После второго и третьего разделов Речи Посполитой и устранения на Западной Руси католического религиозного гнета значительно ускорился процесс перехода униатов в православие. В 1794 году Екатериной II был издан указ, разрешавший свободное присоединение униатов к православной церкви, что отвечало чаяниям большинства западнорусских униатов.
И уже в течение месяца после выхода указа с православной церковью воссоединился 721 приход с 463 священниками и с более чем 330 тысячами мирянам. Всего же к концу правления Екатерины Великой в православие добровольно вернулось более двух миллионов человек. В связи с чем последовательно прекратили свое существование все западнорусские униатские епархии, кроме одной – Белорусской во главе с архиепископом Ираклием Лисовским, выступавшим за очищение униатской церкви от латинства и ее сближение с православием.
Ираклий Лисовский, с 1806 г. униатский
митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
В то же время ослабление позиций униатства никак не сказывалось на положении собственно католической церкви, которая непосредственно встраивалась в систему российской имперской системы государственной власти. Так, по решению императрицы кроме существовавшей Могилевской католической епархии были образованы две новые – Пинская и Летическая. А для управления делами католической церкви в масштабах всей империи в С.-Петербурге была создана особая Римско-католическая коллегия, в которую входило несколько прелатов под председательством митрополита.
После кончины Екатерины II и воцарения Павла I религиозная обстановка на западнорусских землях существенно изменилась. Со стороны нового императора были сделаны существенные уступки римско-католической церкви. Павел I запретил возврат униатов в православие, разрешив при этом их переход в католицизм. В 1798 году по решению императора были образованы две новые униатские епархии: Брестская (для Минской и Литовской губ.) и Луцкая (для Волынской и Подольской губ.).
При этом униатская церковь была лишена предоставленной ранее самостоятельности и подчинена Католической коллегии. Этими обстоятельствами незамедлительно воспользовались католические иерархи и развернули на западнорусских землях широкую пропаганду латинизма. Это касалось в первую очередь униатов, хотя были отмечены и случаи совращения в латинство православных.
При Павле I положение иезуитов в России было как никогда прочным
Начавшийся в Западной России разгул латинства вызвал резкие протесты как со стороны православных, так и униатских иерархов, прежде всего архиепископа Ираклия Лисовского. Павел I вынужден был к ним прислушаться, и в 1799 году были изданы указы, запрещавшие католическому духовенству «совращать униатов и православных в латинство», а также повелевавшие католическим епархиям по всем вопросам управляться самостоятельно, без участия римского папы. Тем самым были предприняты усилия по освобождению российской католической церкви от власти римской курии. Но вследствие противодействия со стороны не запрещенных в Российской империи иезуитов указ о разрыве с римским папой на практике не применялся.
Первые годы правления Александра I были отмечены на западнорусских землях широким религиозно-культурным польско-католическим наступлением. Пользуясь благосклонностью Александра I к полякам, католические клерикалы развернули в Белоруссии бурную деятельность по переводу униатов в католицизм. Причем нередко ксендзы шли на прямой подлог. Они приезжали в униатские приходы и заявляли, что российским правительством выпущено предписание о немедленном присоединении униатов к католикам.
Особую активность в латинизации униатской церкви проявляли монахи базилианского ордена. В вопросах продвижения латинства базилиане пользовались непосредственной поддержкой попечителя Виленского учебного округа и близкого друга Александра I Адама Чарторыйского. Главное внимание базилиане уделяли «просветительской» работе. Основными предметами базилианских школ были польские история, язык и литература.
Активная латинизаторская деятельность базилианского ордена привела к фактическому расколу униатской церкви на два непримиримых лагеря: одни выступали за сближение с православием, другие – за окончательное растворение в католицизме.
Благодаря католической пропаганде базилиан резко усилилась латинизация униатов. Только в Полоцкой униатской епархии в 1803 году в католичество перешло 100 тысяч прихожан униатской церкви.
Польский князь Адам Ежи Чарторыйский
Эти обстоятельства крайне беспокоили Ираклия Лисовского. Ведь переход из унии в католицизм означал не просто смену религиозной конфессии, а полное изменение самосознания и разрыв этнической связи со своим народом. Если униаты, несмотря на свою подчиненность римской курии, все же сохраняли, пусть и со значительными искажениями, русское самосознание и называли униатство русской верой, то католицизм – это уже совсем другой мир. При этом вся абсурдность ситуации была в том, что окатоличивание, а, следовательно, и ополячивание, западнорусского населения происходило в пределах российского государства.
В 1803 году Ираклий Лисовский направляет в С.-Петербург делегацию во главе с униатским протоиереем Иоанном Красовским с поручением донести до российского правительства не только сведения об униженном положении униатов, но и о тех угрозах русскому государству, которые несет в себе массовое ополячивание населения Западной России.
Посольство было успешным, и в этом же году было запрещено обращать униатов в католичество. В 1804 году в Католическую коллегию был включен униатский епископ Иосафат Булгак и три асессора из среды униатского духовенства. В 1805 году коллегия была разделена на два департамента – католический и униатский. Председателем последнего был назначен Ираклий Лисовский, возведенный в 1805 году в сан митрополита, который, спасая униатскую церковь от окончательного поглощения католиками, предлагал подчинить ее Синоду Русской Православной Церкви.
В июле 1807 года в результате неудачной войны России и Пруссии с Наполеоном был заключен Тильзитский мир, в соответствии с которым была частично восстановлена польская государственность. Из этнически польских прусских территорий было создано Герцогство Варшавское (находилось под протекторатом наполеоновской Франции), герцогом которого стал король Саксонии Фридрих Август I. В июне 1812 года сейм герцогства заявил о восстановлении Королевства Польского, которое встало на сторону Наполеона в войне с Россией и выставило в его поддержку стотысячную армию.
Таким образом, вторжение Наполеона несло западнорусским землям реальную угрозу возобновления польско-католического господства. Польская шляхта и католический клир в большинстве своем с воодушевлением встретили вторжение Наполеона в Россию в 1812 году. Они рассчитывали, что Бонапарт своими штыками вернет им Речь Посполитую в границах 1772 года. Поэтому многие польские магнаты, нарушив данную российскому императору присягу, выступили на стороне вторгшегося в русские пределы агрессора.
В этом отношении показательна история польского князя Доминика Иеронима Радзивилла. До нападения Бонапарта на Россию он был камергером двора русского императора Александра I, затем, переметнувшись к Наполеону, участвовал в походе на Москву, снарядив на собственные средства полк польских улан. Всего из перешедшей границу России Великой армии Наполеона 70 тысяч составляли поляки, которые в большинстве своем служили в корпусе генерала Йозефа Понятовского.
Совсем по-другому встретило захватчиков западнорусское население, причем как православное, так и униатское. Оно воспринимало действия наполеоновских войск как нашествие иноплеменников и встретило их крайне враждебно. В целом, события Отечественной войны 1812 года на территории Белоруссии очень интересная и обширная тема для отдельного исследования. Здесь же необходимо отметить, что жители белорусских городов и сел отказывались обеспечивать армию Наполеона продовольствием, уходили в леса, саботировали распоряжения оккупационной администрации.
В то же время население белорусских губерний активно помогало Русской армии и честно выполняло свой гражданский долг подданных Российской империи. Белорусские мещане и крестьяне ухаживали за ранеными, снабжали русские войска продовольствием и фуражом, собирали денежные средства для армии, вели вооруженную борьбу с оккупантами, как в Русской армии, так и в партизанских отрядах.
Партизаны выслеживали французов и их пособников и беспощадно их уничтожали
Так, сформированные на Витебщине четыре полка 3 пехотной дивизии защищали в Бородинском сражении знаменитые Багратионовы флеши. А укомплектованная уроженцами Минской губернии 24-я пехотная дивизия героически сражалась возле батареи Раевского. И это только два из множества примеров патриотизма западнорусского народа и его преданности российскому государству.
В постсоветской Белоруссии появились деятели от исторической науки, которые пытаются изобразить события 1812 года как некую гражданскую войну между белорусами, часть из которых якобы воевала на стороне Наполеона, а другая в Русской армии. При этом к белорусам причисляются все жители белорусских губерний независимо от национальной принадлежности. На деле же на стороне Наполеона выступали польская шляхта и католические ксендзы, а против Великой армии сражались именно белорусы, определявшие себя исключительно как русские, и было бы абсурдом, если бы русские люди воевали против русского государства, которое освободило Западную Русь от польско-католического гнета.
Знамя Минского пехотного полка
1812 год выявил абсолютную ненадежность и вероломность польской шляхты, однако эти обстоятельства никак не повлияли на пропольские настроения российского императора Александра I. 12 декабря 1812 года вышел духовный императорский манифест, который объявлял всем польским пособникам Наполеона «всемилостивейшее прощение» и «вечное забвение» минувшего.
Но если в Петербурге действительно забыли о коллаборационизме российских поляков и католической церкви, то сами шляхта, магнаты и ксендзы не изменили своего враждебного отношения к православию и русскому государству и, расценив прощение русского царя как слабость, не отказались от надежд добиться исторического реванша. .
Центрами же накопления и распространения подобных настроений стали костелы, католические монастыри и приходы. Положение усугублялось еще и тем, что униатским митрополитом в 1814 году стал сторонник сближения с католицизмом Иосафат Булгак.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 6
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 7
Комментарии
Комментариев пока нет