Лев Криштапович: Здоровая культура – здоровый человек

« Назад

Лев Криштапович: Здоровая культура – здоровый человек 01.08.2017 11:37

Здоровье человека и всего народа – проблема комплексная и всеобъемлющая, она затрагивает все сферы и аспекты человеческой жизнедеятельности – образование, экономику, политику, демографию, культуру и т.д. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека на 20% зависит от условий окружающей среды, на 10% – от уровня развития медицины, на 20% обусловливается наследственной предрасположенностью к болезням и на 50% зависит от образа жизни человека. Несложно подсчитать, что более 70% факторов, влияющих на состояние здоровья человека – и прогнозируемые, и управляемые. Правомерность включения этого показателя в социальную практику прогнозирования очевидна, особенно с точки зрения важности его многомерности, поликритериальности, неотъемлемости при оценке качества и устойчивости развития общества в осложненных экологических условиях.

Здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов. Это означает такое качественное состояния человеческого организма, которое позволяет в конкретных климатогеографических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точки зрения наиболее комфортно. На оптимальном уровне здоровья у человека в соответствии с возрастными и индивидуальными нормами осуществляются все его физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции (рождение, рост и развитие, создание и воспитание потомства, физическая, духовная, профессиональная и социальная адаптация).

Вместе с тем остается  пока нереализованной ни на теоретическом, ни тем более на практическом уровне целостная концепция или философия здоровья в единстве его целостности, включающей не только медицинские, научно-технологические, организационные и информационные, но в первую очередь культурные и экологические факторы.

В культурологическом контексте наиболее конструктивной становится следующая формулировка: здоровье – это способность организма к преодолению неблагополучия, к самосохранению и саморазвитию. Сопоставление физиологических эффектов различных по своей природе факторов окружающей среды (климатических, профессиональных, социальных и психологических) показывает, что в дальнейшем их воздействии на здоровье человека возникает кумулятивный синергетический эффект, который необходимо учитывать при определении уровня функциональных резервов и составлении научно обоснованного прогноза здоровья нации.

 На Востоке говорят, что большинство болезней – это болезни духа, а не тела. В начале XX века первый нарком здравоохранения советского правительства Н.А. Семашко часто говорил, что если больной после беседы с врачом не почувствовал себя лучше – это плохой доктор. Современная же медицина часто видит не человека, а конкретное заболевание, и даже не болезнь, а только ее симптомы, которые и старается погасить фармацевтическими средствами. Немало найдется примеров, когда лекарства, выписываемые больному, приводят к обострению прочих недугов, или побочные эффекты данного лекарства настолько пагубны, что сводят на нет весь эффект лечения.

 К сожалению, каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Если в 60-е гг. прошлого века считался больным каждый десятый школьник, то сейчас здоровым можно считать только каждого десятого. Общество не может не тревожить тот факт, что число умственно отсталых детей не снижается, а растет.

Другими социально-культурными факторами риска для здоровья являются: вредные привычки, низкий уровень мониторинга экологически опасных для здоровья человека факторов среды и производных от них показателей состояния здоровья населения, разобщенность и недостаточность мер, принимаемых на различных уровнях по адаптации различных групп населения к среде жизнедеятельности и реабилитации этой среды, низкий уровень культуры поведения, низкая экологическая культура и особенно культура безопасного поведения в экстремальных экологических условиях.

Необходимо иметь в виду, что фундамент здоровья закладывается в семье. Ведь установки, вынесенные ребенком из отчего дома, в том числе традиции и культура здорового питания, занятия физическим и интеллектуальным трудом, физкультурой и спортом, полезное проведение отдыха, оказываются самыми значимыми во всей его последующей жизни. Закрепление и совершенствование таких семейных традиций становится одним из главных условий формирования здорового образа жизни.

Путь к здоровой нации лежит только через культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главным человеческим и социальным капиталом.

дети

Таким образом, речь должна идти о новой философии здоровья, основанной на экологической культуре, научных знаниях и нравственном воспитании. Такая философия формирует новые принципы здоровья: уважение способности тела к самоисцелению, чрезвычайное внимание к резонансу собственных ресурсов организма. Медицина уже ближайшего будущего должна будет не пытаться господствовать над процессом исцеления, а подталкивать организм на путь раскрытия и обогащения его собственных компенсаторных возможностей. Образ жизни человека, забота о здоровье, его культурный и духовный рост должны сопровождаться стремлением к гармонии и саморазвитию.

Состояние здоровья населения как объект планирования, прогнозирования и управления пока остается вторичным по отношению к социально-экономическим параметрам. Но поскольку формирование стратегии здравоохранения является задачей не медицинской, а социокультурной, решение проблемы охраны здоровья требует улучшения всего комплекса условий жизни человека, в число прогнозируемых показателей все более активно внедряются параметры качества окружающей среды. Ведь с ростом отчужденности от природы современный человек теряет не только здоровье, но и стереотипы поведения, необходимые для его нормального воспроизводства как биологической особи. Напомним, что в ежегодных Докладах ООН по программе развития человека показатель здоровья населения присутствует в методике определения индекса развития человеческого потенциала. Этот индекс по сравнению с измерением доли валового продукта на душу населения имеет неоспоримые социальные и экологические предпочтения, поскольку в нем учитывается продолжительность жизни и уровень образования, прямо связанные с потенциальной возможностью роста экологической культуры.

Диалектика природы и здоровья, здоровья и качества жизни человека и общества заключается в том, что не только природа дает необходимые жизненные условия человеку, но и человек (общество) тогда и только тогда способны реализовать свои интересы по обеспечению такого качества социоприродного взаимодействия, когда они достигнут определенной ступени своей социальной и культурной эволюции, своего общественно-исторического развития. Далеко не каждое общество способно к саморазвитию и обеспечению социальных механизмов поддержания биосферной устойчивости, а строго определенное, организация которого отвечает принципам социальной целостности, социальной справедливости и социального равенства его членов. Если богатство страны (статистически выражаемое суммой национального дохода или в размерах ВВП на душу населения) не распределяется по максимально большому числу социально значимых точек, не вкладывается благоразумно и целенаправленно в развитие каждого из своих граждан, оно не может быть гарантом предотвращения и экологических рисков (угроз). В Докладах ООН о развитии человека настойчиво проводится тезис о том, что темпы роста ВВП и даже доходов на душу населения не могут служить критерием устойчивого развития, показателем благосостояния и здоровья нации: «Богатый человек может зарабатывать в 1000 раз больше, чем бедный, но он не проживет в 1000 раз дольше. Так что наличие  небольшого количества здоровых людей среди населения, большинство которого нездорово, не определяет здоровье нации так же, как и их доходы» [1, c. 97].

В то же время необходимо ясно осознавать, что подлинное здоровье человека – это не столько проблема физического, телесного здоровья, сколько здоровья духовного, умственного. Точнее сказать, телесное здоровье человека есть лишь следствие его культурного здоровья. Проблема, таким образом, сводится к выяснению сущности человека: сущности физиологической, биологической или сущности умственной, культурной. Медицина трактует сущность человека биологически, физиологически и тем самым объективно затушевывает главную причину болезни человека – причину социальную, культурную.

Если подходить к человеку с чисто медицинской точки зрения, то мы никогда не решим проблемы здоровья человека, поскольку такое здоровье в первую очередь связано с выяснением природы знания, истины. Что есть истина, знание? Знание есть знание того, что есть такое добро и что есть такое зло. «Человек, поскольку он наделен разумом, не есть природное существо, поскольку же он ведет себя как таковое и следует целям вожделений, он хочет зла. Зная и желая себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность» [2, c. 131].

В свое время отечественная философская наука, увлекшись западными антропологическими концепциями, занялась реабилитацией плоти (на философском языке это означало акцентировать внимание на человеческой индивидуальности) и сформулировала ложный тезис о биосоциальной природе человека. Так был сделан шаг назад от научного понимания сущности человека и эклектически соединены несоединимые качества – добро и зло. И те исследователи, которые слишком акцентировали внимание на биологии человека, фактически занялись оправданием целей вожделений, что нисколько не вело к формированию здоровой человеческой личности. Медицина, поскольку она рефлектирует о своей деятельности, совершает ту же ошибку, не осознавая того факта, что в таком случае она не лечит, а калечит человека, так как рассматривает последнего в контексте биологической субъективности, то есть эгоистической единичности. Человек здоровый биологически, но ущербный умственно, культурно есть только животное. Но животное бытие человека – это именно его субъективность, отметающая всеобщее, социальное, разумное. И весь парадокс в том, что медицина, гипертрофируя свою роль в лечении человека, объективно занимается оздоровлением зла, а не добра.

Известно, что врач, приступая к своей профессиональной деятельности, приносит клятву Гиппократа. В чем смысл клятвы Гиппократа? В том, что подчеркивается социальная сущность человека. В том, что человек как разумное существо не должен приносить зла другому человеку. Ведь от ветеринара не требуют клятвы Гиппократа. Почему? Потому, что природное бытие животного – это совсем не то, что природное бытие человека. Именно наличие принципиальной разницы между природой животного и природой человека является критерием разграничения между ветеринаром и врачом. Ветеринар просто обслуживает биологию животного, для которого не существует проблемы знания добра и зла. Врач же, обслуживая биологию человека, на самом деле работает с социальной природой человека, имеет дело не с восстановлением целей вожделений, а с разумом человека, для которого ориентация на культуру, добро – основа человеческого здоровья.

В этом можно убедиться на примере таких сегодняшних негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, аномия, демографический кризис и другие. Как объясняют, к примеру, сегодняшний демографический кризис? Чисто биологическими факторами. А поэтому говорят о необходимости улучшения системы здравоохранения, занятия физкультурой, повышения материального благосостояния, для того чтобы достигнуть здорового образа жизни. Но никто не понимает, что сегодняшняя проблема демографического кризиса, как и других негативных явлений, это проблема не телесной ущербности, а его умственной, культурной потерянности.

Разрушение великой державы привело к тому, что был разрушен разум человека, разрушен смысл его жизни, утеряно знание того, что есть добро, а что зло. В результате человек был низведен до уровня биологического бытия и единственными целями его жизни были объявлены цели вожделений (carpe diem). И в итоге – всплеск негативности, в том числе и физическая деградация нации. Так история отомстила всем нам в виде калейдоскопа кризисов за нашу глупость разрушения собственной страны, за то зло, которое мы преподнесли самим себе как разумным существам. Поэтому восстановление здорового образа жизни – это не просто медицинская проблема, а проблема социально-культурная, проблема смысла жизни. Восстанавливая разум человека, смысл его жизни, восстанавливая знание того, что есть добро, а что есть зло, мы тем самым восстанавливаем и здоровье человека, выходим из демографического кризиса, освобождаемся от негативных явлений.

Жизнь человека – важнейшая гуманистическая ценность, и хотя это кажется достаточно очевидным, предстоит большая культурная, политическая и научная работа, чтобы жизнь человека и его здоровье воспринимались как высшие гуманистические и социальные ценности. Такой уровень их восприятия может быть достигнут и реализован лишь общественными, социокультурными средствами, а не инстинктами индивида. Поэтому адекватная модель здоровья населения и здорового образа жизни превращается в стимул и исходную базу для социально-культурной политики государства.

Лев Криштапович, доктор философских наук

Литература

  1. Отчет по человеческому развитию. — Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1994.
  2. Гегель. Энциклопедия философских наук / Гегель. – М.: Мысль, 1974. — Т. 1.

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru