Россию погубила безнациональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения национальной идеи мозгом нации. Петр Струве
Воздух республики насыщен ожиданием перемен и надеждой на перемены. Но не окажутся ли надежды очередным миражом? В научной среде шутливо определены пять этапов внедрения нового: первый –шумиха, второй –неразбериха, третий – поиски виновных, четвертый – наказание не виновных, пятый – поощрение не причастных. Мы уже столько пережили всевозможных реформ, оптимизаций, упорядочений и т.д., что успеваем пройти только первый этап шумихи и частично неразберихи как накатывается новое цунами реформ.
Исторический, не только мировой, но и отечественный, опыт показывает, что любой новый закон исполнители инструкциями так подвергнут трепанации, виноват, интерпретации по собственному усмотрению, что от него останутся только рожки и ножки. А разве старые законы выполняются? Например, почему письма, направленные Правительству и Президенту с фактами бюрократизма и злоупотреблений конкретными лицами, направляются на реагирование данным лицам? И даже в наше трудное, тревожное время предложения по недопущению протестного движения, по улучшению духовного и патриотического воспитания блокируются в высоких инстанциях. Например, я только что получил ответ из Министерства культуры, подписанный замминистра В.И.Грамада, в котором взяты под защиту фашистские прислужники Францишек Олехнович и Наталья Арсеньева, русофобские редакции журнала «Наша гісторыя» и газеты «Наша слова», и другие редакции, которые стали рупором оппозиции, а их авторы входят в руководство протестным движением.
Процитируем главных два абзаца этого трёхстраничного ответа: «Так, главная идея пьесы Франциска Алехновича «Тени»: человек - творец своей судьбы и, если в прошлом были допущены ошибки, ему придется нести за них ответственность всю оставшуюся жизнь. Главный вопрос - это отношения художника к себе и с окружающим миром, с родственниками. В постановке никоим образом не упоминаются, не говоря уже о возвышении взглядов нацистов или Гитлера, не отражены неонацистские идеи. Пьеса «Тени» написана Ф. Алехновичем в 1920 году вышла в свет в 1921 году. К деятельности драматурга в годы Второй мировой войны она не имеет никакого отношения.»
31 января 2020 года в филиале «Литературный музей Петруся Бровки» Государственного музея истории белорусской литературы прошло театрализованное интерактивное мероприятие «Наталья Арсеньева: ангел или дьявол» в рамках культурного проекта «Амазонки белорусской поэзии», цель которого - привлечь внимание посетителей к белорусской женской поэзии XX в. В ходе мероприятия были прочитаны пейзажные и философские, антивоенные тексты Н.Арсенъевой, даны эпизоды из личной жизни, рассказано про переводы на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича, либретто к операм Клейста, Моцарта и др., выполненные поэтессой, а также приведены примеры высокой оценки ее стихов Максимом Горецким и Максимом Танком. Мероприятие носило познавательный и эстетический характер. Сообщение о данном мероприятии, размещенное в «Краязнаучайгазеце», имеет информационный характер и подготовлено на основании пресс-релиза Литературного музея Петруся Бровки.»
Трепещи Геббельс на том свете от зависти.
Аналогичные ответы, которые являются «хорошим запевом» успешного проведения объявленного «Года единения народа и высших эшелонов власти» поступили из Министерства информации и Министерства образования на направленное из Правительства моего письма.
Меняются министры, но практика защиты фашистских прислужников не исчезает. Так, например, еще в 1997 году министр образования В.Стражев в своём комментарии к письму заслуженных ветеранов-педагогов, участников Великой Отечественной войны, опубликованного в главной газете страны («Учебник белорусской литературы должен воспитывать культурного человека и Патриота», СБ, 12.12.1997 г., № 259), оправдывал изучение творчества фашистских прислужников Н.Арсеньевой, Л.Гениюш, М.Седнева, даже в начальной школе.
Позиция авторов письма была поддержана редакцией газеты в этом же номере.
«Мы очень благодарны ветеранам педагогики, заслуженным людям за их искреннее и гражданственное отношение к проблемам школы, за их неподдельную заботу о будущем нашего государства. Низкий поклон этим неравнодушным людям. Жаль только, что актуальные проблемы исторической науки, реформы школы остаются на периферии внимания “действующих” историков, школьных и вузовских преподавателей. Неужели им нечего сказать?»
Авторы письма совместно с областной Ассоциацией малолетних узников фашизма в 2002 году провели конференцию по такой же тематике, проанализировав все школьные учебники по литературе и общественным дисциплинам. Результаты предварительного анализа были опубликованы в газете и по инициативе облисполкома направлены во все школы области для осуждения. Как не старалась пятая колонна высокого ранга, все школы области поддержали итоги анализа учебников. На направленные материалы конференции в Правительство (материалы были опущены в почтовый ящик внутри здания) и Министерство образования не получили ответа.
Поддержи авторов конференции высокие инстанции – не пришлось бы воевать на баррикадах с молодёжью и творческой интеллигенцией.
А разве новые законы не ждёт та же участь? Об этом подробнее, для чего познакомимся с биографией выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского. Он должен стоять в одном ряду с Ломоносовым и Пушкиным. В до революционной исторической и справочной литературе ему посвящались огромные статьи, в советское время и нынешнее только в многотомных энциклопедиях о нем сообщают по принципу жил-умер. Это единственный простолюдин в истории России, который стал вторым лицом в государстве. Его горельеф на памятнике 1000-летие России размещён среди 26 выдающихся государственных деятелей – царей, вельмож.
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. Его отец служил причетником (младший чин в церковной иерархии) в храме в поместье екатерининского вельможи Салтыкова, мать - дочь дьякона.
В 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию. Среди самых способных учащихся необычайно одарённый Сперанский выдвигается на первое место, и его в 1788 году отправляют учиться в Петербургскую Духовную академию. В академии он обучался не только богословию, но и светским дисциплинам, в том числе высшей математике, физике, философии и французскому языку, который в то время был международным. В академии царствовала строгая дисциплина, благодаря которой у студентов вырабатывались навыки многочасовой интенсивной умственной работы. В 1792 году Сперанский окончил свое обучение. Его оставляют в академии, где несколько лет он был учителем математики, философии и красноречия. Вся деятельность учителя академии выдавала в нем многостороннего человека с самым широким кругозором. Его приглашают ряд сановников быть учителем своих детей, со временем он стал учителем будущего царя Александра II. Перед ним открывается перспектива блестящей богословской карьеры, но его заметили в светских кругах.С началом воцарения Павла I в январе 1797 года он становится титулярным советником (по петровскому табелю о рангах 9 класс – аналог воинского звания капитан) у генерал-прокурора.
Очень быстро чиновник вознесся по карьерной лестнице. Всего за неполных три года он стал статским советником (бригадир –промежуточное звание между полковником и генерал-майором). Биография Сперанского – это история быстрого возвышения на службе благодаря уникальной работоспособности и талантливости. По образному выражению историка В.Ключевского, он мог работать 48 часов в сутки и один мог заменить целый отдел.Многие ведомства желали бы заиметь такого работника. Эти качества позволяли ему не лебезить перед начальством, что стало причиной его беспрекословного авторитета в будущем. Действительно, Сперанский работал в первую очередь на благо государства, а уже только потом думал о собственных интересах. Будучи государственным секретарем, он сам убирал свои покои и вообще отличался скромностью в быту и привычках.
Александр I уже через неделю после своего воцарения присваивает ему очередной чин – действительного тайного советника (аналог в пехоте -генерал-майор), очарованный его чётким и точным подготовленным докладом, когда он заменял своего заболевшего начальника, назначил его своим личным статс-секретарем. В 1808 году, когда состоялся Эрфуртский конгресс с Наполеоном, царь взял Сперанского для доклада по гражданским делам. Именно тогда Европа впервые узнала, кто такой Михаил Сперанский. Благодаря знанию языков и своей образованности, Сперанский смог приятно удивить все чужеземные делегации, которые присутствовали в Эрфурте. Участники русской делегации с завистью отмечали, что французский император оказал большое внимание Сперанскому. Сам Наполеон обратил внимание на помощника Александра и даже якобы в шутку попросил российского императора поменять талантливого статс-секретаря «на какое-нибудь королевство». В свою очередь Александр I сказал Сперанскому, что по возвращению на родину будет с ним об этом говорить подробно. По приезду царь поручил ему составить план общей политической реформы, недовольный общей культурой и подготовленностью своей свиты на фоне окружения Наполеона. Для Наполеона главным было наличие мозгов, а не знатность рода.
В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.
3 апреля 1809 года император подписывает разработанный Сперанским указ, согласно которому прекращается присвоение чинов камер-юнкера и камергера, которые присваивались отпрыскам знатных родов с колыбели.
Особенно заслуживает внимания подготовленный М. М. Сперанским «Указ об экзаменах на чин» (6 августа 1809 г.). В соответствии с этим указом образование стало необходимым условием карьеры чиновника. Так, если до этого времени чины от коллежского асессора до статского советника можно было получить по выслуге лет (достаточно было просидеть 4 года в предыдущем звании), то теперь чиновнику начиная с чина коллежского асессора и выше, было необходимо иметь диплом русского университета, а при его отсутствии - сдавать экзамен по программе приложенной к указу по русскому языку и одному иностранному; показать свои знания в гражданском и уголовном праве, экономике, истории Отечества и всеобщей истории; знать статистику по России, географию, математику и физику. Царские чиновники не ошибались с процентами и не утверждали, что математике в школьном расписании уделяется слишком много внимания, в отличии от польского языка, который в некоторых наших школах изучают уже с первого класса. По указанию Александра І, помня участь отца, который хотел быть царем, в первую очередь, простого народа, оба указа были подготовлены в тайне от влиятельных вельмож, которых поставили перед свершившимся фактом. Реформы, проводимые царём по совету Сперанского, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольства со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были задеты более всего.
По проекту Сперанского чиновников нового типа стал готовить открытый в 1811 году Царскосельский лицей, первым выпускником которого был и Пушкин. По заключению ЮНЕСКО, система обучения в нём признана лучшей за всю историю человечества. Также была изменена подготовка богословов, в учебных планах усилили изучение математики, в том числе и высшей.
Играя на слабостях царя накануне вторжения Наполеона, чиновники сумели оклеветать Сперанского, того едва не расстреляли, обвинив в шпионаже в пользу Франции. Он был сослан в Пермь, подальше от линии фронта, с лишением званий и благ. Но и в ссылке он готовит документы по усовершенствованию государственной системы.
После войны царь разобрался в этом деле, Сперанский был оправдан, восстановлен в прежнем звании, ему выплати зарплату за всё время ссылки. 11 сентября 1816 года Сперанского с широкими полномочиями направляют губернатором в Пензу для наведения порядка. Опыт наведения порядка в кратчайшие сроки в сибирском регионе (проблемным и ныне) полезно бы знать не только российскому руководству. Сперанский стал доступным простому люду со своими бедами губернатором. Зная, что рыба гниёт с головы, он быстро разобрался с высшим руководством губернии, некоторых отдал под суд.
22 марта 1819 года Сперанский неожиданно получил новое назначение — генерал-губернатором Сибири. По поручению императора Сперанский должен был провести ревизию Сибири. Когда известие о новом генерал-губернаторе дошло до Иркутска, там стали происходить поразительные события. Первый приближённый к иркутскому губернатору Трескину чиновник вскоре после этого сошёл с ума и умер в сумасшествии. Другой, в припадке белой горячки, бросился в речку Ушаковку, был вытащен из воды полумёртвым и вскоре помер. Имеются свидетельства, что и жена Трескина покончила жизнь самоубийством перед приездом Сперанского, а не погибла в результате несчастного случая. Эти события имели сильное влияние на мысли народа.
Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и обстоятельства с помощью провозглашённой им «гласности». Возможность прямого обращение к самому высокому начальству перестало «составлять преступление», поступившие обращения тщательно расследовались. В результате гласности были отстранены от всех должностей его предшественник сибирский генерал-губернатор, отец будущего лидера декабристов И. Б. Пестель, губернаторы — томский и иркутский. 48 чиновников предстали перед судом, 681 человек оказались замешанными в противозаконных действиях, в том числе 174 чиновника и 256 «инородческих начальников». Сумма взысканий с них составила до трёх миллионов рублей. «Злоупотребительные» же действия самого Трескина, как значилось в указе правительствующего сената по результатам работы следственной комиссии, обошлись государству в 4-5 миллионов рублей ассигнациями (того времени).
Уже в 1820 в Сибири значительно улучшилось снабжение населения хлебом и другими продуктами. Сперанский провёл административную реформу, в результате которой Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства, причём единоличной власти генерал-губернаторов и уездных начальников противостояли не только учреждения Петербурга, но и впервые созданные в России коллегиальные органы местной законодательной власти — советы — в каждом из двух генерал-губернаторств, и во всех их округах и уездах.
Николай I, размышляя о причинах восстания декабристов, приходит к выводу о несовершенстве и порой противоречивости законов. Он поручает Сперанскому провести упорядочивание законодательства, 2 октября 1827 возводит его в чин действительного тайного советника. Благодаря неутомимой деятельности Сперанского работа была завершена в срок. Он основательно и тщательно изучил и текстуально восстановил русское законодательство начиная с 1649 года. И наконец, в 1833 г. было издано 15 томов действующих законов. 19 января 1833 года на специальном заседании Государственного совета Сперанский представляет императору 15 томов «Свода законов Российской империи», составленных под его руководством. Николай I, от ожидания, что теперь в России во всех уголках империи после рассылки во все губернии Свода законов воцарится мир и порядок на все времена,в присутствии всех членов Государственного совета снимает с себя Андреевскую звезду и надевает её на Сперанского. Впоследствии по воле императора Александра II эта сцена была изображена барельефом на пьедестале установленного перед Исаакиевским собором памятника Николаю I работы скульптора Клодта.
Николай Павлович продолжал работу и над подготовкой крестьянских законов. Увы, под влиянием своего окружения он не решился на полное освобождение крепостных крестьян. Вместе с тем он хорошо понимал насущную необходимость такого шага. Выступая перед депутатами смоленского дворянства, он сказал:«Теперь я буду говорить с вами не как государь, а как первый дворянин империи. Земли принадлежат нам, дворянам, по праву, потому что мы приобрели их нашей кровью, пролитой за государство; но я не понимаю, каким образом человек сделался вещью, и не могу себе объяснить этого иначе, как хитростью и обманом, с одной стороны, и невежеством с другой. Этому должно положить конец. Лучше нам отдать добровольно, нежели допустить, чтобы у нас отняли.»
Новым«Уложением законов» в 15 томах с 1 января 1835 года должны были руководствоваться все чиновники. Казалось, что теперь в стране восторжествует законность. Но как сообщалось, когда Могилевскому губернатору сказали, что его приказание не может быть исполнено, и сослались на соответствующую статью закона, попросил принести ему том с законами. Затем он сел на том “Свода законов” и, ткнув пальцем себя в грудь, грозно рыкнул: “Вот вам закон!” (Наука и жизнь, № 2. 2002г.,с -69).
Умирая и осмысливая своё царствование Николай I, сказал своему сыну: «Я в долгах перед Сперанским»
Как правило, власть портит человека. Император Николай I (как, впрочем, и многие другие самодержцы) не стал, к сожалению, исключением. Если в начале царствования его окружали талантливые государственные деятели, много сделавшие на благо Отечества, то затем в его окружение стали проникать малокомпетентные в своем деле льстецы, интриганы, преимущественно с нерусскими фамилиями. Это окружение «смотрело в рот» самодержцу и было озабочено лишь сохранением своего положения. Николаю I, по-видимому, понравились слова члена Государственного совета М.А. Корфа «Императору нужны люди не умные, а послушные». Именно на совести этого окружения лежат многие неудачи российской внешней и внутренней политики, а также трагическая смерть А.С. Пушкина.
Когда Александр II, ученик Сперанского, взошёл на престол, он начал с чистки кабинета министров, удалая ставленников своего отца. Первым был удалён Клейнмихель, у которого была устойчивая репутация казнокрада и льстеца. Это был безнравственный тип, с которого началась в России, принявшая в настоящее время невиданный размах во многих странах, история «откатов и серых схем». Взволновалась мать царя, у которой в голове не укладывалось, как это сын может не продолжать дело отца и удалять его любимцев. Она стала нервно выговаривать своему сыну: «Как можешь ты удалять с министерств таких преданных и усердных слуг? Их выбрал твой отец, а кто лучше твоего отца, умел распознать и выбирать людей?»
Александр Николаевич достойно ответил матери: «Папа был гений, и ему нужны были лишь усердные исполнители, а я не гений, каким был папа – мне нужны умные советники!» Получив такой ответ, мать успокоилась.
За Клеймихелем последовал граф Нессельроде. В апреле 1856 года министром иностранных дел былназначен князь Горчаков. Он сильнее кого бы то ни было чувствовал всю горечь поражения в Крымской войне, лично вынес на себе главнейшие стадии борьбы с политической враждой Западной Европы, в самом центре неприязненных комбинаций — Вене.
Кто такой Нессельроде? Известный историк Тарле подробно анализировал донесения основных послов России, в Петербург. Такие послы, пишет историк, как "барон Бруннов в Лондоне, Мейендорф в Вене, даже Будберг в Берлине… следовали указаниям своего шефа-канцлера… и писали иной раз вовсе не то, что видели их глаза и слышали их уши". А, в свою очередь, "Нессельроде собирал эти лживые сообщения и подносил Николаю".
Интересные документы разыскал Никита Михалков, подтверждающие циркулировавшие упорные слухи:«Глава русской дипмиссии в Тегеране Александр Грибоедов был растерзан в начале 1829 года не в результате стихийного шабаша исламских фанатиков, как нас уверяли историографы. Еще тридцать лет назад мы, в процессе работы над сценарием, поняли, что эта гибель — не случайность, а спланированное убийство. Обнаружили документы, подтверждающие, что министр иностранных дел граф Нессельроде был резидентом английской разведки. К расправе над Грибоедовым привел подготовленный англичанами заговор. Они стремились втянуть Россию в еще одну тяжелую войну (помимо уже шедшей в то время русско-турецкой), максимально ослабить и выдавить ее из ключевого, стратегически важного региона.(Н.Михалков «Казус «Грибоедова», «Свой», № 4, 2016, с.-2)
О гражданском мужестве однокашника Пушкина по лицею, свидетельствуют и такие факты. На второй день после восстания декабристов утром он привез Ивану Пущину, с которым учился в лицее вместе, заграничный паспорт, умолял уехать за границу и обещал доставить его на корабль. Пущин отказался. Если бы тогда о поступке Горчакова стало известно, то его карьере пришел бы конец.
Навестил Горчаков и опального Пушкина, когда тот находился в Михайловском.
При Александре ІІ Россия сделала огромный рывок в экономическом развитии, вышла из международной изоляции, было отменено крепостное право. Но и сопротивление дворянство, которое не хотела терять своих вольностей на крови других, было огромным. Да и извечная язва России –коррупция и массовое злоупотреблений чиновников породили большое недовольство. Пятая колонна объявила на царя и высших чиновников настоящую охоту. В конечном счёте Россия не справилась с возникшими проблемами и привела страну к революциям и Гражданской войне.
***
Прошли столетия, изменилась ли атмосфера в коридорах власти? В истоках белорусской государственной идеология стоял потомственный баптист Иван Иванович Пашкевич, который сейчас проживает в Америке и является там редактором газеты «Новое слово» (корреспондент этой газеты аккредитован в Беларуси, и эту газету часто раздают на общественных тусовках) и журнала «Источник» - орган евангельских церквей США, которые являются национальным подразделением религиозного объединения «Асамблея Божья США». Можно не сомневаться, что протесты белорусов там –дело рук Пашкевича, как и один из возможных каналов поступления средств оппозиции.
Я принимал участие в работе республиканского двухдневного совещания по выработке первой программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Основной докладчик –преподаватель Минского университета им. М.Танка - закончил своё выступления фашистским призывом «Жыве Беларусь!» Пашкевич, довольный, что зал проглотил призыв, никто не возмутился, покинул совещание и больше мы его не видели.
Обратимся к изданным оперативно с разбегом в четыре месяца по заказу Министерства информации две книги мемуаров А.М.Радькова, бывшего главного идеолога республики, бывшего министра образования, бывшего…, которые представляют величайшим прорывов в белоруской мемуаристике. Как когда-то пели дифирамбы Алексиевич на деньги банка Бабарики, так сейчас оценивают мемуары Радькова.
Образцом руководителя Радьков считает декана факультета пьяницу Е.Сенько: «Мне довелось по жизни видеть много деканов, дружить с ними, сотрудничать, общаться. Но лучшего, чем Е. Е. Сенько, я не встречал.». (2, 138)
По его мнению, Сенько обладал необходимыми данными руководителя высокого ранга и сожалеет, что тот не стал ректором института. Гордится, что «У Сенько я прошёл школу выпивки, вообще говоря, для жизни небесполезную.»(2, 136). Несколько раз молчаливо соглашается с мнением: «Сенько, не скрывая, считал самым безопасным видом взятки бутылку, объясняя это тем, что после её оперативной реализации не остаётся никаких следов.»(2, 60) и вместе с ним, не «от ходя от кассы», в рабочем кабинете проводят эксперименты по уничтожению следов взятки, после которых на виду студентов и сотрудников «застенчиво» покидают университет и на виду жителей города, обнявшись, пашут землю носом. Пробираясь домой, вели себя тихо, благородно – «Шумел камыш не пели». (2, 135, 136)
Он гордиться, что успешно учился в школе Сенько, зная испытания, которым подвергаются новички перед зачислением в сонм избранных: «Через неделю после того, как я приступил к обязанностям министра образования, на планерке в Совмине министр спорта генерал-лейтенант Ю. Л. Сиваков заявил мне:
-Радьков! Мне надо с тобой выпить!
Я не раздумывая отвечаю:
- Согласен!
Мы с Юрием Леонидовичем в каком-то шахматном клубе проговорили весь вечер. Но после этой встречи у меня не было с ним ни профессиональных, ни личных напряжений.»(1, 96).
Такой метод подбора кадров Радьков считает правильным: «Со временем, когда я уже работал у Кудряшова проректором, он практиковал неформальные встречи со мной. С утра об этом предупреждал. И тогда я в обед мчался домой, старался поесть супа, обязательно хлеба с маслом, чего-нибудь мясного. Я понимал, ректор зовет меня не на выпивку, а на разговор. Причем хочет откровенности, ему интересно, чем живет новое поколение, что у нас в голове, как мы видим будущее и чего им от нас ожидать? Разговор один на один, в лесу. Стол накрыт на капоте служебной машины, водитель гуляет вдалеке, темы принципиальные. А ты выпил две рюмки и «поплыл»? Кому такой проректор нужен? (выделено мною – И.М.) Евгений Павлович какое-то время преподавал в Могилевской школе КГБ, поэтому «допрашивал» меня профессионально и с пристрастием. Если бы не школа Сенько подготовки к таким разговорам, я бы никогда не выдержал.»(2, 137).
К этим испытаниям его заранее готовил сват, занимавшийся кадрами в обкоме партии: «Геннадия Тимофеевича Игнатенко уважали как профессионала высокого уровня в кадровой работе. Безусловно, опыт у него был в этом деле большой, так как эти вопросы он вел в обкоме партии. Я только со временем понял, как аккуратно он меня учил тонкостям и особенностям системы подбора и расстановки кадров.»(1, 24,25)
Радьков восхищается участниками соревнования за звание «Лучший выпивоха», который оспаривали Сенько и ректор Кудряшов. «Сенько дружил с ректором института Е. П. Кудряшовым. Оба – сильные, авторитетные, властные личности. Они встречались и неформально, бывало, что и выпивали. Дозу спиртного держать оба умели. В конце восьмидесятых Егора Егоровича избрали на Совете института в очередной раз деканом. Он не мог не отметить это событие, но после 1985, в связи с масштабной кампанией по борьбе в СССР с пьянством и алкоголизмом, официальные выпивки были опасны. Партком за этим следил сурово. Егор Егорович передо мной извинился, сказал, что отметит своё избрание тайно, у себя дома, только с ректором, вдвоём, даже без жён. И мне стало крайне интересно, сколько же спиртного они «поднимут»?
Утром, в половине восьмого, Сенько был уже в деканате. Даже внешне было видно, что посидели они основательно. Егор Егорович был молчалив. На мой вопрос, сколько же они вчера выпили, он не сразу, но всё-таки показал пять (!) пальцев и добавил, что шестую начали. И ведь с утра оба были на работе!» (2, 136)
Раскрывает Радьков и методику работы с кадрами бывшего министра образования В.Стражева: «Встречаю в университете Министра образования В. И. Стражева. Он прибыл с деловым визитом, но выходит из машины возбуждённый, возмущённый, сразу заявляет:
- Радьков, еду к тебе в университет, по дороге в машине включаю радио и слышу, как твой проректор Мартынов обрушился на меня с критикой, что я не даю хода его монографии и, тем самым, препятствую внедрению проверенных, актуальных, крайне необходимых обществу методов воспитания юношей. Ты разберись, что у тебя за проректор!»(2, 85)
Со мной разобрался дважды с нарушением законодательства новый ректор, как только в стране возродился аналог крепостного права – контрактная система.
Радьков же проводил со мной разъяснительную работу, как следует обращаться с начальством и упрекал меня в не компетентности.
Мною выложено в Интернете 47 статей по различным темам, в том числе по образованию, истории Великой Отечественной войны. Читатели разных стран досылают свои впечатления. Их можно найти в Интернете. Приведу некоторые из них.
Свиягин Леонида Михайлович, который с 1992 года до увольнения в запас по болезни в 2000г. последовательно руководил отделением, отделом, управлением в одном из Главных управлений Генерального Штаба Вооруженных Сил Беларуси, прислал отзыв на статью «Почему Великая Отечественная война не закончилась в 1942 году?».
«Уважаемый Иван Иванович! Просто поражён той огромной работой исследователя, которая была проделана! Уверен, для читателя ВЫ открываете такой пласт фактического материала, что трудно переценить. Имея немалые источникиинформации в период своей службы, по доброму завидую Вашей. Согласен с Вашими выводами, как военный специалист и просто как неравнодушный гражданин. Желаю успехов и творческого долголетия. С уважением. Леонид. Честь имею!»
Неизвестная мне читательница Дава Аутрайт опубликовала такой отзыв на статью «Призрак бродит по Европе в образе фашизма». «Попробую (с помощью детей) перевести этот материал на английский язык, такая благодатная тема.»
Придерживаясь принципа – оправдываться, только обвинять себя, но все же приведу некоторые факты.
В ноябре 1996 года в присутствии министра образования В.Стражева во время первого визита Президента Лукашенко в родной институт я обратился к нему с просьбой остановить разворачивающуюся реформу образования, которая закончится провалом из-за недооценки значения математики в учебном процессе. Между нами состоялся продуктивный диалог (он зафиксирован телеоператорами), по результатам которого Президент предложил мне прислать свои предложения. В тот же день через охранника Бобылёва передал две заранее подготовленные статьи. Ответа не получил.
Кто скрыл от Президента эту информацию?
В интервью журналу «Белорусская думка» («Там – всем воздастся по уму. А второгодников - не будет», № 9, 1999 т., с 55-64) министр образования В.И.Стражев рекламировал написанный по заказу немецкими физиками учебник, в котором яко бы, аккумулирован лучший опыт советской и немецкой школ. Министр путал два понятия, когда рисунок дополняет текст (чем была сильна советская школа) и рисунок, который заменят текст (чем отличалась и отличается немецкая школа). Протесты учителей, преподавателей вузов против данного учебника игнорировались.
Учителя этот учебник называли «физическим комиксом. Удивляет, что учебник получил министерский гриф, когда все члены, без исключения, научно-методического совета при Министерстве образования при обсуждении рукописи этого учебника категорически высказались против его издания во избежание дискредитации белорусской школы преподавания (Ю.Лещинский, «Не надо путать физику с лирикой», СБ, № 254, 1999.)
Этот «физический комикс» министерство вынужденно было убрать из школьного комплекта учебников, а денежки тю-тю.
В этом интервью Стражев не забыл и меня: «Статьи Мартынова я внимательно читаю. По одной простой причине: эти статьи написаны умным человеком, душой болеющим за дело. При этом высказываются здравые мысли, которые я учитываю, хотя в чём-то не соглашаюсь. Но дело только выигрывает, когда умные оппоненты.»(с.- 61)
Очевидно Стражев полагает учётом моих научно-педагогических наработок, что трижды снималось издание монографий моих материалов, которые прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педагогических наук СССР (единственные из Белоруссии за всю историю существования Академии), а также вместе с М.Круглеем не допустил издание школьных учебников по математике с моими дополнениями, начиная с 1994 года («Зборнік нарматывных дакументаў Міністэрства народнай адукацыі», № 6-7, 1991г., с. 55-56).
Ознакомиться на практике с применением моих материалов в Кадинской школе Могилёвского района к учительнице Потёмкиной Валентине Ивановне приезжали педагоги со всех уголков Советского Союза. Министр образования Михаил Иванович Демчук, навестивший школу, был ошеломлён, когда ему предложили побеседовать с ученицей пятого класса, которую хотели уже отправить учиться во вспомогательную школу, а она стала к концу учебного года заниматься на твёрдую четвёрку при пятибалльной системе оценок. Ему показали и математические сказки с иллюстрациями, которые сочинили дети. Он наместе раздал распоряжение. Жаль, что он вскоре пошел на повышение.
Что же так восхитило Михаила Ивановича? То, что и всех тех, кто хоть раз побывал здесь. Он увидел в Кадинской школе живое воплощение мечты Мартынова — не «маленьких старичков», тяжело вздыхающих при получении очередной порции знаний, а по-настоящему увлеченных учебой детей. Детей, которым не в тягость математика, детей с хорошо развитой памятью: «О Кадинской школе заговорили, и в апреле прошлого года здесь побывал министр народного образования БССР М. И. Демчук, Я сам видел записку, которую министр адресовал руководителям облоно и Могилевского института усовершенствования учителей: «Прошу организовать издание книги и внедрение эксперимента т. Мартынова И. И.» И от руки — «Я — свидетель эксперимента!»
.Детей, которым не в тягость математика, детей с хорошо развитой памятью.» («И двадцать лет спустя мало кого интересует разработки учёного-педагога И.И.Мартынова, хотя дело и вроде бы сдвинулось с мёртвой точки…» Андрей Дементьевский, спец, корр. «Знамени юности». № 97, 1990 г.)
Почему же Стражевне пожелал со мною встретиться и поговорить, хотя обещал? Почему, приезжая в институт и проводя совещание с ректоратом, меня, проректора, ни разу не приглашали?
Вот об этих безобразиях, творимых в Министерстве образования я рассказал в открытом эфире передачи «Разговор посуществу».
Последовала реакция - передачу закрыли несмотря на письма протеста слушателей, всех членов редакции уволили.
Не на баррикадах и не в кабинетах решается судьба государства, а в школе учителем.Как убедительно показано в трёхтомной монографии Ю.М.Колягина (академик АПН СССР), О.А.Савиной, О.В.Тарасовой «Русская школа и математическое образование. Наша гордость и наша боль», изданной в 2007 году в Орле. В ней через призму образования прослежена судьба России, начиная с древних времён – периоды её ослабления начинались с провалов в образовании, ослабления математической линии, отрыв от национальной почвы. Например, в конце 19 века в богословских заведениях значительно сократили и упростили преподавание математики. В результате, учёба стала трудной, некоторых студентов пришлось оставлять на второй год, участились забастовки студентов. В партии эсеров-террористов было много недоучившихся студентов богословских заведений.
В.Стражев был поклонником немецкой школы, нынешний министр образования И.Карпенко - сторонник финской модели образования. В Финляндии учителя – самая высокообеспеченная категория работников, профессия педагог- самая престижная. Там конкурс свыше 15 человек на место на педагогические специальности; при средней зарплате по стране в 2019 году 3540 евро в месяц у учителя предметника свыше 4000 евро; учителя там не знают, что такое составление множества никому не нужных справок, а директора школ - что такое сидящие у них в печёнке проверки, которые только мешают работе и т.д. Мы продолжаем разрушать школу, как отмечают учителя, репетиторы и преподаватели вузов.Когда же их стон услышат в Министерстве образования и законодатели?
Поражает, что Министерство информации заказало, а издательство “Мастацкая літататура” напечатала, как обозначено, не мемуары, а пособие для начинающих алкоголиков. Очень жаль, что редакция “Настаўніцкай газеты” разместила на своём сайте большой отрывок мемуаров Радькова с хвалебными отзывами.
За Державу обидно!
Литература
1. А.М.Радьков, «Дискретный подход к наблюдению жизни», Мн., 2020г., «Мастацкая літаратура”.
2. А.М.Радьков, «Мой физмат», Мн., 2020г., «Мастацкая літаратура”.
Иван Мартынов, член Центрального совета Международного Союза бывших малолетних узников, курирую вопросы патриотического воспитания.
Комментарии
Комментариев пока нет