САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Жизнь организаций российских соотечественников в Белоруссии \ Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост

Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост

« Назад

Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост 04.03.2018 21:54

70% современных москвичей «постятся» мясными полуфабрикатами, а их «дореволюционные» предшественники питались в Великий Пост солеными персиками и маринованными ананасами.

Зима уходить не собирается. Снег сыпет, как из бездонной бочки. В такую погоду факт того, что идет Великий Пост, естественным образом забывается. Хочется горяченького мясочка, толстенькой колбасочки и еще чего-нибудь посочнее и потолще. Словом, природа берет свое. Русские люди, в том числе и москвичи, не исключение. 

Мы провели опрос, кто как держится в период самого строгого Поста и выяснили интересные моменты. Очень многие из респондентов и не думают поститься, как положено, а именно отказаться от мяса и продуктов животного происхождения и уподобиться веганам. 

Объясняют они свою принципиальную позицию по отношению к строгому Посту по-разному: «Нужно всего лишь иметь хорошую голову, и все будет хорошо!», «В Пост держусь хорошо. Снова налопалась картошки с мясом. Все в порядке», «Пельменей поела. Неужели от голода вера крепнет?», «От голода в голову лезут грешные мысли», «Сочетанием хронических болячек и проблем со здоровьем можно добиться обострения хронических заболеваний. Не нужно потом сидеть и ныть, что Бог не помогает по здоровью», «Если имеются проблемы со здоровьем, Пост противопоказан», «Если мама не пьет молоко, у нее начинается анемия рук и ног», «Если со здоровьем проблемы, поститься не стоит. Храм должен быть в сердце», «Имею разрешение на пожизненное послабление от наместника Новоспасского монастыря... То есть ем, что угодно, но в меру», «Больные, путники, дети и беременные не обязаны соблюдать пост», «По здоровью бывают такие проблемы, что соблюдение поста эквивалентно самоубийству. Что больший грех – несоблюдение поста или сознательный суицид?», «В этом году лопаю мясо со спокойной совестью – велено доктором. А раньше тоже ела, но совесть мучила», «Вот я свекрови каждый раз говорю про побочные эффекты неукоснительного соблюдения Поста, а она всегда его соблюдает, а потом по полгода желудок, поджелудочную и печень лечит. Её переубедить невозможно…».

А вот забавный вещдок одного из опрошенных на предмет того, как ему удается сохранить бодрость тела и духа в холодные снежные дни Великого Поста:

pic

30% респондентов, все же, постятся. При этом их воздержание не ограничивается гастрономическими моментами: «Не смотрю комедии и ужастики, не читаюхоррор. Не ем мясо, рыбу, яйца, молочные продукты. Не употребляю алкоголь, не сквернословлю», «Не ем пищу животного происхождения, не употребляю алкоголь. Стараюсь быть терпимее к окружающим», «В принципе-то здоровое питание вполне. Нормально держусь, тяжело только первые пару дней»… 

Словом, Великий Пост представители Русского мира Москвы соблюдают по-разному, и это «разное» объясняется разными факторами, в первую очередь, состоянием здоровья. В одном только современные москвичи согласно результатам опроса оказались солидарны: просто «диета» не обусловливает отпущение грехов. Не нужно делать друг другу гадостей, желать друг другу зла, завидовать, сплетничать, чинить козни, и все будет в порядке. 

А вот любопытно, как придерживалась Великого Поста Москва дореволюционная. В то время многие москвичи, видимо, были того же мнения, что и современные: главное – не грешить. «Москва постилась… – вспоминает один мемуарист И.И. Шнайдер, – Окна булочных были завалены длинными рядами слипшихся постных жаворонков с острыми и ломкими носиками и с криво посаженными изюминками-глазками. В кондитерских продавали разноцветный «постный» сахар». Далее мемуарист признается, что среди его знакомых москвичей были такие, которые строго придерживались суровых канонов Поста в течение всех долгих семи недель, и такие, которые усиленно постились только заключительную неделю, а затем с радостью наверстывал упущенное в ресторанчиках и кабачках.

4233_big_1350640437_4244 

Неукоснительно следовали строгим канонам Поста в первую очередь в купеческих семьях. Там полностью отказывались от «скоромного» – даже в кофе добавляли не обычное коровье молоко, а экстракт миндаля, что весьма любопытно – уже тогда появилась альтернатива животному молоку, которое просто терпеть не могут современные веганы. Тот же мемуарист И.И. Шнайдер с юмором описывал случай, когда одного купца его друг накормил сухариками, поджаренными на сливочном масле. Купец обиделся и устроил знакомому нехилый скандал. Впрочем, оба быстро помирились. 

Важным событием жизни дореволюционной Москвы был Вербный базар. Доход от реализации товаров шел на благотворительные нужды. 

1_5

«Через Дмитровку перекинута вывеска базара, – описывала его газета «Голос Москвы» в 1910 году, – Фасад и крыша здания также увешаны вывесками. Лестница убрана тропическими растениями и хвойными гирляндами. У входной двери вестибюле – павильоны с продажей в пользу общества детолюбивого и благотворительного, в пользу реформатской церкви. За чайным буфетом служат барышни в русских костюмах…».

Несмотря на необходимость строгого гастрономического воздержания во время Великого Поста, Москва находила другие способы веселиться. Так она подвергалась настоящему нашествию провинциальных актеров. Они слетались в Златоглавую со всех уголков России. 

Именно в период поста в Москве открывалась актерская биржа, где судьбы артистов вершили антрепренеры, набиравшие труппы на новый сезон. Во время актерских съездов в настоящий балаган превращался московский ресторанчик «Леворно». Здесь постящихся гостей угощали солеными персиками, маринованными ананасами и прочими изысками. Нужно заметить, что на спиртное принципы Поста не распространялись. В первую неделю лилось рекой дорогое вино, во вторую господа гости ограничивались водкой и пивом. Правда, с началом Страстной недели потребление горячительного сводилось к максимальному минимуму. 

800405347

Вместе с Великим Постом в Первопрестольную приходили и новинки западной моды. Очевидцы вспоминают, как в марте 1911 года параллельно с Постом в Москву наведалась мода на «куриные» и «петушиные» дамские костюмы и на странные юбки-шаровары. Главным «законодателем» женской моды в Москве выступал магазинчик парижских моделей женского платья на Петровке. 

4186349_663

Еще больше разбавлял строгую атмосферу Великого Поста апрель-месяц. Москвичи просто обожали разыгрывать 1 апреля своих знакомых. Наборы конфет с горькой начинкой, «чихательные» и «чесательные» порошки, ароматная клозетная бумага, подушечка для сиденья, которая издает весьма специфические звуки, лишь только на нее приземлишься, новости московской прессы о налаженных связях с инопланетянами или о принятых голосовых сигналах с Марса… 

Всегда «весело» было в Великий Пост московским дворникам. Уже в первых числах марта они получали от вышестоящих лиц указание «делать весну». Это значило, что, начиная с 1 марта, они должны были полностью очистить город от снега и льда. Москвичи, уверенные, что на улицах будет чисто, сухо и красиво, выходили из дома, разряженные в пух и в прах. Иной раз такие ситуации обретали оттенок настоящего абсурда. Ободренное оттепелью, городское начальство отдавало распоряжение расчищать улицы. Дворники старались, как могли, а вечером все их старания портил совершенно некстати начавшийся снег. Дворники выбивались из сил, снег валил, как из рога изобилия, обер-полицмейстеры выходили из себя… Природу не обманешь. Но последний факт понимал только глава города. Специальным указанием он избавлял дворников от сизифова труда, а москвичам советовал не раздеваться раньше времени и не портить здоровье, которое так необходимо для добросовестного соблюдения таинств Великого Поста. 

Пашкевич Карина
 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

31.03.25

Фактически позиция Топонимической комиссии при Совете министров РБ направлена на формирование нерусского (пропольского) топонимического ландшафта в Белоруссии, что не только грубо искажает белорусскую историю, но и способствует отдалению Белоруссии от России, торможению интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru