровневых взаимоотношений, слияния их в единый исторический поток. Например, Первая мировая война справедливо рассматривается историками как проявление кризиса западноевропейской цивилизации.
Искусство же, в том числе и литература, посредством образов выражает свое отношение к войне как к общеевропейской трагедии, в ходе которой погибли более одиннадцати миллионов человек различных национальностей. С гуманистических позиций искусство и гражданскую войну исследует не как «этап героической классовой борьбы за осуществление идеалов социализм», а как национальную трагедию.
В учебнике по истории должны быть в обзоре, а также в вопросах по теме упомянуты и произведения «пролетарских» писателей (А.Серафимовича, Д.Фурманова, А.Фадеева), равно как и И.Бабеля, М.Булгакова, А.Веселого, М.Волошина и др.). Равно как и в учебнике по литературе должны быть предусмотрены соответствующие ссылки на исторические документы, представляющие противоположные точки зрения на эти события. В настоящее время программа просто ориентирует на тот факт, что существовало лишь различное изображение этих событий, не давая трактовки принципиального отличия мировоззрений художников.
В учебниках по истории, литературе должны быть материалы и вопросы, позволяющие ориентировать память учащихся в определенной системе фактов и их различных оценках.
Однако вопросов, ориентирующих ребят на установление взаимосвязи этих вариантов видения определенной эпохи, в учебниках нет. Равно как и отсутствует система вопросов в учебниках литературы и истории на определение соответствия доли художественного вымысла и объективной исторической истины. В результате об Отечественной войне 1812 года или иных событиях учащиеся судят по художественным произведениям, потому что они оставляют больший эмоциональный след в их памяти, чем сухие страницы учебника по истории. О Пугачеве запоминается «Капитанская дочка», но не столько подлинные факты о нем, собранные тем же Пушкиным. Учебник по литературе ориентирует на якобы сочувственное отношение Пушкина к восставшим, но не воспроизводит полностью цитаты из текста: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. И те, кои замышляют у нас эти мятежи, либо люди без совести, либо для них собственная голова и полушки не стоит». Нет необходимости говорить о безусловной актуальности сегодня этих предостережений классика.

В.М.Галчихин. - Психологи справедливо утверждают, что информация, эмоционально не окрашенная, не становится достоянием долговременной памяти. Известно, что одним из самых мощных средств активизации зрительной и эмоциональной памяти является киноэкран. Некогда были специальные киностудии, создающие учебные и научно-популярные фильмы для школы. Однако за последние десятилетия прежние наработки устарели, стали в техническом плане устаревшими. Рыночные отношения разрушили систему киностудий учебных фильмов. На экраны хлынула кинопродукция, которая далеко не всегда формирует высокие духовные качества. Что можно противопоставить этому? Современные компьютерные технологии позволяют создавать динамичные, захватывающие внимание подростков фильмы, в которых преобладает жестокость, насилие, реками льется кровь. Аналогичные игры внедряют на уровне подсознания представления, что можно прожить несколько жизней, поэтому как бы снимается ответственность за конкретный поступок или даже преступление: все ведь можно повторить, пройти еще раз. Литературная классика с ее размышлениями о смысле жизни, о подлинных ценностях бытия утрачивают свою привлекательность.

С.В.Карпушин. - В настоящее время, к сожалению, такой системной работы по противодействию этим тенденциям на уровне государства нет. Поэтому нами самостоятельно начата разработка мультимедийных пособий для учителей русского языка и литературы. Уже внедрена в обиход первая в своем роде мультимедийная энциклопедия для школьников «Литературная классика на экране», разработана полная (на трёх DVD-9) мультимедийная «Энциклопедия литературного киномана». Завершена разработка энциклопедии «Подарок литературному киноману. М.Ю.Лермонтов», в котором систематизированы видеоматериалы о жизни и творчестве поэта, различные трактовки его произведений. Ведется активная разработка аналогичных изданий, посвященных большинству классиков русской и белорусской литературы. Надеемся, что результаты этой работы будут интересны всем интересующимся экранизациями русской классики независимо от возраста и сферы занятий.
Системное знакомство с особенностями эстетики киноискусства в какой-то мере компенсирует курс МХК. Так через видеоматериалы происходит и приобщение ребят к литературе, вызывает желание обратиться к жизни писателей, к их другим произведениям. Знакомство с различными версиями экранизаций, да еще созданных известнейшими режиссерами в разных странах, расширяет представления о роли русской литературы в мире. В соответствии с задачами КПОО «Преображение» нами разработан и реализуется план работы кинолектория для учащихся старших классов «Русская литература на экране», проводятся семинары для учителей школы. Надеемся, что наши разработки окажутся полезными для аналогичных организаций российских соотечественников в деле продвижения русской культуры.

А.Е.Геращенко. — Мне кажется, что наш обмен мнениями позволил выделить ряд актуальных проблем, стоящих перед современным обществом в сфере образования. Эти проблемы во многом порождены естественным ходом истории, развития общества. Очень многое, как всегда, связано с как с объективно назревшим стремлением соответствующих государственных структур реформировать эту важную сферу нашей жизни, так и потребностями педагогической, научной среды и самого общества. Обнадеживает, что уже ощущаются усилия по преодолению этих проблем. Хочется всем нам пожелать, чтобы этот процесс шел более динамично и был бы связан с наименьшими потерями.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru