17 сентября 1939 года начался Освободительный поход Красной Армии, по итогам которого белорусы и украинцы получили возможность воссоединиться в национальных республиках. Постсоветские «элиты» Белоруссии и Украины предпочитают игнорировать важнейшие события в национальных историях.
Почти десять лет общественность Белоруссии призывает власти восстановить историческую справедливость и закрепить за датой 17 сентября статус государственного праздника Дня воссоединения белорусского народа. Также ставится вопрос о внесении 17 сентября в календарь памятных дат Союзного государства Белоруссии и России. Десятки заявлений и обращений, в том числе к высшим должностным лицам, не увенчались успехом: и в Белоруссии, и в структурах Союзного государства значение одной из важнейших дат нашей истории в упор не замечают, общественные инициативы напрочь игнорируют.
Если власти Белоруссии предпочитают игнорировать значение даты 17 сентября, то прозападная русофобствующая оппозиция, идейно окормляющая «идеологическую вертикаль», уделяет внимание событиям сентября 1939 года. При этом даётся искажённая и крайне тенденциозная трактовка событий, что вполне естественно для представителей данного идеологического лагеря. Парадокс, однако, заключается в том, что местечковые русофобы, считающие себя националистами, не видят позитива в итогах Освободительного похода Красной Армии, позволившего белорусам воссоединиться в рамках одной страны, в единой национальной республике. Акцент делается на «сталинских репрессиях» , которым были подвергнуты палачи белорусского народа. Тиражируются мифы о «Катыни», о «насильственной коллективизации», о «русификации» и тому подобное.
Среди типичных приёмов ревизионистов – подмена истории народа байками со ссылкой на неких «бабушек», «дедушек» (как правило – без имени и фамилии), которые якобы прекрасно жили в Западной Белоруссии («восточных окраинах» II Речи Посполитой). Rzeczpospolita Polska отождествляется с белорусским государством, хотя отдельные представители данного идейного лагеря имеют смелость признать, что пилсудчики сделали вся для того, чтобы к 1939 году на «крессах всходних» не осталось ни одной белоруской школы, а активисты белорусского движения либо лежали в земле, либо сидели в концлагерях, тюрьмах и глубоком подполье. Преступления польских властей замалчиваются, жизнь «за польским часом» преподносится как лубок, едва ли не как катание сыра в масле, эдакий предбанник рая.
В минском Доме офицеров 6 сентября 2007 года прошёл круглый стол, посвящённый событиям 17 сентября 1939 года. Его участники констатировали замалчивание важнейшей даты белорусской истории, неизвестность широкой общественности (прежде всего – молодёжи) судьбоносных для белорусского народа событий, позволившим ему воссоединиться в едином национальном государстве – первом подлинно национальном государственном образовании за всю его историю.
С тех пор мало что изменилось, констатировали представители белоруской общественность в последующие годы на десятках конференций, круглых столов и других мероприятий. К такому же выводу пришли учредители гражданской инициативы «Комитет 17 сентября» на собрании, состоявшемся 17 сентября 2016 года в Минске.
«Мы, белорусы, представители разных поколений и политических убеждений, едины в одном: необходимо добиваться восстановления памятной даты 17 сентября и добиваться признания её государственным праздником в Республики Беларусь, а также памятной датой Союзного государства как Дня воссоединения белорусского народа», - заявили объединившиеся в «Комитет 17 сентября».
77 лет назад «начался Освободительный поход Красной Армии, позволивший воссоединиться белорусам и украинцам в рамках своих национальных республик», сказано в заявлении «Комитета 17 сентября». Кто об этом вспомнил в Белоруссии и на Украине 17 сентября 2016 года? Только усилиями общественности память о значении событий тех лет жива. Госструктуры Украины славят бандеровцев, а Белоруссии – «Княства Литоускае», польских магнатов и прочих «знаменитых земляков» с неоднозначной, мягко говоря, репутацией.
Накануне 77-летия важнейшей даты в белорусской истории выяснилось, что власти Белоруссии намерены её игнорировать – как и в предыдущие годы. Гродненский горисполком внезапно решил перенести празднование «Дня города» с лета на осень, а именно – на 17 сентября (случайное совпадение?). Почему именно на осень, а не на весну или на зиму, и именно на субботу, в данном случае – на 17 сентября 2016 года – этого никто объяснить не может. Согласно сложившейся практике, власти ставят народ перед фактом, принимая решения келейно, безответственно и безапелляционно. Такая практика – не специфика Гродно, но своеобразная норма поведения чиновников республиканского или местного уровня, в Гродно или в Витебске, Могилёве или где-то ещё. Не удивительно, что вызревают гроздья гнева.
«17 сентября Гродно отметит 888-летие», - проинформировал Гродненский горисполком, опубликовавпрограмму праздничных мероприятий. В ней нет ни слова об освобождении Гродно РККА, о реализованном историческом шансе воссоединения белорусов в едином государстве. Программу открывают «8:00 Праздничные богослужения в храмах города» - надо полагать, в соответствии с принципами светского государства. На самом деле повод для богослужений был только у иудеев, да и то не праздничный.
Затем праздник продолжился на площади Ленина: «11:00 «Три восьмерки», арт-кафе под открытым небом». Возможно, «Три семёрки» звучит лучше и явно менее двусмысленно, чем «15:00 Концерт коллективов любительского творчества Гродно «Цветы любви». В целом любви посвящено много мероприятий, в том числе ночное «22:00 Акция по совместному исполнению песни-поздравления «Город любви».
В праздничной программе нашлось место таким мероприятиям, как «конкурс детских рисунков на асфальте (большой фонтан)», «мастер-класс от гродненских йогов», «работа площадки клуба любителей японской культуры «Геншикен», «крио-шоу от Саши Смеха». На Советской площади – семь мероприятий в рамках «фестиваля сыра». Музей истории религии тоже задействован: «15:00 Открытие выставки, «Археологические находки Дворца Великих князей Литовских. Повседневность Виленского двора». Все при делах, деньги налогоплательщиков текут рекой.
Всё, что угодно, но не внимание к событиям сентября 1939 года, по итогам которых территория Белоруссии и её население увеличились почти в два раза, а города «восточных окраин» Польши стали белорусскими. Головка сыра против Дня воссоединения белорусского народа – в этом суть «идеологической работы» 17 сентября не только в Гродно, но и во всей Белоруссии. Забить информационным мусором эфир, не дать возможности даже намекнуть на одно из важнейших событий, без преувеличения – судьбоносных в истории белорусов.
14 октября Верховный Совет БССР постановил принять Западную Белоруссию в состав БССР. Очевидно, 14 октября 2016 года власти РБ даже не вспомнят об этом – в лучшем случае можно ожидать заметок и пометок где-то между такими «важными» как бы событиями, как заявление какого-нибудь члена ПП НС о стабильности в Белоруссии и комментарий некоего политолога о напряжённости в одной из арабских стран. Головка сыра важнее судьбы народа.
Народа, который подвергался жесточайшим репрессиям, ужасавшим видавших виды колонизаторов. Впечатления англичан, немцев, французов и других иностранцев, побывавших в «восточных окраинах» Польши (kresy wschodnie) опубликованы, иногда даже цитируются в статьях, но не на их основе строится восприятие современниками ситуации в Западной Белоруссии и на Западной Украине. Учитываются только те публикации польских авторов, в которых яростно клеймится «сталинский режим», «пакт Молотова-Риббентропа», «удар СССР в спину», «Катынская трагедия» и далее по списку монохромного взгляда на историю. О захватнической политике Польши, о польских концлагерях, о сотрудничестве II Речи Посполитой с III Рейхом и их планах в отношении СССР, а также о многом другом рассуждать как бы не принято.
Понятно, почему некоторые темы и факты табуированы в Польше и также понятно, почему клиенты польских фондов и организаций в Белоруссии польскими глазами смотрят на белорусскую историю. Не понятно другое: почему значение воссоединения Западной Белоруссии с БССР замалчивается в Республике Беларусь, как будто 17 сентября – это что-то из третьестепенных локальных недоразумений истории Конго.
РАН не интересует данное проблемное поле, интерес к его отдельным темам и частным вопросам проявляют некоторые сотрудники РИСИ, а деятельность Института истории НАН Белоруссии фактически дополняет деятельность краковского «Института Кресов». Не сложно прийти к выводу, что именно так и видится в Москве и Минске пресловутое единое гуманитарное пространство Союзного государства Белоруссии и России. При таком подходе Белоруссию превратят в «Галицию-2» и «украинские грабли» станут нормой.
Нельзя сказать, что на официальном уровне в постсоветский период значение даты 17 сентября игнорировалось. В опубликованном 17 сентября 2009 года поздравлении Александра Лукашенко с 70-й годовщиной воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской Советской Социалистической Республикой отмечалось: «17 сентября 1939 года начался освободительный поход Красной Армии, целью которого была защита оставленного на произвол судьбы белорусского и украинского населения на территории Польши в условиях германского вторжения и развязывания Второй мировой войны. Это не только укрепило безопасность СССР, но и стало важным вкладом в борьбу против фашистской агрессии. Несмотря на различные мнения и оценки событий, связанных с этой датой, бесспорен факт: в результате военной операции произошло воссоединение искусственно разделенного белорусского народа, что явилось актом исторической справедливости. На освобожденных землях были созданы условия для строительства новой жизни. Белорусы получили возможность развивать государственность в рамках единого национально-территориального образования».
В 2009 году к юбилею были подготовлены выставки в Национальном архиве, тематические публикации в СМИ и проведены другие мероприятия. Однако в последующие годы о дате словно забыли, как будто не было её, как будто не было сотен погибших красноармейцев, не было Скидельского восстания и других событий. О героях Освободительного похода Красной Армии забыли, забыли о пролитой крови, о значении воссоединения. Пресловутая «идеологическая вертикаль» увлечена националистической мифологией и тиражированием новых политических мифов, в которых нет места Сергею Притыцкому, но есть место тем, с кем он и его товарищи боролись не щадя своих молодых жизней. Обоснование смысла существования Республики Беларусь производится нелепо, если не сказать более.
Очевидно, к 80-летию воссоединения белорусского народа должны выйти добротные научные исследования. Однако, судя по отношению к 200-летию Отечественной войны 1812 года, есть риск получить новый ревизионистский всплеск, которому не будет дан достойный отпор. События в Белоруссии могут развиваться и по другому, относительно позитивному сценарию, чему могут способствовать разные события и обстоятельства. Например, такие, на первый взгляд, не связанные с вопросами ревизионизма и нациестроительства, как цены на углеводороды и условия их поставки, переход на «связанное» кредитование и реальная комплексная поддержка альтернативы агентам Запада и местечковым шовинистам.
Значение даты 17 сентября имеет не сугубо локальный белорусский контекст, как это может показаться некоторым безответственным работникам за пределами Белоруссии. Не только последствия украинской катастрофы нуждаются в осмыслении – весь постсоветский период внешней политики России, с обстоятельным анализом причинно-следственных связей и выработкой практических рекомендаций в рамках национальной стратегии. Советский период нациестроительства тоже, судя по событиям в России и ближнем зарубежье, заслуживает большего внимания. РФ является правопреемницей СССР со всеми вытекающими последствиями. Статус обязывает.
Комментарии
Комментариев пока нет