Зачем Белоруссии американская сланцевая нефть?

« Назад

Зачем Белоруссии американская сланцевая нефть? 28.05.2020 14:46

Похоже, в Минске решили «преобразовать» в свою пользу «Дружбу», эту крупнейшую в мире систему магистральных нефтепроводов, имеющую стратегическое значение для российского экспорта. Белорусские власти планируют до конца текущего года начать импорт американской сланцевой нефти по этим трубопроводам, что ухудшит их эксплуатационное состояние и затруднит экспорт из РФ. Однако, думаю, это не столько экономический, сколько политический ход Минска против Москвы.

Дело в том, что, во-первых, сланцевое сырье из США будет доставляться в Белоруссию трубопроводами через Польшу или Литву, то есть с Запада на Восток, хотя изначально, с 1960 гг., система настроена на перекачивающий режим в обратном направлении — из СССР в Европу. А, во-вторых, технолого-химические параметры сланцевой нефти отличаются от параметров основных российских сортов («Юралс» и «Сибериан лайт»), под которые настроены транзитно-экспортные трубопроводы из РФ. В результате, как считают многие профильные эксперты, в транспортной сети произойдут закупорки российской нефти, что приведет к ухудшению эксплуатационной надежности сети. Неужели эти факторы не имеют значения для белорусской стороны? Конечно, имеют, и тогда вопрос: в чем дело?

В Минске, как известно, уже не первый год недовольны отказами Москвы от льгот для Белоруссии в ценах на поставляемую нефть. Потому применяются всевозможные рычаги для некоего давления на Москву. Чем, естественно, пользуется Запад, официально пообещавший Белоруссии нефть, «альтернативную» российской.

Напомним в этой связи, что в начале февраля 2020 г. в Минске госсекретарь США М. Помпео заверил руководство Белоруссии: американская сланцевая нефть «будет у вас объеме, который вам потребуется».

«Белоруссия рассчитывает на поставки американской нефти на свой нефтеперерабатывающий завод в Мозыре трубопроводным транспортом из Польши», — заявил на днях пресс-секретарь белорусского госконцерна «Белнефтехим» А. Тищенко. И уточнил, что «мы намерены до конца года начать прокачку нефти по “трубе” из Польши на завод в Мозыре, объем поставок предполагается в размере до 100 тыс. тонн в месяц. Работа с американскими производителями продолжается».

При этом г-н Тищенко раскрывает некоторые детали сделки: «Всё, что требуется доработать в плане поставок из США нефти, уже поставлено в четкий график реализации. Включая вопросы реверса по трубе из Польши (участок экспортного российского трубопровода «Дружба» в Европу. — А.Л.) и строительство трубопровода Гомель — Горки (около 100 км на юго-востоке Белоруссии. — А.Л.). Он позволит двум белорусским НПЗ (в Мозыре и Новополоцке. — А. Л.) делиться сырьем друг с другом».

Более того, оказывается, на этих НПЗ уже «практически опробованы различные варианты переработки новых видов сырья: результаты нас устраивают». Но российская сторона, заметим, не приглашалась и не приглашается к участию в этих апробациях.

В Минске, очевидно, понимают, что эфемерные — по крайней мере, политические — выгоды для Белоруссии от американской нефти могут быть несопоставимы с негативными последствиями для белорусско-российских отношений, в том числе и в энергетической сфере.

Характерно также, что ни Минск, ни Вашингтон пока не разглашают цены, по которым нефть будет поступать в Белоруссию. Можно предположить, что они будут заниженными или оплачиваемыми по льготным кредитным линиям США для Минска, чтобы усилить прозападный крен в политике белорусского руководства. Так же, как это было, например, с поставками из США зерновых, промышленного оборудования и товаров химпрома в КНР, Румынию, Египет, конфликтовавших с СССР в 1970-х — начале 1980-х гг. Хотя в прессу уже просочилась информация, что строительство нефтепровода Гомель — Горки между двумя белорусскими НПЗ будет финансироваться в основном американской стороной.

Что касается российской нефти, то, согласно межправительственному соглашению 2017 года, Россия до 2024 года включительно должна поставлять Белоруссии 24 млн тонн в год (по 2 млн тонн в месяц). Посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко еще 2 апреля заявил, что «сторонам удалось найти взаимоприемлемое решение по ценам на поставляемую российскую нефть в 2020 году». Точнее, они будут минимум на 20% ниже, чем в 2018 — 2019 гг., в зависимости от мировой конъюнктуры.

Достижение этих договоренностей А. Лукашенко считает «результатом жесткой и последовательной позиции, занятой нашей страной на переговорах по этим вопросам». Но вероятней всего, позиция Минска подкреплена ситуативным нефтяным альянсом с США.

При этом российская сторона, естественно, должна располагать полноценной информацией о планах по поставкам американской нефти в Белоруссию. Не только потому, что это изначально подразумевается прерогативами Союзного государства, официальную приверженность которому обе стороны декларируют постоянно. Но еще и потому, что такие поставки, напомним, способны нанести серьезный ущерб большей части экспортной перекачки нефти из РФ в Восточную и Центральную Европу. А это выводит проблему уже на геополитический уровень.

Артем Леонов, Столетие


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru