САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко. Только вместе с Россией! Часть 2 (об общей Победе, георгиевской ленте и хуторском мышлении)

Андрей Геращенко. Только вместе с Россией! Часть 2 (об общей Победе, георгиевской ленте и хуторском мышлении)

« Назад

Андрей Геращенко. Только вместе с Россией! Часть 2 (об общей Победе, георгиевской ленте и хуторском мышлении) 28.02.2025 11:59

Часть 1

Поляки всё время хотели сделать нас поляками, а русские - русскими?

Это посыл, берущий своё начало ещё со времён польских мятежей XIX века, когда он активно использовался при попытках настроить белорусское крестьянство против центральной российской власти, активно реанимируется и сейчас.

Его главный смысл прост, а потому и используется в качестве лозунга – во время польского владычества, когда белорусы жили в составе Речи Посполитой, поляки всё время пытались нас ополячить, навязать польский язык, но у них в итоге этого не получилось. Затем, уже в период Российской империи и Советского союза нас пытались русифицировать русские и тоже лишить своего, белорусского пути развития. Но белорусы всё это преодолели и сейчас строят своё независимое государство, развивают белорусский язык и не позволят ни полякам, ни русским себя ассимилировать.

Данный посыл, абсолютно далёкий от реальности, формально уравнивает польский и русский вектор воздействия на Белоруссию и, изображая некую равноудалённость от Варшавы и Москвы, якобы свидетельствует о росте национального самосознания белорусов, желающих жить по своим законам и представлениям.

Итак, почему же он далёк от реальности? Прежде всего, потому, что поляки – действительно близкий нам народ, представители западных славян. Польские обычаи, язык относительно близки и понятны белорусам в сравнении, например, с испанскими или французскими. Часть белорусов, исповедующих католицизм, ощущают близость с поляками в религиозной сфере. Однако ни у кого на сегодня не возникает сомнения в том, что поляки и белорусы – народы хоть и близкие, но серьёзно различающиеся друг от друга.

Обычаи русских, русский язык, русская культура не просто близки белорусам, но фактически белорусы живут в этой системе русских ценностей, а различия между русскими и белорусами минимальны. В довершении ко всему русская православная церковь является общей как для русских, так и для подавляющего большинства белорусов.

Таким образом, если белорусы и поляки по обе стороны границы существенно различаются и разница видна и слышна любому путешественнику, то между русскими и белорусами, несмотря на наличие границы, различия минимальны и сложно уловимы.

В историческом плане предки нынешних белорусов составляли с предками нынешних русских и украинцев единый конгломерат русских (восточнославянских) племён, образовавших Киевскую Русь. В этом смысле, как ни пытаются наши историки искать какие-то «различия», древние Полоцкое, Турово-Пинское и прочие княжества были типичными русскими княжествами Руси – такими же, как Галицкое, Киевское, Смоленское или Рязанское. Никакой общности подобного плана с поляками у белорусов никогда не было и не могло быть.

После разгрома Руси в результате монгольского нашествия, восточная часть русских земель попала в вассальную зависимость от Золотой орды, а западная оказалась в составе Великого княжества Литовского и Русского. Впоследствии Великое княжество Московское обрело независимость, разрослось до Русского царства, а затем и до Российской империи. Великое княжество Литовское и Русское попало в зависимость от Польши в составе Речи Посполитой и на протяжении веков белорусы испытывали тройной гнёт – сословный со стороны шляхты, религиозный со стороны католицизма и национальный в части многочисленных попыток полонизации образования и всех сфер жизни.

Всё это заметно ослабело, но не прекратилось полностью, после воссоединения белорусских земель с Российской империей в результате трёх разделов Речи Посполитой.

За всю длительную историю взаимоотношений России и Польши не было ни единого выступления белорусов против России – все такие мятежи, в том числе и мятеж 1863-1864 годов, где активно проявил себя Калиновский, были польскими, направленными на восстановление польской государственности.

Соответственно, когда после революции и гражданской войны Западная Белоруссия была вновь временно оккупирована Польшей, там развернулось мощное партизанское, а затем, после его разгрома, подпольное движение белорусов за избавление от польской оккупации, воссоединение двух частей белорусского народа в рамках Белорусской ССР и, что сейчас часто забывают, за воссоединение с русским народом в рамках СССР.

Уже после войны не было массового сопротивления белорусов советской власти, как это было на примере прятавшихся в лесах шаек бандеровцев на Западной Украине или «лесных братьев» в Прибалтике. И не было его потому, что СССР и русский народ для белорусов были своими.

Не просто так строилось и Союзное государство России и Белоруссии – помимо сугубо экономических и военных аспектов важнейшей причиной его создания стало этническое, культурное и религиозное единство русских и белорусов. Ничего подобного в отношении Польши белорусами даже не рассматривалось.

У белорусов с русскими один общий русский язык, с поляками языки разные. Белорусы воспринимают русскую культуру (литературу, песни, кинематограф и многое другое) как свои, чего нет в отношении польских составляющих. Большинство белорусов православные, как и русские, а большинство поляков – католики. Для белорусов история России, СССР воспринимается в качестве собственной, родной, чего нельзя сказать о восприятии белорусами польской истории. Белоруссия с Россией – части Союзного государства. Польша – часть недружественных образований – НАТО и ЕС.

Таким образом, ставить на один уровень взаимоотношения русских и белорусов и поляков и белорусов совершенно неоправданно. Выбор белорусами единства с русскими не является «русификацией», а объясняется историческими, этноконфессиональными и цивилизационными причинами. Тот, кто пытается провести параллели о том, что «белорусы не позволят себя полонизировать полякам и русифицировать русским» намеренно искажают действительность, искусственно преувеличивают связь белорусов с поляками и, что важнее, преуменьшают связь белорусов и русских. Соответственно, такие высказывания и тем более действия в этом направлении являются чётким маркером русофобии и противодействия российско-белорусской интеграции.


80-летие Победы. О георгиевской ленте и Бессмертном полке

9 мая 2024 года мне после некоторого перерыва, вызванного эпидемией ковида и разными подходами в организации празднования Дня Победы в России и Белоруссии, пришлось заниматься координацией подготовки шествия «Бессмертный полк» по всей Республике Беларусь. В целом, хоть и не без некоторых проблем, всё прошло на хорошем уровне, за что нужно отдельно поблагодарить и дипломатов Посольства России, принявших активное участие в шествии, и белорусские власти. Само шествие прошло в виде, как правило, отдельных коробок «Бессмертного полка» в строю общегородских колонн «Беларусь помнит». Где-то участники «Бессмертного полка» были рассредоточены по всей колонне шествия, где-то, как в Минске, где городского шествия «Беларусь помнит» не было, прошли своими маршрутами. Дополнительную проблему создавали и отдельные самоназначенные «штатные вожди полка», которые порой излишне препирались с властями при обсуждении малозначимых деталей во время подготовки и проведения самого шествия.

В целом же в Республике Беларусь 9 мая – всегда огромный общенациональный праздник – шествия, концерты, салюты… Всё это проходит в рамках масштабной общенациональной акции «Беларусь помнит».

Сложность в том, что в Республике Беларусь задолго до появления «Бессмертного полка» устоялась своя традиция празднования 9 мая и как белорусский президент, так и власти по пирамиде вниз несколько настороженно восприняли идею проведения «Бессмертного полка» как некой альтернативы, некоего «российского варианта» празднования, который претендовал на замену существующего белорусского.

Дополнительной проблемой стало использование в России и других странах во время проведения «Бессмертного полка» георгиевской ленты, как символа Победы.

До 2014 года георгиевская лента была в свободном хождении в Республике Беларусь и её рядом или, чередуя с национальной красно-зелёной, носили все подряд, кроме разве что бело-красно-белых русофобов. Но с 2014 года постепенно начался процесс ползучего вытеснения георгиевской ленты – её «не рекомендовали использовать», старательно убирали с уличных плакатов, открыток, стендов, даже с наград. Георгиевская лента присутствовала на юбилейных наградах, посвящённых освобождению Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, потом на более поздних исчезла.

В Республике Беларусь существует своя лента – красно-зелёная, цветов государственного флага. Красивая лента, более чем уместная, содержащая красный цвет – цвет знамени Победы. С ней часто используется цветок яблони – как символ весны и той же майской Победы над фашистами. Но есть ведь и объединяющая нас георгиевская или гвардейская лента. Эта лента берёт свои истоки ещё в дореволюционной России, всем хорошо известны георгиевские кресты. Традиция была продолжена и в СССР, на орденах Славы и медалях «За Победу над Германией» и других, активно использовалась ветеранами и действующими военными в период СССР, да и до 2014 года – в самой Республике Беларусь.

Что же случилось потом? Потом был незаконный захват власти бандеровцами в Киеве в 2014 году и Донбасс, вставший на защиту наших общих (а не только своих) ценностей избрал в качестве символа борьбы с киевской хунтой георгиевские ленты.

Кого это могло напугать у нас? Русофобов и ненавистников союза с Россией – вероятно, они поставили себя на место «героев майдана», и георгиевская лента стала для таких напоминанием об опасности ответа на их русофобию. Понятна и логика подобного типа ряда руководителей стран СНГ, где «балансирование» во взаимоотношениях с Россией и другими центрами сил имеет, мягко говоря, свою «специфику».

Но у нас в Белоруссии это порождает серьёзную проблему. У нас общее цивилизационное и информационное пространство. Мы – части Союзного государства. Нельзя в наших условиях сделать так, чтобы в России георгиевская лента была символом Победы и борьбы с нацизмом, а у нас была «своя лента», а георгиевская «не наша». А почему «не наша»? Масса людей в Белоруссии даже сейчас надевает на 9 мая, прикрепляет на машины, сумочки и одежду как красно-зелёные, так и георгиевские ленты. Они обе – «наши». И самое глупое и ошибочное, что можно было сделать, это породить некое противопоставление красно-зелёной и георгиевской лент. Некоторые и вовсе готовы надеть георгиевскую ленту на 9 мая «назло вместо красно-зелёной», а другие – «назло красно-зелёную вместо чужой георгиевской». Не думаю, что вот это вот «назло» было главным смыслом споров вокруг лент, но в итоге вместо консолидации общества на ровном месте создана проблема. Если полагали, что так это повысит симпатии проевропейски настроенной молодёжи к властям, то это полная глупость – в 2020 году мятежники под бело-красно-белым флагом показали всю свою «симпатию» и «конструктивность». А вот среди большинства пророссийски настроенных белорусов вся эта история вокруг лент вызывала и вызывает лишь недоумение.

По сути белорусская красно-зелёная национальная лента должна активно использоваться вместе с георгиевской, а никак не вместо ради некоей искусственной конкуренции. К тому же георгиевская или гвардейская лента (небольшое различие цветов в них – это детали и не более чем тема для словесной эквилибристики) – это и белорусская лента, а не только российская. В том числе это часть наших военных и юбилейных наград до 2014 года.

Можно, конечно, строить некий «равноудалённый многовекторный суверенный хутор», но это призрачная цель – Республика Беларусь, отдаляясь от России даже в малом, будет постепенно дрейфовать в сторону иных центров сил (в нашем случае – Европы). Особенно чувствительная к этому молодёжь, что и показал 2020 год.

Да, мы – суверенная независимая страна, но наш белорусский народ давно определился «между Польшей и Россией» - мы выбрали Союзное государство и российско-белорусскую интеграцию. Да, в этом Союзном государстве мы должны отстаивать наши, белорусские интересы, сохранять свою самобытность, культуру. Но и городить проблемы там, где их могло не быть, не стоит. Уверен, что георгиевская и красно-зелёная лента (с яблоневым цветом или без него) должны быть рядом вместе на всех памятных мероприятиях, а коробки «Бессмертного полка» - стать частью большой национальной акции «Беларусь помнит». У нас одна Победа, общая, а не отдельная, национальная. Белорусская ССР проявила чудеса героизма, ответив общенародным партизанским движением против немецко-фашистских оккупантов в годы войны, понесла колоссальные жертвы. Но Победа и избавление от коричневой чумы пришли вместе с Красной Армией, ядро которой составлял русский солдат. В рядах Красной Армии воевали миллионы украинцев, белорусов, других национальностей. Это наша общая Победа!

Нужно помнить об этом. Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года.

Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru