Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 10

« Назад

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 10 19.12.2016 18:19

В послевоенный период отношения между римско-католической церковью и советским государством носили непростой характер, что было прямым следствием  сложного, а нередко и откровенно  враждебного отношения католического клира к советской власти.  В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Краёвой   на территории западных регионов БССР   и крайне отрицательно относились  к произошедшему в 1939 году воссоединению Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР. Многие ксендзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.
 

Эмблема Армии Крёвой

Под этой эмблемой банды  Армии Краёвой сеяли смерть и террор
в западных районах Белорусской ССР

Подобная позиция вызывала соответствующую реакцию со стороны советских властей, что вело к сокращению количества действующих костелов и числа католических священнослужителей. Так, если в 1946 году на территории БССР насчитывалось 238 действующих католических храмов, то в  1951 году таковых оставалось  154. В период с  1945 по 1951 год по подозрению в связях с польским террористическим подпольем и за активное проведение антисоветской агитации советскими органами государственной безопасности было арестовано около 180 ксендзов, что составляло в то время около 75 процентов от их общего числа в Белоруссии .

В целом же, настороженное отношение советских государственных органов к римско-католической церкви в немалой степени было связано с нахождением ее религиозно-духовных центров на Западе (Ватикан  и другие), следствием чего была антисоветская настроенность   значительной части католических священнослужителей.

К 1986 году в Белорусской ССР оставалось 86 зарегистрированных католических приходов. В тоже время десятки католических приходов, не имея регистрации и ксендзов, продолжали вести полулегальную религиозную деятельность .

 Костёл Святого Антония в Поставах
Костёл святого Антония в Поставах (Витебская обл.)

После распада СССР положение римско-католической церкви (РКЦ) в Белоруссии существенно изменилось. В настоящее время РКЦ является второй по величине религиозной конфессией в Республике Беларусь и по данным иерархов римско-католической церкви  насчитывает 1,4 миллиона верующих, что составляет 15 % населения республики. Наибольшее число верующих-католиков проживает в западных регионах Белоруссии (прежде всего в Гродненской области, где они составляют 60% населения), хотя католические приходы существуют на всей территории РБ.

По сведениям Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ  в настоящее время в Белоруссии насчитывается 491 католическая община (РКЦ называет 619 приходов), которые объединены в четыре епархии: Минско-Могилёвскую, Пинскую, Гродненскую (все созданы в 1991 г) и Витебскую (создана в 1999 г.). В апреле 1999 года римской курией была создана Конференция католических епископов в Белоруссии, председателем которой в настоящее время является епископ Александр Кашкевич. В РБ действуют 11 римско-католических миссий, 9 монастырей и 5 духовных учебных заведений. 

Католический епископ Кашкевич 
Гродненский бискуп Александр Кашкевич

На текущий момент РКЦ в Белоруссии принадлежит 488 действующих и 36 строящихся католических культовых сооружений. В приходах РКЦ служит 414 священнослужителей, из которых 168 иностранные (в том числе 161 из Польши) граждане. 

РКЦ в РБ как религиозная организация имеет значительные экономические льготы, что позволяет ей вести по всей республике активное строительство католических костелов, которые возводятся, в том числе и  в тех местностях, где католических храмов никогда не было, а количество католиков исчезающе мало.

В вопросе  строительства культовых сооружений католических иерархи исходят их того, что появление костелов неизбежно приведет к возникновению католического прихода и распространению католицизма, т.к. строительство новых католических храмов способствует росту  количества ксендзов, подготовка которых в основном ведется на территории Белоруссии. 

Из действующих в РБ католических учебных заведений наиболее активными являются Высшая духовная семинария Гродненской епархии РКЦ (с 1990 г. подготовлено около 200 священнослужителей) и Межепархиальная высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского в Пинске (подготовлено несколько десятков священнослужителей). 

В настоящее время РКЦ развернула в Белоруссии широкую миссионерскую деятельность, причем не только в местах традиционного проживания польского населения, католическое богослужение ведется на польском и полонизированном белорусском языках. При этом белорусская «мова» стала использоваться в католических службах не для того, чтобы сделать их более доступными для понимания местным населением, которое в обиходе говорит по-русски или на западнорусском наречии. 

РКЦ уделяет большое внимание продвижению идеи «польщизны/беларусчыны»  среди белорусской интеллигенции и молодежи. С этой целью РКЦ оказывает широкую поддержку такому прозападному культурно-историческому течению, как рыцарские клубы. Всего в Республике Беларусь ведут деятельность несколько десятков рыцарских клубов, которые помимо исторической реконструкции занимаются романтизацией и популяризацией западного рыцарства и средневекового католицизма. 

Вершиной годового цикла религиозной жизни католиков в Республике Беларусь являются традиционные июльские массовые паломничества к католической святыне (Будславская икона Божией матери) в Будславе (поселок в Мядельском районе Минской обл.). На это католическое религиозное действо собираются десятки тысяч человек из Белоруссии, Польши и Литвы . 

 
 Паломники-католики в Будславе

Паломники-католики в Будславе 1
Паломники-католики в Будславе

Помимо этого, РКЦ уделяет серьезное внимание освоению белорусского информационного пространства. Минско-Могилевская архиепархия издает журналы «Наша вера», «Аве Мария», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской епархии издается журнал «Дыялог». В Гродно выходит епархиальная газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках. 

Действует католическое издательство «Про Христо», выпускающее религиозную литературу на белорусском языке. По воскресеньям государственное Белорусское радио передает богослужения на белорусском языке из архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске. Первый канал белорусского ТВ регулярно транслирует католические рождественские и пасхальные богослужения. Кроме того, осуществляется прямая передача праздничных богослужений из Ватикана. 

Таким образом, католический прозелитизм на канонической территории Русской православной церкви является заметной величиной и при этом РКЦ не видит необходимости в каком-либо ограничении своей миссионерской деятельности среди православного и православно ориентированного населения. 

1-2 июля 2016 года в Будславе состоялись пышные празднования 25-летия  основания Минско-Могилевской католической митрополии. В качестве центральной фигуры этого действа выступал специальный посланник Ватикана, легат римского папы архиепископ Вены кардинал Кристоф Шонбарн. 1 июля он встретился с министром иностранных дел В.В. Макеем, с которым обсудил «основные направления сотрудничества Республики Беларусь и Ватикана».  

 В связи с уже неоднократным приглашением со стороны белорусского президента  римского папы в Белоруссию в католических и православных (естественно с различным отношением) церковных кругах упорно циркулируют сведения о подготовке заключения договора (конкордата) между Республикой Беларусь и римским папой как главой римско-католической церкви, сувереном Святого Престола и государства Ватикан. При этом утверждается, что текст белорусско-папского соглашения подготовлен и находится в стадии согласования сторон. 
Проект конкордата нигде не публикуется и широкой общественности не доступен, но все же стоит обдумать возможные последствия данного шага.

Конкордат с Ватиканом в отличие от подписанного в 2003 году договора между Белорусским Экзархатом Русской православной церкви  будет являться не внутренним соглашением о сотрудничестве между религиозной организацией и правительством РБ, которое действует в рамках законодательства Республики Беларусь, а международным договором. 

Заключение конкордата поставит РКЦ и БПЦ в неравные юридические условия, так как в этом случае католическая церковь получит юридические гарантии и международную защиту, которых Русская православная церковь не имеет. В случае договора со Святым Престолом римско-католическая церковь в юридическом смысле приобретет доминирующий статус и особо привилегированное положение в Белоруссии.

Это резко увеличит уровень притязаний РКЦ в Белоруссии. Католические священнослужители уже сейчас активно выказывают интерес не только к благотворительной деятельности, но и к духовному опекунству силовых ведомств, системы образования, культуры, средств массовой информации. 

Кроме того РКЦ, проводит линию на реанимацию  униатства в Белоруссии.

После 1991 года такие попытки не единожды предпринимались русофобсвующими «свядомитами» при поддержке западноукраинских греко-католиков, действия которых носили откровенно провокационный характер. К примеру, в ноябре 1990 года группа униатов из Львова пыталась установить в Витебске  на берегу Западной Двины крест в память об униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче , который отличался крайней жестокость и изуверством в насаждении унии на Западной Руси и за что был заслуженно убит в ноябре 1623 года восставшими жителями Витебска. 

На 1 января 2016 года Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) имела 15 зарегистрированных религиозных общин, имеет 16 священнослужителей и два культовых сооружения – униатскую церковь в Полоцке и часовню в Могилеве. В Минске, Бресте и некоторых других городах действую униатские душпастырские центры.  БГКЦ находится под покровительством Украинской греко-католической церкви, епископы которой рукополагают священнослужителей БГКЦ, а в Ивано-Франковской униатской семинарии проходят обучение семинаристы из Белоруссии. 

По данным пресс-службы Апостольского визитатора для греко католиков в Белоруссии, в республике имеется около 10 тысяч верующих униатов . Насколько эта цифра соответствует подлинному положению дел сказать сложно, но Ватикан не скрывает своей заинтересованности в распространении униатства на территории Белоруссии, как конфессии изначально враждебной православной вере и Русскому миру. 

Так, с целью духовной поддержки униатов легат римского папы кардинал Кристоф Шонбарн во время католических радений в Будславе передал белорусским униатам «часть архиепископской одежды Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году» и которая «станет объектом почитания и благословения для белорусских греко-католиков» . 
 

Иосафат Кунцевич
Жестокий гонитель православия, папский лжесвятой Иосафат Кунцевич
 

А ведь достаточно открыть книгу известного белорусского православного деятеля архиепископа Афанасия Мартоса «Беларусь в исторической,  государственной и церковной жизни» , чтобы убедиться каким врагом и гонителем белорусского народа был униатский «святоша» Иосафат Кунцевич.

Несмотря на все  зверства совершенные  Кунцевичем в отношении православных христиан,  римский папа Пий IX в 1867 году причислил «душехвата» к святым римско-католической церкви, объявив его покровителем Руси и Польши . В настоящее время в рамках РКЦ Кунцевич считается небесным опекуном Витебской католической епархии .

Оценивая деятельность  РКЦ в Белоруссии, необходимо ясно представлять, что политика римско-католической церкви в Республике Беларусь направлена как на усиление влияния католицизма, так  и на продвижение идеи польщизны/беларусчыны. Последняя же предполагает  расширение польско-католического культурного влияния в Белоруссии, полонизацию самосознания значительной части граждан Республики Беларусь и, как следствие, формирование широкого слоя так называемых «белорусов польской культуры», враждебно относящегося к Русскому миру.

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 6

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 7

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.05.24

Такой формат, как показал 2024 год, вполне себя зарекомендовал и жизнеспособен – общее шествие «Беларусь помнит» и в его составе «Бессмертный полк» - как отдельный элемент, но составляющий и идеологически и организационно единое целое с общей колонной. Так и должно быть – мы союзники, части Союзного государства и Победа у нас не индивидуальная, а одна на всех!

02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru