Историческая справка. Белосток и прилегающие к нему земли входили в Российскую империю, причём за пределами автономного Царства Польского. В 1918 году Антанта передала этот регион воссозданной Польше. В 1939 году, под ликование жителей (есть многочисленная красноречивая видеохроника на этот счёт), эта область воссоединилась с СССР в составе Западной Белоруссии.
Сразу после освобождения региона от немцев в 1944 году он первоначально считался освобождённой территорией СССР. Была воссоздано, в частности, управление Белостокской железной дороги. Но ещё до окончания войны в результате секретных договорённостей с союзниками, которые так и не были внятно разъяснены народу, Белостокщина, а также некоторые территории присоединённой в 1939 году Западной Украины, были вновь переданы Польше.
О сегодняшней ситуации в Белостоке рассказывает Андрей Романчук, секретарь Русского культурно-просветительского общества в Польше. Он потомок дворянского рода, его предки вовсе не являлись здесь эмигрантами. Пожилая мать Андрея, присутствующая при разговоре, хорошо помнит довоенную Польшу.
Вот что нам рассказал сам Андрей.
Город-штаб
В Белостоке до 1914 года жили русские, было много немцев, но большинство жителей города являлись евреями. В ходу было несколько языков — русский, идиш, немецкий, хотя в какой-то группе говорили и на польском. Но языком общения был, конечно, русский. Некоторые жители владели несколькими языками.
Здесь находился штаб Западных войск империи. Он был в Белостоке, так как этот город находился на территории, собственно, Российской империи, а не автономного Королевства Польского. Историческая граница между Королевством Польским и русскоговорящим Великим княжеством Литовским, позже целиком вошедшим в состав Российской империи, проходит за старинным городком Хорощ, что в пятнадцати километрах к западу от Белостока. Этот городок является самым западным населённым пунктом исторического русского региона в составе Великого княжества Литовского.
Рядом с Белостоком проходила и таможенная граница, отделявшая Королевство Польское — вначале от Великого княжества Литовского, а затем и от Российской империи. (Царские власти посчитали целесообразным сделать из автономной Польши как бы «свободную экономическую зону», а основную часть империи оградили покровительственными таможенными пошлинами — авт.) Именно поэтому в Белостоке так хорошо начала развиваться, начиная с середины XIX века, промышленность, она работала на российский рынок, защищённый таможенным барьером от конкуренции товаров Западной Европы.
Быстрое развитие Белостока началось в 60-х годах XIX века в связи с развитием промышленности, но также было стимулировано и размещением в городе в 80-х годах XIX века штаба Западных войск Российской империи. Если в 1863 году город насчитывал около 18 тысяч жителей, то к 1913 году — уже 120 тысяч. При том, что губернским городом являлось Гродно, все наиболее влиятельные люди губернии жили в Белостоке и его окрестностях. Пройдитесь по трём нашим кладбищам — православному, евангелическому (немецкому) и еврейскому, и вы там найдёте могилы, по крайней мере, 8−9 генералов Генштаба империи, 20−30 майоров и полковников Генштаба и статских советников императорского двора.
Нынешняя официальная история, которую начали писать после 1945 года, этих фактов, как бы, не замечает. И очень обидно, что в истории нашего города образовалась большая дыра между 1790 и 1919 годами. Такой ситуации не было даже до войны. Хотя большинство влиятельных людей во время Первой мировой войны бежало от немцев, но многие вернулись — для них не существовало границ. Возможно, именно вследствие этого, до 1939 года наша история выглядела иначе, было хоть какое-то уважение новой польской элиты к старой русской.
В своё время, после введения унии, православие было фактически поставлено вне закона, и только Браницкий (магнат XVIII века) вновь дозволил открыто исповедовать его в Белостоке. При нём было разрешено построить первую после введении унии маленькую православную церковь. Она стоит до сих пор, теперь это военный православный приход — церковь святой Марии Магдалины.
О национальном составе довоенной Польши
Между мировыми войнами в Польше жили, по официальным данным, около 100 тысяч русских православного вероисповедания, 80 тыс. старообрядцев, тоже, естественно, русских. Ещё 15−20 тысяч составляли православные немцы из России, эту группу в Польше называли «православные русские немецкого происхождения».
Также насчитывалось от 50 до 180 тысяч русских, имевших не гражданство Польши, но только вид на временное или постоянное жительство. В их числе была группа состоятельных и влиятельных граждан (примерно 3−5 тыс.), которым власти каждый год настойчиво предлагали оформить польское гражданство. Но они раз за разом отказывались от него, полагая, что Советская Россия есть временное явление.
Сохранились документы МИД, типа, «в Станиславском уезде известная семья, наконец-то, после 15 лет наших усилий, приняла польское гражданство». Местный чиновник, после того, как 15 лет его усилий увенчались успехом, даже получил награду.
Белорусы — это вообще отдельная история, их в довоенной Польше, только согласно официальной статистике, насчитывалось 2−3 миллиона, столько же украинцев. Евреев проживало от 6 до 8 миллионов. Они разделялись на 3−4 группы. Не забудем и то, что после революции в России через Польшу в Западную Европу проехало полтора миллиона эмигрантов.
(Согласно многочисленным свидетельствам, официальная польская статистика занижала реальный процент белорусов и украинцев. Реально их было, очевидно, значительно больше. — авт.)
О довоенной политике Польши
Проблемы у нас начались, когда после Первой мировой войны польские власти начали насильственно изменять в некоторых районах национальную и религиозную структуру общества, причём не только путём переселения поляков.
Национальная политика Польши ставила две цели. Во-первых, чтобы евреи не были большинством в городах страны, особенно в тех, которые находились ранее на территории Российской империи. Во-вторых, чтобы большинством там стали поляки.
В Белостоке с этой целью трижды расширяли границы города. Добились, что согласно статистике, процент евреев снизился в городе до 48−49%, хотя в центре их было 70%. А вот с полонизацией Белостока не получилось — вокруг города польских деревень не было.
Представители МИД и Польского министерства национальностей и вероисповеданий - было такое — ездили по территориям, которые ранее входили в состав России. В архиве сохранились их документы. В 1938 году отмечалось (упоминаются, в частности, Белосток, Станислав (ныне Ивано-Франковск), Каменец-Подольский, Вильно и др.): «Хотя политика полонизации длится уже двадцать лет, во многих государственных учреждениях многие чиновники не только общаются между собой по-русски, но и с посетителями говорят только на русском языке».
Кстати, Львова в этом списке нет, там была совсем другая ситуация. И Гродно там тоже не упоминался.
Польша вела следующую политику. Учителей польского языка с этих территорий, которые, кроме польского, автоматически знали русский язык, посылали работать на запад, на бывшие немецкие земли. А учителей оттуда, которые, кроме польского, знали и немецкий, присылали сюда. Чтобы они с детьми могли общаться только на польском. И ввели кары для детей за неупотребление в школе польского языка.
Польша разрешала открывать школы для национальных меньшинств, но содержать их были должны сами меньшинства. Хотя надо отметить, что, при всём том, ситуация с меньшинствами тогда была лучше, чем теперь.
Фашизм в довоенной Польше
До середины тридцатых годов ситуация ещё не была особенно страшной, самое ужасное наступило после смерти Пилсудского (12 мая 1935 г.), когда начались гонения по национальным и религиозным поводам, хотя Польша не хочет сегодня признавать этого.
С 1936 года начались гонения на евреев. Хотя им не запрещали учиться в университетах, но как могли это усложняли. А если же те и попадали в университеты, то еврейская молодёжь должна была сидеть в последних рядах — им не разрешали сидеть впереди. Затем в некоторых университетах также стали отдельно рассаживать русских и белорусов, чтобы они не сидели за одной партой с поляками.
Были ликвидированы четыре сотни православных храмов. Когда священники говорят, то такое было и в СССР, то это хоть понятно — Союз воевал с религией. Но что такое произошло в католической Польше, которая кичилась своими христианскими ценностями, удивило многих.
В самый последний период довоенной Польши начались вообще ужасные вещи. Моя мама помнит, как на тротуарах и некоторых магазинах начали появляться надписи «Бей жидов!». Громили и грабили еврейские магазины. К 1939 году эти тенденции непрерывно усиливалось. Если бы не началась Вторая мировая война, то в Польше была бы своя версия польского фашизма, она, фактически, уже начиналась.
Сегодняшняя ситуация
Этнографическая ситуация тут запутанная. Так, в Гродно, расположенном восточнее, (ныне в составе Белоруссии — авт.) поляки были в большинстве.
В Сокулках родная мать ксендза Попелушки (сторонника «Солидарности», убитого польскими милиционерами в 1984 году по политическим мотивам, ныне канонизирован как святой — авт.) едва говорила на польском. Но они считают себя поляками, хотя гораздо лучше говорят на белорусском, чем многие из тех, которые называет себя белорусами. То же самое в сторону Суховоли, Августово. Дальше начинаются уже чисто польские территории.
В Белостоке, с вступлением в ЕС, экономический кризис ещё более усилился и перешёл в тотальный промышленный крах. Все исторические текстильные производства, созданные ещё в XIX веке, работавшие и при Российской империи, и при независимой Польше, расширенные при народной демократии, сегодня закрыты. Это были не естественные, а искусственно вызванные банкротства — немецким супермаркетам приглянулись старинные здания фабрик.
Местные СМИ, телевизионные каналы находятся под контролем западного капитала. Они помогают вновь и вновь переизбираться в городе нынешним властям.
Александр Сивов, svpressa.ru
Комментарии
Комментариев пока нет