САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья

« Назад

«Победа» – символ преодоления военного лихолетья 28.06.2021 19:11

28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось производство автомашины ГАЗ-М-20 «Победа», ставшей первым автомобилем, предлагавшимся к свободной продаже советским гражданам. 

Расхожий анекдот гласит, что когда разработчики нового автомобиля сообщили Сталину о том, что хотят назвать его «Родиной», он иронично поинтересовался: «И по какой цене вы будете «Родину» продавать?». После этого название модели было спешно изменено.

Интересно, что в феврале 1943 года советское руководство заинтересовалось проектом создания не военного грузовика, а нового легкового автомобиля, выпускаемого в таких количествах, чтобы сделать возможным его свободную продажу населению.

На Горьковском автозаводе планами обновления модельного ряда занялись ещё раньше. Ведь «Эмка», выпускавшаяся на заводе имени Молотова, а также ГАЗ-М-1, представляли собой слегка переделанный для условий нашей страны американский «Форд-А» середины 20-х годов. А советские инженеры не собирались останавливаться на тиражировании чужих изобретений.

Тезис о том, что «Победа» была полностью скопирована с немецкого «Опель-капитана», не выдерживает критики. Да, эта немецкая модель изучалась конструкторами ЗИМ в начале войны, но знакомство с трофейным автомобилем и покупка под ключ оборудования целого автозавода – совершенно разные вещи. «Победа» была машиной советского производства. 

В ряде отношений она стала прорывом в советском автомобилестроении. Пускай 4-цилиндровый двигатель в 52 лошадиные силы по нынешним временам был слабоват, обеспечивая максимальную скорость в 105 км/час, но зато расход топлива был относительно небольшим – 10-11 литров/100 км. 

Каплевидный корпус нового автомобиля имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,34 – на уровне гоночных моделей мирового автопрома. И когда на базовый ГАЗ-М-20 устанавливали более мощный двигатель, максимальная скорость возрастала до 164 км/час. 

Специальная гоночная модификация разгонялась до 180 км/час, выпускались и полноприводные модели, модификации «такси», «Скорая помощь» «аэросани»! Всего до 1958 года в СССР было выпушено 248 тысяч машин всех модификаций. В Польше, где «Победы» выпускали по лицензии до 1973 года, их выпустили 253 тысячи! 

Впервые в СССР новая машина получила отопление, обдув переднего стекла, омыватель заднего. Применённая в трехступенчатой коробке передач гидромуфта позволяла водителю трогаться сразу со второй, а то и третьей передачи! И сам процесс переключения передач был очень мягким. 

Если добавить к этому очень толстый металл корпуса и пайку опасных в плане коррозии мест оловянным припоем, то «Победа» получилась не просто очень крепкой, но чуть ли не вечной. 

Не надо думать, что приобретение ГАЗ-М-20 было доступно лишь академикам, лауреатам и другим категориям высокооплачиваемых советских граждан. Стоимость этой машины в розничной продаже постановлением правительства была установлена в 16 тысяч рублей, притом что себестоимость производства составляла около 14,5 тысяч (торговая наценка всего-навсего чуть больше 10%). 

Дорого это или нет? Средняя оплата труда в СССР в 1947 году составляла 719 рублей в месяц. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – до 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей.

При этом килограмм белого хлеба стоил 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – 3 рубля, килограмм говядины – 30 рублей, литр молока – 3 рубля, масло сливочное – 64 рубля, растительное – 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей, банка крабов – 20 рублей. Пару обуви можно было приобрести за 260 рублей, метр шерстяной ткани – за 269 рублей.

Так что покупка «Победы» при некоторых накоплениях семьи была делом доступным. И на «Победу» быстро пришлось устанавливать очереди. Однако цена автомобиля не повышалась.

Первый массовый советский легковой автомобиль создавался не для пополнения бюджета. Оттого и розничная наценка была мизерной. «Победа» создавалась для того, чтобы люди почувствовали: их страна одержала грандиозную победу не только над страшным врагом, но и над вызванной войной разрухой, над неизбежными лишениями военных лет. Название машины «Победой» стало глубоко символичным. 

Юрий Носовский, webkamerton.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.07.25

Чтобы должным образом понимать сущность белорусско-российских отношений, а следовательно,  и строительства Союзного государства,  необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой». Эту же мысль Александр Лукашенко повторил 30 сентября 2016 года, отвечая на вопросы студентов Пекинского университета. В частности, он сказал: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили».

27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru