У истоков любого монастыря стоят его учредители, так называемые ктиторы. Их имена поминаются ежедневно, в синодиках они стоят первыми. Точно также душой любого общежительного монастыря является его старец. В его руки вручают свою жизнь все монахи, в его лице они видят Бога. Благословение старца – это та сила, которая скрепляет общежитие.
Архимандрит Эмилиан является духовным руководителем нескольких монастырей. В первую очередь, это монастырь Симонопетра на Святой Горе Афон и женская обитель Ормилия на полуострове Халкидика.
Александр Вафидис – таково мирское имя старца – родился в 1934 году в пригороде Афин Никее Пирейской. Дедушка и бабушка его были уроженцами Понта и после Малоазийской катастрофы в 20-х годах оказались в Греции. С самого детства, под влиянием благочестивых дедушки и бабушки, Александр имел желание посвятить себя Богу.
Высшее образование Александр получил в Афинском университете, где обучался вначале на юридическом факультете, затем на богословском. Во время учёбы с группой единомысленных друзей Александр развернул серьёзную деятельность по организации катехизической работы, проведению бесед и прочих мероприятий. Тогда и проявились его душевные, духовные, административные и организаторские способности.
В 1960 году Александр приехал в город Трикала и вверил себя духовному руководству митрополита Триккского и Стагонского Дионисия. Митрополит Дионисий в том же году постриг юношу в монашество с именем Эмилиан, вскоре рукоположил в диакона, а в 1961 году – во иереи.
После иерейской хиротонии отец Эмилиан поселился в монастыре Дусику, где пребывал в течение четырёх месяцев в уединении. В этом пустынном месте он жил в полном безмолвии, со всей ревностью ища Бога, «спасающего от малодушия и от бури». Господь внял его молениям, и, явившись Своему рабу, открыл ему «путь жизни». После этого откровения отец Эмилиан всей душой устремился к монашеской жизни. Видя перед собой развалины монашества в родной Греции, он дерзновенно мечтал о его возрождении и обновлении.
Митрополит Трикский Дионисий, также горячо любивший монашество, в конце 1961 года отзывает отца Эмилиана из Дусику и ставит игуменом в монастырь Преображения в Великих Метеорах. Игумен Эмилиан вначале был там единственным насельником. Вскоре митрополит возводит его в сан архимандрита и возлагает на него служение проповедника и духовника, а также поручает работу по окормлению молодёжи епархии. С тех пор и до самой своей болезни старец служил ежедневно.
Монастырь в Великих Метеорах
У дверей исповедальни его всегда окружало множество молодёжи и детей, ради которых он не жалел труда и времени. Так начался новый период в жизни старца Эмилиана. Он был уже не один, он стал отцом для множества «сынов и дщерей» Божиих. Свою жизнь он посвящал духовным чадам с полной свободой, никогда не ожидая ни малейшего воздаяния, ни ответного чувства. Среди множества его учеников были такие, которые решили посвятить себя монашеской жизни. Со временем из них сформировался первоначальный костяк братства в Великих Метеорах. Сам старец так вспоминал об этом: «Будучи духовником в Метеорах, я наблюдал, как Господь промыслительно посылает мне нескольких молодых людей… Вы бы видели их! Ещё малыми детьми они восходили на Метеоры в двенадцать ночи, в час, два, чтобы их отсутствие не заметили родители, полиция…
Первым делом, придя в монастырь, они брали чётки и молитвословы, поднимались на гору, что возле нашей обители, и там по чёткам молились, переживая некий мистический опыт общения со Христом. Мы были свидетелями настоящих чудес, происходивших в их душах, мы видели обновление, изменение, которые, несомненно, творила в них десница Всевышнего».
В 1963 году в Великих Метеорах поселились два первых монаха. В 1965-1966 гг. послушниками отца Эмилиана стали многие выпускники гимназии. 6 августа 1966 года митрополит Дионисий постриг отца Эмилиана в великую схиму.
Великие Метеоры
С самого начала своей жизни в Метеорах отец Эмилиан установил духовные связи с современными ему подвижниками в Греции и Сербии, а также начал совершать паломнические поездки на Святую Гору. Он познакомился с преподобным Паисием и, поднявшись почти до вершины Афона, встретился с отцом Ефремом Катунакским. С тех пор между ним и отцом Ефремом установилась особенная духовная связь, про которую последний часто говорил: «Я нашёл своего старца, которого потерял, другого старца Иосифа, златоустого и досточтимого отца Эмилиана».
В 1968 году в Великих Метеорах был совершён постриг первых молодых послушников, а в 1972 году начало свою жизнь сестричество, поселившееся в монастыре Святых Феодоров близ Метеор.
В январе 1970 года неожиданно отошёл ко Господу митрополит Дионисий. Желая обрести более подходящее для монашеского жительства место, братство Великих Метеор переселилось в 1973 году в монастырь Симонопетра на Афоне. Этому способствовали и настойчивые просьбы насельников Симонопетра, страдавшего от малочисленности братии. Так как место игумена по кончине архимандрита Харалампия пустовало, 23 ноября 1973 года прежняя братия монастыря Симонопетра, согласно святогорским правилам, избрала игуменом отца Эмилиана. 17 декабря последовала его интронизация Священным Кинотом.
Монастырь Симонопетра на Святой Горе Афон
Что же произошло в Метеорах? Некогда уединённые и неприступные скалы стали доступны туристам, благодаря хорошим дорогам в горах и ступенькам, ведущим к обителям отшельников, которые заменили старинные подъёмники и верёвочные лестницы. Предоставим слово старцу Эмилиану: «Скоро, с увеличением братии и массовой волной туризма в Метеорах, я был вынужден прервать своё общение с молодёжью… Моих сил хватало только на то, чтобы сохранить монахов в условиях захлестнувшей нас лавины туризма, которая угрожала затопить души. Монахам было невозможно оставаться на Метеорах. Это понимали и мои духовные чада. Они мечтали о тихом пристанище, потому что мистическая жизнь всегда связана с местом безмолвным и внутренним миром, также безмолвным».
После обоснования братства на Святой Горе старец по-отечески заботился о благоустройстве сестринства, переехавшего 5 июля 1974 года в Ормилию на Халкидике. Там у монастыря Ватопед монастырём Симонопетра было куплено старое Благовещенское подворье, ставшее подворьем Симонопетры.
Старец Эмилиан подъял на себя огромные труды и перенёс множество скорбей ради восстановления этого подворья. Всё приходилось начинать с нуля. Для того чтобы сёстры могли вести уединённую монашескую жизнь, отец Эмилиан начал в 1980 году, с помощью верующих людей, строительство монастырских зданий. Примерно через пятнадцать лет на разрушенном подворье вырос большой общежительный монастырь. 14 сентября 1980 года митрополит Кассандры Синезий заложил в Ормилии монастырский собор.
25 октября 1991 года подворье приобрело статус Патриаршего ставропигиального монастыря.
Все силы своей души старец отдавал духовническому служению, являясь отцом для братства Симонопетра и сестринства Ормилии. При этом он не оставлял уединения и безмолвия монашеской жизни. Однако любовь к народу Божию и к Церкви заставляла его по временам откликаться на приглашения епархиальных архиереев и прочих лиц и проводить беседы или участвовать в богословско-монашеских съездах в Греции и других странах.
«Всегда видя перед собой Господа», старец принимал любые затруднения свободно и естественно, с абсолютным спокойствием и радостью, как Божие благословение.
Женская обитель Ормилия на полуострове Халкидика
С начала 1995 года серьёзное заболевание заставило старца Эмилиана постепенно устраниться от игуменских обязанностей и покинуть Святую Гору. В 2000 году старец передал игуменский жезл нынешнему настоятелю монастыря Симонопетра архимандриту Елисею, который с сыновней преданностью продолжает его дело. Сам же старец Эмилиан удалился на покой в монастырь Ормилия.
Приведём один из рассказов старца о себе: «Когда я был маленьким, у меня был живой характер, и моя бабушка, как учительница, часто напоминала мне: “Aлександр, чем больше ты будешь молчать, тем больше внутри тебя будет говорить Бог”». И теперь старец просто молчит, прислушивается к голосу Бога.
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Время игуменства старца в монастыре Симонопетра считается одним из благословенных периодов его новейшей истории. Как раз в этот период и вся Святая Гора, при покровительстве Богоматери, наполнилась монахами и пришла в цветущее состояние. Как говорит сам старец, «монашеское братство киновии, живя в своём собственном ритме, живёт по существу в Церкви и для Церкви как сердце или другой член её тела, и оценивается не по размаху внешней деятельности, но главным образом по ревностному исканию Бога. Так монахи достигают богоподобия, привлекая и других к Божественной жизни».
Источники:
1. Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. – М.: Зачатьевский ставропигиальный жен. монастырь; Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Новотихвинского жен. монастыря, 2014. – 576 с. // Иеромонах Серапион. Жизненный путь старца Эмилиана.
2. Ахимандрит Эмилиан. Слова и наставления. Т.1-2.—М.: Изд-во храма св. мученицы Татианы, 2006. – 560 с. //Речи на игуменское поставление, бывшее в монастыре Симонопетра на Афоне.
3. Ормилия. Путеводитель по монастырю: [перевод с греческого] / Иорданоглу Антоний. Салоники: Индикт, 2014 г. – 142 с.
Инокиня Ольга (Станкевич)
Комментарии
Комментариев пока нет