САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Кирилл Метелица. Протеже Столыпина. Жизнь Лукьяна Солоневича

Кирилл Метелица. Протеже Столыпина. Жизнь Лукьяна Солоневича

« Назад

Кирилл Метелица. Протеже Столыпина. Жизнь Лукьяна Солоневича 19.12.2015 21:47

Находящаяся под мощным польским влиянием Гродненщина традиционно считается самой “прозападной” областью Беларуси, своего рода белорусской Галицией. Недаром многие сравнивают столицы обоих регионов – Гродно и Львов, между которыми и впрямь существует много общего: оба они достаточно сильно контрастируют с другими городами своих стран и считаются оплотами национализма. В силу этих и ряда иных причин в современной белорусской историографии сложилось мнение, что на протяжении всей своей истории гродненцы не испытывали никаких симпатий по отношению к России. Однако полагать так – значит вводить себя и окружающих в большое заблуждение. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к биографии одного из виднейших деятелей западноруссизма – уроженца гродненской земли Лукьяна Михайловича Солоневича. Ныне имя этого замечательного историка и журналиста практически забыто. Если о нём и вспоминают, то лишь в связи с тем, что он был отцом известнейшего русского мыслителя Ивана Солоневича. Между тем, личность Лукьяна Михайловича заслуживает столь же пристального внимания, как и фигура его выдающегося сына.

Лукьян Солоневич родился 8 (24) октября 1866 года в деревне Новосёлки Гродненской губернии в семье сельского священника Михаила Солоневича. Предки Солоневичей были крепостными крестьянами, поэтому отец Михаил стал первым представителем своего рода, которому удалось выбиться в люди. Жизнь провинциальных батюшек того времени была чрезвычайно трудна: помимо своей пастырской миссии им приходилось принимать участие в деятельности церковно-приходских школ и заниматься разрешением всевозможных конфликтов в рядах своей паствы. При этом материальный достаток священнослужителей заставлял желать лучшего. Поэтому неудивительно, что Лукьян сызмальства  вынужден был помогать своей семье, подрабатывая свинопасом. Это, однако, не мешало мальчику заниматься самообразованием. Видя успехи своего родителя на ниве просвещения, Лукьян тоже захотел стать учителем.

Благодаря хорошим способностям и упорному труду Лукьяну Солоневичу удалось поступить в Свислочскую учительную семинарию, по окончании которой в 1886 году он работал в народных училищах различных уездов Гродненской губернии. К этому времени относится и начало журналистской деятельности молодого учителя. В 1890 году началось его долгое сотрудничество с “Гродненскими губернскими ведомостями”. Он писал о проблемах сельского хозяйства и народного образования, поднимал тему огрехов в системе здравоохранения, критиковал деятельность местных бюрократов  и даже стал одним из инициаторов движения за трезвость. Хотя талантливый журналист с отвращением смотрел на многие неприглядные стороны жизни в России, он  с уважением относился к государственному строю империи и испытывал неприязнь к революционным идеям.

Одной из важнейших вех в жизни Лукьяна Солоневича стала написанная им специально к столетнему юбилею Гродненской губернии книга “Краткий исторический очерк Гродненской губернии за сто лет ея существования. 1802–1902”. В своём труде Солоневич пытался показать, что Гродненщина это вовсе не завоёванный Россией польский край, а исконно русская область. По мнению автора книги, период пребывания гродненских земель в составе Речи Посполитой был противоестественен и лишь после воссоединения с Россией данный регион вновь вернулся в русло своего нормального исторического развития. В целом же книга носила антипольскую и антикатолическую направленность и вызвала определённое недовольство у этнических поляков. Зато ею остался доволен новый гродненский губернатор Пётр Аркадьевич Столыпин, который полностью разделял взгляды Солоневича.

Russian-West-Gubernias-1897

 Будущий великий реформатор взял Солоневича под своё покровительство. Впоследствии советские историки часто писали о том, что он был протеже Столыпина. О том, что это действительно так свидетельствуют воспоминания старшего сына Лукьяна Михайловича – Ивана Солоневича: “Мой отец, в детстве свинопас, потом народный учитель, потом статистический чиновник в Гродно, потом редактор "Гродненских губернских новостей" при П. А. Столыпине, потом издатель газеты "Северо-Западная жизнь" на деньги того же П. А. Столыпина, тогда уже премьер-министра, полностью разделял столыпинский опыт”. Любопытно, что Иван Солоневич, описывая привязанность своего отца к Столыпину, видел в ней и негативные моменты, такие как “почтительность к губернаторскому мундиру”. Хотя стоит заметить, что при всём этом Лукьян Михайлович умел отставить свою позицию перед начальством: “Конфузился, извинялся и продолжал вести свою линию”. Впрочем, по служебной лестнице Лукьян Солоневич успешно двигался и без посторонней помощи. В 1905 году он становится редактором неофициальной части “Гродненских губернских новостей”, а в 1907 году заместителем начальника канцелярии гродненского губернатора.

В самом начале 1909 года Солоневич перебирается вместе с семьёй в Вильно, где основывает вместе с единомышленниками Белорусское общество и начинает издавать газету “Белорусская жизнь”. На страницах этого издания размещались материалы, посвящённые историческому единству русского, белорусского и украинского народов. Однако издавать газету на одном лишь энтузиазме было невозможно: катастрофически не хватало денег. Лукьян Михайлович подумывал уже о том, чтобы оставить это дело, но тут на помощь пришёл Столыпин. Газету переименовывают  в “Северо-западную жизнь”. Основная задача обновлённого издания состояла во “всестороннем выяснении нужд и потребностей Северо-Западного Края, выяснении взаимоотношений между народностями его населяющими и защите наиболее слабого в культурном и экономическом отношении белорусского элемента”. Кроме того при редакции была создана “Белорусская историческая библиотека”, которая, по мнению Солоневича была призвана помочь “всякому белорусу заглянуть в нашу историческую сокровищницу”.

“Северо-западная жизнь” сразу же стала заметным явлением в жизни всего края. В мае 1912 года редакция переехала в Гродно, а спустя год в Минск. Газета вела острую полемику с издававшимся в Гродно буржуазно-либеральным  “Нашим утром”. Солоневич полагал, что соперничавшее с  “Северо-западной жизнью” издание пропагандирует разрушительные для России идеи. Ещё одним конкурентом “Северо-западной жизни” в борьбе за умы и сердца белорусов была стоявшая на откровенно сепаратистской платформе виленская “Наша Нива”. Именно с ней связана одна из наиболее знаменитых газетных “стычек” Лукьяна Михайловича с идеологическими противниками.

Всё началось с того, что в одном из номеров “Нашей Нивы” появился текст Ивана Луцевича (того самого, который впоследствии войдёт в историю литературы под именем Янка Купала). В своей статье будущий классик в довольно экстравагантной форме выразил надежду на скорую революцию в Российской империи: “Старое, одряхлевшее, отжившее свой век идет прочь, на погибель, а новое, святое, радостное занимает свое почетное место и ведет народы и отдельных людей к доброму, вечному. Старые боги идут на слом, а новые вселяются в сердца человеческие. Так было от сотворения мира, так и теперь есть”. Солоневич был до глубины души возмущён этим пассажем и парировал удар на страницах “Северо-западной жизни”: “Читая эту галиматью, никак не разберешься, о чем, собственно, речь, каких новых богов выдумал “рэдактар-выдавец I. Луцэвіч”. Реакция Луцевича последовала незамедлительно: “Панам солоневичам все будет «галиматья», что только по-белорусски не напишется. Для перевертышей законы жизни и правда-справделивость в расчет не идут”.  Не желая более участвовать в это перепалке, Лукьян Михайлович лишь посетовал на то, что  “цензура запрещает дать подобающий ответ” “Нашей Ниве”.

Не стоит, однако, думать, что Лукьян Солоневич превратился в типичного пропагандиста. Как и в пору своей журналистской молодости, он писал материалы, в которых пытался привлечь внимание к порокам общества. За своё правдоискательство Лукьян Михайлович неоднократно привлекался к суду и заслужил репутацию правдоруба. Так, выступив в печати в защиту крестьян, страдавших от произвола чиновников, Солоневич в ноябре 1913 года был приговорён к двум месяцам заключения за “опозорение в печати служебной деятельности” некоего исправника Симановича. Это лишь один пример. В общей сложности Лукьян Солоневич был участником более десяти подобных судебных процессов.

9eb41fa9de8c891766a3678d44692ff7

 После начала Первой мировой войны “Северо-западная жизнь” стала активно освещать боевые действия. В газете публиковались многочисленные патриотические статьи и очерки, дневники участников боевых действий и материалы, освещавшие положение дел на фронтах по всей Европе. В это время в деятельность газеты активно включается и Иван Солоневич, желавший пойти по стопам отца. Уже к концу года газета воспринималась многими как семейное дело. Само собой, что на это не могли не обратить внимания многочисленные недруги Солоневичей, обвинявшие их в кумовстве, реакционности и антисемитизме. Особенно усердствовала в этом плане “Минская газета-копейка”, которую сегодня именовали бы не иначе как “жёлтой”.

В 1915 году в связи “Великим отступлением” русской армии и приближением линии фронта к Минску было принято решение о закрытии “Северо-Западной жизни”. За 5 лет своего существования редакция во главе с Лукьяном Солоневичем успела выпустить 110 номеров газеты. В отличие о многих других печатных изданий, выходивших в этом регионе, газета Солоневича не была ни сепаратистской, ни черносотенной. Она писала о белорусах, их жизни, истории, культуре и повседневности, но при этом авторы “Северо-Западной жизни” полагали, что белорусская земля является неотъемлемой частью России. Думал так и Лукьян Солоневич, однако судьба распорядилась иначе. Первая мировая война и последовавшие за ней две революции привели в действие центробежные силы, разрушившие Российскую империю и выпустившие вирус национализма.

Что касается Лукьяна Солоневича, то после всех катаклизмов 1917 года он окончательно отошёл от общественной жизни. Начался долгий период его скитаний по Кубани, Кавказу и Крыму. Ведя тихую уединённую жизнь, бывший редактор одной из популярнейших белорусских газет посвящал всё свободное время изучению языков и новому увлечению – микробиологии. В 1935 году Лукьян Солоневич был арестован как родственник “врагов народа” (здесь имеются в виду сего сыновья Иван и Борис, которые незадолго до ареста отца бежали из сталинских лагерей) и сослан в Красноярский край. Здесь, уже в феврале 1938 Лукьян Михайлович был повторно арестован и расстрелян по приговору тройки НКВД. Так окончился земной путь одного из самых неординарных представителей русского движения в Беларуси. В следующем году исполнится ровно 150 лет со дня рождения Лукьяна Михайловича Солоневича, и хочется верить, что в Гродно найдутся люди, которые смогут должным образом почтить память своего выдающегося земляка. Ей-богу, он это заслужил. 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru