САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Белоруссия хочет защитить свой рынок – причем здесь ЕАЭС?

« Назад

Белоруссия хочет защитить свой рынок – причем здесь ЕАЭС? 19.03.2021 16:06

Белорусские власти с момента создания Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза главным своим требованием развития интеграции на постсоветском пространстве всегда называли равные возможности и отказ от любого протекционизма. Несмотря на это, участники ЕАЭС, в том числе и Белоруссия, неоднократно доказывали, что национальные интересы остаются приоритетными в процессе создания любых интеграционных объединений. Называя своими целями создание равных для всех условий борьбу с различного рода барьерами и прочее, страны Союза за последние годы так и не смогли окончательно открыть свои рынки друг другу. Не исключение в данном случае и Белоруссия.

В конце февраля стало известно, что белорусское министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) оказалось недовольно наполнением белорусской продукцией потребительского рынка республики. Отмечалось, что в 2020 году в магазины страны более 92% фруктов, 87% масла, 81% рыбы и 37% макаронных изделий поставлялись из-за рубежа. В этой связи белорусские власти не придумали ничего иного, как пойти по уже излюбленному пути – под лозунгом «обеспечения соблюдения положений доктрины национальной продовольственной безопасности» рекомендовать торговым сетям обеспечить долю белорусских товаров на полках магазинов не менее 85%.

В частности, белорусские товары теперь рекомендовано размещать «в визуально и физически доступных местах», они должны быть заметны покупателю и обозначены вывеской или надписью: «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi», а интернет-магазинам следует их «визуально обозначить (например, белорусским орнаментом), а также усовершенствовать технические возможности» для «обеспечения должного количества на полках товаров белорусского производства».

Несмотря на то, что все вышеперечисленное является «рекомендацией», в белорусских условиях это означает принцип обязательного выполнения, что уже неоднократно подтверждалось на практике. Магазины и торговые предприятия, которые отказывались следовать рекомендациям МАРТ или правительства, всегда сталкивались с серьезными последствиями, начиная с многочисленных проверок и штрафных санкций и заканчивая прекращением работы как минимум до устранения «недочетов».

Тем более что решить вопрос с наполнением полок в магазинах белорусской продукцией потребовал сам Александр Лукашенко, который и ранее неоднократно критиковал чиновников за недостаточно активную работу в данном направлении. Например, еще в 2017 году он отмечал, что тема защиты внутреннего рынка никогда не уходила из белорусской повестки. В прошлом году на волне кризиса в белорусско-российских отношениях, связанного с поставками энергоресурсов, Лукашенко заявлял, что страна «безобразно» защищает внутренний рынок и в ближайшее время будут приняты «принципиальные решения» по этому вопросу. В июне при назначении новых членов правительства президент Белоруссии и вовсе потребовал принять все необходимые меры, чтобы защититься от необоснованного импорта, обвинив чиновников в невыполнении его поручений, что прикрывается «какими-то обязательствами». В пример он привел Россию, которая «закрылась от импорта», потому что «плевать – пандемия все спишет».

Подобные действия белорусских властей уже не раз вызывали негативную оценку со стороны партнеров по ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где и раньше требовали от Минска соблюдать правила Союза. При этом стоит напомнить, что именно Белоруссия в 2018 году предложила ввести ответственность за нарушения обязательств в объединении.

В этот раз требования официального Минска «об обязательном ассортименте белорусских товаров на полках в магазинах розничной торговли» в ЕЭК восприняли как создание «барьера на внутреннем рынке Союза» и, соответственно, «нарушение правил Союза». Поэтому Белоруссии напомнили о необходимости исполнения обязательств по функционированию внутреннего рынка ЕАЭС в сфере розничной торговли и дали 30 дней на исправление ситуации.

В ответ в Минске заявили, что ничего не нарушали, обосновав свое решение тем, что норма по обязательным ассортиментным перечням товаров была введена еще до подписания Договора о ЕАЭС и применяется ко всем субъектам хозяйствования вне зависимости от их принадлежности. Поэтому в Белоруссии считают, что «установление ассортиментных перечней товаров не является препятствием свободного движения товаров в рамках функционирования внутреннего рынка Союза» и никогда таковым не являлось. Это подтверждается ростом импорта потребительских товаров, несмотря на введение данной нормы в прошлые годы: из стран ЕАЭС – на 28,8%, в том числе из Российской Федерации – на 35,2%.

Обострившаяся в феврале – марте проблема, как считают аналитики, вряд ли будет решена в ближайшее время, о чем косвенно свидетельствует не только официальная позиция белорусских властей, но и их планы на будущее, реализовать которые без жесткого протекционизма не удастся. В частности, ранее предполагалось, что до конца 2020 года количество белорусских продуктов вырастет до 85% от всего ассортимента розничной торговли. Однако по факту показатель оказался значительно ниже – 77,1%. Теперь же рассматриваются два сценария борьбы с импортом.

Первый, оптимистический, предполагает довести долю белорусских продуктов на полках магазинов до 85%. Второй, недостаточный, ставит целью 80%. При этом в Минске не отказываются от принятой ранее Доктрины национальной продовольственной безопасности до 2030 года. Согласно ей, к концу 2030 года объем импорта на полках продовольственных магазинов сократится до 14%. В этой связи в РБ производителям и поставщикам товаров предлагается повышать отпускные цены за год в пределах прогнозируемого уровня базовой инфляции. В 2021 году этот показатель должен быть не более 4%. При этом рекомендуется одинаково подходить к формированию отпускных цен на продукцию при ее поставке как на внутренний, так и на евразийский рынки.

Кроме того, белорусские власти создали межведомственную рабочую группу по выработке и принятию мер по защите внутреннего рынка. Ее главной задачей является подготовка мер с целью «защиты интересов белорусских производителей на внешнем контуре» и принятия решений «тарифного и нетарифного регулирования в рамках ЕАЭС». Дополнительно в Минске планируют выработать «стимулирующие и административные меры на внутреннем рынке», расширить импортозамещение и простимулировать «продажу белорусских товаров при проведении закупок». Все это обосновывается, как и прежде, «обеспечением продовольствием внутреннего рынка в рамках доктрины национальной продовольственной безопасности». Таким образом, Белоруссия не намерена полностью открывать свой рынок для импортной продукции, в том числе и из стран ЕАЭС.

Справедливости ради необходимо отметить, что защитой национальных рынков в Евразийском союзе занимаются все его члены. Например, с июня по октябрь 2020 года в РФ вводился запрет на импорт автомобильного топлива, а с начала текущего года в стране предоставление лицензионных прав на использование программного обеспечения нероссийского производства стало облагаться НДС. В 2020 году Министерство торговли и интеграции Казахстана разработало концепцию государственной программы развития торговли страны на 2021-2025 годы, в которой учитываются «практики других государств по защите внутренних рынков» и предполагается, что государство будет оказывать дипломатическую поддержку национальных компаний. Схожие процессы можно наблюдать и в Армении с Киргизией. Таким образом, ни одна из стран пятерки на сегодняшний день не отказывается от защиты своих внутренних рынков. При этом аналогичные действия партнеров по союзу неизменно вызывают негативную реакцию у остальных участников ЕАЭС.

Таким образом, нынешние заявления официального Минска, связанные с защитой внутреннего рынка страны, не являются из ряда вон выходящим событием. В Белоруссии, как и в других странах ЕАЭС, на протяжении всего периода существования объединения стремились любыми способами защитить интересы национальных производителей. И, как показывает действительность, в обозримом будущем полностью решить данный вопрос не удастся, так как в объединении по-прежнему не установлен приоритет общесоюзных интересов над национальными.

Илья Захаркин, ritmeurasia.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru