САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост

« Назад

Записки Российской соотечественницы. Москвичи и Великий Пост 04.03.2018 22:00

70% современных москвичей «постятся» мясными полуфабрикатами, а их «дореволюционные» предшественники питались в Великий Пост солеными персиками и маринованными ананасами.

Зима уходить не собирается. Снег сыпет, как из бездонной бочки. В такую погоду факт того, что идет Великий Пост, естественным образом забывается. Хочется горяченького мясочка, толстенькой колбасочки и еще чего-нибудь посочнее и потолще. Словом, природа берет свое. Русские люди, в том числе и москвичи, не исключение. 

Мы провели опрос, кто как держится в период самого строгого Поста и выяснили интересные моменты. Очень многие из респондентов и не думают поститься, как положено, а именно отказаться от мяса и продуктов животного происхождения и уподобиться веганам. 

Объясняют они свою принципиальную позицию по отношению к строгому Посту по-разному: «Нужно всего лишь иметь хорошую голову, и все будет хорошо!», «В Пост держусь хорошо. Снова налопалась картошки с мясом. Все в порядке», «Пельменей поела. Неужели от голода вера крепнет?», «От голода в голову лезут грешные мысли», «Сочетанием хронических болячек и проблем со здоровьем можно добиться обострения хронических заболеваний. Не нужно потом сидеть и ныть, что Бог не помогает по здоровью», «Если имеются проблемы со здоровьем, Пост противопоказан», «Если мама не пьет молоко, у нее начинается анемия рук и ног», «Если со здоровьем проблемы, поститься не стоит. Храм должен быть в сердце», «Имею разрешение на пожизненное послабление от наместника Новоспасского монастыря... То есть ем, что угодно, но в меру», «Больные, путники, дети и беременные не обязаны соблюдать пост», «По здоровью бывают такие проблемы, что соблюдение поста эквивалентно самоубийству. Что больший грех – несоблюдение поста или сознательный суицид?», «В этом году лопаю мясо со спокойной совестью – велено доктором. А раньше тоже ела, но совесть мучила», «Вот я свекрови каждый раз говорю про побочные эффекты неукоснительного соблюдения Поста, а она всегда его соблюдает, а потом по полгода желудок, поджелудочную и печень лечит. Её переубедить невозможно…».

А вот забавный вещдок одного из опрошенных на предмет того, как ему удается сохранить бодрость тела и духа в холодные снежные дни Великого Поста:

pic

30% респондентов, все же, постятся. При этом их воздержание не ограничивается гастрономическими моментами: «Не смотрю комедии и ужастики, не читаюхоррор. Не ем мясо, рыбу, яйца, молочные продукты. Не употребляю алкоголь, не сквернословлю», «Не ем пищу животного происхождения, не употребляю алкоголь. Стараюсь быть терпимее к окружающим», «В принципе-то здоровое питание вполне. Нормально держусь, тяжело только первые пару дней»… 

Словом, Великий Пост представители Русского мира Москвы соблюдают по-разному, и это «разное» объясняется разными факторами, в первую очередь, состоянием здоровья. В одном только современные москвичи согласно результатам опроса оказались солидарны: просто «диета» не обусловливает отпущение грехов. Не нужно делать друг другу гадостей, желать друг другу зла, завидовать, сплетничать, чинить козни, и все будет в порядке. 

А вот любопытно, как придерживалась Великого Поста Москва дореволюционная. В то время многие москвичи, видимо, были того же мнения, что и современные: главное – не грешить. «Москва постилась… – вспоминает один мемуарист И.И. Шнайдер, – Окна булочных были завалены длинными рядами слипшихся постных жаворонков с острыми и ломкими носиками и с криво посаженными изюминками-глазками. В кондитерских продавали разноцветный «постный» сахар». Далее мемуарист признается, что среди его знакомых москвичей были такие, которые строго придерживались суровых канонов Поста в течение всех долгих семи недель, и такие, которые усиленно постились только заключительную неделю, а затем с радостью наверстывал упущенное в ресторанчиках и кабачках.

4233_big_1350640437_4244 

Неукоснительно следовали строгим канонам Поста в первую очередь в купеческих семьях. Там полностью отказывались от «скоромного» – даже в кофе добавляли не обычное коровье молоко, а экстракт миндаля, что весьма любопытно – уже тогда появилась альтернатива животному молоку, которое просто терпеть не могут современные веганы. Тот же мемуарист И.И. Шнайдер с юмором описывал случай, когда одного купца его друг накормил сухариками, поджаренными на сливочном масле. Купец обиделся и устроил знакомому нехилый скандал. Впрочем, оба быстро помирились. 

Важным событием жизни дореволюционной Москвы был Вербный базар. Доход от реализации товаров шел на благотворительные нужды. 

1_5

«Через Дмитровку перекинута вывеска базара, – описывала его газета «Голос Москвы» в 1910 году, – Фасад и крыша здания также увешаны вывесками. Лестница убрана тропическими растениями и хвойными гирляндами. У входной двери вестибюле – павильоны с продажей в пользу общества детолюбивого и благотворительного, в пользу реформатской церкви. За чайным буфетом служат барышни в русских костюмах…».

Несмотря на необходимость строгого гастрономического воздержания во время Великого Поста, Москва находила другие способы веселиться. Так она подвергалась настоящему нашествию провинциальных актеров. Они слетались в Златоглавую со всех уголков России. 

Именно в период поста в Москве открывалась актерская биржа, где судьбы артистов вершили антрепренеры, набиравшие труппы на новый сезон. Во время актерских съездов в настоящий балаган превращался московский ресторанчик «Леворно». Здесь постящихся гостей угощали солеными персиками, маринованными ананасами и прочими изысками. Нужно заметить, что на спиртное принципы Поста не распространялись. В первую неделю лилось рекой дорогое вино, во вторую господа гости ограничивались водкой и пивом. Правда, с началом Страстной недели потребление горячительного сводилось к максимальному минимуму. 

800405347

Вместе с Великим Постом в Первопрестольную приходили и новинки западной моды. Очевидцы вспоминают, как в марте 1911 года параллельно с Постом в Москву наведалась мода на «куриные» и «петушиные» дамские костюмы и на странные юбки-шаровары. Главным «законодателем» женской моды в Москве выступал магазинчик парижских моделей женского платья на Петровке. 

4186349_663

Еще больше разбавлял строгую атмосферу Великого Поста апрель-месяц. Москвичи просто обожали разыгрывать 1 апреля своих знакомых. Наборы конфет с горькой начинкой, «чихательные» и «чесательные» порошки, ароматная клозетная бумага, подушечка для сиденья, которая издает весьма специфические звуки, лишь только на нее приземлишься, новости московской прессы о налаженных связях с инопланетянами или о принятых голосовых сигналах с Марса… 

Всегда «весело» было в Великий Пост московским дворникам. Уже в первых числах марта они получали от вышестоящих лиц указание «делать весну». Это значило, что, начиная с 1 марта, они должны были полностью очистить город от снега и льда. Москвичи, уверенные, что на улицах будет чисто, сухо и красиво, выходили из дома, разряженные в пух и в прах. Иной раз такие ситуации обретали оттенок настоящего абсурда. Ободренное оттепелью, городское начальство отдавало распоряжение расчищать улицы. Дворники старались, как могли, а вечером все их старания портил совершенно некстати начавшийся снег. Дворники выбивались из сил, снег валил, как из рога изобилия, обер-полицмейстеры выходили из себя… Природу не обманешь. Но последний факт понимал только глава города. Специальным указанием он избавлял дворников от сизифова труда, а москвичам советовал не раздеваться раньше времени и не портить здоровье, которое так необходимо для добросовестного соблюдения таинств Великого Поста. 

Пашкевич Карина


Комментарии


2018-03-05 09:12:26 ubp № 2922404
И что вы этой статьёй хотели сказать? У нас разный менталитет с расейцами! И "Косово" в ЛИТЬВЕ не пройдёт!

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru