САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Андрей Геращенко: Нам во что бы то ни стало нужно сохранить единство Русской Православной Церкви.

Андрей Геращенко: Нам во что бы то ни стало нужно сохранить единство Русской Православной Церкви.

« Назад

Андрей Геращенко: Нам во что бы то ни стало нужно сохранить единство Русской Православной Церкви.  16.01.2015 10:19

16 декабря 2014 года в Национальной библиотеке Республики Беларусь состоялось Общее собрание епархий Минской метрополии. Наряду с обычной для такого мероприятия повесткой дня был рассмотрен вопрос, который может иметь серьёзные и далеко идущие последствия как для внутрицерковной жизни в Белорусском Экзархате Русской Православной Церкви, так и для единства РПЦ в целом. Не случайно особое внимание как верующих, так и белорусской общественности привлёк пункт 19 итогового документа Общего собрания, который явно озадачил не только меня, но и, насколько я знаю, многих представителей клира и прихожан Белорусского Экзархата РПЦ. Дословно там сказано буквально следующее: «Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии». 

В связи с этим стоит отметить, что весьма показателен печальный пример наших ближайших соседей - на Украине сполна испили чашу «суверенизации» церковной жизни.

В конце существования СССР под давлением сторонников «незалежности» 27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ в Москве упразднил Украинский Экзархат и предоставил самоуправление с правами широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Фактически, Синод УПЦ МП стал высшим органом управления. Влияние Московского Патриархата стало чисто символическим – оно осталось в названии УПЦ и в том, что избираемый решением Синода УПЦ глава УПЦ должен получить благословение Патриарха Московского. Главой УПЦ тогда стал митрополит Филарет (Денисенко), которого позже низложили и который, не подчинившись (ссылаясь на дарованную независимость) вместе со своими сторонниками объявил о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая так и не была признана ни одной Православной Церковью.

Тем не менее, стоит помнить, что начало всему было положено не только «раскольнической деятельностью Филарета Денисенко» - толчком ко всему послужило как раз то самое, на мой взгляд, достаточно спорное решение, нарушившее единство РПЦ, принятое не в Киеве, а на Архиерейском соборе РПЦ 1990 года в Москве, пускай и под давлением «самостийных» тенденций на Украине. Не будь этого решения, которое упразднило Экзархат на Украине, почти наверняка не случился бы церковный раскол на УПЦ МП и непризнанную остальными Православными Церквями УПЦ КП. В итоге на Украине сейчас не может быть и речи о церковном единстве – идёт борьба за храмы, порой происходят фактически прямые физические столкновения.

сожжение
Если БПЦ будет предоставлен статус самоуправляемой церкви, эта опасность станет актуальной и для Белоруссии. Надо ли нам это с учётом печального украинского опыта – вопрос скорее риторический. Латвия, Эстония или Молдавия никак не могут быть для Белоруссии примером по многим причинам – мы с Россией являемся союзниками, у нас общий русский язык, по сути – мы один народ. А РПЦ сегодня – фактически единственный институт, общий для Русского мира и Святой Руси в том понимании, в котором об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский Кирилл: «Ядром Русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия».

Нам надо не размежовываться, а крепить единство и Православной церкви, и наших народов – по сути, частей единого русского народа.

Служит ли этой цели решение собрания Минской митрополии от 16 декабря 2014 года? У меня большие сомнения. К тому же такие судьбоносные решения нельзя принимать только решением пусть и центральной, но вовсе не представляющей весь Экзархат митрополии. Вольно или невольно оно может спровоцировать разделение и уже поэтому, как минимум, сомнительно. Белорусскому Экзархату нужно думать не о своих «недостаточных» полномочиях, а стремится к укреплению духовного и административного единства РПЦ. 
К сожалению, в деятельность церкви вмешиваются и внецерковные силы – думаю, немало тех, кто подталкивает Экзархат на подобные действия – хочется «независимости» в церковном вопросе. Тогда, вероятно, будет проще обеспечить и визит римского Папы, о котором давно говорят, но который пока невозможен в силу самого статуса БПЦ, как части РПЦ – Белоруссия является канонической территорией РПЦ. Идёт речь и о заключении между Белоруссией и Ватиканом полноценного конкордата – в случае «самоуправляемого статуса» БПЦ будет, вероятно, сговорчивее в этом вопросе.

Вызывает беспокойство и всё более активное внедрение белорусского языка – отдельные либеральные священнослужители, следуя примеру католиков, переходят в богослужениях на белорусский язык (не имеющий сколько-нибудь широкого хождения в Белоруссии). Это, безусловно, разрыв с тысячелетней духовной традицией Православия, отход от базовой ценности белорусского Православия – церковнославянского языка. В отдельных храмах Апостольские послания, евангелие, паремии читаются на белорусском языке (Свято-Петро-Павловский собор в Минске, церковь преподобной Евфросинии Полоцкой в Ивенце, Борисо-Глебский храм в Гродно и других местах). Пускай это не основные, а вспомогательные моменты богослужений, однако в эти храмы уже активно стекаются разного рода белорусские националистические круги, русофобские по своим взглядам. В Интернете постоянно пишутся комментарии в стиле – нам нужна своя церковь, а не московская. Развёрнута и активная деятельность по переводу на белорусский язык православной литературы – уже переведены Деяния Апостолов, Евангелия, молитвослов, Литургия святого Иоанна Златоуста и другая литература. Никакой практической цели это не преследует, так как белорусы владеют русским языком лучше, чем белорусским. Здесь важно другое – постепенно приучать к тому, что мы особенные, другие, и церковь наша отличается от РПЦ.

В этом же ряду событий и переход телепередачи «Воскресная проповедь» на белорусский язык. К сожалению, это общая тенденция - направление движения в сторону белорусизации внутрицерковной жизни достаточно очевидно. Пока это в большей степени затронуло Минск и Гродно – традиционные центры, где преимущественно концентрируются прозападные и националистические силы. Начал работу и «первый сайт Белорусской Православной Церкви на родном языке» с характерным названием «Православная Церковь и Белорусский язык». Любопытно, что язык назван с большой буквы и едва ли не уравнен по значимости с самой Церковью, а в названии сайта и вовсе белорусский язык поставили впереди Церкви: (http://belmova.hram.by/index.php.). Оформление тоже выполнено не в государственном красно-зелёном цвете, а в традиционном для националистов бело-красно-белом, хотя само использование национального орнамента цветов государственного флага можно только приветствовать.

юмор

Но главное не это – на сайте принципиально отсутствует какое-либо упоминание о том, что БПЦ – это Белорусский Экзархат в составе РПЦ. У человека, не искушённого в тонкостях и деталях взаимоотношений БПЦ и РПЦ после посещения данного сайта наверняка сложится впечатление, что Белорусская Православная Церковь – самостоятельная церковная структура. Нет на сайте и обычного в таких случаях упоминания о том, что он создан по благословлению кого-либо из действующих архиереев. Очевидно, всё же есть понимание явной двусмысленности созданного сайта. Но он действует и от него никто не дистанцируется. Так исподволь, постепенно прихожан и даже клир начинают приучать к тому, что церковь у нас если «пока и не своя», то «обязательно будет своя».

Всё это не так безобидно, как порой кому-то кажется – ведь речь не идёт только о механическом переводе на белорусский язык. Более того – при использовании белорусского языка возникают расхождения в названии даже церковных праздников. Безусловно, не всегда это происходит умышленно - при взаимопереплетении католицизма и православия в жизни белорусов религиозные термины порой кочуют из одной христианской веры в другую, хотя в большей степени это касается невольного заимствования чужих церковных терминов православными. Поэтому и возникают варианты «Раства» вместо «Нараджэння Хрыстова» и так далее. К тому же терминология Православной церкви на белорусском языке пока неустойчивая и продолжает формироваться, поэтому и происходят порой заимствования не только с белорусского варианта католицизма, но и дошедшей до нас униатской терминологии. Показателен пример со словом «каплица» - это название часовни в белорусском католицизме, но зачастую его в обиходе используют и православные белорусы, не искушённые в подобных тонкостях.

С учётом печального опыта Украины и того факта, что большинство и клира, и прихожан отрицательно относятся к этим нововведениям, надеюсь, что Архиерейский собор РПЦ в Москве учтёт все обстоятельства и отклонит прошение Минской митрополии, не выражающей мнение всего Экзархата. Не зря Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал важные и своевременные слова: «Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви. …реформы в Церкви не могут достичь целей, которые ставят реформаторы, если эти цели не проистекают из глубин народной жизни».

Для наших противников Православная Церковь является сейчас главной мишенью – в той или иной степени разделяя РПЦ и БПЦ, они пытаются разделить Россию и Белоруссию, как уже разделили Россию и Украину. Об этом прямо говорят аналитики в США и на Западе в целом. Особые опасения у наших геополитических конкурентов вызывает то, что именно Русская Православная Церковь может стать фундаментом и духовной опорой того здорового консерватизма, о котором говорил президент Российской Федерации В.В.Путин. Этот самый консерватизм, основанный на тысячелетних нравственных традициях Православия, проповедующий семейные ценности, высокое чувство гражданственности и патриотизм может стать привлекательным не только для самих православных постсоветского пространства, но и для многих европейцев, давно уже разочаровавшихся в секуляризированной, атеистической, стремительно стареющей Европе, которая, утратив семейные ценности, сегодня постепенно становится территорией нового великого переселения народов, и вряд ли способна в нынешнем своём состоянии сохранить собственную цивилизацию.

У России, Белоруссии, Украины и Молдавии также серьёзные демографические проблемы, но вектор общественно-нравственного развития во многом противоположен европейскому. А это означает, что у нас есть шанс сохранить свою цивилизацию и семью, как основу общества и государства. Сохранив же семью, мы сможем сохранить свои народы.

Именно поэтому я думаю, что архиереи, прихожане и клир Белорусской Православной Церкви, белорусская общественность должны сказать своё веское слово, чтобы сохранить нынешний статус Экзархата, который предоставляет все возможности для полноценной молитвенной и церковной деятельности БПЦ. 
Вспомним же пророчество преподобного Лаврентия Черниговского, чьи слова набатом гремят сквозь прошедшие годы: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь».

Нам во что бы то ни стало нужно сохранить единство Русской Православной Церкви – основы единства Святой Руси и Русского мира! Это наш долг и перед предками, тысячелетиями хранившими Православие на белой Руси, и перед грядущими потомками, которые будут нести светоч нашей веры в будущее.

Специально для "Вместе с Россией", 15 января 2014 года


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru