« Назад

Лев Криштапович: Российская дипломатия на страже мира и безопасности 09.02.2018 07:07

10 февраля в России отмечается профессиональный праздник − день дипломатического работника, установленный Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года. Это свидетельствует о высоком общественном признании профессии дипломата, о важной роли российской дипломатической службы в осуществлении государственной политике страны.

Дата праздника связана с наиболее ранним документальным упоминанием (10 февраля 1549 года) Посольского приказа − первой в истории Российского государства государственной структуры, ведавшей иностранными делами. Однако возраст российской дипломатической службы значительно старше.

Древнерусское государство с IX века выступало в качестве активного участника международных отношений в Европе. Знаковыми были Русское посольство в Константинополь в 838 году, где Древняя Русь впервые была представлена при дворе византийского императора Феофила как самостоятельное государство.  В 860 году древнерусское государство получило международное признание, заключив Договор «О мире и любви» с Византийской империей. Это первый из известных в истории России международных договорно-правовых актов. Договоры древнерусских правителей Олега (911) и Игоря (944) с Византийской империей еще больше укрепили международное положение Древнерусского государства. 

Дипломатия стала органической частью древнерусской государственности, она выражала и защищала геополитические интересы общерусского народа. Используя сложившиеся к тому времени торговые речные и морские пути, в том числе известный с древности путь «из варяг в греки», Русь  устанавливала контакты со своими соседями, другими странами и народами. Объектами внешней политики Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств и союзов. Эти отношения особенно расширились и укрепились с принятием христианства на Руси.

Со второй половины XI века вплоть до татаро-монгольского нашествия в связи с раздробленностью государства единство внешней политики и дипломатии Руси было нарушено. Наиболее влиятельные князья сами заключали международные союзы и осуществляли внешнеполитические связи. Однако к XV веку, после свержения ордынского ига и укрепления централизованного Русского государства со столицей в Москве, удельная дипломатия уступила место национально-государственной.

Русская держава  становилась все более влиятельным государством. Московские князья поддерживали регулярные сношения с двумя десятками иностранных государств на Западе и Востоке. Вопросами внешней политики занимались великий князь и Боярская Дума. Для решения задач, вставших перед русской дипломатией с конца XV века, потребовалось создание специального ведомства. Им стал один из трех важнейших приказов государственного управления − Посольский, возглавленный думным дьяком И.М.Висковатым. Структура и функции этого учреждения приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII века. Тогда же были созданы первые постоянные диппредставительства за рубежом.

В этот период внешняя политика России заботилась о защите общенациональных интересов, понимаемых как приращение территории, богатств и населения страны. Во главу угла ставились обеспечение безопасности восточных рубежей России; защита южных границ России от походов крымских татар и Турции; воссоединение с Россией западнорусских − украинских и белорусских – земель; обеспечение выхода к Балтийскому морю.

В этом плане можно говорить о том, что русский царь Иван Грозный был не только выдающимся государем России, но и великим российским дипломатом. При его правлении территория страны увеличилась почти вдвое с 2 млн. 800 тыс. кв. км. до 5 млн. 400 тыс. кв. км. Карл Маркс, характеризуя внешнеполитическую деятельность Ивана Грозного, писал: «Он был настойчив в своих попытках против Ливонии; их сознательной целью было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой. Вот причина, почему Петр I так им восхищался».

Этапным событием на трудном пути вхождения России в систему международных отношений после Смутного времени и иностранной интервенции начала XVII века, поставивших под угрозу саму российскую государственность, стал Вестфальский мир 1648 г. − краеугольный камень в установлении порядка в Европе, одним из гарантов которого выступила Россия. Выдающимся дипломатом этого периода был боярин, глава Посольского приказа Афанасий Ордин-Нащокин, который внешнеполитическую деятельность страны тесно увязывал с социально-экономическими преобразованиями внутри государства. Именно он явился инициатором и разработчиком «Новоторгового устава» (1667), имевшего серьезное внешнеэкономическое значение развития России.

Победа в Северной войне (1721), принятие Петром I императорского титула в 1721 году знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Ее утверждение в качестве великой державы сопровождалось расширением сети постоянных дипломатических представительств в ведущих странах мира. В 1720 году Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала сношениями России с иностранными государствами. В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Г.И.Головкин, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров, А.И.Остерман, А.П.Бестужев-Рюмин, Н.И.Панин, А.А.Безбородко и др.). Надо признать, что Петр Великий был не только одним из самых великих правителей России, но и одним из великих дипломатов своей страны. Повторяя слова Александра Пушкина о Петре Великом, что это был и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник, можно и нужно добавить, что это был и дипломат. Дипломатическое здание, построенное Петром Великим, выдержало все дворцовые перевороты в XVIII веке и величественно демонстрировало силу России. 

XVIII век занимает особое место в истории внешней политики России. Российская государственность поднималась на новую ступень, а сам характер политики страны постепенно менялся, приспосабливаясь к новому положению великой державы. Сформировались главные направления международной активности Русского государства, в новых социально-экономических, политических, международных условиях были заложены основы идеологии и традиций, которыми стали руководствоваться правящие круги страны в XIX и начале XX века.

Блестящими дипломатическими победами ознаменовался век Екатерины II. Центр тяжести внешнеполитического курса страны был перенесен на решение черноморской проблемы. В результате двух войн и дипломатической борьбы Россия вышла широким фронтом к Черному морю, приобрела право проводить свои торговые суда через проливы Босфор и Дарданеллы, а также покровительствовать порабощенным Турцией христианским народам.

Военные и дипломатические усилия были направлены на создание обширного многонационального государства. В состав России вошли многие народы Восточной Европы, Кавказа, Средней и Центральной Азии. Россия укрепила свои позиции в Причерноморье, состоялось присоединение Крыма. Был завершен процесс воссоединения Украины и Белоруссии с Россией. Важные перспективные направления определились в Азии − движение как на восток (тихоокеанские исследовательские и промысловые экспедиции, основание Русской Америки), так и на юг (присоединение части Казахстана, страдавшего от жестокой агрессии Джунгарии). В Закавказье по Георгиевскому трактату 1783 г.  грузинский царь Ираклий II признал покровительство и верховную власть России. Рост влияния Российской империи в Европе и расширение ее владений в Азии и Северной Америке создавали предпосылки для превращения России в державу мирового уровня. К концу XVIII века задачи укрепления связей с государствами Центральной и Западной Европы, выхода к незамерзающим морям, утверждения мирового статуса страны были решены.

В 1802 году в России была создана единая система органов исполнительной власти − Кабинет министров. Коллегия была заменена Министерством иностранных дел.

Первый министр иностранных дел А.Р.Воронцов сформировал временную канцелярию, которая первоначально делилась на 4 экспедиции, занимавшиеся политической перепиской. Позднее МИД обрел разветвленную и четкую структуру. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815). Принятые в 1815 году дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 года.

Международная обстановка и внутреннее положение страны побудили Александра I к выработке новой внешнеполитической концепции, в основе которой лежало стремление установить в Европе прочное равновесие, базирующееся на принципах легитимизма.

В период наполеоновских войн российская дипломатия руководствовалась задачей создания антифранцузских коалиций и сокрушения наполеоновской империи. Победа России в Отечественной войне 1812 года и ее участие в освобождении европейских стран и народов от наполеоновского ига имели огромное международное значение для укрепления влияния международного влияния России. Итог длительному периоду европейских войн подвел Венский конгресс (1814-1815 гг.), заложивший основы новой, «венской системы» международных отношений, ведущую роль в которой, благодаря своим военным и дипломатическим победам, принадлежала России.

Наряду с европейским направлением во внешней политики России в первой половине XIX века приобретает большой вес ее восточная политика; одной из главных задач становится решение вопроса о Черноморских проливах. Это имело для страны большое экономическое, политическое и военно-стратегическое значение и оказывало существенное влияние на отношения не только с Турцией, но и с Англией, Францией и Австрией. Традиционной для России оставалась покровительственная политика в отношении христианского населения Балканского полуострова, находившегося в разной степени зависимости от Порты.

Вторая половина XIX века была также отмечена усилиями России по присоединению Кавказа, который рассматривался как военно-стратегический плацдарм для всей ее восточной политики.

Основным принципом построения многонациональной Российской империи стал национальный универсализм. Николаю I принадлежали слова: «Немец, финляндец, татарин, грузин − вот что такое Россия».

Стремясь обеспечить безопасность восточных границ, российская внешняя политика решала задачи по усилению своего влияния в Средней Азии и Китае, прежде всего путем установления дипломатических отношений и развития торговых связей.

К началу XIX века относится установление дипломатических отношений с Соединенными Штатами Америки.

Крымская война 1853-1856 годов и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории международных отношений. Окончательно прекратила существование «венская система». Ей на смену пришли другие системы союзов и объединений европейских государств.

Одним из важнейших уроков поражения России в Крымской войне явилось осознание необходимости строить внешнюю политику, исходя из учета национальных интересов. Основная задача внешней политики стала формулироваться как создание благоприятных внешних условий для осуществления внутренних реформ во всех сферах, для чего был нужен длительный мир. Для решения этой задачи России требовалось преодолеть международную изоляцию и устранить пагубные для нее последствия поражения в войне.

Дипломатические усилия на этом направлении министра иностранных дел России А.М.Горчакова завершились в 1870 году важным внешнеполитическим успехом − отменой ограничительных статей Парижского трактата.

Российская дипломатия продолжала защищать права христианских народов Османской империи, расширяла политическое влияние своего государства на Балканах посредством поддержки борьбы этих народов за освобождение и создание национальных государств.

Во второй половине XIX века укрепляется принцип расширения внешней политики России: усиливается роль среднеазиатского и дальневосточного направлений. На многие годы определяющим фактором становится русско-английское соперничество. Серия договоров с Китаем и Японией в 1850-1870-х годах определила дальневосточные  границы государства, дав ему территориальные приращения. Присоединение в 1850-х годах Приамурья и Приморья, а в 1860-1880-х годах − Средней Азии завершило формирование Российской империи.

В конце XIX века особую актуальность для российской дипломатии вновь приобрела проблема европейской безопасности. Рост соперничества за колонии и желание Германии сохранить за собой доминирующее положение в Европе заставили Россию отойти от сложившейся системы союзов и пойти на сближение с Францией. Подписание русско-французского договора в 1893 году стало первым шагом на пути формирования системы тех взаимных обязательств Петербурга и Парижа, что послужили основой для создания Антанты − альянса России, Франции и Англии, призванного противостоять экспансионистским планам союза Центральных держав − Германии, Австро-Венгрии и Италии.

На Дальнем Востоке положение России, безрезультатно пытавшейся предотвратить столкновение с Японией, также становилось все более сложным. Поражение страны в русско-японской войне 1904-1905 годах поставило перед российскими дипломатами новую задачу − восстановление подорванного влияния на Дальнем Востоке.

В годы Первой мировой войны перед российской дипломатией встали новые проблемы. Предстояло завершить превращение Антанты в полноценный военно-политический союз, наладить эффективное взаимодействие союзников.

После Октябрьской революции 1917 года начался новый этап в истории отечественной дипломатии. В соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л.Д.Троцким. Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками дал России возможность выхода из Первой мировой войны и приступить к организации Советской России.

В течение 1920-х годов усилия советской дипломатии были направлены на вывод страны из политической изоляции, восстановление ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений. Россия участвовала в Генуэзской и Лозаннской конференциях, заключила Рапалльский договор с Германией. В 1924 году началась "полоса признания" СССР, были восстановлены дипломатические отношения со многими странами мира.

В 1930-е годы советская дипломатия выступала за создание системы коллективной безопасности, стремилась предотвратить создание антисоветской коалиции и избежать угрозы большого военного конфликта с участием СССР, усиленно работала над укреплением внешнеполитических позиций государства. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933), вступление СССР в Лигу наций (1934).

Бесплодность усилий по созданию союза со странами Запада против фашистской агрессии, провал переговоров с Англией и Францией по этому вопросу и стремление избежать военного столкновения с Гитлером привели к подписанию в августе-сентябре 1939 г. договоров с Германией.

В годы Великой Отечественной войны основные задачи советской дипломатии были связаны с созданием и укреплением антигитлеровской коалиции, открытием второго фронта в Европе, разработкой основополагающих межсоюзнических документов, послевоенным урегулированием. Советский Союз стал одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций. В марте 1946 года Народный комиссариат иностранных дел был переименован в Министерство иностранных дел СССР.

Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период стали борьба за мир, международную разрядку и разоружение. Многое делалось для упрочения авторитета ООН как универсального инструмента, призванного регулировать международные отношения. Были сделаны основные шаги по налаживанию отношений с освобожденными государствами Европы, восстановлению мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Советскому Союзу и его дипломатической службе принадлежала ведущая роль в политико-правовом обеспечении деколонизации афро-азиатских народов.

Отечественная дипломатия внесла крупный вклад в общеевропейский процесс, важной вехой которого стало подписание в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. МИД СССР способствовал достижению договоренностей с ведущими западными странами, прежде всего с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения (Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ-I, 1972 г.), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II, 1979 г.).

С 1991 года происходит становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР.

Россия в сложнейших условиях сумела отстоять свои коренные национальные интересы на международной арене. Ее внешняя политика приобрела национально-ориентированный характер.

В своей деятельности российская дипломатия руководствуется «Концепцией внешней политики Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 года. В соответствии с этим программным документом российская внешняя политика направлена на решение основополагающих задач, в частности: на обеспечение национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности страны, создание благоприятных условий для устойчивого роста экономики, укрепление международного мира и стабильности, укрепление всеобщей безопасности, повышение роли ООН, развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами. 

В День дипломатического работника в МИД России традиционно проходит торжественное собрание, в ходе которого с приветственным словом выступает Министр, представители других федеральных государственных структур. Отмечаются наградами сотрудники дипломатической службы, ветераны. Возлагаются цветы к памятной доске в здании Министерства с именами наших дипломатов, павших на фронтах Великой Отечественной войны, а также к памятным доскам дипломатов, погибших при исполнении служебного долга. Цветы возлагаются к местам захоронений видных российских дипломатов в России и за рубежом. Аналогичные церемонии, собрания, праздничные программы, протокольные мероприятия организовываются дипломатическими представительствами России в других государствах.

Интернет-сайт «Вместе с Россией» поздравляет Посольство Российской Федерации в Республике Беларусь с Днем дипломатического работника и желает сотрудникам Посольства успешной работы на благо единения народов России и Белоруссии и строительства Союзного государства России и Белоруссии.
С праздником, дорогие друзья и товарищи! 

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




ГЛАВНАЯ