САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Почему прекратили полеты «русского Конкорда» «Ту-144»

« Назад

Почему прекратили полеты «русского Конкорда» «Ту-144» 08.01.2018 08:17

«Ту-144» называли главных «чудом советского авиастроения» и «русским Конкордом». Он был призван стать главным мировым флагманом пассажирской авиации, но череда аварий свела на нет все надежды.

Проект Никиты Хрущёва

В начале 1960-х Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолёт, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полёта 2200-2300 км/ч. Прожектеры рассчитывали, что перелёт «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо привычных семи-восьми. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее „Конкорда“.

Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолёту присвоили марку „Ту-144“, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше „Конкорда“ стало важнейшей политической задачей СССР.

Первый сверхзвуковой

Советские авиаконструкторы справились с задачей: „Ту-144“ стал первым в мире сверхзвуковым самолётом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше „Конкорда“ — своего знаменитого конкурента. 5 июня 1969 года „Ту-144“ впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолёт мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км/ч.

Обвинение в плагиате

»Конкорд» и «Ту-144» были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что несмотря на внешнее сходство, самолёты всё-таки довольно сильно отличались. Так, «Ту-144» был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причём, несмотря на свои габариты, «Ту-144» требовалось для взлёта гораздо меньшая по размеру взлётная полоса, чем более мелкому «Конкорду».

Первая катастрофа

3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тысяч зрителей. «Ту-144» совершал показательный полёт. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолёт-разведчик «Мираж-3», который проводил съёмку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения советский экипаж совершил слишком рисковый манёвр, самолёт перешёл в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолёта упали на жилые районы. Было разрушено пять домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все шесть человек на борту «Ту-144», а также восемь человек на земле, включая трёх детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.

Начало регулярных авиаперевозок

Несмотря на случай в Ле-Бурже, 1 ноября 1977 года «Ту-144» совершил свой первый регулярный рейс «Москва — Алма-Ата». Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). Для сравнения стоимость билета на рейс «Москва — Алма-Ата», совершаемый на другом пассажирском самолёте, составляла 48 рублей.

Вторая катастрофа

23 мая 1978 года модернизированный «Ту-144» совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел. 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки «Ту-144».

rambler.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.06.25

Рассмотрим две смысловые фальсификации Великой Отечественной войны. Первая из них сводится к подмене Великой Отечественной войны Второй мировой войной. В западной историографии, а также в ряде работ в странах СНГ говорится только о Второй мировой войне, но тщательно избегают упоминания о том, что для наших народов это была не просто Вторая мировая война, а именно Великая Отечественная война.

10.06.25

Ксенофобский, агрессивный, нетерпимый, фактически  фашистский режим в Киеве, аттестуется коллективным Западом в качестве демократического и миролюбивого. Большего издевательства над человеческой совестью и сознанием придумать было нельзя. Вместо того чтобы отправить киевский режим на свалку истории, коллективный Запад продолжает его идеологически пестовать, финансировать и вооружать против России и устраивать политическую комедию вокруг так называемого мирного урегулирования.

05.06.25

27 мая 2025 года в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Беларусь в формате видеомоста Минск – Москва состоялся круглый стол на тему: «Основы идеологии белорусского государства в свете строительства Союзного государства». Я также был его участником и высказал своё видение по данному вопросу. Полагаю, что с учётом важности темы, стоит вернутся к белорусской идеологии ещё раз.

05.06.25

27 июля 1929 года в органе ЦК КП(б)Б газете «Звязда» вышла редакционная статья «О правом уклоне в КП(б)Б по национальному вопросу», в которой были подвергнуты критике «непролетарские подходы» в проведении национальной политики в БССР после чего последовали оргвыводы. Своих постов лишился целый ряд высокопоставленных партийных и государственных чиновников. В частности, с должности наркома просвещения БССР был снят один из создателей и проводников политики белорусизации/дерусификации А.В. Балицкий.

05.06.25

По итогам берлинской конференции Рада БНР приняла два постановления. В первом говорилось об упразднении Рады БНР: «признать с сегодняшнего дня Правительство Белорусской Народной Республики ликвидированным и остановившим свою деятельность», во втором говорилось, что Минск является «единственным центром национально-государственного возрождения Белоруссии». Рада БНР также объявила о роспуске своих политических центров и прекращении борьбы с Советской властью.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru