САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Иван Громов: «Библия для народа» – памяти первопечатника Василия Кореня!

« Назад

Иван Громов: «Библия для народа» – памяти первопечатника Василия Кореня! 28.02.2020 16:03

С некоторых пор в Белоруссии появилась тенденция искать национальных героев, что называется, на стороне. Преимущественно в европейском направлении. И даже творчеству представителей истинно русской культуры пытаются придать чуждый оттенок. 

Как это проделали с западнорусским первопечатником Георгием Скориной, которого упорно называют Франциском, а присутствующее в исторических документах имя Георгий, трактуют как опечатку, либо неверный перевод. Хотя известно, что доктора в те времена, а Скорина был не только первопечатником но и доктором, вступая в профессиональное сообщество брали себе псевдонимы, по аналогии с тем, как духовных лиц наделяют другим именем, подчеркивая их рождение для новой жизни. 

Достоверность сказанного видна уже только из отчества Скорины, который, как известно, был – Лукич. Согласитесь, Георгий Лукич ложится на слух совершенно естественно, в отличие от Франциска Лукича. К слову, в интернет-пространстве можно встретить любопытное движение за то, чтобы белорусы произносили свое имя без отчества. Дескать, использование отчества это пережиток патриархальной России и «один из компонентов русификации». При этом, «непомнящие родства» блогеры ссылаются как раз на Франциска Скорину, имя которого сегодня нигде с отчеством не  употребляется.

Василий Корень 1

Недавно в Государственном музее истории белорусской литературы состоялось уникальное по своему содержанию мероприятие – выставка, посвященная другому белорусскому первопечатнику Василию Кореню. Правда, по нынешним веяниям, о которых было сказано выше, русского человека (к слову, в России Василия называют не иначе как русским первопечатником) в белорусской искусствоведческой среде упорно именуют Васiлем Коранем. Хотя, сам Василий творил на старорусском языке и вероятно очень удивился бы, прочитав свое имя в такой, определенно неведомой ему, интерпретации.  

Василий Корень 2

Сегодня, пожалуй, нет белоруса, которому было бы неизвестно имя Скорины и лишь единицы знают о Корене. Василий родился в г. Дубровно (ныне Витебская область) около 1640 года. В юности он переехал в Русское царство, где стал резчиком-гравером деревянных форм с которых делались оттиски для книг, а с 1671 года жителем Москвы, где окончательно сложился как мастер. 

Василий Корень 3

Василий Корень жил много позже Скорины, в конце 17 века, но также по праву считается первопечатником потому, что сделанное этим мастером в числе артели и дошедшее до наших дней произведение – «Библия для народа», отличалось от трудов Скорины и по подаче материала, и в том, что касается среды для которой книга предназначалась. Так, если Скорина печатал библию преимущественно в тексте и для обученного грамоте высшего света (аристократии и духовенства), то библия Кореня рассчитана на простых людей и сделана соответственно в доступной для неграмотного народа иллюстрированной форме – лубка. Важно также отметить, что Василий Корень творил в родном отечестве, в то время как Георгий Скорина работал преимущественно в странах Европы.

Василий Корень 4

Первооткрывателем Библии Кореня является москвичка Антонина Сакович – один из крупнейших знатоков русской народной картинки и гравюры, которая еще в 80-х годах прошлого столетия передала в Белоруссию результаты научных исследований по биографии и трудам Кореня. Но на родине легендарного первопечатника до сих пор нет его музея, ни даже памятника. Хотя, Библия Кореня в реконструкции московского художника-графика Виктора Пензина, который 10 лет восстанавливал шедевр по аутентичной технологии, есть в музеях Ватикана, Мексики, Испании и конечно России – единственный оригинальный экземпляр Библии хранится в отделе редкой книги Государственной публичной библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
    
Почему же так вышло, что Скорина стал культурным светочем белорусов, а Корень предан забвению? Не потому ли, что Василий работал в Москве под своим русским именем? К сожалению, все, что как то связано с Россией в современной Белоруссии затушевывается. Параллельно культивируется убеждение, что у молодой белорусской республики особая, не имеющая к понятию Русского мира история, хотя суверенитет государства всегда определялся уровнем экономического развития страны, а не культурно-исторической уникальностью. Стоит ли удивляться, что у памятника Александру Пушкину в центре Минска вандал выкрасил кисти рук в красный цвет. Как говорится «что посеешь, то пожнешь».

На вопрос об идеологии белорусского государства, глава республики, как правило, отвечает уклончиво. Дескать, она еще не сформировалась. А стоит ли изобретать новую систему ценностей, если у нас уже  есть та, что проверена временем, которая тысячелетиями шлифовалась нашими предками и является ядром национального генетического кода белорусов? 

Биография Василия Кореня яркое тому свидетельство. Белорусский мастер, раскрывший свой талант на московской земле, разве не демонстрирует единство общерусской культуры. К слову, Корень, также как и предшествовавший ему Скорина, творил на старорусском языке, и содержание его произведений доступно сегодня каждому носителю русского языка в той же мере, как и современникам мастера.  

Василий Корень 5

Будем надеяться, что в Белоруссии, наконец, воздадут заслуженные почести великому первопечатнику Василию Кореню и его имя привычно зазвучит при упоминании таких легендарных соотечественников как Георгий Скорина, Иван Федоров и Петр Мстиславец.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru