Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность

« Назад

Хранить духовные истоки. Н. О. Лосский и современность 26.01.2020 17:21

24 января – день памяти выдающегося представителя русской классической философии Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965). В нынешнем, 2020 году, с его именем связаны две даты, – 55 лет со дня  кончины и 18 декабря, большой юбилей: 150 лет со дня рождения. 

Поэтому думается, уместно будет привлечение внимания белорусской и российской общественности к образу этого мыслителя, одного из крупнейших русских философов 20-го века, белоруса по происхождению. И дело не только в его философских достижениях, хорошо известных в учёном мире.  Лосским создана оригинальная философская концепция интуитивизма,  написаны  такие важнейшие, имеющие непреходящее значение и для философии,  и для русской культуры в целом, работы как: «Христианское миропонимание Достоевского», «История русской философии» и «Характер русского народа». Важно также и то, что фигура Лосского – одна из тех, которые знаменуют собой подлинные духовные ценности и самим своим существованием свидетельствуют об общей судьбе и нерасторжимом духовном единстве белорусского и русского народов.
            
Н. О. Лосский родился в местечке Креславка, тогдашнего Двинского уезда Витебской губернии, в достаточно типичной для белорусских земель семье. Его отец – православный, белорус, среди предков которого поляки и русские. Мать –  католичка из мелкопоместной шляхты. И неслучайно будущий философ в детские годы ходил на богослужения и в православный храм, и, вместе с матерью, в католический. Наверное, именно благодаря  христианскому воспитанию в семье, Лосский, «переболев» в молодости атеизмом и социализмом, вернулся в лоно Церкви и  развивал религиозную философию.
         
Всё его детство и юность тесно связаны с Придвинским краем, с Витебском, где он учился в гимназии. И уже тогда, в детстве, по воспоминаниям самого Лосского «моя любовь к России, гордость ею, вера в её великие достоинства прочно сложились в моей душе». Эта любовь к России, гордость за неё была обусловлена не «голосом крови», а тем, что Лосский рос в мире русской культуры, с самых ранних лет  впитывал её духовное богатство. Сам он так говорил об этом: «Несмотря на преобладание в нас польской крови, мой отец и все мы, дети, сознавали себя русскими и были глубоко проникнуты русским национальным сознанием». Русское национальное сознание Лосского и проявилось, очевидно, в присущей ему «всемирной отзывчивости», – черте, наличие которой в русском характере отмечал ещё Достоевский. Будучи русским философом, Лосский имел  европейское образование, полученное в лучших  немецких университетах, знал и любил немецкую культуру. После Революции, высланный большевиками из России, много лет преподавал в Чехии, был профессором университета в Братиславе, где воспитал учеников. В последние годы жизни преподавал в США. Эта же отзывчивость, наряду с добротой, терпением, смирением, качествами  также очень свойственными русскому народу, (о чём мыслитель и писал в своём итоговом «заветном» труде «Характер русского народа») и самому Лосскому, вместе с богатейшим и очень нелёгким жизненным опытом, привели его к безусловному отрицанию любых революционных потрясений, к духовному противостоянию, как левому, так и правому, радикализму и экстремизму. А кровавая, бесчеловечная сущность революционного  «освободительного» террора семье Лосского была известна не понаслышке. Даже на закате лет он вспоминал, что его дед-священник «был замучен повстанцами в1863 году, они распяли его на кресте».
       
Свою любовь к России, русское национальное самосознание, Н. О. Лосский сохранил в течение всей своей долгой жизни, большая часть которой прошла на чужбине, в изгнании и скитаниях. И в этом один из главных, и, приходится говорить сегодня, очень актуальных для многих русских людей, духовных заветов его жизни и творчества. Жизнь, судьба и философия Лосского учит также тому, что «Русский мир» – это не этнический и не политический феномен. Русский мир – это цивилизационное явление. Это понятие духовной культуры, а не газетной трескотни, идеологического противостояния и националистических спекуляций. 
       
Надо сказать также, что Н. О. Лосский, его философия (а философия, вообще, по своей природе, есть феномен цивилизационного масштаба, то, что завершает «духовное здание» цивилизации, обращает сознание народа к высшим  ценностям и целям) – один из неугасимых духовных маяков Русского мира, одно из свидетельств интеллектуальной глубины и духовного богатства Русской цивилизации. Поэтому для всех, кто ощущает свою принадлежность к русской культуре, свою живую связь с ней, не безразличным должно быть сохранение благодарной памяти об этом человеке, уроженце белорусской земли, ставшем одним из крупнейших русских философов 20-го века. Сохранение такой памяти особенно важно для Белоруссии сегодня, когда предпринимаются попытки навязать белорусскому народу явно чуждых ему и вообще весьма сомнительных «героев», деятелей, которые могут научить скорее агрессии, разделению и вражде, чем открытости, мудрости и добру.

Сергей  Голубев, доктор философских наук  


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.10.24

Мне, как и многим, хотелось решить всё ещё в 2022 году, но ситуация оказалась гораздо сложнее. На это я хотел бы сказать, что Россия за свою многовековую историю вела самые разные войны, в которых далеко не всегда удавалось «решить всё сразу» - поэтапные свержение монголо-татарского ига, выход к Балтийскому и Чёрному морям, освобождение Белоруссии и Украины из польской неволи. Всё это шло долго и сложно. Не будет просто и сейчас. Тем важнее сохранять единство в самой России, в Союзном государстве и оказывать на уровне всего социума поддержку усилиям руководства России и президента Владимира Путина по проведению СВО на Украине.

21.10.24

Выступление Александра Солженицына в Государственной Думе России 28 октября 1994 года, несомненно, имело важное политическое значение. Политическое значение этой речи было обусловлено не рассуждениями и обличениями автора, а его именем, символизировавшим собой некоего пророка, якобы открывшему нашим людям правду о советской действительности. Там, в заокеанской дали, Александр Солженицын разросся до идеологического вождя всего диссидентского движения как внутри нашей страны, так и за рубежом. Но вот «пророк» оказался за трибуной Государственной Думы, и что же мы увидели и услышали?

18.10.24

16 октября 2024 года в Исламабаде (Пакистан) прошла 23-я встреча глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Основной темой стало наращивание торгово-экономического сотрудничества и, в частности, необходимости устранения препятствий, мешающих взаимодействию в рамках ШОС, создание и отладка механизмов финансирования и реализации совместных проектов: учреждение специального счёта, а также уже давно обсуждаемая перспектива учреждения Банка развития и Фонда развития ШОС.

17.10.24

XX век стал веком русской трагедии. И та кровь, что льётся с 2014 года на южных землях исторической России, есть прямое следствие злосчастного 1917 года. Необходимо понимать, что Специальная военная операция – это не только демилитаризация и денацификация Украины, это великий освободительный поход Русской армии за возврат Малой Руси её истинного русского имени, за собирание Русской Земли в единое цивилизационное целое.

15.10.24

После отречения Николая II от престола, обстоятельства которого до сих до конца не выяснены, власть в стране формально перешла к Временному правительству, которое оказалось абсолютно не способным управлять такой державой как Россия, тем более в условиях тяжёлой мировой войны. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru