Взаимодействие между русскими и молдаванами начинается еще в летописные времена, когда восточные славяне стали осваивать территории, расположенные между Днестром и Южным Бугом. Летописец Нестор в «Повести временных лет» говорил о дреговичах, кривичах и радимичах, осевших по Припяти, Западной Двине и Сожи, и уличах и тиверцах, живших в бассейне Днестра, как о едином восточнославянском народе.
После столетнего владычества монголо-татар молдавские земли были захвачены венгерскими феодалами. Но уже в 1359 году в результате народного восстания образовалось самостоятельное государство Молдова со столицей сначала в Бане, затем в Сучаве, а со второй половины XVI века – в Яссах. XIV век был временем, когда сформировалась молдавская народность. Государство возглавлял господарь, правивший с помощью совета феодалов. К концу XIV века молдавские правители, страдавшие от нападений венгерских феодалов, вступили в вассальную зависимость от Польши.
К концу XV века Молдавия оказалась под ударом султанской Турции. Хотя в сражении при Васлуе в 1475 году турецкие войска потерпели поражение, их вторжения на молдавскую землю не прекращались. Спустя десять лет турки захватили Молдавию.
Воспользовавшись тяжелым положением Молдавии, в конце XV века против нее выступили польские феодалы. На помощь полякам двинулись литовские войска, но их остановило дипломатическое вмешательство московского великого князя Ивана III. Брак сына Ивана III с дочерью молдавского господаря Еленой закрепил связи между Россией и нуждавшейся в помощи Молдавии.
Во второй половине XVI века активизировалась национально-освободительная борьба молдавского народа против турок. Господарь Иван Лютый отверг требование султана об уплате двойной дани и в 1574 году возглавил вооруженную борьбу против турок. С помощью отряда запорожских казаков Иван Лютый разгромил турецкие войска, занял Бухарест и осадил крепости Браилу и Бендеры. Но в решающий битве у Кагульского озера молдавские бояре, опасавшиеся усиления власти господаря, перешли на сторону врага, что предопределило поражение русско-молдавского войска. Иван Лютый был пленен и убит. Однако национально-освободительная борьба молдавского народа против турок продолжалась. Становилось очевидным, что только опора на Россию способна освободить молдавский народ от турецкого ига.
В жизни молдавского народа и истории его культуры значительное место принадлежит устному поэтическому народному творчеству. Большую известность и любовь народа получила пастушеская баллада «Миорица». Особенно богаты по своему содержанию лирико-эпические песни – «дойны». Многие из них содержат горячий призыв к защите родины от чужеземного гнета.
В XV веке известную роль сыграл книжник из Болгарии Григорий Цамблак – автор многих проповедей и историко-литературных памятников («Житие Иоанна Нового»). Он призывал славянские народы к борьбе против ига Турции.
В XIV-XV веках в Молдавии были созданы на славянском языке первые летописи. Из них наиболее древняя – Быстрицкая летопись, описывающая историю Молдавии с 1359 по 1506 год. «Язык южных славян в молдавской редакции был официальным языком в Молдове до конца XVII в. Он имеет родственные корни со старобелорусским языком, на котором написаны грамоты и статуты ВКЛ» [1, c. 20].
«Молдаване не раз помогали российскому самодержавию в очень важные для него моменты. Сама вербализация титула государь и самодержец всея Руси» впервые произошла в «Извещении о пасхалии» митрополита Зосимы 1492 года. Последний входил в придворную группировку Елены Волошанки, овдовевшей к тому времени невестки государя Ивана III. Да и сама женитьба наследника русского престола Ивана Молодого на дочери знаменитого молдавского государя Стефана III Елене укрепила позиции Ивана III как на международной арене, так и внутри страны – в противостоянии со сторонниками удельной системы» [2].
Господство отсталой Турции сильно тормозило социально-политическое развитие Молдавии. В Молдавии происходили многократные народные восстания против турецкого ига. В середине XVII века Молдавия поддерживала национально-освободительную войну русского народа на Украине против польских захватчиков. Господарь Георгий Стефан в 1650-х годах просил царя Алексея Михайловича о переходе Молдавии в русское подданство, но был свергнут турецким султаном.
Несмотря на турецкое засилье, заметные сдвиги произошли в молдавской культуре. Появились первые летописи на молдавском языке. Их авторы – бояре Григорий Уреке и Мирон Костин. Были созданы первые церковные книги на молдавском языке – переводы со старославянского («Шкеянская псалтирь» и «Воронецкий кодекс»). Эти переводы содействовали внесению в письменность молдавской народной речи со всей ее сочностью и богатством языка.
Большое значение для развития молдавской культуры имели русско-молдавские культурные связи. Первая типография, возникшая в Яссах в 1641 году, получила оборудование из Москвы, Киева и Львова. В ней были напечатаны первые молдавские книги, в том числе «Уложение» 1646 года Василия Лупу. В 1640 году в Яссах благодаря попечительству киевского митрополита Петра Могилы была открыта Славяно-греко-латинская академия, в которой учились дети духовных и светских феодалов.
Одним из проявлений тесных русско-молдавских связей была деятельность Николая Спафария – образованнейшего человека своего времени, переселившегося в 1671 году в Москву. Переводчик Посольского приказа, Спафарий известен как автор ряда оригинальных произведений, в том числе двух замечательных книг о Китае и Дальнем Востоке, явившихся результатом его длительного путешествия в эту часть Азии.
Русско-молдавские связи нашли отражение и в молдавской архитектуре того времени, прекрасным образцом которой является ясская церковь Трех святителей. Построенная из тесанного камня, она покрыта от основания до крыши кружевной резьбой по камню, многочисленными резными фигурами и фресками, в создании которых участвовали русские иконописцы.
Особенно рельефно проявилась русская ориентация молдавского народа во время Прутского похода Петра Великого в 1711 году. Подстрекаемая Карлом XII и Францией Турция осенью 1710 года объявила войну России и потребовала возвращения Азова и ликвидации русского флота на Азовском море.
120-тысячная турецкая армия, к которой присоединилось 50 тысяч крымских татар, переправилась через Дунай и в мае 1711 года двинулась к Днестру.
13 апреля 1711 года в городе Луцке был подписан русско-молдавский договор. Молдавия переходила под протекторат России. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обязался поднять восстание против турок, как только русская армия подойдет к границам Молдавского княжества. 24 июня 1711 года Петр Великий торжественно въехал в Яссы. Колокола звонили, народ ликовал, бояре присягали на верность русскому царю.
Военные действия развертывались крайне неблагоприятно для России. Хотя война и вызвала подъем национально-освободительного движения молдаван, валахов, болгар, сербов и черногорцев, но ожидавшихся значительных подкреплений русская армия не получила. В результате русская армия в 44 тысяч человек была окружена почти 130-тысячной армией. Хотя русские войска сражались героически, отбив атаку турецких янычар, потерявших только убитыми более 7 тысяч человек, их положение было очень тяжелым. Летом 1711 года России пришлось пойти на подписание тяжелого Прутского мирного договора, предусматривавшего возвращение Турции Азова, срытие Таганрога, ликвидацию Азовского флота и вывод русских войск из Польши. К тому же турки требовали передачи им Дмитрия Кантемира. «Отдайте мне Кантемира!» - требовал великий визирь. На что Петр Великий ответил: «Скорее отдам туркам все земли до Курска, чем выдам князя, положившегося на мое слово».
Неудача Прутского похода Петра Великого не позволила удовлетворить просьбу Молдавии о принятии ее под протекторат России. Молдавский народ по-прежнему находился под турецким игом, а иноземный гнет еще более усилился после 1711 года, когда к власти пришли фанариоты (представители греческого духовенства и аристократии) и господарь назначался турками на три года. Тем не менее русско-молдавский договор 1711 года окончательно определил русский мир в качестве цивилизационного и геополитического выбора молдавского народа.
Этот цивилизационный и геополитический выбор Молдавии персонифицировался в деятельности выдающихся представителей молдавского народа – Дмитрия Кантемира и его сына Антиоха Кантемира, которые внесли выдающийся вклад в развитие российской культуры и укрепление российской государственности.
Дмитрий Кантемир первым в Европе взялся за научное описание Османской империи. До него о турках рассказывали лишь купцы да путешественники, плодя нелепые мифы и сказки. Князь же знал эту державу изнутри, от султанского дворца до последней мечети. Берлинская академия наук избрала Дмитрия Кантемира своим академиком. Петр Великий прочил его в президенты будущей Российской академии наук. Главным трудом его жизни стало «Описание Молдавии» - первая энциклопедия родного края. «Правитель должен знать свой народ не хуже, чем полководец свое войско», - говорил Дмитрий Кантемир недалеким русским князьям.
В 1722 году 49-летний Дмитрий Кантемир отправился в свой последний поход. Петр Великий взял его советником в Персидскую кампанию. Князь работал за троих: печатал на персидском и татарском языках царские манифесты, вел переговоры с местными владыками, составлял карты. Дмитрий Кантемир первым описал Кавказские горы, изучал обычаи горцев, зарисовывал древние руины.
Сын Дмитрия Кантемира – Антиох Кантемир также занимает видное место в истории русской культуры, в укреплении единства русского и молдавского народов. Будучи видным членом «Ученой дружины», в которую входили известные своими симпатиями к петровским преобразованиям Феофан Прокопович и Василий Татищев. Эта группа интеллектуалов всячески превозносило петровские реформы, воспринимало «верховников» (членов Верховного тайного совета) как узурпаторов власти, извращающими к тому же многие преобразования царя-реформатора. Именно Антиох Кантемир зачитал принятую дворянским собранием резолюцию, разработчиком которой он являлся, о недопущении превращения Российской империи в олигархическое квазигосударство по типу магнатской Речи Посполитой. «На резолюции стояло 166 подписей, среди которых одним из первых был автограф Антиоха Кантемира» [2].
Таким образом, правомерно сделать вывод, что сама история русско-молдавских отношений цивилизационно и геополитически соединила Россию и Молдавию в одно этнокультурное сообщество.
Послесловие
Современная ситуация в Молдавии, несмотря на антимолдавскую деятельность прозападных русофобов, которые всячески стремятся разрушить русско-молдавское единство, подтверждает неизменность ориентации молдавского народа на Россию. Эта русская ориентация молдавского общества рельефно проявилась в ходе парламентских выборов 28 сентября 2025 года, когда так называемые унионистские и русофобские политики потерпели поражение внутри страны и победу одержали те политические силы, которые всегда выступали за цивилизационное и культурное единство с Россией.
Литература
1.Белорусы в Молдове / Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кишинев, 6-8 октября 2001 г. // Под общ. ред. М.Н.Хурса. – Минск: ИСПИ, 2001.
2.Антиох Кантемир и роль молдаван в становлении российского самодержавия // dzen.ru (дата доступа: 03.09.2025).
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.