САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Польский миф о мятеже 1863 г. для постсоветского пространства

« Назад

Польский миф о мятеже 1863 г. для постсоветского пространства 29.01.2021 15:59

Каждую годовщину Январского восстания в Польше против царской России в 1863 г. Варшава старается максимально эффективно использовать для пропагандистских нападок на Россию нынешнюю. Отмечаемая в этом году 158-я годовщина – не исключение.

Главной целью расцарапывания ран полуторавековой давности является демонизация России и русских и сопряжения подобного негативного образа с текущими потребностями польской внешней политики. Попросту говоря, Варшава норовит представить дело так, будто сегодняшняя Россия – такая же угроза для Восточной Европы, как и в 1863 г., когда польские повстанцы «бескорыстно» сражались за свободу Украины, Белоруссии и Литвы от российского ига.

Излюбленным приёмом польских пропагандистов является обвинение российских императорских властей в несоразмерной жестокости по отношению к повстанцам. Один из таких пропагандистов профессор Ягеллонского университета Анджей Новак приводит такие цифры: за время двухлетнего восстания произошло 1200 боёв и стычек с царскими войсками; в восстании участвовали не менее 100 тыс. поляков; погибли в бою и были казнены по приговору судов около 20 тыс.; 35-40 тыс. сосланы в Сибирь. Современные польские историки называют это геноцидом польского народа, а фактического начальника охваченного восстанием Северо-Западного края (включал земли Белоруссии и частично Украины и Литвы) Михаила Муравьёва – Муравьёвым-вешателем.

Такая мрачная трактовка событий 1863 г. – дань традиционной польской русофобии. Всем, кроме польских историков, известно, что ссылка в Сибирь означала вовсе не смерть, а просто необходимость жить в другом месте без права выезда, но с возможностью обзаводиться прислугой и другими аксессуарами хорошей жизни, чем сосланные богатые шляхтичи охотно пользовались. А участница восстания Хелена Скирмунт (Helena Skirmunt), например, после запрета проживать в Литве спокойно жила в солнечной Балаклаве (Крым) у Чёрного моря.

В Северо-Западном крае, где правил Муравьёв, суды казнили всего 128 бунтовщиков. Всего же в боях погибла 1/5 мятежников. То ли это количество, чтобы говорить о геноциде? Отчего же российская власть не расправилась с остальными 80 тысячами бунтовщиков, раз уж задумала устроить им геноцид? На эти вопросы у польской историографии ответа нет.

Знают ли польские историки, сколько православных крестьян казнили мятежники за отказ поддержать их выступление? Нет, им это неинтересно. Число погибших российских солдат известно – около 1800 человек, но сколько человек убили «кинжальщики» и «жандармы-вешатели» – польские эскадроны смерти, выносившие приговоры противникам восстания (чиновникам, священникам, мещанам)?

Польские повстанцы
Польские повстанцы времен восстания 1863 года. С картины С. Хлебовского

«Кинжальщики» резали их ножами, «жандармы-вешатели» вешали. Польские историки никогда не стремились установить количество их жертв. Зато Муравьёв у них – вешатель, а свои жандармы – подлинные вешатели, оказывается, бескорыстные борцы за свободу народов.

Культ польских мятежников как борцов за свободу Варшава пытается навязать литовцам, украинцам и белорусам. Причём подаётся всё в форме идеологической последовательности польских мятежей 1794 г., 1830 г. и 1863 г. с 1920 годом, когда в результате советско-польской войны Польша оттяпала себе Западную Украину и Западную Белоруссию, и с 1939 годом, когда в ходе Освободительного похода Красной армии эти земли были воссоединены с УССР и БССР.

В первую очередь Варшава старается отреставрировать старые и создать новые захоронения и памятники мятежникам 1863 г. на территории Украины, Белоруссии и Литвы. В Белоруссии находятся 65 таких объектов, на Украине – 50, в Литве – 27. За их содержание и реставрацию отвечает фонд «Свобода и демократия» (Fundacja Wolność i Demokracja). Фонд финансируется Министерством культуры и национального наследия Польши и занят составлением мемориальной карты польских восстаний XVIII-XIX вв. на территории постсоветских республик. В планах у него – восстановить как можно больше могил, крестов, памятных табличек, превратив их в часть исторического ландшафта постсоветских стран, чтобы иметь возможность потом воскликнуть: «Посмотрите, здесь кругом лежат польские кости! Это польская земля!»

Вот фотоотчёт нелегального Союза поляков Белоруссии во главе с Анжеликой Борыс о чествовании могил мятежников 1863 г. в Брестской области. Обратим внимание на двуязычные надписи на некоторых могилах – на польском и белорусском. Польша не оставляет попыток внушить белорусам, будто бунт 1863 г. был совместной борьбой поляков и белорусов против царского ига.

2

Польские эксперты заявляют, что Белоруссия занимает ведущее значение на музейной карте Польши, т. к. здесь сосредоточено наибольшее количество объектов польской культуры. Введён в оборот термин «полоник» (polonik) – так называют объект, так или иначе связанный с историей Польши. Целый ряд польских неправительственных организаций занимается регистрацией и классификацией полоников для их дальнейшей реставрации. Объекты, связанные с Январским восстанием, тоже отнесены к категории полоников.

Знаковым персонажем Январского восстания был Кастусь Калиновский. Настоящее имя – Винценты Константы Калиновский (Wincenty Konstanty Kalinowski), польский шляхтич и фанатик Речи Посполитой.

Называясь белорусским мужиком Яськой-господарем, разговаривая с белорусами на деланной трасянке (разговорная смесь белорусского наречия и литературного русского языка), шляхтич Калиновский призывал их вставать в ряды бунтовщиков. Для большего охвата аудитории издавал газету «Мужицкая правда» на белорусском наречии, но латинским шрифтом (Mużyckaja prauda).

Впрочем, усилия фальшивого Яськи пропали даром: белорусы поддерживали царские войска, а не поляков. Для поляков Калиновский выпускал другую газету – на польском языке, с откровенными призывами строить Речь Посполитую и насаждать повсеместно католическую веру.

Сегодня Варшава превратила Калиновского в икону антиправительственных выступлений против президента Александра Лукашенко. Популяризирует его «Письма из-под виселицы» (Калиновского повесили по приговору суда за совершённые зверства), учредила стипендию им. Калиновского для белорусских студентов-оппозиционеров, выехавших в Польшу. Если студент истинный патриот Белоруссии и он отказывается в угоду Варшаве расшатывать изнутри собственное государство, ему стипендия не светит. Польша объявила об увеличении количества бюджетных мест в вузах для молодых беглых оппозиционеров из Белоруссии.

Польские пропагандисты провозглашают, что дух борьбы, которым руководствовался Калиновский, ещё жив в Белоруссии и выражается в усилиях оппозиции свергнуть Лукашенко и повести республику на Запад, в объятия братской демократической Польши.

В России тоже есть мемориальный объект в честь повстанцев – у дер. Мишиха в Бурятии, где в 1866 г. казаки и буряты вступили в схватку с беглыми участниками восстания 1863 г., отбывавшими ссылку. Беглецы думали прорваться в Монголию или Китай и на кораблях уйти в Европу. По пути безжалостно убивали солдат, станционных смотрителей и рабочих. Возле памятника в Мишихе дипломаты из консульства Польши в Иркутске любили собирать членов польской диаспоры Бурятии и Иркутской обл. и толкать речи о гнусной России и великой Польше.

Иркутский государственный университет благодаря членству в Конгрессе поляков в России его профессора Болеслава Шостаковича (1945-2015) вообще превратился в место культивирования памяти о благородных повстанцах и свирепом российском царизме с изложением таких взглядов в научных сборниках университета. Невозможно представить, чтобы польский университет позволил представителю русской диаспоры печатать в своих сборниках пророссийские статьи на тему польских восстаний. В польском информационном пространстве действует принцип «о России или плохо, или ничего».

Мятежники 1863 г. видели своей задачей восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., т. е. от Балтики до Чёрного моря. Те же планы вынашивает современная Польша, только в ином формате – в виде то проекта «Междуморье», то доктрины ULB (Украина – Белоруссия – Литва), то Балто-Черноморского союза. Ей важно спаять страны, которые она силится втянуть в эти авантюры, в единый идеологический механизм. Для этого и служит миф о жертвенности польских мятежников 1863 г.

Нынешняя Польша как суверенное государство вправе чтить память этих людей, но не вправе провоцировать межнациональную рознь, спекулируя на теме событий 1863 г. и нещадно искажая исторические факты в угоду своим геополитическим аппетитам.

Владислав Макаров, ritmeurasia.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru