Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть II

« Назад

Николай Сергеев: Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть II 20.02.2017 11:46

Брестская церковная уния 1596 года: предыстория, часть 1

III
Потерпев очередную неудачу во внедрении церковной унии на подвластных Литве и Польше  русских землях,  римский престол потребовал от  Казимира IV проведения жесткой антиправославной линии, тем более что в письме папе в 1468 году король признавал, что в Литве и подвластной ему Руси много «схизматиков» и число их растет. Казимир IV, по-видимому, сознавал, что гонения на православие способны нанести существенный вред самому польско-литовскому государству, но не смог противостоять давлению Рима. 
  
Для усиления католического влияния в великом княжестве Казимир IV вызвал из Кракова польских монахов-бернардинцев  и основал для них монастырь в Вильно, а в 1480 году запретил строить новые православные храмы не только в Литве (Вильно), но и в подвластной ему Руси (Витебск).

Казимир 4

Король Польский и великий князь Литовский и Русский Казимир IV

Начавшееся новое наступление на православие, сопровождавшееся ликвидацией старорусских устоев  государственной жизни, породило (точнее вновь вернуло к жизни) широкие антипольские и антикатолические настроение среди западнорусской знати, которые вылились  в драматические события, вошедшие в историю под названием «заговор русских князей». 

Во главе заговора стояли князья Михаил Олелькович, Федор Бельский и Иван Гольщанский. Целью заговора было устранение с великокняжеского престола Казимира IV, провозглашение великим князем ВКЛР Михаила Олельковича, разрыв унии с Польшей, союзные отношения с Московской Русью.

 князь Михал Олелькович
Ревнитель русского духа князь Михаил Олелькович

Однако из-за предательства  заговор был раскрыт. Михаил Олелькович и Иван Гольшанский были схвачены и тайно казнены в киевском замке, а Федору Бельскому удалось уйти в Москву. Неудача заговора обернулась окончательным переустройством Великого княжества Литовского и Русского на польский манер. Как писал летописец, «в Киеве (и в других городах –авт.) перестали быть князья, а вместо князей стали воеводы».

Следующая попытка  подчинить Западнорусскую православную церковь римскому престолу была осуществлена при преемнике Казимира IV короле и великом князе Александре Казимировиче. Его супругой была дочь московского государя Ивана III Елена, брак с которой  (заключен 1495 г.) призван был примирить Великое княжество Московское и польско-литовское государство, война между которыми (1487-1494 гг.) завершилась накануне.  Заключая данный брак, литовская сторона получала крайне необходимый ей мир. Со своей стороны Москва рассчитывала предотвратить уничтожение самостоятельности Западнорусской православной церкви. Вступая в брак с Еленой,  великий князь Александр обязался не принуждать супругу к переходу в католицизм, что позволило ей в последующем стать покровительницей православия в ВКЛР.

Сам же великий князь и король Александр был рьяным католиком (хотя к супруге относился благосклонно) и много делал для укрепления и насаждения католицизма в Литве и на Западной Руси. Так, под его патронажем в 1498 году в Полоцке был основан бернардинский монастырь, в 1501 году в Вильно были призваны монахи еще одного католического ордена -- доминиканцев, в Литве и на подвластных королю и великому князю русских землях развернулась активная пропагандистская деятельность католической церкви.  


 Елена Московская
Король и великий князь Александр Казимирович и Елена Ивановна Московская


При этом прозелитизм Рима в ВКЛР приобретал все более агрессивные формы. Дошло до того, что римский папа Александр VI  пытался принудить короля не выполнять данное тестю Ивану III обещание никогда не требовать от Елены перехода в римскую веру. Папа уполномочил виленского бискупа Войцеха Шабора в случае отказа Елены принять католицизм не только разлучить ее с мужем, но и конфисковать все имущество и даже придать ее церковному суду.  Однако король эти требования не выполнил.

В 1498 году киевским митрополитом стал приверженец унии смоленский епископ Иосиф Болгаринович, который обратился к папе Александру VI  с письмом с признанием Флорентийской унии и  заявлял о готовности отдать Западнорусскую церковь под власть папы. Однако в 1501 году униатски настроенный митрополит Иосиф Болгаринович неожиданно скончался и уния вновь не состоялась. 
  
Смерть Иосифа Болгариновича вызвала гнев папы Александра VI, и он предоставил бискупу Войцеху Шабору право «светского меча», т.е. возможность преследовать и даже казнить противников католицизма. С этого времени в ВКЛР начались преследования православных и закрытия церквей .

Развернувшиеся гонения на православие обернулись не только новой войной (1500-1503 гг.) с Великим княжеством Московским, но и таким явлением как отъезд западнорусских православных князей на службу к московскому государю. Вот что писал об этом в 1500 году  краковский каноник Иван Сокрани:

«Из всех народов, носящих имя христиан, но отделенных от Римской церкви, нет ни одного, который был так непоколебим в защищении своего схизматического заблуждения, как народ русский. Русские люди до того ненавидят веру латинян, что желали бы не только всячески вредить ей, но даже искоренить во всем мире. Едва только великий князь Литовский начал в своих владениях обращать русских к единству Римской церкви, как князья и воеводы их с яростью поспешили предаться великому князю защитнику их схизмы».

Война  с Москвой для Александра Каземировича закончилась неудачно. Значительная часть  пограничных с Московским государством земель перешла на сторону православного Великого княжества Московского.  Под руку московского государя со своими уделами ушли князья Мосальские, Трубецкие, Можайские, Рыльские.

Это был закономерный результат подчинения Литовско-Русского государства Польше и антиправославной политики, которая была господствующей линией польских королей и великих литовских князей внутри великого княжества. В свое время великие князья литовские, беря под свою руку западнорусских князей и их уделы, давали обет «новин не вводить, старины не рухать», т.е. брали обязательство не затрагивать религиозных и государственных устоев подвластных им русских земель.

Однако после Кревской (1385 г.)  и Городельской (1413 г.) уний великие князья  литовские они же польские короли под воздействием римского престола предали забвению этот старинный обет Дома Гедеминовичей. И по мере того, как ВКЛР утрачивало свою русскую и православную составляющую  у многих из  западнорусских князей (как Рюриковичей, так и Гедеминовичей) и других представителей знати ширилось нежелание служить   великим князьям литовским и польским королям, насаждавшим на Западной Руси волю польских панов и римских пап  и проводившим такую политику, чтобы «на Руси не было Руси». 

Те же князья, чьи уделы граничили с Московским государством,  справедливо посчитали себя свободными от присяги великим князьям литовским и польским королям, которые уже давно относили  своих русских православных подданных ко второму разряду. Рядом же находилось православное русское Великое княжество Московское,  во главе которого стояли природные Рюриковичи. В сложившихся обстоятельствах «отъезд князей»  был закономерен.

Острожский_Константин_Константинович 
 
Защитник Православия на Западной Руси
князь Константин Константинович Острожский

Всерьез опасаясь, что «отъезд князей»  станет всеобщим и  великие князья литовские и короли польские останутся без русских подданных, Александр Казимирович, вопреки недовольству римского престола и под благотворным влиянием своей супруги великой княгини Литовской и Русской и королевы Польской Елены Ивановны,  резко изменил политику относительно православия и оградил права Западнорусской православной церкви.

Преемник Александра Казимировича на великокняжеском и королевском престоле Сигизмунд I продолжил линию в целом благожелательного отношения к православию. В своей специальной грамоте он подтвердил права православного священноначалия:

 «Имеет Киевский митрополит держать в своей власти все церкви греческого закона  в нашей отчине и управлять ими; давать им по св. Правилам епископов, архимандритов, игуменов и всякий священнический чин греческого закона; судить и рядить как духовных, так и светских и виновных карать, и вообще отправлять всякие духовные дела по уставам Соборной Восточной Церкви совершенно невозбранно; также и епископы, находящиеся под Киевской митрополией, имеют судить и рядить и отправлять все духовные дела в своих епископиях по давнему обычаю».
    
Следующий великий князь литовский и король польский Сигизмунд II продолжил курс своего предшественника в отношении своих  православных русских подданных. В 1563 году он уравнял в правах всю «шляхту веры христианской». Эпоха двух Сигизмундов была временем последнего расцвета Литовско-Русского государства и западнорусской культуры. В этот период ведет свою издательскую деятельность западнорусский первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, проводится широкая духовно-просветительская работа знаменитым поборником православия  князем Константином Константиновичем Острожским, осуществляется многочисленное строительство православных церквей и монастырей.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru