В послевоенный период отношения между римско-католической церковью и советским государством носили непростой характер, что было прямым следствием сложного, а нередко и откровенно враждебного отношения католического клира к советской власти. В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Краёвой на территории западных регионов БССР и крайне отрицательно относились к произошедшему в 1939 году воссоединению Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР. Многие ксендзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.
Под этой эмблемой банды Армии Краёвой сеяли смерть и террор
в западных районах Белорусской ССР
Подобная позиция вызывала соответствующую реакцию со стороны советских властей, что вело к сокращению количества действующих костелов и числа католических священнослужителей. Так, если в 1946 году на территории БССР насчитывалось 238 действующих католических храмов, то в 1951 году таковых оставалось 154. В период с 1945 по 1951 год по подозрению в связях с польским террористическим подпольем и за активное проведение антисоветской агитации советскими органами государственной безопасности было арестовано около 180 ксендзов, что составляло в то время около 75 процентов от их общего числа в Белоруссии .
В целом же, настороженное отношение советских государственных органов к римско-католической церкви в немалой степени было связано с нахождением ее религиозно-духовных центров на Западе (Ватикан и другие), следствием чего была антисоветская настроенность значительной части католических священнослужителей.
К 1986 году в Белорусской ССР оставалось 86 зарегистрированных католических приходов. В тоже время десятки католических приходов, не имея регистрации и ксендзов, продолжали вести полулегальную религиозную деятельность .
Костёл святого Антония в Поставах (Витебская обл.)
После распада СССР положение римско-католической церкви (РКЦ) в Белоруссии существенно изменилось. В настоящее время РКЦ является второй по величине религиозной конфессией в Республике Беларусь и по данным иерархов римско-католической церкви насчитывает 1,4 миллиона верующих, что составляет 15 % населения республики. Наибольшее число верующих-католиков проживает в западных регионах Белоруссии (прежде всего в Гродненской области, где они составляют 60% населения), хотя католические приходы существуют на всей территории РБ.
По сведениям Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ в настоящее время в Белоруссии насчитывается 491 католическая община (РКЦ называет 619 приходов), которые объединены в четыре епархии: Минско-Могилёвскую, Пинскую, Гродненскую (все созданы в 1991 г) и Витебскую (создана в 1999 г.). В апреле 1999 года римской курией была создана Конференция католических епископов в Белоруссии, председателем которой в настоящее время является епископ Александр Кашкевич. В РБ действуют 11 римско-католических миссий, 9 монастырей и 5 духовных учебных заведений.
Гродненский бискуп Александр Кашкевич
На текущий момент РКЦ в Белоруссии принадлежит 488 действующих и 36 строящихся католических культовых сооружений. В приходах РКЦ служит 414 священнослужителей, из которых 168 иностранные (в том числе 161 из Польши) граждане.
РКЦ в РБ как религиозная организация имеет значительные экономические льготы, что позволяет ей вести по всей республике активное строительство католических костелов, которые возводятся, в том числе и в тех местностях, где католических храмов никогда не было, а количество католиков исчезающе мало.
В вопросе строительства культовых сооружений католических иерархи исходят их того, что появление костелов неизбежно приведет к возникновению католического прихода и распространению католицизма, т.к. строительство новых католических храмов способствует росту количества ксендзов, подготовка которых в основном ведется на территории Белоруссии.
Из действующих в РБ католических учебных заведений наиболее активными являются Высшая духовная семинария Гродненской епархии РКЦ (с 1990 г. подготовлено около 200 священнослужителей) и Межепархиальная высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского в Пинске (подготовлено несколько десятков священнослужителей).
В настоящее время РКЦ развернула в Белоруссии широкую миссионерскую деятельность, причем не только в местах традиционного проживания польского населения, католическое богослужение ведется на польском и полонизированном белорусском языках. При этом белорусская «мова» стала использоваться в католических службах не для того, чтобы сделать их более доступными для понимания местным населением, которое в обиходе говорит по-русски или на западнорусском наречии.
РКЦ уделяет большое внимание продвижению идеи «польщизны/беларусчыны» среди белорусской интеллигенции и молодежи. С этой целью РКЦ оказывает широкую поддержку такому прозападному культурно-историческому течению, как рыцарские клубы. Всего в Республике Беларусь ведут деятельность несколько десятков рыцарских клубов, которые помимо исторической реконструкции занимаются романтизацией и популяризацией западного рыцарства и средневекового католицизма.
Вершиной годового цикла религиозной жизни католиков в Республике Беларусь являются традиционные июльские массовые паломничества к католической святыне (Будславская икона Божией матери) в Будславе (поселок в Мядельском районе Минской обл.). На это католическое религиозное действо собираются десятки тысяч человек из Белоруссии, Польши и Литвы .
Помимо этого, РКЦ уделяет серьезное внимание освоению белорусского информационного пространства. Минско-Могилевская архиепархия издает журналы «Наша вера», «Аве Мария», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской епархии издается журнал «Дыялог». В Гродно выходит епархиальная газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках.
Действует католическое издательство «Про Христо», выпускающее религиозную литературу на белорусском языке. По воскресеньям государственное Белорусское радио передает богослужения на белорусском языке из архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске. Первый канал белорусского ТВ регулярно транслирует католические рождественские и пасхальные богослужения. Кроме того, осуществляется прямая передача праздничных богослужений из Ватикана.
Таким образом, католический прозелитизм на канонической территории Русской православной церкви является заметной величиной и при этом РКЦ не видит необходимости в каком-либо ограничении своей миссионерской деятельности среди православного и православно ориентированного населения.
1-2 июля 2016 года в Будславе состоялись пышные празднования 25-летия основания Минско-Могилевской католической митрополии. В качестве центральной фигуры этого действа выступал специальный посланник Ватикана, легат римского папы архиепископ Вены кардинал Кристоф Шонбарн. 1 июля он встретился с министром иностранных дел В.В. Макеем, с которым обсудил «основные направления сотрудничества Республики Беларусь и Ватикана».
В связи с уже неоднократным приглашением со стороны белорусского президента римского папы в Белоруссию в католических и православных (естественно с различным отношением) церковных кругах упорно циркулируют сведения о подготовке заключения договора (конкордата) между Республикой Беларусь и римским папой как главой римско-католической церкви, сувереном Святого Престола и государства Ватикан. При этом утверждается, что текст белорусско-папского соглашения подготовлен и находится в стадии согласования сторон.
Проект конкордата нигде не публикуется и широкой общественности не доступен, но все же стоит обдумать возможные последствия данного шага.
Конкордат с Ватиканом в отличие от подписанного в 2003 году договора между Белорусским Экзархатом Русской православной церкви будет являться не внутренним соглашением о сотрудничестве между религиозной организацией и правительством РБ, которое действует в рамках законодательства Республики Беларусь, а международным договором.
Заключение конкордата поставит РКЦ и БПЦ в неравные юридические условия, так как в этом случае католическая церковь получит юридические гарантии и международную защиту, которых Русская православная церковь не имеет. В случае договора со Святым Престолом римско-католическая церковь в юридическом смысле приобретет доминирующий статус и особо привилегированное положение в Белоруссии.
Это резко увеличит уровень притязаний РКЦ в Белоруссии. Католические священнослужители уже сейчас активно выказывают интерес не только к благотворительной деятельности, но и к духовному опекунству силовых ведомств, системы образования, культуры, средств массовой информации.
Кроме того РКЦ, проводит линию на реанимацию униатства в Белоруссии.
После 1991 года такие попытки не единожды предпринимались русофобсвующими «свядомитами» при поддержке западноукраинских греко-католиков, действия которых носили откровенно провокационный характер. К примеру, в ноябре 1990 года группа униатов из Львова пыталась установить в Витебске на берегу Западной Двины крест в память об униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче , который отличался крайней жестокость и изуверством в насаждении унии на Западной Руси и за что был заслуженно убит в ноябре 1623 года восставшими жителями Витебска.
На 1 января 2016 года Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) имела 15 зарегистрированных религиозных общин, имеет 16 священнослужителей и два культовых сооружения – униатскую церковь в Полоцке и часовню в Могилеве. В Минске, Бресте и некоторых других городах действую униатские душпастырские центры. БГКЦ находится под покровительством Украинской греко-католической церкви, епископы которой рукополагают священнослужителей БГКЦ, а в Ивано-Франковской униатской семинарии проходят обучение семинаристы из Белоруссии.
По данным пресс-службы Апостольского визитатора для греко католиков в Белоруссии, в республике имеется около 10 тысяч верующих униатов . Насколько эта цифра соответствует подлинному положению дел сказать сложно, но Ватикан не скрывает своей заинтересованности в распространении униатства на территории Белоруссии, как конфессии изначально враждебной православной вере и Русскому миру.
Так, с целью духовной поддержки униатов легат римского папы кардинал Кристоф Шонбарн во время католических радений в Будславе передал белорусским униатам «часть архиепископской одежды Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году» и которая «станет объектом почитания и благословения для белорусских греко-католиков» .
Жестокий гонитель православия, папский лжесвятой Иосафат Кунцевич
А ведь достаточно открыть книгу известного белорусского православного деятеля архиепископа Афанасия Мартоса «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни» , чтобы убедиться каким врагом и гонителем белорусского народа был униатский «святоша» Иосафат Кунцевич.
Несмотря на все зверства совершенные Кунцевичем в отношении православных христиан, римский папа Пий IX в 1867 году причислил «душехвата» к святым римско-католической церкви, объявив его покровителем Руси и Польши . В настоящее время в рамках РКЦ Кунцевич считается небесным опекуном Витебской католической епархии .
Оценивая деятельность РКЦ в Белоруссии, необходимо ясно представлять, что политика римско-католической церкви в Республике Беларусь направлена как на усиление влияния католицизма, так и на продвижение идеи польщизны/беларусчыны. Последняя же предполагает расширение польско-католического культурного влияния в Белоруссии, полонизацию самосознания значительной части граждан Республики Беларусь и, как следствие, формирование широкого слоя так называемых «белорусов польской культуры», враждебно относящегося к Русскому миру.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 6
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 7
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9
Комментарии
Комментариев пока нет