САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5

« Назад

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5 11.10.2016 18:26

В 1581 году русские земли посетил папский нунций, иезуит Антоний Поссевин. Вначале он побывал в Москве для переговоров с Иваном Грозным о соединении церквей, но успеха не имел. Затем, проехав через Западную Русь, настоятельно предложил королю и иезуитам самым решительным образом действовать в подвластных русских областях в направлении унии, т.к. прямого подчинения православного населения римской курии достигнуть было невозможно.

Папские послы у Ивана Грозного, Мих. Нестеров, 1884
«Папские послы у Ивана Грозного», худ. Михаил Нестеров, 1884 г.

При этом высокопоставленных иезуитов чрезвычайно беспокоило нарастающее на русских землях Речи Посполитой движение православных братств – эта новая форма национально-освободительного движения западнорусского народа. Православные братства объединяли как представителей русской знати, так и простых горожан. Братства самым решительным образом защищали православие, добились права участия в выборе духовных лиц, надзора за ними, обличения их пороков и злоупотреблений. Братства занимались также изданием богословских и полемических сочинений и устройством школ.

Деятельность западнорусских братств, направленная на защиту православной церкви, в том числе, и от ее иерархов, потерявших авторитет у прихожан, нашла поддержку у Восточных патриархов: Антиохийского Иоакима и Константинопольского Иеримии, которые в конце 80-х годов XVI столетия посетили Речь Посполитую и наделили братства правом надзора даже за высшими представителями церкви – епископами (право ставропигии).

Это решение патриархов вызвало большое неудовольствие среди некоторых высших православных иерархов, которым очень не нравилось, что всякие «портные, седельники и кожемяки» могли вмешиваться в их жизнь и весьма тяготились подобной опекой.

Именно на эти «слабые звенья» и сделали ставку иезуиты в своих униатских планах. Таковыми оказались Гедеон Балабан (епископ Львовский), Леонтий Пельчицкий (епископ Пинский), Кирилл Терлецкий (епископ Луцкий) и Дионисий Збируйский (епископ Холмский). В 1590 году они составили грамоту на имя папы, где писали, что «для спасения своего и всего христианского люда» отдаются под главенство римского понтифика. При этом они просили о сохранении православных обрядов, но эта их просьба впоследствии была оставлена без внимания.

Униатские «начинания» епископов-отступников были с удовлетворением поддержаны королем, но последнего сильно беспокоило резко отрицательное отношение к возможной унии самого влиятельного и могущественного западнорусского православного магната, князя Константина Острожского. Последний, узнав об измене епископов, выступил в 1595 году с Окружным посланием, в котором назвал действия отступивших от православия иерархов постыдными и беззаконными, давал обет оставаться верным православной вере и призывал к этому всех русских людей Речи Посполитой. При этом он заявил о готовности выступить с оружием против «католической интриги» и короля, который своим покровительством иезуитам попирал свободу вероисповедания.


князь Константин Конст. Острожский1
Западнорусский князь-просветитель Константин Константинович Острожский, картина XVIII в.

Но войны тогда не случилось. Во-первых, Константин Острожский был в большей степени просветителем, чем воином, а во-вторых, один князь не мог бросить военный вызов всей Речи Посполитой. Однако его послание имело огромное воздействие на простой русский народ, явилось предтечей широкого антиуниатского движения на русских землях Речи Посполитой и положило начало новому этапу национально-освободительного движения на Западной Руси.

В 1594 году против засилья поляков на русских землях Речи Посполитой началось восстание под руководством Северина Наливайко, которое вылилось в широкомасштабную казацко-крестьянскую освободительную войну, охватившую обширные территории нынешних Украины и Белоруссии. С помощью беспримерной жестокости, коварства и обмана полякам удалось подавить продолжавшееся два года восстание, захватить и казнить в апреле 1597 года в Варшаве Наливайко и его ближайших сподвижников. Против унии поднялись также Львовское и Виленское братства.

Северин Наливайко
Вождь восставшей Руси, гетман Войска Запорожского Северин Наливайко

Потрясенные размахом антиуниатских выступлений на Западной Руси епископы Львовский – Гедеон Балабан и Перемышльский – Михаил Копыстенский отказались от участия в подготовке унии и вернулись в православие. При этом Балабан заявил, что его подпись под посланием к римскому папе об унии была подделана Кириллом Терлецким.

Сопротивление унии на Западной Руси приобретало столь широкий размах, что Сигизмунд III заколебался и поднял вопрос о приостановке подготовки унии. Однако иезуиты настояли на продолжении униатского курса, и в ноябре 1595 года в Рим прибыли брестский епископ Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий. Они привезли грамоту, в которой выражалась покорность папе и содержалась нижайшая просьба оставить православным их догматы и обряды.

Однако папа Климент VIII отверг эту просьбу и принудил Потея и Терлецкого не только подписать, но и подтвердить от себя и от русских иерархов согласие с продиктованным им исповеданием веры. Православными оставались только обряды, да и то только те, которые не противоречили католическому учению. Таким образом, речь шла не просто о признании верховенства римского понтифика, а о превращении православной церкви под видом униатской в разновидность католической.

В знак подчинения папе Потей и Терлецкий облобызали его ногу. На праздненстве по поводу принятия унии, папа торжественно объявил, что «принимает духовенство и весь русский народ, живущих во владениях польского короля в лоно католической церкви и соединяет с ней в одно тело». В ознаменование унии была выбита медаль с изображением на одной стороне лица папы Климента VIII, а на другой коленопреклоненных перед ним русских епископов с латинской надписью «Ruthenis receptis» («На восприятие русских»).

Медаль папы римского НА ВОСПРИЯТИЕ РУССКИХ
Медаль папы римского «Ruthenis receptis» («На восприятие русских»)

За измену православию Потей и Терлецкий были возведены папой в звания прелатов и ассистентов римского престола. Кроме того, папа направил письмо королю Речи Посполитой и киевскому митрополиту Михаилу Рагозе, в котором предлагал Сигизмунду III принять в число сенаторов митрополита и епископов, поддерживающих унию, а Рагозе предписывал созвать Собор для окончательного оформления унии.

В октябре 1596 года в Бресте одновременно состоялись два церковных собора: униатский и православный. Первый проходил под присмотром иезуитов во главе с Петром Скаргой и специальных посланников римского папы – львовского католического архиепископа Саликовского и холмского епископа Гамалицкого. Надзирали за униатским собором и представители короля Речи Посполитой – гетман ВКЛ Николай Радзивилл и канцлер Лев Сапега. Председательствовал на униатском соборе киевский митрополит Михаил Рагоза.

Православный собор проходил под покровительством и охраной князя Константина Острожского. На Соборе присутствовали: экзарх александрийского патриарха Кирилл Лукарис, епископ Львовский Балабан, ставший до конца своих дней твердым защитником православия, епископ Перемышльский Копыстенский, 16 протопопов, большое число игуменов, священников и мирян. Председательствовал на Соборе экзарх Константинопольского патриарха грек Никифор.

Экзарх Никифор трижды приглашал митрополита Рагозу и епископов-отступников на православный собор, но они не явились. Тогда собор лишил их сана, отверг унию и проклял ее.

8 октября униатский собор принял грамоту о вступлении в унию с римской церковью. Сразу после этого король признал законной только униатскую церковь, а православную объявил не подчинившейся «свободному решению собора», а потому не имеющей права на существование. И сразу же начались репрессии против православных. Первым за непризнание унии был схвачен (обвинен в шпионаже) и заточен в Мальборский замок в Польше (откуда уже не вышел) экзарх Никифор.

Таким образом, «католическая интрига» тогда увенчалась успехом. Брестская церковная уния 1596 года расколола Западнорусскую церковь на две непримиримые части: униатскую и православную, – и заложила юридические основания для преследования православия. Православные церкви стали уничтожаться или отдаваться на откуп евреям; православным богослужениям чинились всевозможные препятствия; православные не допускались на должности, за ними не признавалось политических прав.

Петр Скарга
Идеолог унии и гонитель православия иезуит Петр Скарга

Но уния расколола не только церковь, но и западнорусский народ. Ряды православной знати и шляхты начали редеть: они стали переходить в католицизм, реже в унию. И хотя еще долгое время представители бывшей православной знати говорили о себе, что они «рода русского, веры польской», но окатоличивание был первым шагом в сторону ополячивания, и этот процесс в Речи Посполитой шел с нарастающим размахом.

С этого времени православие стало религией простого народа, но вопреки жестоким гонениям не было уничтожено. После Брестской церковной унии православные братства еще шире развернули свою просветительскую деятельность, устраивали учебные заведения, выпуская из них образованных борцов против унии, католицизма и ополячивания. В 1599 году с целью противодействия произволу католиков и униатов православные заключили союз с протестантами.

В этом же году униатским киевским митрополитом стал Ипатий Потей, который при поддержке иезуитов стал проводить политику жестких преследований православия: у православных отнимались монастыри, земельные пожалования, в приходах насаждались униатские священнослужители.

Небольшая пауза в гонениях наступила в 1607 году, когда король Сигизмунд III в связи со смутой в Московском государстве вынашивал планы соединения Москвы и Речи Посполитой под единым скипетром. В это время шляхта на съезде в Сандомире постановила просить короля о ликвидации унии, лишении униатов епископских должностей и замещении их православными. В постановление Варшавского сейма 1607 года была даже внесена особая статья «о религии греческой», в которой давалось обещание не нарушать прав русского народа в вере.

Однако отдельные королевские заигрывания с русским населением Речи Посполитой не могли изменить общей антиправославной направленности религиозной политики Речи Посполитой, определяемой римской курией. При этом, самую высокую активность в гонениях на православие проявлял униатский митрополит Ипатий Потей, который, в частности, предпринимал неоднократные попытки завладеть Киево-Печерской лаврой и Софийским собором в Киеве.

Особую враждебность у Потея, а также иезуитов вызывало Виленское православное братство. Потей вытеснил братство из Троицкого монастыря и основал в нем униатсткое во главе с архимандритом Иосифом Рутским, воспитанником иезуитов. В 1609 году в Вильно все церкви, за исключением церкви Св. Духа были отобраны в унию. Ненависть православных к Потею была столь велика, что в 1609 году было совершено покушение на его жизнь.

Следующим униатским митрополитом стал Иосиф Рутский. В 1617 году им совместно с иезуитами для пропаганды и укрепления унии в ВКЛ был создан орден базилиан, который самое большое внимание уделял воспитанию русской молодежи в католическом духе. Нахождение Рутского в должности митрополита ознаменовалось и резким усилением латинизации унии: помимо переделывания православных монастырей в базилианские в церквах уничтожались иконостасы, устанавливались органы ит.п. Число же православного духовенства сильно сократилось, т.к. посвящать священников стало некому.

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru