САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Сибирские казаки. Часть 2

« Назад

Сибирские казаки. Часть 2 08.02.2017 05:20

…Воинской службе подчинялась вся жизнь казаков. Об этом и старинная пословица: «Для того казак родится, чтобы царю на службе пригодиться». По вере подавляющее большинство сибирских казаков являлись православными. Обычно в центре казачьей станицы располагался православный храм, в котором хранились боевые знамена. Все важнейшие события начинались с молитвы и благословления.

Стержень станичных порядков

За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования как материальная основа казачьего существования были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.

Главной особенностью общественной жизни казаков являлась военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (выборы должностных лиц, суд над провинившимися), принимались на общеказачьих собраниях - станичных и войсковых кругах, которые являлись высшим органом казачьего управления. Исполнительная власть принадлежала выборному войсковому атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Казачье войско выполняло ряд специальных функций, главной из которых было постоянное воспроизводство подготовленных к военной службе (в материальном, боевом, морально-психологическом отношениях) иррегулярных воинов, преимущественно - кавалеристов. Согласно Уставу о воинской повинности 1874 года, все казаки с 18 лет записывались в служебный состав. В мирное время они три года числились в подготовительном разряде, затем 12 лет - в строевом, и ещё 5 лет - в запасном.

Как родная меня мать провожала

Накануне призыва проходили учения. Под руководством бывалых казаков и офицеров новобранцы обучались джигитовке, владению саблей и шашкой, конному бою, военным командам.

Казак уходил служить с полным обмундированием, вооружением - «при полной амуниции» и на своём строевом коне (рабочий конь стоил 30-40 рублей, а строевой - 100 рублей). «Без коня казак - не казак», - говорили в станицах, поскольку в бою они сливались в единое целое. Снаряжая сына, родители продавали последнее, чтобы его обмундирование было не хуже, чем у других. Материал для пошива форменной одежды выдавало государство, а шил её местный портной. Для новобранца готовили также конскую упряжь (сбрую), плеть, подковы, шашку, две пары сменного белья, сумку, кружку, ложку и провиант до места следования. Если семья была бедная, то казак-призывник устраивался к кому-нибудь на работу или сдавал в аренду свой пай земли, чтобы на вырученные деньги купить себе всё необходимое. В отдельных случаях бедному призывнику всё собиралось и покупалось сообща - «обществом».

Наряд на службу и повестки привозил в станицу из города офицер. Перед отправлением на службу в доме призывника устраивались проводины, куда приглашались обычно близкие родственники. Приглашённые приносили с собой какое-нибудь угощение (обычно - «стряпню») или дарили призывнику живого поросёнка, чтобы из него приготовили праздничное блюдо. Мясные кушанья на столе в день проводин считались обязательными. В станице с замечательным названием Пресногорьковка (ныне это север Казахстана) выпекали специальный пирог с надписью «Счастливый путь». Во многих семьях стряпали праздничные пироги с мясом - курники. Из напитков подавали на стол квас, вино (покупное или домашнее), водку. Застольные беседы постепенно переходили в традиционное гуляние с песнями и плясками под гармошку. На проводинах в начале ХХ века обычно исполнялись приличествующие случаю песни: «Скакал казак через долину», «Последний нынешний денёчек гуляю с вами я, друзья», «Ревела буря, дождь шумел», «Поехал казак на чужбину далёко», «На горе казак уродился».

Утром родители благословляли призывника иконой. По звону церковного колокола всё население станицы собиралось на площади. Лошадей привязывали к коновязи вокруг церкви, в которой священник служил молебен. Затем выступал с напутственным словом атаман. После этого выкатывали на площадь бочку вина и угощали всех присутствующих. Во многих станицах празднество продолжалось в ближайшем лесу или роще, где на земле расстилали кошмы или брезент. На них кружком усаживались провожающие и новобранцы, расставляли выпивку и закуску, беседовали о предстоящей службе, вспоминали прошлое и интересные случаи из военной жизни.

По окончании гуляния в роще казаки садились на коней и строем, с песнями отправлялись на сборный пункт. Их провожали всей станицей на протяжении одного-двух километров. Лошадь женатого казака вела под уздцы его жена, а у неженатого - девушки. Обычно барышни украшали лошадей холостых казаков бумажными цветами, разноцветными лентами, дарили призывникам букеты живых цветов и пели им песню «Прощались, ангел, мы с тобою». Если казак не успевал до ухода на службу жениться, то встречался тайно («крадучись») со своей девушкой, дарил ей конфеты или маленький подарочек, а она ему - кисет или платочек.

Возвращались со службы по одному или небольшими группами. Если в семье было известно время возвращения сына, то его выходили встречать за околицу или ждали с хлебом-солью у ворот дома. Спешившись у дома, отслуживший казак заводил коня во двор под уздцы. Здоровался и целовался с родными по очереди: сначала с дедушкой и бабушкой, затем - с родителями и лишь потом - с женой и детьми. Вернувшиеся казаки ездили по улицам верхом, раскланивались всем встречным, распевали песни и заезжали ко всем родственникам. Так могли гулять, переходя из дома в дом, в течение недели.

Универсальный ресурс государства

Казачество в Сибири являлось универсальным ресурсом Российской империи, обеспечивавшим её государственные интересы. Смелые, отважные, хорошо подготовленные воины-первопроходцы продвигались на новые территории, строили там крепости и города, вокруг которых со временем оседало идущее вслед за ними мирное население. Казаки, составляя основную массу военно-служилых людей в Сибири, смогли пройти от Урала до Тихого океана, освоить и присоединить к России огромную, неизведанную ранее территорию с богатейшими природными ресурсами.

Такие качества, как относительная обособленность, целостность, структурированность, подчиненность единой цели, связи с внешней средой позволяют рассматривать казачье войско как сложную социальную систему.

Казачье войско было именно государственным учреждением, а не автономной единицей, так как реальное самоуправление существовало до 1917 года только на уровне казачьей общины - посёлка. Поселковые сбор и атаман занимались распределением между членами общины сельскохозяйственных угодий и земских повинностей. Станичные атаман и сбор выполняли главным образом военные функции (учёт служилого состава, подготовка приготовительного разряда, контроль над состоянием снаряжения и лошадей и т.д.) и жёстко зависели от вышестоящего начальства. Атаманы отделов назначались. Войсковым атаманом автоматически становился человек, которого император назначал Степным генерал-губернатором. Поэтому его и называли наказным атаманом, т.е. служившим по наказу и повелению самодержца.

Специфические функции и образ жизни способствовали некоторой обособленности и привилегированности казаков. По сравнению с окружающим крестьянством сибирское казачество было более зажиточным, образованным и тяготело к городской, а не сельской культуре. Среди заповедей сибирского казачества особо выделяется следующая триада: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!». Известен был и удалой девиз: «Слава Богу, что мы казаки! Всё перетерпеть и победить!». Многим казакам были присущи особое воинское мастерство, находчивость и решительность, выносливость и вера в свои силы. Казачья мудрость гласила: «Бить врага, пока стоишь!». Казаки могли годами служить без жалования, рисковать жизнью, отправляясь малыми отрядами в неведомые земли, умирать от голода, чтобы подвести под государеву руку новые народы или замирить их.

Занятия мирного времени

Кроме воинской, на сибирских казаков возлагались почтовая и ямская службы, постройка и охрана дорог и крепостей, сопровождение торговых караванов и арестантов, сбор ясака (дани), охрана частных золотых приисков, заготовка леса.

Хозяйственная деятельность казачества отличалась многообразием: тут и животноводство (разводили лошадей, крупный рогатый скот, реже - свиней, овец, коз; из домашней птицы - кур, уток, гусей, индеек), и земледелие (там, где позволяли условия, выращивали зерновые культуры, капусту, картофель, огурцы, редьку, свеклу, репу, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, бобы, арбузы, дыни, мак, подсолнечник, лён, коноплю, табак и др.), а также рыболовство, охота, смолокурение и дёгтеварение. Вполне доходными и распространёнными были пчеловодство, сбор кедровых орехов. Встречались среди казаков столяры, плотники, токари, слесари, кузнецы, каменщики, стекольщики, маляры, штукатуры, пекари, извозчики, шерстобитчики, мастера по выделке шкур, пошиву одежды и обуви, резьбы по дереву и по камню, серебрению и золочению, часовщики и пр.

А вот домашние промыслы у сибирского казачества не получили особого распространения, так как всё необходимое могли купить на ярмарках, базарах, в лавках. Тем не менее, многие казачки занимались прядением и ткачеством, а также - шитьём, вышивкой и вязанием. Большую роль в казачьем хозяйстве имела торговля.

Жилище некрестьянское

Дома сибирских казаков существенно отличались планировкой, размерами, строительным материалом, располагались всегда в стратегически выгодных местах, вдоль рек и по берегам озёр, у трактовых дорог. Всегда их украшали оружием и конской сбруей, иконами и портретами членов царской семьи.

Особое отношение у казаков было к холодному оружию. Являясь семейной реликвией, шашка передавалась по наследству, именовалась «боевой подругой». Часто на ножнах писали: «Без нужды не вынимай, без славы - не вкладывай!». Наряду с шашкой почиталась воинская форма. У всех мужчин призывного возраста имелось обмундирование с красными лампасами, которое одевали в воскресные и праздничные дни, а также - на свадьбу. Мужчин хоронили с воинскими почестями, в обмундировании.

Сибирские казаки, в отличие от окружающих крестьян, довольно рано стали использовать покупные ткани и городские формы одежды: пиджаки, брюки, жилеты. Казачки носили юбки, кофты, платья, реже - сарафаны. Их головы украшали шамшуры, наколки, файшонки, кашемировые платки и шали. Широко распространена была кожаная обувь.

Основой питания сибирских казаков являлись продукты земледелия и животноводства, а также рыболовства и охоты. Ели обычно четыре раза в день (завтрак, обед, паужин, ужин). Готовили мясные, овощные и крупяные супы, уху, плов, студень (мясной или рыбный), жаркое, различные каши. Варили пельмени, вареники, галушки, картошку; жарили мясо, грибы, рыбу. Свиное сало солили и коптили; мясо и рыбу солили, сушили, коптили и вялили, также квасили капусту, солили огурцы, арбузы, дыни, грузди. Из напитков употреблялось молоко, свекольный и хлебный квас, кисель, компот (узвар), чай, кумыс. Чай употребляли обычно вприкуску с сахаром, мёдом, изюмом, конфетами, булочками, пирогами и шаньгами, вафлями, блинами, оладьями. Из пирогов любимыми среди сибирских казаков считались рыбные. Для праздничного стола характерно было обилие мясных блюд, в том числе цельных запечённых тушек поросят, гусей, уток, куриц.

***

Таким образом, военизированный быт способствовал появлению многих специфичных традиций в повседневной жизни и культуре сибирского казачества. В следующий раз мы расскажем о том, как уживались казаки со своими многочисленными соседями.

Читайте часть 1: «Что это за народ и какими их видят»

Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.02.25

После октябрьских событий 1917 года А.Е. Адамович как «классово чуждый элемент» оказался без должности и средств к существованию, но благодаря хлопотам давнего друга и «великого пролетарской писателя» Максима Горького в 1920 году он стал директором научной библиотеки Ярославского государственного музея. Одновременно преподавал историю культуры в художественном, музыкальном и театральном училищах города. Вёл активную переписку с деятелями культуры Советского Союза и русского зарубежья, написал воспоминания о сыне-поэте Максиме, Максиме Горьком, знаменитом оперном певце Фёдоре Шаляпине, вёл общественную работу в движении краеведов.

04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru