В информационном поле Беларуси в освещении исторических событий последних двух веков Польша и другие западные страны для белорусов представляются друзьями, а Россия - удавом. Среди данных назначенных белорусам друзей Польша является единственной страной, в которой население, включая и руководство, поражено страшной эпидемией - манией возрождения «Польска от можа до можа», т.е. включением в состав Польши большей части территории нынешней Беларуси.
На характер этой болезни у поляков не влияют ни мирные, ни военные времена. Иван Солоневич – видный русский мыслитель и публицист, родившийся в Гродненской губернии, с удивлением писал: «В Варшаве в январе 1940 года - когда в городе не было ни топлива, ни хлеба - местами не было и воды, когда немцы вылавливали польскую интеллигенцию, как зайцев на облаве, и отсылали ее на гибель в концлагеря, когда над страной повисла угроза полного физического истребления - и когда безумные рестораны столицы были переполнены польским “цветом общества”, пропивавшим последнее свое достояние - цвет Польши все-таки жил мечтой о политической, культурной и религиозной миссии Польши на варварском русском востоке. Вы скажете - сумасшествие! Я скажу - истерика! Но Польша будет считать эти планы и разумными, и исполнимыми, и само собою разумеющимися.» (Иван Солоневич, «Народная монархия», М. 2002, с. – 195).
С тех пор прошел почти век, но ничего не изменилось в сознании поляков. С 2020 года в Люблине будет функционировать музей Восточные земли Давней Речи Посполитой. По заявлению министра культуры Польши проф. Петра Глинского: «Кресы–это великое наследие польской культуры, наше великое национальное достояние, и оно должно быть показано, представлено, должно стать соответствующей темой просвещения, и музей будет выполнять такие функции.» (Журнал «Новая Польша», № 2, 2018, с.-54)
Вместо комментария ограничимся высказыванием о своём народе одного из польских правителей - Пилсудского: "Дурость, абсолютная дурость. Где это видано - руководить таким народом, двадцать лет мучиться с вами?" А Черчилль однажды сказал в сердцах о шляхетской верхушке польского правительства: "Они, должно быть, очень глупы…"
Поляки забывают о том, что если и существует Польша как государство, то только благодаря России, и в большей своей части на исторической территории России. Художник Илья Глазунов в своей книге «Русь распятая» приводит такой пример. Археологи ГДР при раскопках на острове Рюген на Балтийском побережье обнаружили множество предметов, принадлежащих славянам. Молодые археологи сказали, что врезалась в память Глазунову на всю жизнь: "ЗДЕСЬ ВСЕ ДО МАГМЫ СЛАВЯНСКОЕ!" Но даже в ГДР эти факты не афишировались, а находки раскопок спрятали подальше, или закапали.
Четвёртый раздел Польши после Великой Отечественной войны не произошёл исключительно по настоянию советского правительства.
Уже стало аксиомой мнение, поддерживаемое большинством белорусов, что Брест основан польскими племенами. Но раскопки, проведённые доктором исторических наук, лауреатом Государственной премии Беларуси Петром Лысенко, позволили доказать, что город основан восточными славянами дреговичами и принадлежал он Туровскому княжеству. И назывался он «Берестье», а Брест происходит от польского «Бжест». Археологические раскопки еще раз подтвердили, что до 16 века на территории современной Беларуси были только православные храмы и там проживали восточные славяне. С материалами своих раскопок П.Лысенко докладывал ещё в 1980 году на конгрессе по славянской археологии, который проходил в Софии. Поляки не смогли подвергнуть сомнению демонстрированные им более 50 слайдов, а учёному пришлось отвечать на более полусотни вопросов. Вывод для поляков был предельно ясен и неутешителен – демонстрированные материалы типично древнерусские. (Иван Белоус. «Древняя Русь Петра Лысенко»,» «Неман», № 4, 2007, С.175-181.).
Но поляки есть поляки: хоть вши заведомо, но гонору не стратимо.
Как только белорусские земли попадали по разным причинам в состав Польши, против православия объявлялся крестовый поход, начиналось окатоличивание и ополячивание населения. К примеру, в 1919 году в Западной Беларуси функционировали 359 белорусских школ, две учительские семинарии и 5 гимназий. («Беларусь праз стагоддзі.”, Мн., 2018, с -190). К началу Второй мировой войны в Западной Белоруссии не осталось ни одной белорусской школы. Детям запрещалось разговаривать на родном белорусском и русском языках, на первый план ставилось задача полонизации населения, а знание строк «Хто ты естэсь? – Поляк малы!..» влияло на школьные оценки по всем предметам, как писал в своей биографии Максим Танк.
В настоящее время на Белосточчине, которая в царское время принадлежала Гродненской губернии, а не автономному Царству Польскому, и переданная Польше в послевоенное время, проводится политика ассимиляции белорусов, которую почему-то не замечают всевозможные правозащитные организации Европы и «свядомыя» белорусы. История с членом Армии Крайовой Ромуальдом Райсом тому ещё одно подтверждение. В Беларуси эти события освящались с большими оговорками. Восполним этот пробел.
После передачи Подляшья, которое до решения Ялтинской конференции входило в состав Белостокской и Брестской областей, белорусам была предоставлена возможность переехать в Советскую Беларусь. Но многие отказались, законно полагая, что это их родная земля. Белорусов огнём и мечом стремились заставить покинуть Подляшье ушедшие в подполье группировки Армии Крайова. Одной из них являлась группа Ромуальда Райса по кличке «Бурый», который питал особую ненависть к белорусам. Коммунистическое руководство Польши не принимало радикальных мер по ликвидации орудовавших банд. И только, когда православные священники организовали сбор подписей под петицией к руководству в Минске и Москве, в которой говорилось: «Польское правительство уничтожает белорусов, сжигает белорусские деревни, бросает детей в огонь. Просим советское правительство взять белорусов Подляшье под свою защиту.», очевидно, из Москвы поступил какой-то сигнал. 30 апреля 1946 года банда была разбита, но Бурый каким-то образом спасся. Он в открытую свободно передвигался по территории Польши. И только 17 ноября 1948 года его арестовали. На показательном суде в Белостоке 1октября 1949 года он был приговорен к смертной казни. Приговор приведён в исполнение 30 декабря 1950 года. В 1995 году суд Варшавского военного округа отменил смертный приговор и реабилитировал военного преступника Ромуальда Райса. Официальной причиной подобного решения, как стало известно из решений суда, что он «боролся за независимость Польского государства», а приказы, в том числе и по уничтожению белорусского населения, выдавал в ситуации «состояния наивысшей необходимости, которая заставляла его принимать меры, не всегда этически однозначные».
11 марта 2019 года были опубликованы окончательные выводы Института национальной памяти Польши, направленные на реабилитацию Ромуальда Райса. Сотрудники института в его оправдание констатируют, что Райс имел возможность «сжечь не пять, а гораздо больше белорусских деревень в повяте Бельск-Подляшский». В итоге специалисты института провозгласили Райса невиновным, так как по закону «от 23 февраля 1991 года о признании недействительными решений, принятых в отношении лиц, репрессированных за деятельность в пользу независимого существования Польского государства, признание недействительным решения считается равнозначным оправданию».
Только после этого последовала вялая реакция белорусского МИДа.
В начале девяностых годов прошлого века РБ обрела полный сувернитет, и первой правительственная делегация во главе с С.С.Шушкевичем посетила Польшу и возложила венок в Варшаве на могилу Неизвестного польского солдата, топтавшего нашу землю с оружием в руках. В Варшаве находится большое мемориальное кладбище советских воинов (среди них много белорусов), павших за освобождения Варшавы от коричневой чумы, который белорусская делегация не посчитала необходимым посетить. Второй венок был положен на заросшую могилу Алеся Горуна, бывшего старшиной Белорусского национального комитета, который приветствовал и выражал горячую благодарность Пилсудскому «за освобождения Минска от нашествия московского и призывал к захвату Могилёва, Витебска и Смоленска. Этим шагом Шушкевич оскорбил не только светлую память советских солдат, но и своего отца, который по его словам: «У меня отец вернулся после 20 лет в Сибири, стал коммунистом, сказав, что коммунистическая идея правильная.» Отец и сына убеждал - безрезультатно – стать коммунистом.
Приближается круглая дата воссоединения белорусского народа, которая последний раз широко отмечалась в 1949 году, ещё при жизни Сталина. Тогда в октябре месяце прошло специальное заседание внеочередной сессии Верховного Совета Белоруссии, а 30 октября во всех городах прошли демонстрации трудящихся. А в настоящее время почти что полный штиль. Возможно потому, что белорусская научная и творческая элита странным образом страдает польской болезнью, осуществляя свою деятельность на народные деньги. Об этом речь ниже. Только отмечу, что о событиях по освобождению Западной Беларуси я знаю не из учебников. Мой отец, командуя ротой, принимал непосредственное участие в этой военной кампании. По его рассказам, они за три дня прошли пешим маршем более 200 километров, и в их адрес не раздалось ни единого выстрела, народ везде встречал их с радостью и забрасывал цветами своих освободителей.
Если это земли польские, почему они их не защищали? Данное станет понятным из дневниковых записей легендарного партизанского командира в Великую Отечественную войну В.З.Коржа. В декабре 1921 года он был призван в польскую армию и направлен в г.Познань в тяжёлый артиллерийский полк. В полку весь младший командный состав - подофицеры и офицеры – были поляки., а почти все рядовые белорусы и украинцы. Вот там он увидел и испытал на себе явное издевательство над людьми не польской национальности. В основном, над белорусами и украинцами. И вообще, ничего похожего на обучение солдат видно не было. Были сплошные насмешки и издевательства на каждом шагу (с кличками “кацап-большевик ” и т. д.). Почти все польские “командиры ”, кто как может, выдумывали всевозможные муштровки, абсолютно не относящиеся к несению военной службы. Например: заходит дежурный офицер в палату после отбоя. Солдаты уже должны спать. Он включает свет, тянет носом воздух и кричит: “О, холера, смердно! Подъем!” Открывает окна, ставит на окнах без кальсон, в одних нательных рубахах, людей зимой, задницами наружу. Так вот и проветривает палаты. Посмеялся, поиздевался над людьми и пошел дальше.
Утром при подъеме подходит к палате, открывает дверь и кричит: “Побудка! Побудка! Вставать! ” Если все как один хорошо встанут, то может номер и пройти. А если хотя бы у одного получилась какая-нибудь заминка, то командует: “Всем по коридору к умывальнику бегом!" И пока добежишь, он несколько раз скомандует: “На дупе сядь!” А ведь все без кальсон и в коридоре. И в умывальнике пол цементный. Когда человек не выдерживал и падал, то это было буквально наслаждение для таких вот “обучающих”.
Как писал Корж в своих воспоминаниях, он стал совершенно не похож на того смирного и покорного полесского парня, который ни во что не вмешивался и жил по-дедовски. Мне стало стыдно перед самим собой. Вспоминался ему на каждом шагу разговор с советскими комиссарами Креслером, Титовым и другими. Он вдруг увидел в “учителях ” самых настоящих врагов и мучителей. Среди солдат, с которыми почти каждую неделю сходились в костёле, чувствовалась задушевная дружба. Видно было, что одно горе объединила нас. Я решил потерпеть до марта, пока станет немного теплей, а потом уходить. (Николай Смирнов, «Генерал Корж. Неизвестные страницы…», Мн., 2014, с – 37).
Белорусы (украинцы также) хорошо помнят, как поляки огнем и мечом уничтожали белорусов и их Православную веру. До сих пор матери Западной Беларуси в деревнях, провожая дочерей в люди, напутствуют их: «Ты, дачушка шукай сабе пару, выходзь замуж, але толью не за паляка. Можаш нават за яўрэя ці за араба якого, толькі поляка сцеражыся». (Бел. Думка, № 11, 2005, с. - 101).
Вернёмся к теме странной болезни, симптомы которой заполонили СМИ. Изучение и описание истории и деятельности шляхты, создаётся впечатление, является найважнейшей темой для научных и творческих коллективов, на что тратятся огромные народные средства. В Лошицком парке в Минске заложена “Шляхетская аллея”, проводятся балы в стиле аля Радзивилл. У шляхты остались не изучены, кажется, только подштаники. И это не ёрничание, а горькая констатация фактов реальной действительности. Отметим только некоторые из них.
11 марта сего года по 3-му каналу белорусского телевидения в течение пяти дней в удобное время демонстрировался сериал «Шляхта. Брутальная история.», генеральным продюсером которого является Геннадий Давыдько. На протяжении всего сериала его авторы навязчиво долдонили о благородстве шляхты, которая, по их мнению, является элитой белорусского общества. Но если шляхта наша элита, то кто тогда белорусский народ –пся крев?
Уточним значения слова брутальный, которое до недавнего времени в русском языке практически не употреблялось, найти его можно было только в редких энциклопедиях В наши дни данный термин часто используется в сочетаниях: «брутальная личность», «брутальный мужчина» и так далее. Все поведение брутального мужчины свидетельствует о том, что он – хозяин положения. При этом такой человек вовсе не склонен в любой ситуации демонстрировать агрессивность и жестокость. Один его вид дает понять окружающим, что перед ними прирожденный лидер. Таких людей часто можно встретить среди политических деятелей, актеров и спортсменов. С их мнением считаются. Их поведение копируют. Над ними не смеются, даже если эти люди допускают ошибки.
Был ли таковым типичный шляхтич?
Вот один из представителей белорусской шляхты могущественного рода Радзивиллов – Януш. «По его приказу во время антипольских восстаний был вырезан Брест, Пинск, Туров, Мозырь, Бобруйск, Чериков. В Пинске казне подверглись более трёх тысяч горожан, а ведь население редко какого города в то время превышало десять тысяч человек. В Бресте тоже вырублено несколько тысяч поселян. В Турове убили всех, кого застали в домах, уцелели только те, кто находился за пределами города - не потому ли они вскоре с иконами и хлебом-солью встречали прибывшие по Припяти войска русского князя Волконского? Существовала даже угроза, что этот древний город больше не возродится. В Черикове лишились жизни 1500 человек. В Мозыре полторы сотни жителей были обезглавлены, сотню посадили на кол, ещё восьмистам отрубили правую руку. Могут ли такие «заслуги» быть основанием для занесения в пантеон народной памяти? Или в данном случае важнее то, что тот Радзивилл воевал с москалями?» (Яков Алексейчик, «В чём прок от Радзивиллов? БД, № 12, 2015, с 56 – 63)
Петр Лысенко уточняет и дополняет список кровавых деяний Януша, портрет которого выставлен для обозрения в Национальном художественном музее и рекомендован знакомить с ним и другими Радзивиллами на уроках белорусской литературы учеников 9-го класса. «Распространяя свое влияние в Беларуси, поляки ни перед чем не останавливались. Особенно памятна резня в Пинске с 6 по 11 октября 1648 года. В отместку за то, что местное население выступило в защиту Православия и поддержало восстание казаков Богдана Хмельницкого, состоялась карательная экспедиция под командованием Януша Радзивилла. Все Полесье было залито кровью и полыхало в огне, а Пинск практически стёрт с лица земли. Никто не хотел сдаваться, люди разбирали печи, бани, семьями выходили на стены, отбивались камнями, брёвнами, косами, но силы были неравные. И город погиб.
Посольский дьяк Московского государства Кулаков упоминает в своей докладной, что в Пинске было уничтожено три тысячи человек. Однако подсчеты католических монахов подводят к тому, что в мятежном городе погибло 14 тысяч мужчин, женщин, стариков, детей.
Ворвавшиеся в город каратели день и ночь и еще на следующий день продолжали убивать, никого не щадя. Как записано в этом документе, «рыцарская рука карать не уставала».
Такая же участь постигла и другие города Белой Руси: Каменец, Берестье, Давид-Городок, Мозырь, Бобруйск и весь юг нынешней Беларуси. И эту жестокую и печальную память также хранит Белорусская земля, до и после ещё немало изведавшая горя и слез». (Иван Белоус. «Древняя Русь Петра Лысенко»,» «Неман», № 4, 2007, С. – 180).
В 2015 году в издательстве «Беларусь» вышла на русском и английском языках красочная брошюра «Гордость земли белорусской», составитель которой С.В.Пешин, а рецензенты институт истории НАН Беларуси, Центр исследований белоруской культуры, языка и литературы НАН.
Кто же упомянут в этой брошюре? В аннотации сказано, что «предоставлены биографии соотечественников, оставивших яркий след в истории человечества». Какой же след могла оставить полька Барбара Радзивилл, которая ни дня не прожила на территории Беларуси (родилась в Вильне в 1520 году, умерла в 1551 в Кракове, прах Барбары захоронен в Виленском кафедральном соборе) и стать «Черной панной Несвижа», знаменитый замок которого был построен в 1583 году. Белорусские историки, литераторы и артисты со своим враньём могут уже участвовать в соревнованиях на приз Геббельса. Они прожжённую проститутку-сифиличку королеву Польши Барбару Радзивилл, которая никакого отношения не имеет к Белоруссии, представляют «гордостью земли белорусской». Её вместе с мужем – королём Польши Станиславом, которого она заразила сифилисом, что и явилось причиной их смерти, о не отрава свекрови, представляют белорусскими Ромео и Джульетта. Как англичане терпят такое оскорбление великого Шекспира?
Сенатор Анджей Гурка в присутствии короля называл по имени и фамилии тридцать восемь ухажеров Барбары от сенаторов до конюхов и заявил, что она страдает неизлечимой венерической болезнью, которая исключает для короля возможность иметь потомство, что перечеркивает продолжение правления рода Ягеллонов. От своих слов Анджей Гурка не отказался даже после коронации Барбары, на которую он не пошел, а потом избегал любых контактов с королевой, хотя с Сигизмундом Августом поддерживал постоянные отношения.
Впрочем, такие попытки делаются не только по отношению к Барбаре. Очевидны усилия по белорусизации всех Радзивиллов, владевших огромными имениями на нынешних территориях республики. В одном из минских театров поставлен спектакль, посвященный королю Станиславу по прозвищу Пане Коханку, который, по мнению авторитетного белорусского литературавед профессора Адама Мальдиса, в рейтинге самых зловещих и ужасных магнатских фигур претендует на первое место. Этот Радзивилл был способен выстрелить в человека во время бала, вбить в рот рюмку или бокал тому, кто решил выпить вина, стукнуть лбами двух беседующих, чтобы шишки вскочили. Мог к приезду в гости короля отчеканить монету с силуэтом монарха и надписью «Божьей милостью дурак», заковать в кандалы и в сопровождении палача и ксендза вывести к виселице даже великого литовского писаря Паца, который ведал делопроизводством в канцелярии ВКЛ. До повешения дело не дошло, но Пац через три дня умер от страха, испытанного в ходе того действа. И если Радзивилл, резюмировал профессор Мальдис, вытворял такое со знатными людьми, то каково было всем другим, волей судьбы попадавшим в поле зрения ясновельможного господина.
Белорусская республика появилась на политической карте Европы не благодаря, а вопреки тому, что Радзивиллы делали в жизни. Более того, когда она провозглашалась, они воевали на польской стороне: один из них, Станислав Вильгельм, был адъютантом у самого маршала Пилсудского, и погиб в той войне, которую за Бугом называют польско-советской.
В брошюре представлен и Т.Костюшко (да, он оставил яркий след, только кровавый – И Мартынов): Костюшко, военный и политический деятель Речи Посполитой и США, национальный герой Польши, США, Литвы, Беларуси, почётный гражданин Франции.
Памятник Костюшко в д.Малые Сехновичи (Жабинский р-н, Брестской области)
В 2002 году Брестский облисполком принял постановление о восстановлении усадьбы Костюшко, там и музей (с. -11).
Президент Лукашенко высоко ценил своего институтского учителя Я.И.Трещенка, осыпал его почестями, хоронили его как государственного деятеля. Как же оценивает деятельность Костюшко Я.Трещенок? «Попытка национал-радикальных историков представить движение под руководством Т.Костюшко «национально-освободительным движением белорусского народа» не выдерживает критики. Даже если принять за «белорусский народ» ополяченную шляхту, то большинство её на территории Беларуси устранилась от участия в восстании. Слишком далеко зашло внутреннее разложение страны. Защищать Речь Посполитую, по существу, было некому.
В Государственном историческом Музее России хранится золотая табакерка с благодарной надписью А.Суворову от жителей Варшавы.
Благодарные варшавяне преподнесли золотую табакерку за великодушие при освобождении Варшавы.» (Я.И.Трещенок, А.А.Воробьёв, В.В.Волженков, «История Беларуси с давнейших времён до октября 1917 года», Мн. «Адукацыя и выхаванне», 2008 год, с. -154-155)
Что же преподносит студентам любимец идеологического корпуса Могилевской области? «Разгром значных сіл войскамі А.Суворова, які ўвайшоў у гістарыю Беларусі менавіта як “душыцель” нацыянальна-вызваленчага паўстанне, выключэнне з кіраўніцтва паўстаннем наібольш таленавітага дзеяча , якім быў Касцюшка, прадвызначалі ход дальнейшых падзей.”(І.А.Пушкін “Гісторыя. (гісторыя Беларусі ў кантэксте еўрапейскай цывілізацыі), Магілёў, 2014, с. - 41).
А вот и практический результат просвещения молодёжи в русофобском духе. 30 марта 2014 года в Кобрине, где на памятник генералиссимусу Александру Суворову повесили таблички следующего содержания: «Я - русский оккупант. Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские села, а их жителей обращал в рабство. Мои руки — в крови ваших предков». Акцию провела некая загадочная арт-группа «Партизан». Появились призывы демонтировать памятник, и начать установку памятников Костюшко, Калиновскому и прочим деятелям, которые «отличились» на ниве стремления вернуть белорусский народ под власть Польши. Как раз от польской и местечковой пропольской шляхты А.Суворов и защитил белорусов.
Ещё один почитаемый белорусской шляхтой и «свядомыми» белорусами польский деятель – Кастусь Калиновский. Приведём вначале характеристику его деятельности, как руководителя польского восстания, которую даёт ему Я.Трещенок: «История польского январского восстания 1863 г. на белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий прошлого Беларуси. Исторически оно происходило сравнительно недавно, в эпоху массовой прессы, электрического телеграфа и железных дорог. Трудно назвать ещё одно событие, при освещении которого так откровенно попирались бы бесспорные факты и подменялись грубыми бездоказательными домыслами. Назовём самые принципиально важные из них.
Во-первых, польское шляхетское восстание 1863 г. на белорусских землях трактуется как национально-освободительное движение белорусского народа против российского владычества. Реально же для белорусского крестьянства был типичен наивный монархизм. У крестьян абсолютно отсутствовали антироссийские настроения и доминировало тяготение к России.
Во-вторых, поскольку шляхетский характер восстания был совершенно очевиден любому наблюдателю событий, утверждается, что польские помещики в Беларуси и полонизированная шляхта являлись подлинными представителями национальных интересов белорусского народа. Аргументы в защиту такого довода сводятся к изучению родословных корней этих групп населения, предки которых некогда действительно были белорусами (или, точнее, по терминологии эпохи Средневековья, «русинами») и исповедовали православие.
При этом абсолютно игнорируется их религиозное отступничество, собственное самосознание. Практически всё шляхтичи считали себя по национальности поляками, принадлежали к польской культуре и родным называли польский язык. Некоторые из них, преимущественно в Восточной Беларуси, ещё помнили своё белорусское происхождение, но относили себя к польской нации. В ходу была латинская фраза: gente Rusus albus, natione Polonus (по происхождению белорус, по национальности же поляк). «Беларусь они воспринимали не иначе как польскую провинцию» (В. Турук).
В-третьих, поскольку подавляющее большинство белорусского народа были крестьянами, некоторые историки пытаются доказать, что восстание поддерживалось ими и выражало их интересы. Увы, факты говорят об обратном. Те «крестьяне», преимущественно в Гродненской губернии, которые действительно оказались замешаны в восстании, на самом деле не прошли «разбора» и были записаны в государственные крестьяне шляхтичами или помещичьей прислугой. Большинство же крестьян враждебно относилось к повстанцам, которые выражали сословно-корыстные интересы польской шляхты.
К числу мифов относится утверждение о защите повстанцами крестьян от жестоких помещиков. В пропагандистской литературе повстанцев можно встретить угрозы в их адрес, но неизвестно ни одного достоверного случая осуществления подобных угроз. В то же время расправы, повстанческих отрядов над крестьянами и православным духовенством носили массовый характер. Называть сбытия 1863 г. «крестьянским восстанием» — значит грубо фальсифицировать историю». (Я.И.Трещенок, А.А.Воробьёв, В.В.Волженков, «История Беларуси с давнейших времён до октября 1917 года., Мн. «Адукацыя и выхаванне», 2008 год. , с. -185-186).
Может кому-то хочется вступить в дискуссию, такие попытки уже предпринимаются, с утверждениями Я.Трещенка, я их разочарую, применив неоспоримые методы доказательства, о которых классик сказал: «Наука достигает зрелости, когда начинает говорить языком математики.» Что мы и осуществим, подвергнут такому анализу роскошный, дорогостоящий фолиант (и не жаль народных средств, когда Президент дрожит над каждой копейкой бюджета) Дзмітрыя Матвейчыка “Удзельнікі паўстання 1863-1864 гадоў”, бібліяграфічны слоўнік. Мн. “Беларусь, 2016 г. Он рекомендован к печати Учёным советом национального исторического архива Беларуси. Выпуск издания осуществлён по заказу и финансовой поддержке Министерства информации республики Беларусь.
Подсчитаем всех участников воостания на буку Б, что достаточно для выявления математических закономерностей. Всех участников 571, крестьян - 25, что составляет менее 5%; повстнцев Могилёвской и Витебской губерний – 65 человек, среди них крестьян 3, что также менее 5%. Укажем их фамилии и степень участия в восстании:
- Барташ Пётр – знал о подготовке восстания и присоединение к повстанцам некоторых особ, арестован, но отделался символическим наказанием.
- Биршерт Антон –добровольно сдался и заявил, что насильно заставили, освобождён от ответственности.
- Бельский Каятан – подозрения в участии в восстании не подтвердились.
17-18 октября 2013 года в Институте истории НАН Беларуси прошла международная конференция, на которой собрались более 40 научных исследователей Беларуси, России и Украины. Открыл пленарные дебаты академик Костюк, который заявил: «Рассмотревши найновейшую белорусскую историографию он пришёл к выводу, что абсолютное большинство белорусских историков однозначно оценивают восстание 1863-1864 гг. как важную веху в борьбе за белорусскую государственность, особенно подчеркивая особую роль в этом руководителя восстания Костуся Калиновского.(1863-1864).
Исследовательница Института истории НАН Украины, доктор исторических наук В.Шандра заявила: «По её мнению, восстание 1863-1864 гг. стало католизатором формирования польской, литовской, белорусской наций в современном понимании этого слова.
Позвучало на конференции единственное противоположное мнение в ту пору редактора президентского журнала «Беларуская думка»: “На пачатку сваяго выступлення В.Гігін паставіў падсумненне агульнапрынятае ў беларускай гуманітарнай навуцы вызначэнне ідэйнай спадчыны К.Каліноўскага як помніка беларусскай грамадска-палітычнай і філасофскай думкі, назваўшы гэтую спадчыну, “прапагандыцкай”. Затым В.Гігін выказаў меркаванне - асноўны уплыў на погляды К.Калінноўскага зрабіла не руская рэвалюцыйная думка (як было прынята ў савецкі час), а польская. Супярэчнасці К.Каліноўскага і яго паплечнікаў з Варшавы ён назваў не нацыянальнымі, сацыяльнымі і заклікаў звярнуць больш пільную увагу на працы польскіх даследчыкаў. На яго думку, гэтага не хапае сёняшнім беларускім гісторыкам, якія займаюцца вывучэннем біягрвфіі і грамадска-палітычных поглядаў К.Каліноўскага. (Беларускі гістарычны часопіс, № 11, 2013, с. -34).
В то же время поражают и масштабы увековечивания памяти главаря разбойнической банды шляхтюков Костуся Калиновского.
В каждом крупном городе именем Калиновского названы улицы, сведения о нём имеются во всех энциклопедических справочниках, в том числе и местных. Как, например, «Могилёв. Энциклопедический справочник», Мн., 1990», хотя к Могилёву он не имеет никакого отношения: «Калиновский Кастусь родился в д.Моставляны Гродненского уезда (ныне Белостокского воеводства, ПНР) – белорусский революционер-демократ, мыслитель и публицист, руководитель восстания 1863-64 годов в Белоруссии и Литве…
Своей самоотверженной борьбой и передовыми идеями Калиновский значительно повлиял на становления национального сознания белорусского народа. Это один из самых любимым белорусских национальных героев, который популярен также в Литве и Польше.»
Калиновский так любил белорусский народ, что обращался к ним в прокламациях на латинском языке, а от избытка этих чувств оставлял после себя десятки-сотни повешенных крестьян.
Воздух Беларуси так насыщен пропольским духом, что им уже пропитана не только обыденная жизнь, но и школьные учебники, в которые не включают лучшие классические произведения, в которых рассказывается о зверствах польских оккупантов и пропольской шляхты. Приведём примеры.
В честь 70-летия великой победы в Могилеве 6 июня (день рождения Пушкина) был установлен памятник поэту – дар проекта «Аллея русской Славы». На трёх из четырёх сторон постамента размещались цитаты из произведений поэта «Я помню чудное мгновенье, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и «Клеветникам России». Но через неделю плита с цитатой последнего стихотворения была демонтирована тайно в ночное время. Общественность города полагает, что данная акция была осуществлена по требованию русофобов, которые имеют огромное влияние на идеологический сегмент горисполкома. В пользу этой версии говорят многие факты. А именно.
Данная акция была осуществлена в День России.
Демонтирована цитата только из сильного патриотического произведения поэта «Клеветникам России», которое Пушкин написал в связи с польским восстанием 1830-1831 годов.
Вот строки стихотворения, которые так испугали могилёвских русофобов.
"…Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?..
...Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов...".
Усилиями русофобов «Советская площадь» переименована в «площадь Славы». Причем указатели на зданиях были замены в течение суток (следовательно, они были изготовлены заранее). В тоже время, принятое много лет назад решение о присвоении одной из улиц имени главного организатора обороны Могилёва генерал-майора Ф.А.Бакунина не воплощено в жизнь до сих пор. Я об этом писал в облисполком. Самое печальное, что на этой фантомной улице Бакунина размещена резиденция Председателя облисполкома.
****
В СМИ Беларуси, особенно оппозиционных, в ухудшении межгосударственных отношениях с Россией во многом стали обвинять бывшего посла России, что он в своей деятельности превышает полномочия. В этой связи напомним некоторые события.
- Может быть российское посольство стало выдавать ежемесячное пособие определённой категории лиц, которые в своей пропагандистской деятельности обвиняют в развязывании Второй мировой войны Советский Союз, а Сталина представляют исчадием ада, страшнее Гитлера?
- Может быть, Россия выделила гранты из средств, предназначенных узникам, за отказ даже на намёк о патриотической деятельности, пропаганде патриотизма?
- Может быть, усилиями российского посольства в Беларуси История Великой Отечественной войны излагается только в контексте Второй мировой войны?
4. Может быть, министр иностранных России 22 июня (именно в этот день, а не в другой) по примеру своего бывшего коллеги, а ныне Президента Германии Штайнмайера, со страниц президентской газеты «Беларусь сегодня» в открытом письме к белорусскому народу обливал грязью Советскую Армию, малолетних узников, утверждал, что немецкий народ пострадал в войне больше, а мой протестный ответ члена Центрального совета Международной Ассоциации бывших малолетних узников, курирующего вопросы патриотического воспитания, отказались публиковать? Но есть же и Интернет, где я разместил свой ответ.
5. За чьи деньги и кто отдал приказ по изменению написания слов: Советская(Красная) армия, но в то же время пишут Армия Крайова, Войско Польское и даже Вермахт, употребление слова фашизм уже является научной ошибкой, его заменили на благозвучное, ласкающее слух немецких реваншистов нацизм? А слово узник заменили на остарбайтера, при этом двухтомник «Белорусские остарбайтеры» (дословный перевод – белорусские восточные рабочие) отмечен Государственной премией. Лингвисты, к которым я обратился за консультацией, усмотрели политический, а не лингвистический момент, психологи – один из элементов идеологической диверсии, видные детские психиатры России – удар по генетической памяти детей, влияющий на их здоровье.
Еще посла упрекали, что его мнение о искажениях информации, которая поступает Президенту Беларуси от подчинённых, не соответствует действительности. Огорчает, что упрёк белорусской стороны прозвучал в форме, далёкой от дипломатического этикета. Чтобы убедиться - где же истина - достаточно привести хотя бы один пример, что я и сделаю на примере своих попытках в течение многих десятилетий достучаться до Президента с проблемами его уровня, о которых он с болью, иногда с огорчением, говорит в последнее время. Но если он только сейчас заговорил, когда собственный младший сын стал наглядным примером состояния школьного образования, то я об этом кричу более 30 лет. Для иллюстрации ограничусь несколькими последними абзацами одной из многочисленных статей на эту тему, опубликованных в президентском журнале: «К сожалению, во властных структурах не оказалось людей, которые бы смотрели на экономику через призму образования, а не наоборот. В республике не нашлось таких авторитетных ученых, как П. Л. Капица, М. А. Лаврентьев, Н. Н. Моисеев, для которых интересы государства были выше личного благополучия. Они не боялись в высоких кабинетах стукнуть кулаком по столу, отстаивая интересы образования и науки. Пока положение не изменится, образование будет финансироваться по остаточному принципу, а зарплата профессора будет ниже зарплаты уборщицы в банке. Но профессор не станет стоять с протянутой рукой: он найдет применение своим мозгам в другой сфере или уедет за границу. С протянутой рукой будет стоять правительство, выпрашивая милостыню в виде кредитов. По данным иностранных специалистов, подготовка кандидата наук по естественным дисциплинам оценивается в несколько миллионов долларов. Но если он покидает страну, то, очевидно, потери народного хозяйства увеличиваются в десятки раз. А кто прикидывал потери от ухода из школы учителей с Божьей искрой?
В ближайшее время начнется оголение вузов:их покинут лучшие кадры, когда в следующем году в России зарплата в вузах будет в два раза превышать среднюю по промышленности. Элита, выращиванием которой так кичатся лицеи и гимназии (для их существования в жертву принесена массовая школа, выпускник которой на своих плечах будет нести основную тяжесть по обеспечению процветания республики), скорее всего уедет на Запад, а творчески работающие личности переместятся в Россию. Уехавший внутренне не будет чувствовать себя эмигрантом — духовно-культурная среда одна и та же, а запас духовной культуры в России огромный. И даже не в этом главная причина.
Подлинно творческий человек готов к аскетизму материальному, но он не готов и не приемлет аскетизм духовный, хулу и нравственные унижения.
И последнее. Экономическое соперничество стран переместилось на образовательное поле, и республика стоит перед двумя возможностями.
Или Министерству образования будет позволено вести реформу образования в настоящем виде, когда, например, введение десятибалльной системы оценки знаний выдается за величайшее достижение педагогической мысли, а без оной мы, дескать, не можем вписаться в мировое сообщество. В данном случае будет продолжаться физическая, духовная и умственная деградация молодежи.
Или к проведению реформы будут привлечены профессионалы (их не так много в республике), но они нынче не в чести.
Третьего не дано, и лимит времени на мыльные пузыри давно исчерпан.
А детей жалко. («Мыльные пузыри реформы» Беларуская думка» № 9, 2002, с – 114)
Я не просто озвучивал озвучиваю проблемы, а предлагаю пути решения, многие из них проверены практикой независимой экспертизы. Осталось только внедрять. А в этом закавырка, в чем преуспели Министерство образования и Администрация Президента. Об этом подробнее для примера только о событиях этого года. Итак.
4-го марта направил Президенту для «Большого разговора» свой вопрос:
«Соответствует ли установленным требованиям работа с письмами и устными обращениями «Главного управления по работе с обращениями граждан и юридическими лицами» Администрации Президента Республики Беларусь», которое возглавляет Г.И. Шлык?
В своих неоднократных письмах и устных обращениях я предлагал апробированные решения поднимаемых Президентом вопросов, в числе которых и трагедия, в которой пребывает система образования, и дети в семье и школе, и патриотическое воспитание молодежи, и неудовлетворительная работа по обращению граждан в нижестоящие госструктуры. Но получал трафаретные отписки. Последняя за № 15/6 – 294 от 22.02.2019 на мое письмо, которое поступило 18.02.2019.
Барьеры, которое возвёл Г.И.Шлык, чтобы только не допустить довести до сведения Президента стонущую информацию, не удалось преодолеть ни мне, ни другим лицам, которые пытались мне помочь.
В создавшихся условиях у меня остаётся одна возможность – выложить в Интернете сорокалетнюю безрезультатную переписку с госструктурами, начиная с районной. Кому это будет выгодно???
Иван Мартынов, член Центрального совета Международной Ассоциации бывших малолетних узников, курирую вопросы патриотического воспитания молодёжи.
Могилёв, Днепровский бульвар , д.10, кв. 2. Т.д. (8-0222) 78-14-51: Velcom: (8-029) 729-24-61.
На свой вопрос я получил ответ, который подписал Г.И.Шлык, тем самым было нарушено не только законодательство, определяющее порядок реагирование на обращение граждан, но и 40-ая статья Конституции: ««Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.»
Вот текст ответа от 29 марта 2019 г. за № 15/11
На Ваше обращение, поступившее в ходе «Большого разговора с Президентом», как и ранее сообщаем, в адрес Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь поступает значительное количество писем от граждан, в которых излагаются как оценка деятельности руководства страны, органов государственной власти, местного самоуправления, так и предложения по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики государства. По поручению Главы государства все обращения внимательно изучаются в Администрации Президенте' Республики Беларусь и учитываются при подготовь соответствующих информаций и документов.
В случае изложения Вами конструктивных деловых предложений они будут рассмотрены по существу в установленном порядке.
Свои предложения Вы можете направить в адрес Главы государства в письменной форме почтовым отправлением, в электронной форме на Интернет-портале Главы государства, а так на устном приеме в резиденции Президента Республики Беларуси расположенной по ул.Кирова, д.43 в г.Минске.
Начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Г.И.Шлык
Бабицкий 222 33 35
Содержание вопроса станет ещё более понятным, если ознакомится с приложениями, поясняющим сам вопрос.
Приведем текст письма, которое я отправил перед этим Главе Администрации Президента Качановой, а не Президенту.
Главе Администрации Президента Республики Беларусь
Кочановой Наталье Ивановне от Мартынова Ивана Ивановича, проживающего по адресу:
212017 Могилев, Днепровский б-р, 10, кв. 2,
Т.д. 8-0222-7814-51, Velcom (8-029)729-24-61
ЗАЯВЛЕНИЕ
О неудовлетворительной работе Администрации Президента с обращениями граждан
Президент искренно озабочен и возмущён не в первый раз безобразиями в системе образования. Но почему на протяжении долгих лет Администрация Президента отфутболивала в нижестоящие организации поступающие письма, не реагировала на конструктивную критику в печати. Я лично опубликовал только в журнале «Беларуская думка», учредителем которого является Администрация Президента, статьи:
- Реформация, или очередная кастрация системы образования;
- Пустая голова не рассуждает;
- Рушится мужчина, рушится семья;
- Минску Римом не бывать и др.
Я посетил Приёмную Администрацию Президента, написал десятки писем в Администрацию Президента, в которых поднимал вопросы уровня Президента, а не стрелочников.
И до чего я дописался и доходился? – Лишился должности проректора университета, а затем и должности преподавателя, и осуществлено это было с нарушением законодательства.
Президент недоволен качеством программ и учебников? В связи с этим напомню некоторые акции.
12 декабря 1997 года в газете «Советская Белоруссия» по моей инициативе была опубликована статья «Учебник белорусской литературы должен воспитывать культурного человека и патриота», подписанная авторитетными учеными-педагогами, руководителями органами образования Могилёвской области. В этом же номере газеты был напечатан лживый комментарий министра образования В.Стражева. Приведем только один абзац комментария. «Так, например, в 1996/1997 году уже не изучалось творчество Н.Арсеньевой, в этом году – М.Седнева и Л.Гениюш. Цитируемая в статье характеристика М.Седнёва дана в учебнике в связи с литературным персонажем романа И.Чигринова «Не ўсе мы памром”, прообразом которого и послужил М.Седнев”. Т.е. фашистский прислужник представлялся и продолжает представляться ученикам для подражания. Прошло более 20 лет со дня опубликования данного письма. Положение только ухудшилось. Создаётся впечатление, что авторы школьных учебников не знают о существовании такой важной науки, как детская писхология. Авторы учебников, очевидно, ставили перед собой задачу – подорвать здоровье школьников и отбить у них желание к учебе, с которым они идут в первый класс. Об этом речь подробнее в прилагаемых материалах и в статье “Педагогический Чернобыль”, которую не пожелали в Белоруссии печатать. Опубликована в России. ( Система образования в России и Белоруссии - педагогический Чернобыль)
В 2003 году учителя всех школ Могилёвской области дали свой отрицательный отзыв по идейно-политическом, патриотической направленности учебников по истории и литературе. Обобщённые материалы проведенной акции по инициативе Могилёвской областной Асоциации малолетних узников были направлены в Министерство образование, а в Совет Министров на на имя Заметалина мтериалы были опущены в почтовый ящик, расположенный внутри здания. Ответа не последовало.
Я не собираюсь умирать с обидным клеймом “кляузниик” (даже на прием к Председателю Могилёвского облисполкома не записывают), поэтому вынужден буду выкладывать свои статьи и документы, впервую очередь на лжегероев Великой Отечественной войны и их покровителей. А это не просто слова, а реальные факты.
Вот простейшие безобразные факты.
- Почему с малой буквы в СМИ, в том числе и государственых, пишется Советская армия, но Войско Польское и Армия Крайова?
- Почему слово фашизм почти что исчезло из лексикона, его заменили на нацизм? И уже в научных статьях употреблениеи слова фашизм признается научным недостатком.
- Почему узников перекрестили в осторбайтеров? А это слово созвучно с гастарбайтер. Почему книга “Белорусские остарбайтеры” – дословно “Белорусские восточные рабочие” получило Государственную премию? Стоящие за этой акции силы блокируют реализацию потенциальной возможностьи малолетних узников по патриотическому воспитанию молодёжи. А мы, малолетние узники, являемся последней шеренгой, кто может доходчиво донести до сознание детей звериную сущность фашизма.
- Неужели КГБ неизвестно, что на осуществление данной идеологической диверсии Запад затратил огромные суммы денег. И ещё тратит. Если неизвестно – могу предоставить информацию.
Приложение на 13 листах.
- Четвертая встеча.
- Простите нас, павшие, за беспаметство.
И.Мартынов, член Центрального совета Международного союза бывших малолетних узников фашизма, курирую вопросы патриотического воспитания.
Письмо до Главы Администрации Президента не дошло. Мне ответ прислал на третий день - 22.02.2019 № 15/6-294Г.И.Шлык
На Ваше письмо разъясняем, что в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц", обращение должно содержать: наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания); изложение сути обращения (описание проблем и требований); личную подпись заявителя.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
В связи с несоответствием Вашего письма требованиям законодательства (отсутствие конструктивных предложений и каких- либо требований) оно на основании статьи 15 Закона оставлено без рассмотрения.
После устранения замечаний Вы вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в порядке, установленном вышеуказанным Законом с соблюдением компетенции.
Начальник главного управления по Г.И.Шлык
работе с обращениями граждан и
юридических лиц
Содержание вопроса и почему ему перекрыл ход Г.И.Шлык станет понятным, если ознакомиться с текстом хотя бы приложенной статьи, опубликованной в российской «Учительской газете»
ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА
(Учительская газета, Москва, 7.11.89)
Личность. Творчество. Позиция
ЧЕГО В ЖИЗНИ не бывает — вот и с Мартыновым, оказывается, мы дважды познакомились... до нашего знакомства. Первый раз — на встрече городского актива Могилева с новым тогда председателем Госкомитета по народному образованию. Настроение в зале было нервным, и появление на сцене худощавого человека с увесистой папкой в руках вызвало озадаченную тишину. Но ничего необычного не случилось. Со словами извинения: «Иначе не пробиться» — человек через голову министра республиканского передал папку в руки министра союзного. Подумала, помню: «Ну прямо кузнец Вакула на аудиенции у императрицы...».
Второй раз уже знакомая фигура возникла у свободного микрофона на совещании по дошкольному воспитанию, опять же в Могилеве. Начало речи — «До каких пор мы будем все ломать и бездумно отменять старое?» — залу не понравилось. Человек тщетно ждал тишины, потом как-то по-донкихотски махнул рукой и исчез.
Когда я в третий раз попала в Могилев — уже специально познакомиться с проректором местного пединститута Иваном Ивановичем Мартыновым, ни «кузнец Вакула», ни «донкихотовский» жест не казались мне ассоциативными эпитетами.
Но — по порядку.
ЗАГАДКИ «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»
Кажется, кибернетики ввели в обиход понятие «черный ящик», обозначив им объект, устройство которого либо неизвестно, либо настолько сложно организовано, что его не «вычислить» по входным данным.
Очень хочется позаимствовать у кибернетиков эту метафору. Как в «черный ящик», закладываются в образование реформы, концепции, новаторские методики, блестящие идеи, а на «выходе» — что? В стране всеобщего среднего образования и передовой научной мысли, в державе, первой рванувшей к звездам, закатной звездой падает коэффициент интеллектуализации молодежи (сегодня у нас в мировой табели о рангах — 42-е место!).
В те годы, когда начиналось скольжение вниз по образовательной плоскости, Мартынов, молодой математик, аспирант пединститута, ученый и практик, раздумывал о загадках «черного ящика» образования. Почему, размышлял он, ребенок идет в школу с желанием учиться непременно на пятерки, но уже после первой ступени надежды эти исчезают? Верно ли утверждение, что именно здесь необходима начальная специализация и дифференциация на физиков и лириков?..
Отправной пункт исследований Мартынова: у современных детей недогружена память, и именно в пятом классе, с увеличением объема информации, она отказывается служить своему владельцу, как не повинуются хилые мускулы нетренированному новобранцу. Не развита та память, которая цепко запоминала бабушкины сказки, мамины книжки, детские песенки-прибаутки, которая без труда заучивала сложные грамматические правила, срифмованные в забавные стишки, и прекрасно справлялась с гимнастикой устного счета, ныне исчезающего из школы.
Вот мнение на этот счет академика АН СССР Н. Бехтеревой: «Предки наши были совсем не дураки. Конечно, заставляя детей запоминать вопреки смыслу и логике, они часто перегибали палку. Но, боюсь, современная педагогика, ориентированная исключительно на логическое запоминание, тоже, в свою очередь, перегибает палку»...
Так что же, спросит иной читатель, Мартынов предлагает вернуться к хорошо забытому старому? Но, знаете, въезжать на телеге в компьютерный век как-то несподручно... И потом, Мартынов — математик, причем здесь психология?
Наверное, предвидя все эти вопросы, а также наши нетерпение и нетерпимость, избрал теоретик для подтверждения своей догадки единственно правильный путь — практику.
«ДАЙТЕ ТЕЛЕФОН ИВАН ИВАНЫЧА!»
Самый верный способ завоевать расположение человека — поинтересоваться его «коньком». Даже если от роду человеку десять лет. Вот почему, стоило только заговорить о математике, как четвертый класс Кадинской школы висел на мне галдящей гроздью. Кто-то протягивал математическую газету: ну-ка, как журналист справится с головоломкой? Кто-то потрясал тетрадью, испещренной, словно кружевами, примерами с иксами. Знакомство прервал урок, а после второй перемены я уже сделала кое-какие выводы.
Во-первых, не подлежала никакому сомнению абсолютная увлеченность всех уроком математики.
Во-вторых, бросалась в глаза редко встречаемая в сельской школе раскованность детей, их хорошая речь, играющий ум.
В третьих, при явной любви к предмету мои маленькие собеседники хотели быть: шофером, врачом, военным музыкантом и никто – Ковалевской или Эйнштейном.
А потом мы сидели с учительницей Валентиной Ивановной Потемкиной и вели вот какой разговор. Их с Мартыновым добровольный эксперимент заканчивается: в селе построили школу, и почти весь ее приезжающий класс переходит туда. Ее взгляд как учителя-практика на методические материалы Мартынова? Конечно, необходим эксперимент с базовыми школами, лабораторией, достаточным материалом (пока ведь все идет на сугубо добровольных началах, за счет собственных средств, времени, нервов). И нужны книги, курсы усовершенствования и т. д., освещающие этот опыт. «Понимаете, — доказывала мне Валентина Ивановна, — суть ведь не в том, чтобы навязать Мартынова, а чтобы учитель имел возможность выбрать его метод или другого, третьего».
Итак, что же предлагает И. Мартынов? Для начальных классов — систему игр, упражнений, заданий, которую можно использовать как на уроках, так и на занятиях групп продленного дня. Цель — развитие речи, внимания, особенно у детей с ослабленной памятью.
Предлагает он и уже готовый набор дидактических материалов для учителей математики 5—7-х классов. (Во всяком случае, именно с рукописью книги «Играем? Учимся!» прорывался он к Г. Ягодину, как кузнец Вакула за заветными черевичками). Состоит пособие из сборника математических игр, задач для внеклассной работы с занимательным содержанием, набора графических газет. Большинство его задач и игр оригинальны, сведены в систему, «подверстаны» к программе, и — хочешь играть, будь добр, знай математику. А кто даже в 10—12 лет откажется от игры? (Не случайно особый эффект, говорили мне учителя, приносит использование материалов Мартынова в работе со слабенькими).
«Вы знаете, — призналась Валентина Ивановна, — какой бунт устроил 4-й класс, когда я намекнула, что тетрадки для домашней работы надо оставить в этой школе? Ведь не на пустом же месте мне продолжать эксперимент! А эти тетради не простые — печатает их сам Мартынов, и потому они на вес золота. Вот ребята и затребовали домашний телефон Иван Иваныча, чтобы остались у них на память все расчеты».
СИЛА ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦ
А теперь начинается самое, пожалуй, неинтересное.
После поездки в Могилев решила выяснить судьбу пособия в минском издательстве «Народная асвета», куда давненько сдал рукопись Иван Иванович. Главный редактор В. Жариков любезно предоставил мне информацию, а после конфиденциальной части разговора вдруг спросил: «Скажите, пожалуйста, вам что, Мартынов жаловался?».
Вопрос — из простейших, но ответить на него я затрудняюсь нетолькo главному редактору. Скорее всего, разыскав собкора, Иван Иванович в моем лице обращался к первейшей функции журналистики — информационной. Потому что, куда бы он ни стучался раньше, его даже не хотели выслушать. Как могла, я рассказала о Мартынове и его работе, побывала в школах, учителя которых используют методические материалы. Но вам-то, дорогие читатели, хочется не столько прочитать о Мартынове, сколько хотя бы подержать в руках его книгу, увидеть в действии игры, задачи, газеты, прикинуть — подходит ли это вам. Увы...
Мы прощались с Иваном Ивановичем на углу книжного магазина. Ирония судьбы, но путь мой пролег через отдел учебно-методической литературы. Тесно в ряд лежали на полках книги, изданные в той же «Народной асвете». Знакомые все авторы: сотрудники НИИ педагогики, ученые педвузов.
Сколько уж говорено: пора, мол, ориентироваться на учительский спрос, тем более в условиях хозрасчета и самофинансирования издательств. Уверена, только в Могилевской области, педагоги которой через курсы областного института усовершенствования наслышаны о Мартынове, книга разойдется мгновенно. Может быть, достаточной гарантией для издательства станет хоть решение совета директоров школ Белоруссии, рассмотревшею рукопись и единодушно одобрившего ее?
С. ГЕРАСИМОВА. (Соб. корр.)
Могилев.
Добавлю, что мои методические материалы ко времени написания статьи прошли успешную экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР.
****
22 мая 2017 я был на приёме у председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Игоря Марзалюка, который хорошо меня знает по совместной работе в университете. Передал ему письмо и многие материалы по поднимаемым в данной статье вопросам. В частности, в письме вносил такие предложения:
- Довести до сведения членов комиссии Палаты Представителей по науке и образованию рукописи моих работ, в которых дан анализ системы образования и проводимых сомнительных реформ на протяжении последнего полстолетия и предложены пути преодоления их последствий (список прилагается).
- Провести расследование и дать оценку негативных действий по разрушению системы образования бывшего министра образования В.Стражева, который, злоупотребляя своим служебным положением, в угоду западным силам транжирил финансовые средства, не допустил издание полезных учебных пособий.
- Я согласен выступить перед членами комиссии с подробным изложением поднимаемых вопросов.
- Принять меры к устранению ошибок в изложении истории организации партизанского движения и подпольной работы на территории Беларуси, к улучшению отображения её в экспозиции нового Музея Истории Великой Отечественной войны, к фактической реабилитации пострадавших истинных героев Великой Отечественной войны.
- Инициировать рассмотрение вопроса о нарушении работниками Администрации Президента законодательства о рассмотрении обращений граждан.
Но очевидно, Игорь Александрович так занят всевозможными тусовками, что времени на основную работу Председателя комиссии, за которую он получает министерскую зарплату, не остаётся времени. Ответа на свои предложения я не получил до сих пор. Если бы Игорь Александрович между тусовками посещал школы, вузы, или, на худой конец, ограничился просмотром хотя бы журналов, издаваемых родным университетом, то уяснил бы причину отказа властей Туркменистана от посылки на обучения с будущего учебного года своих студентов в вузы Беларуси, кроме БГУ. А если и на эти мероприятия у него нет времени, то рекомендую ознакомиться хотя бы со статьей «О самостоятельной работе студентов и не только» преподавателей Могилевского государственного университета продовольствия доктора физико-математических наук А.М.Гальмаха, старших преподавателей О.А.Шендрикова и И.В.Юрченко (Веснік МДУ імя А.А.Куляшова, серыя педагогіка, псіхалогія, методыка, № 1, 2019г., с 46 – 60).
Мне, написавшего десятки статей про трагедию в школьном образовании, больно было, читая эту статью, за будущность Беларуси, которая готовит липовых специалистов. Даже уже многие диссертанты по техническим дисциплинам пишут диссертации без использования математического аппарата. И это подтверждает член-кореспондент НАН РБ доктор физико-математических наук бывший председатель ВАК РБ А.А,Афанасьев : «Нас по-настоящему беспокоит снижение общей грамотности, эрудиции соискателя, его научного и вообще общеобразовательного кругозора. Здесь много вопросов к качеству обучения в аспирантуре, функционированию нашей интеллектуальной среды, знания соискателями методологических основ научной работы, правил научной этики. Не случайно в последнее время участились случаи заимствования чужих результатов без ссылки на источники. Я уже не говорю об уровне математической культуре, которая падает на глазах. Математическое обеспечение диссертационных работ по техническим наукам зачастую носит иллюстративный характер и служит лишь обязательным украшением диссертации. Получается, что математика сама по себе, а результаты формулируются из других соображений. Здесь что-то очень ценное мы потеряли и средней школе и в высшей. Есть предметы, материал которых выпускник должен твёрдо знать, значит, он обязан его выучить и усвоить. Наука – это слишком серьёзное дело, чтобы отдать её в неумелые руки». (А.А.Афанасьев, «Нужно серьёзно заниматься наукой, а не писать диссертации ради диссертаций» БД, № 9, 2007, с – 37.) Этот же вывод председатель ВАКа повторял из года в год. Зачастую в работах, особенно это касается гуманитарной сферы, нет научных результатов. В последнее время появляется много диссертаций по технике с низкой математической культурой соискателя и ученой степенью кандидата и доктора технических наук, что является очень большой проблемой".
Я не вижу ни министерстве образования, сколько бы там не тусовали министров, не делали им взбучку, ни в законодательных комиссиях, ни в аппарате Администрации Президента хотя бы одного квалифицированного специалиста, который бы знал и осознавал трагедию образоваия, следовательно и государства.
В заключение приведу актуальную цитату из статьи философа Межуева Бориса: «Без интеллектуального класса современный социум действительно нежизнеспособен. Если в стране некому совершать научные открытия, если все студенты думают только о том, как переместиться в другие страны, чтобы работать по специальности, а в отечественных институтах и лабораториях продолжают оставаться по большей части неудачники, значит, у нашей Родины и в самом деле нет будущего. Интеллектуальный класс нельзя заменить ни пролетариатом, ни бюрократией, ни даже героями войны. Лидировать в мире всегда будет держава, где процветает и живет без нужды та самая «ученая община». И, добавлю, там, где она окончательно не превращена в интеллектуальную челядь при нуворишах или «крестных отцах» разного толка».
Иван Мартынов, доцент, кандидат физико-математических наук, член Могилевского городского «Русского общества»
Комментарии
Комментариев пока нет