«Победа» – символ преодоления военного лихолетья

« Назад

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья 28.06.2021 19:11

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось производство автомашины ГАЗ-М-20 «Победа», ставшей первым автомобилем, предлагавшимся к свободной продаже советским гражданам. 

Расхожий анекдот гласит, что когда разработчики нового автомобиля сообщили Сталину о том, что хотят назвать его «Родиной», он иронично поинтересовался: «И по какой цене вы будете «Родину» продавать?». После этого название модели было спешно изменено.

Интересно, что в феврале 1943 года советское руководство заинтересовалось проектом создания не военного грузовика, а нового легкового автомобиля, выпускаемого в таких количествах, чтобы сделать возможным его свободную продажу населению.

На Горьковском автозаводе планами обновления модельного ряда занялись ещё раньше. Ведь «Эмка», выпускавшаяся на заводе имени Молотова, а также ГАЗ-М-1, представляли собой слегка переделанный для условий нашей страны американский «Форд-А» середины 20-х годов. А советские инженеры не собирались останавливаться на тиражировании чужих изобретений.

Тезис о том, что «Победа» была полностью скопирована с немецкого «Опель-капитана», не выдерживает критики. Да, эта немецкая модель изучалась конструкторами ЗИМ в начале войны, но знакомство с трофейным автомобилем и покупка под ключ оборудования целого автозавода – совершенно разные вещи. «Победа» была машиной советского производства. 

В ряде отношений она стала прорывом в советском автомобилестроении. Пускай 4-цилиндровый двигатель в 52 лошадиные силы по нынешним временам был слабоват, обеспечивая максимальную скорость в 105 км/час, но зато расход топлива был относительно небольшим – 10-11 литров/100 км. 

Каплевидный корпус нового автомобиля имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,34 – на уровне гоночных моделей мирового автопрома. И когда на базовый ГАЗ-М-20 устанавливали более мощный двигатель, максимальная скорость возрастала до 164 км/час. 

Специальная гоночная модификация разгонялась до 180 км/час, выпускались и полноприводные модели, модификации «такси», «Скорая помощь» «аэросани»! Всего до 1958 года в СССР было выпушено 248 тысяч машин всех модификаций. В Польше, где «Победы» выпускали по лицензии до 1973 года, их выпустили 253 тысячи! 

Впервые в СССР новая машина получила отопление, обдув переднего стекла, омыватель заднего. Применённая в трехступенчатой коробке передач гидромуфта позволяла водителю трогаться сразу со второй, а то и третьей передачи! И сам процесс переключения передач был очень мягким. 

Если добавить к этому очень толстый металл корпуса и пайку опасных в плане коррозии мест оловянным припоем, то «Победа» получилась не просто очень крепкой, но чуть ли не вечной. 

Не надо думать, что приобретение ГАЗ-М-20 было доступно лишь академикам, лауреатам и другим категориям высокооплачиваемых советских граждан. Стоимость этой машины в розничной продаже постановлением правительства была установлена в 16 тысяч рублей, притом что себестоимость производства составляла около 14,5 тысяч (торговая наценка всего-навсего чуть больше 10%). 

Дорого это или нет? Средняя оплата труда в СССР в 1947 году составляла 719 рублей в месяц. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – до 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей.

При этом килограмм белого хлеба стоил 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – 3 рубля, килограмм говядины – 30 рублей, литр молока – 3 рубля, масло сливочное – 64 рубля, растительное – 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей, банка крабов – 20 рублей. Пару обуви можно было приобрести за 260 рублей, метр шерстяной ткани – за 269 рублей.

Так что покупка «Победы» при некоторых накоплениях семьи была делом доступным. И на «Победу» быстро пришлось устанавливать очереди. Однако цена автомобиля не повышалась.

Первый массовый советский легковой автомобиль создавался не для пополнения бюджета. Оттого и розничная наценка была мизерной. «Победа» создавалась для того, чтобы люди почувствовали: их страна одержала грандиозную победу не только над страшным врагом, но и над вызванной войной разрухой, над неизбежными лишениями военных лет. Название машины «Победой» стало глубоко символичным. 

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru