САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность

« Назад

Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность 26.01.2020 17:21

24 января – день памяти выдающегося представителя русской классической философии Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). В нынешнем, 2020 году, с его именем связаны две даты, – 55 лет со дня  кончины и 18 декабря, большой юбилей: 150 лет со дня рождения. 

Поэтому думается, уместно будет привлечение внимания белорусской и российской общественности к образу этого мыслителя, одного из крупнейших русских философов 20-го века, белоруса по происхождению. И дело не только в его философских достижениях, хорошо известных в учёном мире.  Лосским создана оригинальная философская концепция интуитивизма,  написаны  такие важнейшие, имеющие непреходящее значение и для философии,  и для русской культуры в целом, работы как: «Христианское миропонимание Достоевского», «История русской философии» и «Характер русского народа». Важно также и то, что фигура Лосского – одна из тех, которые знаменуют собой подлинные духовные ценности и самим своим существованием свидетельствуют об общей судьбе и нерасторжимом духовном единстве белорусского и русского народов.
            
Н. О. Лосский родился в местечке Креславка, тогдашнего Двинского уезда Витебской губернии, в достаточно типичной для белорусских земель семье. Его отец – православный, белорус, среди предков которого поляки и русские. Мать –  католичка из мелкопоместной шляхты. И неслучайно будущий философ в детские годы ходил на богослужения и в православный храм, и, вместе с матерью, в католический. Наверное, именно благодаря  христианскому воспитанию в семье, Лосский, «переболев» в молодости атеизмом и социализмом, вернулся в лоно Церкви и  развивал религиозную философию.
         
Всё его детство и юность тесно связаны с Придвинским краем, с Витебском, где он учился в гимназии. И уже тогда, в детстве, по воспоминаниям самого Лосского «моя любовь к России, гордость ею, вера в её великие достоинства прочно сложились в моей душе». Эта любовь к России, гордость за неё была обусловлена не «голосом крови», а тем, что Лосский рос в мире русской культуры, с самых ранних лет  впитывал её духовное богатство. Сам он так говорил об этом: «Несмотря на преобладание в нас польской крови, мой отец и все мы, дети, сознавали себя русскими и были глубоко проникнуты русским национальным сознанием». Русское национальное сознание Лосского и проявилось, очевидно, в присущей ему «всемирной отзывчивости», – черте, наличие которой в русском характере отмечал ещё Достоевский. Будучи русским философом, Лосский имел  европейское образование, полученное в лучших  немецких университетах, знал и любил немецкую культуру. После Революции, высланный большевиками из России, много лет преподавал в Чехии, был профессором университета в Братиславе, где воспитал учеников. В последние годы жизни преподавал в США. Эта же отзывчивость, наряду с добротой, терпением, смирением, качествами  также очень свойственными русскому народу, (о чём мыслитель и писал в своём итоговом «заветном» труде «Характер русского народа») и самому Лосскому, вместе с богатейшим и очень нелёгким жизненным опытом, привели его к безусловному отрицанию любых революционных потрясений, к духовному противостоянию, как левому, так и правому, радикализму и экстремизму. А кровавая, бесчеловечная сущность революционного  «освободительного» террора семье Лосского была известна не понаслышке. Даже на закате лет он вспоминал, что его дед-священник «был замучен повстанцами в1863 году, они распяли его на кресте».
       
Свою любовь к России, русское национальное самосознание, Н. О. Лосский сохранил в течение всей своей долгой жизни, большая часть которой прошла на чужбине, в изгнании и скитаниях. И в этом один из главных, и, приходится говорить сегодня, очень актуальных для многих русских людей, духовных заветов его жизни и творчества. Жизнь, судьба и философия Лосского учит также тому, что «Русский мир» – это не этнический и не политический феномен. Русский мир – это цивилизационное явление. Это понятие духовной культуры, а не газетной трескотни, идеологического противостояния и националистических спекуляций. 
       
Надо сказать также, что Н. О. Лосский, его философия (а философия, вообще, по своей природе, есть феномен цивилизационного масштаба, то, что завершает «духовное здание» цивилизации, обращает сознание народа к высшим  ценностям и целям) – один из неугасимых духовных маяков Русского мира, одно из свидетельств интеллектуальной глубины и духовного богатства Русской цивилизации. Поэтому для всех, кто ощущает свою принадлежность к русской культуре, свою живую связь с ней, не безразличным должно быть сохранение благодарной памяти об этом человеке, уроженце белорусской земли, ставшем одним из крупнейших русских философов 20-го века. Сохранение такой памяти особенно важно для Белоруссии сегодня, когда предпринимаются попытки навязать белорусскому народу явно чуждых ему и вообще весьма сомнительных «героев», деятелей, которые могут научить скорее агрессии, разделению и вражде, чем открытости, мудрости и добру.

Сергей  Голубев, доктор философских наук  


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
25.05.22

В настоящее время Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

24.05.22

Безусловно, то напряжение, с которым жил и работал наш великий конструктор, не могло не сказаться на его здоровье. С.П.Королёв в тяжёлом состоянии попал в больницу, ему собирались сделать операцию. 8 января 1966 года к нему приехали обеспокоенные Юрий Гагарин и Андриян Николаев. С.П.Королёв чувствовал себя плохо, но вида не подавал – много говорил о своих планах. В этот день остановились его часы, и Ю.Гагарин уговорил конструктора принять в подарок часы от него. С.П.Королёв вначале не хотел брать, а затем всё же согласился и попросил Ю.Гагарина написать что-нибудь на них на память, что первый космонавт и сделал. Это была последняя встреча великого конструктора и первого космонавта. 14 января 1966 года С.П.Королёв умер после неудачно проведённой операции - сказался старый перелом челюсти, полученный им ещё в заключении, что привело к проблемам при анестезии.

20.05.22

Вернер фон Браун находился в момент получения известия о полёте Юрия Гагарина в баре вместе с руководителем программы спутников генералом Дж.Медарисом. В. фон Браун, до глубины души уязвлённый триумфом своего извечного соперника Сергея Павловича Королёва, устроил настоящую истерику и принялся кричать: «Я так и знал... Надо что-то делать!». Вспоминая об этом, Медарис так передал своё состояние и состояние других американских специалистов: «Мы все чувствовали себя футболистами, вымаливающими позволения уйти со скамейки запасных».

19.05.22

Атака нацистских бандеровцев была отбита, а летчика, проявившего и высокое мастерство, представили к ордену. Фамилия героя была известна всей стране – Каманин. Николай Каманин был одним из первых Героев Советского Союза, участником спасения челюскинцев.

15.05.22

Для осуществления далеко идущих планов нацистских вождей усилий лишь одной нацистской партии было явно недостаточно. Ведь они вознамерились не только максимально расширить жизненное пространство «расы тевтонов» в основном за счет славянских земель на востоке, но и полностью изменить облик человеческой цивилизации на началах оккультно-биологического расизма и кастовости.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru