САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Достройка Союзного государства как императив современной политики Беларуси и России

Лев Криштапович, доктор философских наук. Достройка Союзного государства как императив современной политики Беларуси и России

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Достройка Союзного государства как императив современной политики Беларуси и России 07.07.2025 14:53

Чтобы должным образом понимать сущность белорусско-российских отношений, а следовательно,  и строительства Союзного государства,  необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».

И здесь возникает сакраментальный вопрос: может ли геополитическая катастрофа служить основанием независимости России и Беларуси, других постсоветских республик? Почему катастрофа привела к независимости – невозможно понять. Только абсолютно неграмотные люди или прозападные эксперты и так называемые либеральные политики могут утверждать подобное. Но ведь постсоветскому общественному сознанию как раз и навязывается этот неграмотный или сугубо прозападный взгляд, будто бы после крушения Советского Союза постсоветские республики стали независимыми и суверенными государствами. Даже с точки зрения здравого смысла, элементарной логики должно быть понятно, что после геополитической катастрофы на постсоветском пространстве образовались не новые независимые государства, а лишь политические руины, лишенные действительных признаков государственной независимости и самостоятельности. Об этом правильно говорил и Президент Беларуси Александр Лукашенко, который на V Всебелорусском народном собрании сказал, что после этой геополитической катастрофы «создавались предпосылки, чтобы Беларусь была под внешним управлением. В те годы народу Беларуси предстояло отстоять свой суверенитет». 

Поэтому будем исходить из бесспорного. Разрушение СССР  -  это геополитическая катастрофа. Руины этой геополитической катастрофы  -  так называемые новые независимые государства на постсоветском пространстве. Формально - это государства. Фактически - своеобразные политические осколки, оказавшиеся под внешним управлением со стороны Запада. Отсюда и идея интеграции постсоветсткого пространства как необходимого условия освобождения от западного внешнего управления и восстановления подлинной самостоятельности, настоящей, а не бумажной государственности.

В этом кроется и причина сложности белорусско-российских отношений и интеграции в целом на постсоветском пространстве, поскольку выход из ситуации геополитической катастрофы предполагает отказ от квазигосударственности и признания общего национально-государственного интереса для всех постсоветских образований. Признание этого дается с трудом, поскольку отказ от квазигосударственности требует принципиально нового уровня политического и государственного мышления, понимания того, что интеграция постсоветского пространства как раз и обеспечивает восстановление реальной государственности. Но эта государственность именно интеграционная, а не дезинтеграционная, каковой как раз и является ныне существующая. 

Важно видеть принципиальное различие между интеграционной государственностью и государственностью дезинтеграционной. Интеграционная государственность - это реальная государственность, дезинтеграционная государственность - это квазигосударственность, т.е. мнимая государственность. Исторически наши народы в настоящее время находятся в ситуации, когда осуществляется процесс перехода от дезинтеграционной (нежизнеспособной) к интеграционной (жизнеспособной) государственности. Этот процесс носит противоречивый характер, когда старое (дезинтеграция постсоветского пространства) препятствует, противодействует развитию нового (интеграции постсоветского пространства).

Этот противоречивый процесс перехода от дезинтеграции к интеграции на постсоветском пространстве рельефно проявляется на примере строительства  Союзного государства, когда политики и эксперты констатируют, что говорить о полноценном формировании Союзного государства со всей присущей ему атрибутикой (союзной конституцией, союзным парламентом, союзным правительством, единой валютой и так далее) пока не приходиться. Обычно белорусские чиновники и эксперты говорят, что мы сегодня к этому не готовы.  И это становится очевидным, когда белорусские эксперты, говоря о союзном строительстве, напирают только на равные цены на газ, на равные условия конкурирования хозяйствующих субъектов в наших странах. Это логика дезинтеграционная, ведь в Союзном государстве мы должны не конкурировать, а кооперироваться, создавать единый экономический организм. Если все сводить только к равным условиям для конкуренции предприятий, то вести речь о Союзном государстве уже не приходиться. Белорусские эксперты продолжают дальнейшую волынку: «Принцип Союзного государства – равноправные отношения: никакого не может быть союза, если нет равноправных отношений». Вроде бы правильно, а на самом деле логика опять антисоюзная. Принцип Союзного государства не просто равноправные отношения, но союзные отношения, когда речь уже идет о едином союзном интересе в едином Союзном государстве, то есть о единой союзной политике по всем азимутам. Не просто равноправная  межгосударственная политика, а именно единая политика Союзного государства. В этом принципиальное различие между многовекторностью и союзностью. Другими словами, многовекторная политика  - это обычная  межгосударственная  политика.

Белорусские чиновники и эксперты под Союзным государством фактически понимают сотрудничество двух независимых государств. Поэтому они и говорят о стратегическом партнерстве с Россией аналогично такому же партнерству с другими странами, хотя такое партнерство ничего общего не имеет с Союзным государством. Отсюда и антисоюзные разговоры о том, что сегодня о союзной  конституции, общей валюте думать не приходиться. Принцип сотрудничества между двумя независимыми государствами – это  равноправные отношения, принцип которого одновременно предполагает и взаимовыгодные отношения. Принцип же Союзного государства как раз устраняет такую лексику, поскольку говорить о равноправности и взаимовыгодности  в едином Союзном государстве – значит стучаться в открытую дверь.

Еще один важный момент. Антисоюзные эксперты,  постоянно заявляя, что Беларусь – европейское государство, фактически  проповедуют некое цивилизационное превосходство европейскости над другими народами и государствами, не понимая того, что  они не только демонстрируют интеллектуальное убожество, но и ксенофобскую, расистскую сущность своего мышления, ибо все расисты и ксенофобы (крестоносцы, польская шляхта, европейские колонизаторы, фашисты, натовцы, евроинтеграторы) именно подобным образом оправдывали и оправдывают свою агрессивную и захватническую политику против незападных народов и стран под предлогом якобы превосходства европейских ценностей над ценностями других народов. СВО на Украине как раз и направлена против агрессивной политики коллективного Запада на постсоветском пространстве.

Вот почему пора уже реально заняться достройкой полноценного Союзного государства России и Беларуси. Пора перестать заниматься детской игрой в суверенитеты, ждать подарков от какого-нибудь Трампа, который, дескать, все разрулит, вставлять палки в колеса Союзному государству и в то же время требовать, чтобы Россия послушно угощала политическую детвору пряниками лишь на том основании, что детвора хочет играть в суверенитеты.

Правда, следует отметить, что новый руководитель Администрации Президента Республики Беларусь Дмитрий Крутой понимает проблемы союзного строительства и настроен на разработку проекта экономической модели Союзного государства Беларуси и России, где речь идет об «Образе будущего Союзного государства» именно с точки зрения основных контуров всей белорусско-российской интеграции. Пожелаем успеха белорусскому политику в деле полноценной достройки нашего Союзного государства.  

Здесь надо понимать, что союзность - это атрибутивный признак современной белорусской и российской государственности. Вне рамок союзности как белорусская, так и российская государственность неполноценны, ущербны, отягощены геополитической катастрофичностью, дезинтеграционностью. 

Вот почему Союзное государство как раз и является  национальной идеей  Беларуси. Историческая истина состоит в том, что не детски понимаемая «суверенная» Беларусь, а Беларусь, построившая Союзное государство вместе с Россией на основе уважительного отношения к советской истории и совместной защите общерусского цивилизационного пространства, тем самым укрепила собственную независимость и стала на путь подлинно самостоятельного развития в современном мире. Прямым следствием достройки Союзного государства должна стать его международная субъектность. Такова логика союзного строительства, прописанная в Договоре о создании Союзного государства.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
07.07.25

Чтобы должным образом понимать сущность белорусско-российских отношений, а следовательно,  и строительства Союзного государства,  необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».

27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru