24 марта 2022 года произошло важнейшее событие, которое на долгие годы определит национальную государственную политику в области сохранения исторической правды, памяти о Великой Отечественной войне. Страшной войне, унесшей жизни миллионов белорусов. 24 марта 2022 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал указ №117, которым корректируется указ от 26 марта 1998 года №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
И это не просто некая корректировка, а серьёзное уточнение смысла документа – название памятной даты изменено с «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны - 22 июня» на «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа - 22 июня». Этот указ подготовлен на основании закона от 5 января 2022 года «О геноциде белорусского народа», в соответствии с которым факты совершения нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяний, направленных на планомерное физическое уничтожение белорусского народа, признаны геноцидом белорусского народа.
22 марта 2022 года, когда мы, писатели Витебщины, ехали на XXV съезд Союза писателей Беларуси, то много говорили о символичности даты – это и день весеннего равноденствия, и целая очередная череда «двоек». Но главным воспоминанием было другое – трагедия Хатыни. В сотнях таких хатыней убивали белорусов, пытались стереть нас с лица земли, захватить наши поля, города, нашу землю. Мы должны про это помнить. Не зря вновь избранный председатель Союза писателей Беларуси А.Н.Карлюкевич уже не раз говорил про необходимость усиления публицистической работы. Если мы говорим про «толстые литературные журналы» прошлого советского периода, то они были популярны не только благодаря размещавшейся в них прозе, поэзии, драматургии, но во многом благодаря публицистике, которая является тем самым жанром, позволяющим оперативно реагировать на происходящее, призывать людей думать, напоминать о событиях прошлого. Порой страшных и жутких, но таких, о которых нужно помнить, чтобы они не повторились снова.
Нужно отвечать на целую компанию грязи, которая льётся на нас из Интернета, других СМИ – «не было панфиловцев», «Зоя Космодемьянская была сумасшедшей», «партизаны не защищали, а грабили население» и, наконец, «Хатынь сожгли, потому что партизаны убили немецкого олимпийского чемпиона» и «сами немцы к сожжению Хатыни отношения не имели». Так формируют новое поколение, его убеждения и мысли, основанные на фрагментарных знаниях из википедии (это ещё в лучшем случае)… Потом мы видим результат – по Киеву идут с криками «Бандера приде, порядок наведе» с факелами в руках внуки тех, кто воевал с бандеровцами. Потом на улицах Минска актеры наших театров задорно запевают «гимн Магутны Божа», написанный как раз в год сожжения Хатыни прислужницей немецко-фашистских оккупантов Натальей Арсеньевой. Им вторит воспитанная на всей этой лжи молодёжь (тоже, увы, по большей части внуки наших партизан и красноармейцев), размахивая бело-красно-белыми флагами, которые висели рядом со свастиками и портретами Гитлера в годы войны…
Среди наиболее известных мест для посещения как белорусскими, так и зарубежными туристами мемориальный комплекс «Хатынь» занимает совершенно особое место. «Хатынь» выделяется даже среди мемориалов, построенных в Белоруссии в память о Великой Отечественной войне. Это уникальное, полное трагизма место. Впервые попавшие в Хатынь испытывают очень сильные эмоции. Это трудно даже передать словами – словно вы вошли в дом, где находится пока ещё не захороненное тело вашего близкого друга или родственника, который трагически погиб в самом расцвете сил. Это место пропитано смертью. Здесь становятся намного тише даже самые пьяные и развесёлые туристы. Здесь не было больших сражений, здесь нет образцов военной техники, архитектурных изысков и примеров героизма и стойкости. Здесь убивали, уничтожали, расстреливали и сжигали ни в чём не повинных людей. Наших людей… Таких же, как мы с вами и наши родные, близкие и просто знакомые.
Это памятник человеческим страданиям, вечное напоминание о военных преступлениях нацизма и о том, что мы должны обо всём этом помнить, чтобы это не повторилось больше на нашей земле. Мемориал, несмотря на свои размеры, кажется каким-то пустым. По нему вечно гуляет ветер. Здесь даже более тоскливо, чем в сохранившихся мемориалах концлагерей. Там хотя бы остались какие-то бараки, там хоть как-то, пусть страшно и далеко не все, но всё же выживали люди. Здесь – только смерть и памятники – большие и маленькие. Памятники убитым и замученным людям, сожжённым деревням. Единственное светлое пятно – памятник уничтоженным деревням, которые были восстановлены после войны.
В Хатыни обязательно нужно побывать. Один раз. Больше никто из людей, не связанных с Хатынью профессионально, сюда, как правило, не возвращается – слишком тяжёлое зрелище.
22 марта 1943 года каратели из батальона СС «Дирлевангер» и фашистские пособники из 118-го полицейского батальона сожгли белорусскую деревню Хатынь вместе с полутора сотнями её жителей. Это был один из множества страшных примеров реализации на практике разработанного ещё до начала Великой Отечественной войны фашистского плана «Ост», согласно которому 25 % белорусского населения предполагалась онемечить, а 75% подлежали уничтожению. Гитлер прямо и недвусмысленно заявлял: «Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви». 30 марта 1941 г. на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер подчеркнул, что в войне против Советского Союза борьба будет вестись «на уничтожение», что «борьба будет сильно отличаться от борьбы на Западе. На Востоке жестокость мягка для будущего».
Мемориал «Хатынь» был построен по инициативе первого секретаря ЦК компартии Белоруссии Петра Машерова – бывшего партизана, который лично был свидетелем ужасов оккупации и фашистских преступлений. В Белоруссии фашисты сожгли сотни деревень. Почему выбор пал именно на Хатынь? После распада Советского Союза у нас подхватили подлую идею, рождённую на Западе, о том, что созвучие Хатынь-Катынь вовсе не случайно и советское правительство, дескать, чтобы отвлечь внимание общественности от Катыни, где были расстреляны пленные поляки, построило мемориал с созвучным названием.
На самом деле по воспоминаниям строителей и авторов проекта изначально предполагалось построить мемориал в деревне Вельи в Россонском районе Витебской области - во время войны её сожгли вместе с 450 жителями. В этих краях и партизанил Пётр Машеров. Но он понимал, что деревня слишком далеко от Минска и мемориал будет трудно доступным. Тогда наряду с другими кандидатурами и возник вариант Хатыни, которая располагается относительно близко к Минску и, самое главное, название деревни очень выразительное - от слова «хаты». Именно белорусские хаты и были здесь сожжены нацистами и их помощниками. Были и другие серьёзные аргументы, которые позволили остановиться именно на Хатыни – деревня пострадала за помощь и связь с партизанами, большинство уничтоженных были невинные женщины, дети и старики. Природа этих мест очень красивая – это тоже учитывалось, как важный элемент будущей композиции для сравнения красоты нашего мира и чудовищности массового убийства. А о Катыни никто тогда ничего не знал. Но гораздо легче выплеснуть ложь, потому что оправдываться всегда труднее.
Сам комплекс создавался в несколько этапов. Но все главные и основные работы были сделаны в 1968-1969 годах. Вначале построили ту часть, которая относится собственно к Хатыни. На месте каждого из 26 сожжённых домов установили памятники – бетонные венцы срубов пепельного цвета и обелиски-стеллы в виде печных труб.
На вершине каждой колокол. Колокола звонят каждые 30 секунд. Звон колоколов производит на посетителей очень сильное впечатление. Этого не ожидали даже сами создатели мемориала. Вот как описывает это Л.Левин в своей книге «Хатынь»: «Вечер накануне открытия мемориала. Колокола решили включить для последней проверки позже, когда на территории не будет ни одного посетителя… Ждем… И заговорила тишина. И ожила Хатынь. Ударил колокол в самом дальнем конце бывшей деревни – там, где сожженный вишневый сад. Будто кто-то глубоко вздохнул, вскрикнул. Звук теряет силу, вот-вот растворится в темноте и тишине, но… Заговорил второй колокол, третий, четвертый… Перезвон колоколов подхватывается с другой стороны деревни. Набат нарастает. Вот уже говорят все 26 колоколов. Стоим ошеломленные. Сила звукового эффекта превзошла все ожидания. Дрогнула ночь… Снова тишина над хатынской поляной».
На мемориальных досках указаны фамилии жителей. Есть и калитки – они всегда открыты, но в этих домах больше не будет гостей. Сделаны и четыре стилизованных колодца – на тех самых местах, где стояли настоящие. Крыша памятнику сарая, в котором сожгли людей, сделана из траурно-чёрного лабродорита.
Напротив – братская могила хатынцев с Венком Памяти и словами обращения к будущим поколениям.
Но главной доминантой мемориала является шестиметровый памятник – старик держит на руках убитого ребёнка.
Уже 13 февраля 1969 года было принято решение о строительстве второй очереди «Хатыни». Чтобы подчеркнуть, что Хатынь – это в первую очередь символ трагедии геноцида белорусского народа, который вовсе не ограничивается одной деревней, было возведено «Кладбище невозрожденных деревень». На этом кладбище были захоронены урны с землёй из 185 уничтоженных деревень (186-й была сама Хатынь).
Всего же фашистами было уничтожено 619 белорусских деревень вместе с жителями. Но 433 из них были восстановлены после войны. Именно им и посвящён памятник «Символические деревья жизни».
В нишах «Стены памяти» - названия мест массового уничтожения людей с указанием количества убитых и замученных. Символично и название самого памятника, напоминающего известную «Стену плача» в Иерусалиме – помимо белорусов, русских и других советских людей в Белоруссии фашистами было уничтожено и много евреев. В «Стене памяти» говорится об общей трагедии и боли жителей Белоруссии независимо от их национальности.
Был также установлен и Вечный огонь. В его чёрном постаменте место для четырёх ниш, но только в трёх из них растут берёзы – четвёртая отсутствует в знак того, что во время войны погиб каждый четвёртый житель Белоруссии. Это не совсем соответствует действительности, потому что по последним данным погибла треть населения Белоруссии, но ещё одну берёзку не стали трогать, оставив её на прежнем месте.
Торжественное открытие «Хатыни» произошло 5 июля 1969 года – при личном участии Петра Машерова и большом скоплении народа.
Но работы продолжались и позже: постоянно уточнялись списки сожжённых деревень, мест массового уничтожения населения, благоустраивалась территория, происходило обновление материально-технической базы мемориала.
К 60-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в 2004 году по поручению белорусского президента Александра Лукашенко была проведена реконструкция «Хатыни». Появилась фотодокументальная экспозиция «Хатынь», где представлены материалы о зверствах оккупационного фашистского режима в отношении белорусского населения.
Несмотря на всё сказанное выше в последние годы не прекращаются атаки на историческую память о войне и сам мемориал «Хатынь» в оппозиционной белорусской прессе и электронных СМИ. В частности утверждается, что немцы не имели никакого отношения к уничтожению Хатыни – её сожгли украинские полицаи-националисты из-за того, что партизаны убили неподалёку от деревни любимца Гитлера олимпийского чемпиона Ганса Вельке. Эта версия возникла потому, что лишь в 1986 году состоялся суд над командовавшим полицаями 118 карательного батальона Григорием Васюрой – этот палач был найден и арестован лишь в последние годы существования Советского Союза. В духе советских традиций этот процесс просто замолчали, а затем наступил развал страны, и стало не до того.
Васюра за связь с немцами отсидел после войны срок, но затем, использовав оттепель, заявил, что был репрессирован за плен – о его хатынских «подвигах» тогда ещё не знали. К 1986 году, когда его всё же отыскали после признаний бывшего подчинённого Мелешко, арестованного совсем по другому делу, Васюра стал заместителем директора одного из больших совхозов на Киевщине. Порой даже выступал перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста. Учитывая эти факты, дело решили не придавать огласке, но поползли многочисленные слухи.
Все эти недомолвки делали своё чёрное дело. Наконец, не реагировать всё это уже было просто нельзя. В 2009 году в Академии наук Белоруссии вышла книга «Хатынь. Трагедия и память», где приведены практически все известные сегодня документы о хатынской трагедии из фондов Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального архива, Государственного мемориального комплекса «Хатынь», в том числе и рассекреченные данные Центрального архива белорусского Комитета государственной безопасности.
Представленные в данном 270-страничном исследовании документы позволяют составить вполне реальную картину того, что происходило в Хатыни 22 марта 1943 года. В тот день партизаны повредили линию связи между Плещеницами и Логойском (двумя населёнными пунктами неподалёку от Минска в витебском направлении). Это были места традиционной активности партизан отряда «Мститель» бригады «Дяди Васи». Немцы направили туда для восстановления связи два взвода первой роты 118-го полицейского батальона. Но полицаи попали в засаду – были убиты два полицая, многие ранены, но, что гораздо важнее – был убит шеф-командир роты гауптман Ганс Вёльке. Это был необычный батальон. Дело в том, что так называемый 118 шуцманшафтбатальон был сформирован в Киеве. Состоял он из завербованных советских военнопленных, перебежчиков и уголовных элементов, которые согласились сотрудничать с оккупантами, прошли спецподготовку в различных школах на территории Германии и присягнули на верность Гитлеру. Руководил 118-м батальоном штурмбанфюрер Эрих Кёрнер, а Григорий Васюра командовал лишь собственно полицаями и без Кёрнера не мог ничего предпринять. Второй же ротой руководил гауптман Ганс Вёльке – чемпион мюнхенской Олимпиады 1936 года по толканию ядра. За его прежние заслуги на фронт Вёльке не отправили – он занимался карательными операциями, причём делал это с особым старанием, потому что вторая рота слыла самой кровавой в батальоне.
После гибели Вёльке командир охранного взвода В.Мелешко арестовал лесорубов – жителей деревни Козыри, которых они повстречали по пути перед нападением партизан. Из Логойска прибыла вызванная помощь – часть батальона СС «Дирлевангер», а из Плещениц - другие подразделения 118-го полицейского батальона во главе с Кёрнером и Васюрой. Арестованные люди поняли, что их будут расстреливать и попытались бежать, но 26 человек, убили – скрыться удалось лишь двоим, остальных отправили в Плещеницы.
По следам партизан их настигли в Хатыни. Завязался бой. Каратели применили тяжёлое вооружение. Часть партизан погибло, части удалось уйти. В ярости фашисты окружили деревню, согнали в большой сарай ещё не убитых жителей (в основном женщин, стариков и детей) и подожгли его. Когда часть обезумевших от боли людей выломала двери и попыталась бежать, их расстреливали из автоматов и пулемётов. Стрелял из автомата и лично Григорий Васюра. Затем была уничтожена и сожжена и вся деревня. Погибло примерно 150 мирных жителей, в том числе множество малолетних детей. Согласно показаниям свидетелей, всем командовал штурмбанфюрер Эрих Кёрнер, а помогали ему поляк Смовский и Васюра. В уничтожении Хатыни непосредственно участвовали несколько десятков немцев, которые и руководили действиями предателей, перешедших на их сторону, перепоручив им самую грязную работу. Вот что представляли из себя эти подонки по воспоминаниям того же Васюры, когда во время суда прокурор, пытаясь уточнить роль немцев, спрашивал, зачем они были нужны в качестве руководителей, если перешедшие на их сторону предатели имели опыт службы в Красной армии и умели выполнять приказы: «Васюра: «Да, служили. Но это была шайка бандитов, для которых главное - грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку - кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови. Повар Мышак рвался на все операции, чтобы позверствовать и пограбить, ничем не брезговали командир отделения Лакуста и писарь Филиппов, переводчик Лукович истязал людей на допросах, насиловал женщин: Все они были мерзавцы из мерзавцев. Я их ненавидел!». Следует заметить, что сам Васюра был ничем не лучше своих поплечников. Необходимо отметить также, что и батальон СС «Дирлевангер» был многонациональным – помимо немцев, как правило, осуждённых за различные преступления, там были представители и других национальностей – много было и советских граждан, перешедших на сторону врага. И всё же, отвечая тем, кто стремится обелить именно немцев, специально приведу слова одного из предателей, уничтожавших Хатынь, украинца Ивана Петричука: «Мой пост был метрах в 50 от сарая, который охранял наш взвод и немцы с автоматами. Я хорошо видел, как из огня выбежал мальчик лет шести, одежда на нем пылала. Он сделал всего несколько шагов и упал, сраженный пулей. Стрелял в него кто-то из офицеров, которые большой группой стояли в той стороне. Может, это был Кёрнер, а может, и Васюра. Не знаю, много ли было в сарае детей. Когда мы уходили из деревни, он уже догорал, живых людей в нём не было - дымились только обгоревшие трупы, большие и маленькие. Эта картина была ужасной. Я должен подчеркнуть, что деревню сожгли немцы, приехавшие из Логойска, а мы им только помогали. Правда, грабили мы ее вместе. Помню, что из Хатыни в батальон привели 15 коров».
Уничтожение Хатыни – один из эпизодов выполнения чудовищного плана «Ост». Реализация на практике человеконенавистнических идей Адольфа Гитлера и немецкого фашизма. Исполнителями были в основном предатели и отщепенцы, но организаторами хатынской трагедии и непосредственными руководителями уничтожения деревни были именно немецко-фашистские оккупанты. И об этом нужно помнить.
По мёртвой Хатыни гуляет ветер. По окрестностям разносится поминальный звон колоколов. А это значит, что мы обо всём помним.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.