Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост

« Назад

Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост 04.03.2018 22:00

70% современных москвичей «постятся» мясными полуфабрикатами, а их «дореволюционные» предшественники питались в Великий Пост солеными персиками и маринованными ананасами.

Зима уходить не собирается. Снег сыпет, как из бездонной бочки. В такую погоду факт того, что идет Великий Пост, естественным образом забывается. Хочется горяченького мясочка, толстенькой колбасочки и еще чего-нибудь посочнее и потолще. Словом, природа берет свое. Русские люди, в том числе и москвичи, не исключение. 

Мы провели опрос, кто как держится в период самого строгого Поста и выяснили интересные моменты. Очень многие из респондентов и не думают поститься, как положено, а именно отказаться от мяса и продуктов животного происхождения и уподобиться веганам. 

Объясняют они свою принципиальную позицию по отношению к строгому Посту по-разному: «Нужно всего лишь иметь хорошую голову, и все будет хорошо!», «В Пост держусь хорошо. Снова налопалась картошки с мясом. Все в порядке», «Пельменей поела. Неужели от голода вера крепнет?», «От голода в голову лезут грешные мысли», «Сочетанием хронических болячек и проблем со здоровьем можно добиться обострения хронических заболеваний. Не нужно потом сидеть и ныть, что Бог не помогает по здоровью», «Если имеются проблемы со здоровьем, Пост противопоказан», «Если мама не пьет молоко, у нее начинается анемия рук и ног», «Если со здоровьем проблемы, поститься не стоит. Храм должен быть в сердце», «Имею разрешение на пожизненное послабление от наместника Новоспасского монастыря... То есть ем, что угодно, но в меру», «Больные, путники, дети и беременные не обязаны соблюдать пост», «По здоровью бывают такие проблемы, что соблюдение поста эквивалентно самоубийству. Что больший грех – несоблюдение поста или сознательный суицид?», «В этом году лопаю мясо со спокойной совестью – велено доктором. А раньше тоже ела, но совесть мучила», «Вот я свекрови каждый раз говорю про побочные эффекты неукоснительного соблюдения Поста, а она всегда его соблюдает, а потом по полгода желудок, поджелудочную и печень лечит. Её переубедить невозможно…».

А вот забавный вещдок одного из опрошенных на предмет того, как ему удается сохранить бодрость тела и духа в холодные снежные дни Великого Поста:

pic

30% респондентов, все же, постятся. При этом их воздержание не ограничивается гастрономическими моментами: «Не смотрю комедии и ужастики, не читаюхоррор. Не ем мясо, рыбу, яйца, молочные продукты. Не употребляю алкоголь, не сквернословлю», «Не ем пищу животного происхождения, не употребляю алкоголь. Стараюсь быть терпимее к окружающим», «В принципе-то здоровое питание вполне. Нормально держусь, тяжело только первые пару дней»… 

Словом, Великий Пост представители Русского мира Москвы соблюдают по-разному, и это «разное» объясняется разными факторами, в первую очередь, состоянием здоровья. В одном только современные москвичи согласно результатам опроса оказались солидарны: просто «диета» не обусловливает отпущение грехов. Не нужно делать друг другу гадостей, желать друг другу зла, завидовать, сплетничать, чинить козни, и все будет в порядке. 

А вот любопытно, как придерживалась Великого Поста Москва дореволюционная. В то время многие москвичи, видимо, были того же мнения, что и современные: главное – не грешить. «Москва постилась… – вспоминает один мемуарист И.И. Шнайдер, – Окна булочных были завалены длинными рядами слипшихся постных жаворонков с острыми и ломкими носиками и с криво посаженными изюминками-глазками. В кондитерских продавали разноцветный «постный» сахар». Далее мемуарист признается, что среди его знакомых москвичей были такие, которые строго придерживались суровых канонов Поста в течение всех долгих семи недель, и такие, которые усиленно постились только заключительную неделю, а затем с радостью наверстывал упущенное в ресторанчиках и кабачках.

4233_big_1350640437_4244 

Неукоснительно следовали строгим канонам Поста в первую очередь в купеческих семьях. Там полностью отказывались от «скоромного» – даже в кофе добавляли не обычное коровье молоко, а экстракт миндаля, что весьма любопытно – уже тогда появилась альтернатива животному молоку, которое просто терпеть не могут современные веганы. Тот же мемуарист И.И. Шнайдер с юмором описывал случай, когда одного купца его друг накормил сухариками, поджаренными на сливочном масле. Купец обиделся и устроил знакомому нехилый скандал. Впрочем, оба быстро помирились. 

Важным событием жизни дореволюционной Москвы был Вербный базар. Доход от реализации товаров шел на благотворительные нужды. 

1_5

«Через Дмитровку перекинута вывеска базара, – описывала его газета «Голос Москвы» в 1910 году, – Фасад и крыша здания также увешаны вывесками. Лестница убрана тропическими растениями и хвойными гирляндами. У входной двери вестибюле – павильоны с продажей в пользу общества детолюбивого и благотворительного, в пользу реформатской церкви. За чайным буфетом служат барышни в русских костюмах…».

Несмотря на необходимость строгого гастрономического воздержания во время Великого Поста, Москва находила другие способы веселиться. Так она подвергалась настоящему нашествию провинциальных актеров. Они слетались в Златоглавую со всех уголков России. 

Именно в период поста в Москве открывалась актерская биржа, где судьбы артистов вершили антрепренеры, набиравшие труппы на новый сезон. Во время актерских съездов в настоящий балаган превращался московский ресторанчик «Леворно». Здесь постящихся гостей угощали солеными персиками, маринованными ананасами и прочими изысками. Нужно заметить, что на спиртное принципы Поста не распространялись. В первую неделю лилось рекой дорогое вино, во вторую господа гости ограничивались водкой и пивом. Правда, с началом Страстной недели потребление горячительного сводилось к максимальному минимуму. 

800405347

Вместе с Великим Постом в Первопрестольную приходили и новинки западной моды. Очевидцы вспоминают, как в марте 1911 года параллельно с Постом в Москву наведалась мода на «куриные» и «петушиные» дамские костюмы и на странные юбки-шаровары. Главным «законодателем» женской моды в Москве выступал магазинчик парижских моделей женского платья на Петровке. 

4186349_663

Еще больше разбавлял строгую атмосферу Великого Поста апрель-месяц. Москвичи просто обожали разыгрывать 1 апреля своих знакомых. Наборы конфет с горькой начинкой, «чихательные» и «чесательные» порошки, ароматная клозетная бумага, подушечка для сиденья, которая издает весьма специфические звуки, лишь только на нее приземлишься, новости московской прессы о налаженных связях с инопланетянами или о принятых голосовых сигналах с Марса… 

Всегда «весело» было в Великий Пост московским дворникам. Уже в первых числах марта они получали от вышестоящих лиц указание «делать весну». Это значило, что, начиная с 1 марта, они должны были полностью очистить город от снега и льда. Москвичи, уверенные, что на улицах будет чисто, сухо и красиво, выходили из дома, разряженные в пух и в прах. Иной раз такие ситуации обретали оттенок настоящего абсурда. Ободренное оттепелью, городское начальство отдавало распоряжение расчищать улицы. Дворники старались, как могли, а вечером все их старания портил совершенно некстати начавшийся снег. Дворники выбивались из сил, снег валил, как из рога изобилия, обер-полицмейстеры выходили из себя… Природу не обманешь. Но последний факт понимал только глава города. Специальным указанием он избавлял дворников от сизифова труда, а москвичам советовал не раздеваться раньше времени и не портить здоровье, которое так необходимо для добросовестного соблюдения таинств Великого Поста. 

Пашкевич Карина


Комментарии


2018-03-05 09:12:26 ubp № 2922404
И что вы этой статьёй хотели сказать? У нас разный менталитет с расейцами! И "Косово" в ЛИТЬВЕ не пройдёт!

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru