САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Кирилл Метелица: Образ России в стихах белорусских классиков

Кирилл Метелица: Образ России в стихах белорусских классиков

« Назад

Кирилл Метелица: Образ России в стихах белорусских классиков 16.06.2015 12:48

Судьба распорядилась так, что значительную часть своего большого исторического пути белорусы и русские прошли вмести. Общими для нас были наши самые горькие поражения, но общими были и великие победы. Из века в век формировались наши традиции, идеология и культура. Тем не менее, нужно понимать, что, несмотря на эту общность, русская и белорусская культуры вполне самодостаточны. Однако из этого вовсе не вытекает то, что они враждебны. Напротив, самые достойные из белорусских прозаиков и поэтов всегда восхищались Россией и её талантливым народом.

История положительного образа России в белорусской поэзии начинается с Симеона Полоцкого. Этот уроженец Великого Княжества Литовского, находившегося в ту пору в составе Речи Посполитой, получил прекрасное образование, позволившее ему стать одним из самых интеллектуально одарённых людей своего времени. В 1656 году, в самый разгар очередной русско-польской войны, Симеону удалось лично поднести царю Алексею Михайловичу, навестившему Полоцк, свои приветственные “Метры”. Эти строки до сих пор являются крайне неудобной темой для белорусских националистов, положивших руку на наследие Симеона Полоцкого:

..Витаем тя, православный царю, праведное солнце,
Здавна бовем прагнули тебе души наши и сердце.
Витаем тя, царю, от востока к нам пришедшаго,
Белорусский же от нужды народ весь освобождшаго.
Не бойся, земле Российская, и не устрашайся,
Дедич с востока пришол, ему низко поклоняйся,
Алексей Михайлович всех россов царь и государь
И иных народов великий князь, так теж и владарь,
Дабы во русийской земли оттряс ереси всюды...

Впоследствии Симеон перебрался в Москву, где стал другом и духовным наставником русского царя. Вклад этого человека в русскую культуру трудно переоценить: он покровительствовал только зарождавшемуся в России театральному искусству и стал одним из первых настоящих русских поэтов.

Но это всё дела “давно минувших дней”. Если же обратиться к ХХ веку, когда белорусская литература по-kupala_foto_moskvaнастоящему расцвела, то и тут мы встретим тёплое отношение к России со стороны белорусских классиков. Взять, к примеру, самого хрестоматийного из белорусских поэтов Янку Купалу. В отличие от нынешних русофобов, поэт не тряс кулаком в сторону Кремля:

…Дзень добры, Масква! Як жа ясна ты свеціш
На ўсе чыста свету староны.
Шляхі да шчаслівасці казачнай меціш
І пішаш, як сонца законы.
Сама ў сонцы сонцам навек валадаеш,
Зганяеш туманы з прагалін.
Дзень добры, Масква, як вясна, маладая!
Дзень добры, крамлёўскія зоры…

Возможно, кто-то скажет, что эти слова являются чистой конъюктурой, грубым образцом соцреализма. Может и так, однако нужно помнить, что народному песняру Беларуси действительно есть за что благодарить Россию, в столице которой ему установлен памятник на Кутузовском проспекте.

Но это скорее стихи о советской столице. Если же брать непосредственно “русские” мотивы в белорусской поэзии, то нужно отметить, что звучат они довольно часто. Как правило, в контексте единения и общности истории России и Беларуси. Тут можно вспомнить стихотворение Евдокии Лось “Песня – Расіі”:

…Ніякія словы не ў сіле
выказаць сэрца без меж…
Як мала бярэш ты, Расія,
як многа, Расія, даеш!..
Бяру адчуванне прасторы
натхняюся царствам зямлі,
іду за Расіяй, каторай
сваімі мы вечна былі!...

В примерно похожую смысловую тональность попадает и стихотворение “Расіі”, написанное Максимом Лужаниным:

…Гарадоў галасы,
спелых ніў каласы –
Твая сіла, Расія!
На палях, на марах
Яркай чырвані сцяг –
Тваё сонца, Расія!
Людзі розных краін,
Мы з табой як адзін –
Наша маці, Расія!..

Ощущение единого с Россией исторического, культурного, да и просто бытового пространства передал в своих стихах Алексей Пысин:

…Пойдзеш лугам на ўсход – зямля руская,
Разам сеем, будуем і жнём.
Гэтым болей за ўсё ганаруся я,
Што мы побач з Расіяй жывём…

simeon-polotsky

Само собой, что не была оставлена без внимания в белорусской художественной литературе и тема Великой Отечественной войны. Большинство из стихотворений, посвящённых фронтовому братству двух народов, было написано поэтами, которые воочию видели самую страшную бойню в истории человечества. Большая кровь той войны прямо у них на глазах крепко связала русских и белорусов верёвкой жертвенности и долга перед общей Родиной. Тем, кто сейчас пытается разорвать эту связь, следовало бы прочесть прекрасное стихотворение народного поэта БССР Пимена Панченко “Рускаму брату”:

…Луг да лугу, клён да клёна, гай да гаю –
То зялёнае суседства дзвюх рэспублік.
Ты ў сэрцы ў нас, Расія дарагая,
След сыноў тваіх у памяці не згублен!

Замяніла востры боль туга тупая,
Не забыць, як узрывалі мы масты.
З рускім братам праз лясы мы адступалі,
Адступалі мы з баямі да Масквы!..

Тему общей для белорусов и русских военной трагедии развивал в своих стихах и Юрась Свирка. Его “Масква” пронизана искренней братской любовью к России:

…Родны край, Беларусь!
Адной думкай жыву,
Што з Масквой
Углядаюся ў светлыя далі.
Бласлаўляю Маскву
І стаю за Маскву,
Як бацькі і браты
Ў сорак першым стаялі…

В свою очередь, Владимир Каризна, как-бы резюмируя итоги Великой Отечественной, прямо говорит, что Беларусь не смогла бы без России выдержать гитлеровскую агрессию:

…Ніколі б у змаганні не ўстаяла
Ты без Расіі, без сваіх сясцёр,
Старонка светлазорная Купалы,
Мой дзіўны край між казачныз азёр…

Если же взять “мирную” белорусскую поэзию, то можно наткнуться на огромный пласт стихов, посвящённых русским прозаикам и поэтам. Этот факт свидетельствует о прочных связях в литературных традициях России и Беларуси. Для многих белорусских мастеров слова русская классическая литература являлась родной. Говоря об этом, можно упомянуть множество стихов, посвящённых Пушкину, о котором Анатоль Астрейко сказал, что нет в Беларуси такого дома, в котором бы Александр Сергеевич не смотрел на белорусов из “разгорнутага тома”. О том, что Пушкин был “нашим всем” не только для русских, свидетельствуют строки, написанные Петрусём Бровкой после посещения музея-заповедника Михайловское:

…Але адным я ганаруся –
Што ў гэты час
Святочных дзён
Прыйшоў
З наказам Беларусі
Паэту перадаць паклон…
Впрочем, в белорусской поэзии нашлось место не только Пушкину. Вот, например, строки из стихотворения Язепа Пущи, которое он посвятил Сергею Есенину:
…На ніве роднай песні сеяў
Пяснярскай шчодраю рукой.
Я чую голас твой, Ясенін,
Над светлай рускаю ракой!..
Можно вспомнить и “Масква – Парыж – Маякоўскі” Евгении Янищиц, в котором поэтесса отдала должное русскому футуристу:
…Паміж сэрцам і светам паміж
Струны голасу – не адголаскі,
…Добры вечар, Масква і Парыж.
Добры дзень, Ма-я-коў-скі!..

В принципе, этот списко можно продолжать до бесконечности. В нём будут и “Аляксандр Твардоўскі ў Гродне” Юрки Голуба, и “Яблыкі Шолахава” Геннадия Пашкова, и “На адкрыцці помніка Мікалаю Рубцову” Владимира Скоринкина, и множество других произведений, написанных в честь известнейших русских писателей. Для нас важно отметить тот факт, что в данном контексте белорусский язык не является проявлением какой-либо русофобии, а напротив служит инструментом выражения искренних братских чувств. При этом, нужно помнить с каким уважением и любовью отзывались о русском языке белорусские поэты. В стихотворении “З братняю Руссю” Борис Манцевич назвал белорусский и русский языки самыми близкими:

…Рускую мову з нашаю мовай
самымі блізкімі можна
назваць.
“Мір” і ”зямля” – дарагія
нам словы –
так, як і ў нас, у Расіі гучаць…
А вот что думал о русском языке признанный классик белорусской литературы Максим Танк:
…Ты – шчасця, свабоды і дружбы вяшчуння,
Ты – светлая па-над зямлёй зараніца,
Ты – шчырага сэрца жывая крыніца,
Крыштальная руская мова!
Ты поўная фарбаў з прастораў квяцістых,
Ты поўная водсветаў, сонечных, зорных,
Сугуччаў і гукаў, жывых, непаўторных,
Цудоўная руская мова!..

Как видим, белорусские поэты никогда не стеснялись своих братских чувств по отношению к России. Тем более удивительным кажется тот факт, что сейчас некоторые “национально-ориентированные” деятели из числа местной оппозиции пытаются задним числом занести многих замечательных белорусских поэтов чуть ли не в свои сторонники. Пытаясь “приватизировать” белорусский язык и творчество белорусских классиков, эти люди руководствуются лишь одним чувством – русофобией. Что ж, как сказал Иван Шемякин, “связи русского и белорусского народов имеют такие глубокие, такие разветвлённые корни, которые ни одна “свинья” не сможет подкопать и разорвать”.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru