САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Андрей Геращенко: Об историческом единстве белорусов, русских и украинцев. Часть четвёртая

« Назад

Андрей Геращенко: Об историческом единстве белорусов, русских и украинцев. Часть четвёртая 08.11.2021 13:44

Начало. Часть первая
Продолжение. Часть вторая
Продолжение. Часть третья

(статья-отклик на статью В.В.Путина 
«Об историческом единстве русских и украинцев»)

Прошло уже больше года со времени драматичных событий в жизни белорусского общества, произошедших в Республике Беларусь после президентских выборов 9 августа 2020 года. После масштабной попытки захвата власти посредством уличных протестов прозападной оппозицией внутриполитическую ситуацию удалось стабилизировать. Однако причины, вызвавшие произошедшее, не исчезли – они лишь загнаны вглубь.

Практические ежедневно выходят телепередачи, материалы в государственных СМИ, которые достаточно правдиво описывают вмешательство коллективного Запада, финансирование так называемых «независимых» СМИ, которые годами расшатывали государственный курс страны, выливали в общественное пространство потоки лжи и откровенно ангажированной информации, деятельность десятков тысяч прозападных НКО, которые на совершенно легальной основе «формировали основы демократии» в Белоруссии, связь местных бело-красно-белых оппозиционеров с желто-голубыми майданщиками на Украине, участие белорусских боевиков в войне на Донбассе в составе нацистских бандеровских батальонов… Описывают и говорят о том, о чём до 9 августа 2020 года практически молчали. Молчали, когда беда уже была у самых ворот, когда нужно было не просто говорить, а кричать, надрывая связки и нервы.

Почти не говорят сейчас и самое главное – произошедшее после 9 августа 2020 года было следствием сознательной многолетней политики выстраивания по печальному примеру нашей южной соседки Украины государственной концепции «Беларусь – неРоссия». Нет, таковой её не объявляли – она была таковой по факту.

Давайте вспомним всё то, о чём писали в эти годы совсем немногие. Последние полтора десятилетия в Республике Беларусь откровенно проводился курс на «суверенизацию» и так называемую «многовекторность». «Суверенизация» предполагала укрепление позиций белорусского языка, белорусской культуры, построение национального «пантеона героев», сплочение единой белорусской нации, гордость за то, что теперь мы наконец-то «сами определяем свою судьбу», формирование суверенного историко-культурного пространства…

Вроде бы всё верно, всё правильно, но с одним маленьким уточнением – просто не учли знак. Помните, когда доктор Ватсон, раскрыв необычные увлечения своего нового соседа по квартире Холмса, посчитал того преступником. Холмс похвалил наблюдательность Ватсона, но пояснил, что тот ошибся только в знаке – он, Холмс, сыщик и враг преступников. Однако эта вроде бы совсем незначительная ошибка в оценках привела к диаметрально противоположному истине восприятию в сознании Ватсона.

Тогда герои произведения Конан Дойла посмеялись. Нам, увы, после 9 августа 2020 года было не до смеха.

Проблема и опасность этой самой «суверенизации-белорусизации» была именно в знаке. Белоруссия, будучи частью триединого русского мира наряду с Россией и Украиной, как и белорусы, являясь частью триединого русского народа вместе с русскими и украинцами, оказалась вовлечена в масштабный многолетний эксперимент по созданию нового этнотипа и нового этносознания.

От кого мы «суверенизировались» и для чего «белорусизировались» эти многие годы?! От Литвы, от Польши, от Украины, наконец? Естественно – в первую очередь от России! Прозападная оппозиция требовала этого открыто, а на государственном уровне об этом не говорили, но понемногу, увы, делали.

Началась новая «мягкая белорусизация» - везде, где было можно, в названиях улиц, топонимике вообще, в метро, на железной дороге, в организациях начали постепенно заменять русские надписи белорусскими. Как апофеоз – введение высосанной из пальца «белорусской латиницы», которая и заменила русские надписи в метро и других местах. Мы ведь – неРоссия?! А на латинице белорусский язык ещё больше отличается от русского – не так ли?! 

Делалось это порой вызывающе крикливо – какой-нибудь «неравнодушный житель» (по факту – профессиональный активист прозападной НКО) писал в органы власти жалобу, что вот ему, видите ли, портит настроение такая-то надпись на русском языке. Власти «шли навстречу обратившемуся гражданину». Не обошлось и без повышенного внимания к символике. Такие же «сознательные граждане» старательно бродили по стране в поисках российских триколоров и георгиевских ленточек, развешанных в водительских салонах общественного транспорта, других местах. По этим жалобам водителей иногда штрафовали, иногда просто заставляли убирать российские флажки и ленты – дескать, они «мешали обзору», «могли создать проблемы при движении транспортного средства». А ведь попадали в такие истории чаще всего самые обычные белорусы – свозил человек экскурсию в соседний Смоленск, подарили местные школьники ему российский флажок на память, вот он и повесил его в салоне. А дома «оценили» дружбу с соседями штрафом… При этом американские и евросоюзовские флажки «граждан» не «оскорбляли», а движению особо не мешали. Зато вовсю шла попытка реабилитации бело-красно-белого флага в качестве «исторической ценности» - того самого флага, который был создан в годы кайзеровской оккупации, а затем активно использовался полицаями и коллаборантами в годы немецко-фашистской оккупации Белоруссии.

Так постепенно воспитывалась наглость и вседозволенность местных русофобов.

Поддержали «новые веяния» и многие музеи, где на новых табличках под экспонатами отказались от русского языка, оставив надписи лишь на белорусском и английском.

Раз уж говорим про музеи, то стоит вспомнить и тот «пантеон национальных героев», который нам и в особенности молодёжи навязывался все эти годы: Ягайло, Радзивиллы, Сапеги, Пацы, сплошные польские короли и шляхтичи, Костюшко, Манюшко, Калиновский, Мицкевич… иные, менее громкие имена. Под весьма надуманным предлогом деятели польской культуры объявлялись национальными белорусскими героями только на том основании, что они родились или жили какое-то время на современных белорусских землях. Львиная доля этих персонажей и вовсе либо веками угнетала и издевалась над белорусским народом (Радзивиллы, Сапеги, Пацы), либо активно боролась против России, стремясь восстановить Речь Посполитую, независимое Польское государство, а в итоге – вновь вернуть белорусский народ под власть соседей с запада. Чего же тогда удивляемся, что в белорусском Гродно в 2020 году из окон вывешивали польские флаги?!

Дальше – больше. В Республике Беларусь огромное внимание уделяется сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Но что творилось всё это время в наших (или уже давно не наших театрах)? Там все эти годы были в почёте (а кое-где это продолжается и поныне) такие «подвижники белорусской культуры и белорусскости», как прислуживавшие немецко-фашистским оккупантам Лариса Гениюш, Наталья Арсеньева, Франтишек Олехнович. Нет, про них не рассказывали, как они прислуживали гитлеровцам, пока белорусов убивали, сжигали живьём. 

Рассказывали про другое – как они «писали проникновенные стихи», «ставили талантливые пьесы». Фактически с молчаливого согласия Минкульта, других причастных ведомств проходил процесс ползучей реабилитации фашистских приспешников. Впрочем, он не прекратился и сейчас. Не далее, как 4 сентября 2021 года по 3 каналу белорусского телевидения (аналогу российской «Культуры») демонстрировался спектакль Республиканского театра белорусской драматургии «по произведениям Ф.Олехновича и Л.Родзевича «Адамовы шутки».

И эта вся пропаганда прислужников оккупантов под видом «восстановления славных имён представителей белорусской культуры» годами проводилась среди учеников школ, студентов вузов. Вначале студентов и детей везли в Хатынь и в Брестскую крепость, а затем на театральных и обычных уроках рассказывали про «подвижническую деятельность» той же Н.Арсеньевой, написавшей в 1943 году свой стих «Магутны Божа». Той самой Арсеньевой – жены одного из главных полицаев Ф.Кушеля, той самой, что была главным цензором всей прессы полицаев и предателей, той самой, чьи тиражи «поэзии» фашисты печатали до самого своего бегства в 1944 году из Минска.

Могло ли быть иначе, если долгое время министром культуры был Павел Латушко – убеждённый русофоб, сторонник культурных обменов и сближения с Европой.

Именно Латушко и находящиеся в его подчинении маленькие латушки, латушата и латушончики заполонили всю белорусскую культуру и гуманитарную сферу.

И уже не удивляешься, что такое внимание уделялось «творчеству» В.Орлова, О.Трусова, А.Мальдиса и прочих писателей, откровенно замаравшихся своими реверансами по отношении к предателям и коллаборантам. Не удивляешься и тому, что актёры театров во время событий 2020 года «с воодушевлением» распевали «Магутны Божа», «подавая пример молодёжи».

Стоит вспомнить и странные циклы телепередач вроде убранного, наконец (хотя и спокойно перекочевавшего в Интернет) цикла «Путешествие дилетанта», в которых добрый с виду дядечка в очках со старомодным портфелем в костюме старинного интеллигента вкрадчивым голосом рассказывал о тех или иных достопримечательностях и так себе весьма ненавязчиво добавлял – теперь этого нет, так как было разрушено во время войны с Россией, а вот это сожгли русские войска.

Весьма своеобразно развивалось и футбольное фанатское движение – формально в русле «патриотизма», а по факту – с использованием опыта «Правого сектора». И никого не насторожило, когда несколько лет назад на футбольном матче Украина-Белоруссия половина стадиона орала «Слава Украине!», а другая вторила «Жыве Беларусь!». А затем все вместе дружно вопили нецензурную кричалку в адрес российского лидера Владимира Путина. 

В 2020 году эти «болельщики» с набитыми на телах в виде свастик татуировками, прошедшие и «стажировку» в нацистских батальонах на Донбассе, бросали камни и арматуру в милиционеров и ребят из внутренних войск. А за ними стройными рядами шли толпы молодёжи, распевающие полицайский «Магутны Божа».

И всё это с явным и основным идеологическим стержнем – «Беларусь – неРоссия», плавно переходящим в украинский вариант «Беларусь – антиРоссия».

Так называемая «многовекторность» лишь добавляла растерянности и вносила все эти годы ненужную дезориентацию – так Россия наш друг, или враг или так…

Республика Беларусь, получив свою независимость в 1991 году после трагического распада СССР, не могла не строить свою государственность, но, выстраивая её отдельно от России, не без активной «помощи» извне, развивая свою белорусскую душу, ошиблась в знаке и вместо естественного курса «Вместе с Россией» выбрала вначале «неРоссию», а затем по примеру Украины и вовсе едва не скатилась к «антиРоссии».

И именно это в первую очередь и породило тот тектонический общественно-политический разлом и те потрясения, которые всколыхнули белорусское общество в 2020 году.

Белорусы, русские и украинцы – один большой народ, одна восточнославянская цивилизация. У нас общий русский базис, общие корни, Древняя Русь, кириллица, общая история, невзгоды и поражения, достижения и великие победы. С течением времени сложилась и своя надстройка – у нас белорусская, у южных соседей – украинская, у восточных – российская. Но разделить базис и надстройку нельзя, и уж тем более противопоставить их друг другу. Именно поэтому русский язык для белоруса – родной и основной язык, а белорусский – тоже родной, язык местного своеобразия, но лишь второй по реальному значению и использованию. Поэтому тот же белорусский язык может развиваться только вместе с русским, а никак не вместо русского, никак не на основе подмены и уж тем более противостояния. То же касается и белорусской культуры, литературы, истории, всей гуманитарной сферы в целом. И это же можно сказать об украинском языке, культуре и всём остальном. Дом, разделённый внутри себя, не устоит. Наши враги стараются нас разделить, столкнуть между собой части одного целого, части одного народа – белорусов, украинцев, русских.

Латушко – человек недалёкий. Он всерьёз поверил, что может стать президентом. Где Латушко и где Лукашенко?! Он ещё меньше похож на царя, нежели домоуправ Бунша на Ивана Грозного в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Но почему он вдруг «поверил в себя»? Глуп? Это есть. Но дело и в другом – сколько ещё маленьких латушек, латушат и латушонков затаилось временно, притихло. На эту "армию" ведь и рассчитывал главный Латушко, слушая от них в своё время многочисленные льстивые речи: «Ты достоин быть президентом, а не тот, кто сейчас».

Они неизбежно сменят тактику, пойдут по пути «культурных обменов», «работы на ниве национальной культуры» и другими, самыми разными путями, стараясь после своего поражения не злить Лукашенко, не привлекать к себе его внимание. Но цель, которую будут им диктовать хозяева и благодетели из-за рубежа, будет одной – антиРоссия!

И они рано или поздно победят, если мы так и застынем на этом выборе: кто мы - неРоссия или антиРоссия. Остановить эту идеологию распада может только другая, по настоящему народная и сильная идеология: от неРоссии к Белой Руси, к общерусским корням, к нашему единству. Для этого коренным образом должна быть перестроена вся гуманитарно-историческая и образовательно-воспитательная составляющая государственной политики Республики Беларусь с простой и ясной концепцией в итоге: «Белая Русь – только вместе с Россией! Будущее – в Союзном государстве!».

Мы, русские, украинцы и белорусы – один народ, одна большая и великая нация, нация Всеслава Чародея, Ярослава Мудрого, Владимира Красное Солнышко, Петра Великого, нация трёх православных Софийских соборов – Киевского, Новгородского и Полоцкого, нация Скорины и Мстиславца, Петра Могилы и Богдана Хмельницкого, нация Пушкина, Толстого, Гоголя, Шевченко и Колоса, народ, победивший фашизм в самой страшной в истории человечества Великой Отечественной войне! Это, пожалуй, основное и главное, что мне хотелось сказать после прочтения важнейшей программной статьи президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев».

Статья подготовлена на основе авторского материала https://www.apn.ru/index.php?newsid=40602


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru