« Назад

Андрей Геращенко: Лунная гонка США и СССР. Космическая битва двух сверхдержав. Часть первая 24.09.2018 17:10

Почти полвека назад, 24 сентября 1970 года возвращаемая капсула советской АМС «Луна-16» совершила мягкую посадку и впервые в мире в автоматическом режиме доставила на Землю 150 гр. лунного грунта.

Казалось бы, это было очень скромное достижение на фоне пилотируемого полёта американского космического корабля «Аполлон-11» - 20 июля 1969 года астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на Луну, пробыли там два с половиной часа, сделали уникальные снимки и собрали 21,6 кг. лунного грунта, попутно установив на лунной поверхности американский флаг.

АМС «Луна-16»
АМС «Луна-16»

Безусловно, СССР проиграл публичную лунную гонку, но для специалистов во всём мире было ясно, что успех лунного путешествия «Луны-16» означал, что Советский Союз стремительно сокращает отставание в данной области освоения космоса и обладает технологиями, которые позволяют делать то же, что и американцы, но гораздо дешевле по затратам и без риска для жизни космонавтов – в автоматическом режиме. А когда СССР отправил на Луну ещё и два «Лунохода», США приняли решение свернуть лунную программу – Америка выиграла, отправив людей на другое космическое тело, но продолжать гонку не имело смысла, так как Советский Союз достиг технического паритета и, уступая в пилотируемой части лунной программы, явно достиг паритета в технической сфере. СССР был готов отправить и космонавтов, но после того, как на Луне побывали американцы, руководство СССР сочло это нецелесообразным, и советская пилотируемая программа освоения Луны была также закрыта, будучи не реализованной в отличие от американской.

Стоит вспомнить этапы этой грандиозной космической битвы двух сверхдержав, разворачивавшейся в прошлом веке.

Пожалуй, главным детищем С.П.Королёва была тяжёлая ракета-носитель Н1, которую он задумал создать ещё в 1956 году. Предполагалось, что ракета будет иметь массу 2 200 тонн и сможет выводить на орбиту 75 тонн полезного груза. Это был чрезвычайно смелый проект. Он задумывался С.П.Королёвым для того, чтобы получить возможность выводить на орбиту крупные объекты. Н1 создавалась прежде всего для осуществления полётов к Луне и Марсу, другим планетам Солнечной системы и вывода на орбиту тяжёлых автоматических станций.

ракета-носитель Н1
Ракета-носитель Н1

Одновременно с подготовкой марсианской программы С.П.Королёв занимался и проработкой полётов на Луну. Уже в начале 1960-х годов С.П.Королёв наметил основные этапы освоения ближайшего космоса – создание орбитального пояса спутников и космических баз на околоземной орбите, потом – на окололунной, затем – создание базы непосредственно на самой Луне и начало промышленного использования ресурсов спутника нашей планеты. 

В 1961 году после утверждения в США программы «Аполлон» проект лунной базы разрабатывался и американцами. Для решения этой задачи американцы предполагали задействовать ракетно-космическую систему «Сатурн-5». Проект был очень амбициозным и предполагал решить задачу пребывания на Луне 6 астронавтов в течение полугода, использования жил ого модуля, электростанции, а также лунохода с собственной системой жизнеобеспечения для длительных экспедиций по поверхности Луны. О луноходе задумался и С.П.Королёв.

Было ясно, что одновременно подготовить и лунную и марсианскую программы невозможно. Нужно было определяться. Разработка Н1 продолжалась. Чисто стратегически можно было сконцентрироваться на марсианской программе и совершить облёт красной планеты, а также вывести на орбиту тяжёлую орбитальную станцию. Это, безусловно, было бы грандиознейшим событием всего ХХ века. К тому же американцы на Марс лететь не собирались, выбрав своей главной целью Луну. Можно было сосредоточиться на Марсе, избежав изнурительной конкуренции в космосе. Однако советское руководство полагало, что необходимо принять вызов, брошенный американцами и рассчитывало, что С.П.Королёв и другие советские конструкторы и на этот раз смогут добиться приоритета. Марс решили оставить на потом.

Ещё 10 марта 1962 года С.П.Королёв утвердил технический проспект «Комплекс сборки космических аппаратов на орбите спутника Земли (тема «Союз)». Предполагалось задействовать космический корабль «Восток-7» с космонавтом-монтажником на борту. На орбите можно было собрать составную ракету, состоящую из трёх блоков. Уже при помощи такой ракеты предполагалось облететь Луну на корабле Л1 с экипажем от 1 до 3 человек в зависимости от окончательного решения. Этот же проект предусматривал сборку на околоземной орбите орбитальной станции для постоянного наблюдения за Землёй, состоящую из трёх отсеков – жилого, научно-приборного и корабля для доставки экипажа. По сути, это был прообраз будущих «Салютов», станции «Мир» и нынешней МКС. 10 мая 1963 года С.П.Королёв провёл корректировку проспекта. Основной упор теперь делался на вновь создаваемый космический корабль «Союз» и корабли-танкеры, которые должны были заправить собираемую лунную ракету.

Всё шло по плану и С.П.Королёв, не отказываясь от своих планов по Марсу, активно разрабатывал все части советской лунной программы. Несмотря на серьёзное преимущество в финансировании, пока ещё ничего не было ясно – СССР и США шли практически синхронно, хотя лунные программы обеих сверхдержав отличались друг от друга.

Как мы помним, 26 декабря 1965 года Сергей Павлович Королёв вместе с женой Ниной Ивановной посетили Звёздный городок, гостили у космонавтов. С.П.Королёв охотно общался с космонавтами, купался в бассейне, отобедал в лётной столовой, много говорил о новом корабле «Союз», ближайших грандиозных планах по освоению космоса…

Сергей Павлович Королёв
Сергей Павлович Королёв

Безусловно, то напряжение, с которым жил и работал наш великий конструктор, не могло не сказаться на его здоровье. С.П.Королёв в тяжёлом состоянии попал в больницу, ему собирались сделать операцию. 8 января 1966 года к нему приехали обеспокоенные Юрий Гагарин и Андриян Николаев. С.П.Королёв чувствовал себя плохо, но вида не подавал – много говорил о своих планах. В этот день остановились его часы и Ю.Гагарин уговорил конструктора принять в подарок часы от него. С.П.Королёв вначале не хотел брать, а затем всё же согласился и попросил Ю.Гагарина написать что-нибудь на них на память, что первый космонавт и сделал. Это была последняя встреча великого конструктора и первого космонавта. 14 января 1966 года С.П.Королёв умер.

Мимо его гроба при прощании в Колонном зале Дома Союзов шли тысячи и тысячи людей. По советской космонавтике был нанесён сильнейший удар. Конечно же, не только С.П.Королёв занимался разработками космической программы, но он был стержнем, душой всей нашей космонавтики, настоящим пассионарием, распахнувшим дверь в космос, поэтому его потеря была очень серьёзной.

Тем временем в США также активно прорабатывались варианты достижения Луны, её облёта и высадки на поверхность. В итоге согласно программе «Аполлон» пришли к следующей схеме. На первом этапе должен был быть осуществлён старт с Земли и выход на околоземную орбиту за счёт первой и второй ступеней, а также части топлива третьей ступени ракеты-носителя. Далее корабль разворачивался в сторону Луны и разгонялся за счет остатков топлива третьей ступени. Согласно расчётам, корабль должен был достичь Луны через трое суток. После произведения перестыковки лунной кабины осуществлялось торможение и выход на орбиту вокруг Луны. Далее экипаж из трёх астронавтов разделялся – двое переходили из командного отсека в лунную кабину, а третий оставался на окололунной орбите в основном корабле. Лунная кабина отделяется от основного корабля и совершает посадку. После выполнения программы на Луне астронавты вновь садятся в лунную кабину и взлетают, выходя на орбиту, близкую к орбите основного корабля. После сближения и стыковки экипаж воссоединяется, лунный модуль отбрасывается и астронавты, задействовав двигательную установку, возвращаются к Земле, где и совершают посадку. Весь корабль, снаряжённый к полёту на Луну, перед стартом с Земли должен был иметь массу 45 тонн. Система обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) должна была быть рассчитана на срок от 8 до 12 суток.

Для запуска предполагалось использовать ракету-носитель «Сатурн-5». Её доводка была таким же сложным процессом, как и доводка советской Н1. Но американцы, имея большие финансовые возможности, пошли на создание двух предварительных промежуточных двухступенчатых ракет «Сатурн-1» и «Сатурн-1Б». Как раз к моменту смерти С.П.Королёва был построен и пока ещё достаточно сырой корабль «Аполлон», который создавался практически параллельно с советским «Союзом». 

На 21 февраля 1967 года был назначен первый пилотируемый запуск «Аполлона». Но буквально за день до старта при плановой подготовке на тренировочном «Аполлоне» произошёл пожар, во время которого погибли три астронавта – Грисс, Уайт и Чаффи. Дело в том, что на «Аполлоне» в СОЖ для дыхания астронавтов использовался чистый кислород. Для того чтобы тренировочный корабль полностью сгорел, понадобилось всего 14 секунд. Космос не хотел сдаваться без боя. Внимательные анализ комиссии после этой трагедии выявил около 1500 пунктов, по которым нужно было доработать корабль. На это ушло почти два года. Стало ясно, что эйфория была преждевременной. 

23 апреля 1967 года был осуществлён старт космического корабля «Союз-1». Он был трёхместным, но в нём стартовал лишь один космонавт – Владимир Комаров, тот самый, который совершил первый полёт на корабле «Восход». По воспоминаниям современников у В.Комарова были недобрые предчувствия. Дело в том, что предыдущие три беспилотных полёта «Союзов» закончились неудачей. После смерти С.П.Королёва царила определённа растерянность – великий конструктор не успел довести корабль до полной готовности. В.Комаров стартовал на корабле, который до этого ещё ни разу не совершил успешный полёт.

Союз-1
«Союз-1»

Тем не менее, космическая гонка диктовала своё. Программа полёта была амбициозной. Предполагалось, что на следующий день после старта «Союза-1» на орбиту отправится «Союз-2» с космонавтами А.Елисеевым, Е.Хруновым и В.Быковским на борту. Будет произведена стыковка, А.Елисеев и Е.Хрунов перейдут в «Союз-1» и оба корабля под управлением В.Комарова и В.Быковского совершат посадку. Несмотря на многочисленные неполадки расчёт был сделан на опыт обоих командиров кораблей, уже имевших опыт космических полётов. В качестве дублёра В.Комарову был определён сам Ю.Гагарин, а В.Быковскому – А.Николаев. Старт был успешным, но не раскрылась одна солнечная батарея. В.Комаров пытался это исправить – вращал корабль, пробовал другие способы, но батарея так и не раскрылась. В итоге земля приняла решение старт «Союза-2» отменить, и сажать «Союз-1». С В.Комаровым вышел на связь председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. И на земле, и в космосе прекрасно понимали всю опасность положения. Стоит привести диалог Косыгина и Комарова.

Косыгин: «Товарищ Комаров, здравствуйте. Как слышите меня?».
Комаров: «Здравствуйте. Слышу вас нормально».
Косыгин: «Мы внимательно следим за вашим полетом. Мы знаем о том, что вы столкнулись с трудностями, и принимаем все меры для их устранения…».
Комаров промолчал. Он понимал всё куда лучше Косыгина. Повисло неловкое молчание.
Косыгин: «Что мы можем для вас сделать?».
Комаров явно изменившимся голосом: «Позаботьтесь о моей семье!..».

Сложно представить, что чувствовал космонавт, находясь в полном одиночестве в неисправном корабле в космосе вдали от всех. 

С ориентацией корабля, а поэтому и посадкой возникли серьёзные проблемы. В итоге было принято решение сориентировать корабль ночью при свете Луны вручную, что В.Комаров блестяще и исполнил. Корабль пошёл на посадку. Связь с ним на время прервалась, но вскоре Комаров спокойным голосом сообщил, что всё идёт по плану. На земле все ликовали – казалось, всё самое страшное позади. Для встречи В.Комарова вылетел традиционный самолёт. Не раскрылась основная парашютная система, а запасная, сработавшая автоматически, свилась из-за сильного вращения спускаемого аппарата и также не раскрылась. Корабль упал на Землю на большой скорости и загорелся. В.Комаров трагически погиб на месте.

Глядя на останки своего товарища в госпитале имени Бурденко Ю.Гагарин хорошо понимал, что мог оказаться на его месте, если бы В.Комаров по какой-либо причине не полетел или же отказался это сделать по личным соображениям. Но В.Комаров выполнил свой долг до конца, совершив полностью осознанный подвиг во имя успехов советской космонавтики. Прощание с В.Комаровым также было массовым.

Так спустя два месяца после гибели трёх американских астронавтов погиб советский космонавт.

Полёты на «Союзах» также, как и на «Аполлонах», прекратили на целых полтора года, сосредоточившись на устранении всех обнаруженных недостатков конструкции.

Окончание 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Андрей Геращенко: Лунная гонка США и СССР. Космическая битва двух сверхдержав. Часть первая

Аналитика портала "Вместе с Россией"