САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Свечи памяти в Хатыни

« Назад

Свечи памяти в Хатыни 05.07.2016 19:51

В Белоруссии отметили скорбную дату – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Этот день – 22 июня – для партизанской республики, понятно, всегда особенный. Вся БССР оказалась в зоне фашисткой оккупации, здесь развернулось мощное партизанское движение. Вместе с тем фашисты и их пособники планомерно и старательно проводили на белорусской земле политику геноцида, сжигая сотни деревень вместе с их жителями. В целом в Белоруссии под оккупацией, которая продолжалась около трех лет, оказались около 8 млн. жителей.

Захватчики регулярно проводили карательные операции (более 140) с целью подавления партизанского движения, порабощения жителей оккупированной территории, разграбления имущества. Во время карательных операций уничтожено около 5,5 тыс. населенных пунктов, в том числе 630 вместе с жителями. Белоруссия в войне утратила более половины своего национального богатства. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9200 деревень. Огромны людские потери, которые составили от 2,5 до 3 млн. человек. Всё это во многом было связано с реализацией зловещего плана «Ост» по освобождению «жизненного пространства» для «арийцев».

Главными и уже традиционными местами проведения траурных мероприятий 22 июня являются Брестская крепость-герой, Линия Сталина, Курган Славы и Хатынь. Брестская крепость – символ героического сопротивления Красной армии в первые, самые тяжёлые дни и недели войны. Линия Сталина – место для проведения исторических реконструкций, позволяющее ознакомиться с особенностями советских оборонительных позиций, вооружением, формой красноармейцев. Курган Славы в большей степени связан с победой и той ценой, которую пришлось за неё заплатить.

Но даже в этом списке мемориалов Хатынь занимает совершенно особое место. Это место скорби, место памяти о сожжённых врагом населённых пунктах, миллионах убитых и замученных людей, концлагерях, убитых детдомовских детях. Именно поэтому в День всенародной памяти делегация Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при посольстве РФ в РБ посчитала важным, необходимым посетить именно этот мемориальный комплекс.

Впервые попавшие в Хатынь испытывают очень сильные эмоции. Это место буквально пропитано духом мученической смерти. Здесь не было больших сражений, здесь убивали, расстреливали, сжигали ни в чём не повинных людей. Наших людей… Таких же, как мы с вами, как наши родные, близкие и просто знакомые.

Мемориал, несмотря на свои размеры, кажется каким-то пустым. По нему вечно гуляет ветер. Здесь даже более тоскливо, чем в сохранившихся мемориалах концлагерей. Там хотя бы остались какие-то бараки, там хоть как-то, пусть страшно и далеко не все, но всё же выживали люди. Здесь – только смерть и памятники – большие и маленькие. Памятники убитым и замученным людям, сожжённым деревням.

…22 марта 1943 года каратели из батальона СС «Дирлевангер» и фашистские пособники из 118-го полицейского батальона, большинство личного состава которого составляли украинские националисты, сожгли белорусскую деревню Хатынь вместе с полутора сотнями её жителей. Это был один из множества страшных примеров реализации на практике того самого фашистского плана «Ост», согласно которому 25 % белорусского населения предполагалась онемечить, а 75% подлежали уничтожению. Гитлер прямо и недвусмысленно заявлял: «Мы обязаны истребить население – это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Мемориал «Хатынь» был построен по инициативе первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова – партизана, который лично был свидетелем ужасов оккупации и фашистских преступлений. Изначально предполагалось построить мемориал в деревне Вельи в Россонском районе Витебской области – во время войны её сожгли вместе с 450 жителями. Но Машеров понимал, что деревня слишком далеко от Минска и мемориал будет труднодоступным.

Комплекс создавался в несколько этапов. Все основные работы были проведены в 1968-1969 годах. Вначале построили ту часть, которая относится собственно к Хатыни. На месте каждого из 26 сожжённых домов установили памятники – бетонные венцы срубов пепельного цвета и обелиски-стелы в виде печных труб. В эти дома уже никогда не вернётся тепло родного очага, они напоминают призраки.

На вершине каждой – колокол. Колокола звонят каждые 30 секунд. Звон колоколов производит на посетителей очень сильное впечатление. На мемориальных досках указаны фамилии жителей. Есть и калитки – они всегда открыты, но в этих домах никогда не будет гостей. Сделаны и четыре стилизованных колодца – на тех самых местах, где стояли настоящие. Крыша памятника-сарая, в котором фашисты сожгли людей, сделана из траурно-чёрного лабрадорита. Напротив – братская могила хатынцев с Венком Памяти и словами обращения к будущим поколениям.

Главной доминантой мемориала является шестиметровый памятник – старик держит на руках убитого ребёнка. Возле него один из создателей мемориального комплекса «Хатынь» архитектор Валентин Павлович Занкович предложил остановиться и почтить память жертв Хатыни минутой молчания, после чего рассказал нам об истории создания памятника, привел малоизвестные факты о самом мемориале.

 001-pamyatnik-starik-s-synom -2

Прототипом старика, чья фигура определила образ главного памятника, был оставшийся в живых 56-летний кузнец Иосиф Каминский, которому удалось выжить. Каминский после ухода карателей нашёл своего сына – мальчик был ещё жив, но очень плох – тяжёлое ранение в живот, весь обгорел. Архитектор рассказал, что всю оставшуюся жизнь Каминский, который жил после войны неподалёку в соседней деревне, вспоминал этот жуткий момент: он нёс своего обгоревшего сына, из разорванного живота которого выпирали обнажённые внутренности – «кишечки», как говорил сам Каминский. Он нёс ещё живого человечка, понимая, что тот не жилец, и беззвучно плакал.

13 февраля 1969 года было принято решение о строительстве второй очереди мемориала. Чтобы подчеркнуть, что Хатынь – это символ трагедии геноцида белорусского народа, которая вовсе не ограничивается одной деревней, было возведено Кладбище невозрожденных деревень. На этом кладбище захоронены урны с землёй из 185 уничтоженных деревень (186-й была сама Хатынь). 186 белорусских деревень так и не были восстановлены после войны – возвращаться сюда и восстанавливать их было просто некому.

Всего фашистами было уничтожено 619 белорусских деревень вместе с жителями. 433 из них были восстановлены после войны. Именно им и посвящён памятник «Символические деревья жизни».

В нишах «Стены памяти» – названия мест массового уничтожения людей с указанием количества убитых и замученных. Особенно поражают детские игрушки в нишах. Так посетители отдают дань памяти детям, которых фашисты под предлогом «эвакуации» вывозили из детских домов в лес и хладнокровно убивали, поскольку те были сочтены непригодными для использования в качестве доноров крови для немецких солдат.

 002-vo-vremya-ekskursii-3

Венок к мемориалу

Экскурсия российских соотечественников закончилась у подножия Вечного огня. В его чёрном постаменте предусмотрено место для четырёх ниш, но только в трёх из них растут берёзы – четвёртая отсутствует в знак того, что во время войны погиб каждый четвёртый житель Белоруссии. Члены делегации возложили к Вечному огню венок с российским триколором, гвоздики к подножию и там же зажгли пять красных лампад, как символ пяти календарных лет войны.

Лампады были зажжены в рамках международной акции «Свеча памяти», которая вот уже восьмой раз прошла во многих городах России и в самых различных странах.

После возложения венка, гвоздик и зажжения лампад состоялся небольшой траурный митинг, посвящённый 75-летию начала Великой Отечественной войны. Выступающие волновались – было хорошо заметно, что на всех без исключения посещение мемориала произвело сильное впечатление.

Говорилось о том, что именно с Запада пришли на нашу землю неисчислимые страдания и беды. Нигде в Европе, половину которой прошагали советские солдаты, они не оставили подобных страшных свидетельств жестокости и военных преступлений. Стремящиеся учить всех и везде «гуманизму» европейцы и американцы твердят о «зверствах» Красной армии, но должны начать с самих себя. Вспомним хотя бы то, как «гуманные и демократичные» янки стёрли с лица земли атомными бомбардировками Хиросиму и Нагасаки. Это стало едва ли не зеркальным отражением преступлений гитлеровцев в Белоруссии.

 003-u-vechnogo-ognya-4

Делегация российских соотечественников у Вечного огня

Выступающие поддержали архитектора В. Занковича, говорившего об актуальности борьбы с фашистской угрозой в наше время, выразив полную солидарность с народом Донбасса, ведущим многомесячную борьбу с киевской хунтой. Вспоминали и сожжение одесситов 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов – бесчеловечное преступление укронацистов, за которое никто до сих пор не понёс наказание.

В Белоруссии в рядах русских организаций и организаций российских соотечественников примерно 80% составляют белорусы, для которых Россия – не «соседняя страна», а родное и близкое государство, являющееся «заграницей» только по формальным признакам. И Украина – не «соседняя страна», а часть нашей общей, единой русской цивилизации. Отсюда и расхождение позиций в оценке ситуации в Донбассе с официальными белорусскими властями, которые охотно контактируют с пробандеровским киевским режимом, а в отношении ДНР и ЛНР в лучшем случае пытаются сохранять шаткий суверенитет. Белорусский же народ в своей массе симпатизирует восставшему, охваченному пламенем святой антинацистской войны Донбассу. Российские соотечественники Белоруссии не скрывают своей принципиальной позиции по этому важному вопросу.

Между трагедией Хатыни и современной ситуацией в Донбассе есть и ещё одна параллель – гибли и гибнут мирные, ни в чём не повинные люди, дети. Самую активную роль в уничтожении Хатыни и белорусов сыграли перешедшие на сторону фашистов украинцы – идейные предшественники нынешних необандеровцев.

Невозможно спокойно взирать на вакханалию у наших соседей – могильные камни Хатыни и сотен других уничтоженных вместе с людьми белорусских деревень вопиют об этом.

…Хатынь. Немногочисленные посетители, гудящие колокола и звенящая тишина в перерывах… Есть о чём задуматься…

Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru