230 лет назад в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».
А так как белорусским школьникам в течение десятилетий на уроках внушали, что Тадеуш Костюшко был для Белоруссии сугубо положительным персонажем, то многие уже взрослые граждане так считают до сих пор. Более того, в пресловутые времена «многовектороности» радетели этого пагубного курса пытались навязать белорусскому обществу Костюшку качестве «нацыянальнага героя Беларусi» и объекта преклонения.
Тадеуш Костюшко – польский шляхтич и генерал
Ну а то, что поклонение ложным, а точнее, лживым кумирам неизбежно приведёт общество к катастрофе, более чем наглядно показывает гибельная судьба Украины. Ещё в советский период этот южнорусский край лишили русского имени (понятия Малая Русь и Новороссия в Украинской ССР находились под запретом с 1920-х годов), а в постсоветское время под запретом оказался русский язык. Одновременно украинскому обществу принудительно был навязан культ предателя Мазепы и людоеда Бандеры. В итоге благодатная земля оказалась в руине и в пучине кровавой братоубийственной войны.
Они могли быть инженерами или космонавтами, а стали убийцами во имя Бандеры. А теперь их кости лежат в степях Новороссии
Что касается Тадеуша Костюшко, то этот польский генерал проявил себя как непримиримый противник Белой Руси и всего русского. В советское время его превозносили как «борца с проклятым царизмом». Правда, в СССР хоть не врали, что Костюшко был белорусом. А вот в постсоветское время Костюшко уже нарекли «змагаром за беларушчыну».
Чтобы понять подлинную суть личности и направленность деятельности Тадеуша Костюшко, необходимо рассмотреть цели польского восстания 1794 года, во главе которого он находился.
Польские повстанцы выступали за то, чтобы Речь Посполитая стала исключительно польским государством, в которой католицизм объявлялся господствующей религией. При этом «переход из господствующей веры в какое-либо другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за вероотступничество».
Ни Руси (будущей Белоруссии) ни православию, ни даже униатству места в Речи Посполитой Польской не предусматривалось. Все это было изложено в «Правительственном законе» (Ustawa Rządowa z dnia 3 maja) или, как его называют, конституции Речи Посполитой Польской от 3 мая 1791 года, за которую и воевал генерал Костюшко. Причём действовали мятежники методами якобинского террора: виселицы и расстрелы в отношении несогласных, заградительные отряды – против насильно согнанных в мятежные войска крестьян и мещан, которых вооружали косами. Отряды косионеров должны были идти в бой (точнее, на убой) против регулярных войск, вооружённых артиллерией. Да и печально известное клеймо «враг народа» также было в ходу у мятежников.
Что касается самосознания Анджея Тадеуша Бонаветура Костюшко, то оно было исключительно польским, собственно, другим оно и быть не могло у выпускника Варшавской рыцарской школы (военной академии), из которой он вышел в чине капитана. С Белой Русью Тадеуша Костюшко связывало только то, что он родился в усадьбе Меречевщина около местечка Коссово (ныне Брестская обл.). Правда, его отец Людвик Костюшко, среднепоместный шляхтич, выводил свою родословную от православного западнорусского боярина Константина (Костюшко) Фёдоровича, жившего в XVI веке. Однако за прошедшие двести лет потомки боярина Константина отреклись и от православной веры, и от своего народа, став ясновельможной польской шляхтой, люто ненавидящей Русь и православие.
Присяга Тадеуша Костюшко ясновельможной Польше
Вот только некоторые исторические свидетельства, говорящие о польском национализме Тадеуша Костюшко и его крайней неприязни к русским предкам современных белорусов.
Из воззвания войску польскому и литовскому (24 марта 1794 года): «Освободим родину от рабства, вернём славу имени поляка, самостоятельность нации, заслужим благодарность отечества и дорогую солдатскую славу!»
Из воззвания польскому духовенству (24 марта 1794 года): «Враг отчизны должен вернуть польские земли…» (так Костюшко называет белорусские Витебск, Полоцк, Мстиславль, Минск, Слуцк, Полесье и украинские Подолье и Волынь).
Из доверенности Тадеуша Костюшко Казимиру Сапеге на формирование вооруженного корпуса (17 апреля 1794 года): «Даю сей ординанс его светлости пану Казимиру Сапеге с тем, чтобы тот во имя спасения отчизны старался воодушевлять и соединять в генеральный обывательский союз как коронных, так и литовских обывателей на оборону целости, вольности и независимости народа и, чтобы формировал корпус как из обывателей, сельчан, так и военных, которые бы пожелали с ним соединиться. Смею надеяться, что преемник славных предков и защитников Польши не замедлит дельно служить Речи Посполитой».
Вот какую присягу принял 24 марта 1794 года в Кракове генерал Костюшко, став во главе польского восстания: «Я, Тадеуш Костюшко, клянусь перед лицом Бога всему польскому народу, что данную мне власть буду использовать не на притеснение кого-либо, но только для защиты целостности границ, восстановления самостоятельности нации и укрепления всеобщей свободы. Да поможет мне Господь Бог и невинные страсти Сына Его».
Анджей Тадеуш Бонаветура Костюшко был рьяным сторонником тотального ополячивания восточнославянского населения Западной Руси. Вот что пишет по этому поводу польский историк Януш Тазбир: «В мае 1789 года Костюшко писал в письме своему соседу Михаилу Залевскому, что усмирение русинов невозможно без успокоения их фанатизма, это можно осуществить „верным и наимягчайшим способом", а именно „объединяя их праздники все с нашими, пусть один будет календарь, также надо сделать так, чтобы попы могли служить литургии по-польски…"»
И далее – «"Приучать русинов надо к польскому языку, пусть по-польски все их службы будут. Со временем дух польский в них войдёт. За врага будут потом считать того, кто бы не знал языка польского. Начнут ненавидеть москаля, пруссака и австрияка так, как француз ненавидит англичанина"».
Для тех же русинов, которые не хотели отрекаться от своей русскости и становиться поляками, во время мятежа 1794 года были изготовлены «виселицы для врагов народа» (это их официальное название).
Так, по решению польских властей в Гродно на рынке были установлены виселицы, на которых были размещены таблички с характерными надписями «Смерть изменникам отечества» и «Страшись изменник».
Таким образом, эти и многие другие свидетельства определённо говорят о том, что пан Тадеуш Костюшко был беспощадным недругом Белой Руси и поэтому превозносить этот персонаж в качестве «национального героя Беларуси» – это грубо искажать белорусскую историю.
Косионеры. Этих бедолаг, вооружённых косами, гнали на убой заградотряды Костюшки
Необходимо особо подчеркнуть, что если бы польский мятеж под водительством Костюшки оказался успешным, то о существовании Белой Руси как страны, а белорусов как народа, не было бы и речи. С точки зрения Польши, «Правительственный закон», за который воевал генерал Костюшко, возможно, и был прогрессивным, но предкам белорусов было уготовано лишь одно – растворение в польщизне и исчезновение как этноса. Только воссоединение с Российским государством спасло белорусский народ от ухода в небытие.
А принёс Белой Руси избавление от четырехсотлетнего национального унижения и религиозного гнёта и оградил белорусский народ от исчезновения как такового великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Александр Суворов не только военный гений, но и высоконравственный и благородный витязь. И уже в течение длительного времени русофобствующая публика пытается бросить тень на великого русского воина и в своих измышлениях тщится приписать полководцу и его чудо-богатырям бесчинства присущие как раз-то польским магнатам и шляхте.
Но у лжи короткие ноги, и она буквально рассыпается, если обратиться к документам, т.е. к приказам и распоряжениям по войскам, которые издавались во время боевых действий русской армии против польских повстанцев Тадеуша Костюшко.
Александр Васильевич Суворов – спаситель Белой Руси
Вот как звучал приказ от 22 августа 1794 года: «Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим. В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления ни чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля».
А вот выдержки из диспозиции А.В. Суворова к штурму Праги (предместье Варшавы) 23 октября 1794 года: «Его сиятельство граф Суворов приказал…в дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют – царство небесное, живым – слава!».
Вопреки всем потугам недругов Белой Руси очернить славное имя Суворова память о жизни и подвигах великого полководца бережно сохраняется в белорусском обществе – это и прекрасный Военно-исторический музей имени А.В.Суворова в Кобрине, и Минское суворовское военное училище, и улицы имени Суворова в белорусских городах.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.