САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук. Русский мир в судьбе молдавского народа

Лев Криштапович, доктор философских наук. Русский мир в судьбе молдавского народа

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук. Русский мир в судьбе молдавского народа 29.09.2025 13:30

Взаимодействие между русскими и молдаванами начинается еще в летописные времена, когда восточные славяне стали осваивать территории, расположенные между Днестром и Южным Бугом. Летописец Нестор в «Повести временных лет» говорил о дреговичах, кривичах и радимичах, осевших по Припяти, Западной Двине и Сожи, и уличах и тиверцах, живших в бассейне Днестра, как о едином восточнославянском народе.

После столетнего владычества монголо-татар молдавские земли были захвачены венгерскими феодалами. Но уже в 1359 году в результате народного восстания образовалось самостоятельное государство Молдова со столицей сначала в Бане, затем в Сучаве, а со второй половины XVI века – в Яссах. XIV век был временем, когда сформировалась молдавская народность. Государство возглавлял господарь, правивший с помощью совета феодалов. К концу XIV века молдавские правители, страдавшие от нападений венгерских феодалов, вступили в вассальную зависимость от Польши.

К концу XV века Молдавия оказалась под ударом султанской Турции. Хотя в сражении при Васлуе в 1475 году турецкие войска потерпели поражение, их вторжения на молдавскую землю не прекращались.  Спустя десять лет турки захватили Молдавию.

Воспользовавшись тяжелым положением Молдавии, в конце XV века против нее выступили польские феодалы. На помощь полякам двинулись литовские войска, но их остановило дипломатическое вмешательство московского великого князя Ивана III. Брак сына Ивана III с дочерью молдавского господаря Еленой закрепил связи между Россией и нуждавшейся в помощи Молдавии.

Во второй половине XVI века активизировалась национально-освободительная борьба молдавского народа против турок. Господарь Иван Лютый отверг требование султана об уплате двойной дани и в 1574 году возглавил вооруженную борьбу против турок. С помощью отряда запорожских казаков Иван Лютый разгромил турецкие войска, занял Бухарест и осадил крепости Браилу и Бендеры. Но в решающий битве у Кагульского озера молдавские бояре, опасавшиеся усиления власти господаря, перешли на сторону врага, что предопределило поражение русско-молдавского войска. Иван Лютый был пленен и убит. Однако национально-освободительная борьба молдавского народа против турок продолжалась. Становилось очевидным, что только опора на Россию способна освободить молдавский народ от турецкого ига.

В жизни молдавского народа и истории его культуры значительное место принадлежит устному поэтическому народному творчеству. Большую известность и любовь народа получила пастушеская баллада «Миорица». Особенно богаты по своему содержанию лирико-эпические песни – «дойны». Многие из них содержат горячий призыв к защите родины от чужеземного гнета.

В XV веке известную роль сыграл книжник из Болгарии Григорий Цамблак – автор многих проповедей и историко-литературных памятников («Житие Иоанна Нового»). Он призывал славянские народы к борьбе против ига Турции.

В XIV-XV веках в Молдавии были созданы на славянском языке первые летописи. Из них наиболее древняя – Быстрицкая летопись, описывающая историю Молдавии с 1359 по 1506 год. «Язык южных славян в молдавской редакции был официальным языком в Молдове до конца XVII в. Он имеет родственные корни со старобелорусским языком, на котором написаны грамоты и статуты ВКЛ» [1, c. 20].

«Молдаване не раз помогали российскому самодержавию в очень важные для него моменты. Сама вербализация титула государь и самодержец всея Руси» впервые произошла в «Извещении о пасхалии» митрополита Зосимы 1492 года. Последний входил в придворную группировку Елены Волошанки, овдовевшей к тому времени невестки государя Ивана III. Да и сама женитьба наследника русского престола Ивана Молодого на дочери знаменитого молдавского государя Стефана III Елене укрепила позиции Ивана III как на международной арене, так и внутри страны – в противостоянии со сторонниками удельной системы» [2].

Господство отсталой Турции сильно тормозило социально-политическое развитие Молдавии. В Молдавии происходили многократные народные восстания против турецкого ига. В середине XVII века Молдавия поддерживала национально-освободительную войну русского народа на Украине против польских захватчиков. Господарь Георгий Стефан в 1650-х годах просил царя Алексея Михайловича о переходе Молдавии в русское подданство, но был свергнут турецким султаном.

Несмотря на турецкое засилье, заметные сдвиги произошли в молдавской культуре. Появились первые летописи на молдавском языке. Их авторы – бояре Григорий Уреке и Мирон Костин. Были созданы первые церковные книги на молдавском языке – переводы со старославянского («Шкеянская псалтирь» и «Воронецкий кодекс»). Эти переводы содействовали внесению в письменность молдавской народной речи со всей ее сочностью и богатством языка.

Большое значение для развития молдавской культуры имели русско-молдавские культурные связи. Первая типография, возникшая в Яссах в 1641 году, получила оборудование из Москвы, Киева и Львова. В ней были напечатаны первые молдавские книги, в том числе «Уложение» 1646 года Василия Лупу. В 1640 году в Яссах благодаря попечительству киевского митрополита Петра Могилы была открыта Славяно-греко-латинская академия, в которой учились дети духовных и светских феодалов.

Одним из проявлений тесных русско-молдавских связей была деятельность Николая Спафария – образованнейшего человека своего времени, переселившегося в 1671 году в Москву. Переводчик Посольского приказа, Спафарий известен как автор ряда оригинальных произведений, в том числе двух замечательных книг о Китае и Дальнем Востоке, явившихся результатом его длительного путешествия в эту часть Азии.

Русско-молдавские связи нашли отражение и в молдавской архитектуре того времени, прекрасным образцом которой является ясская церковь Трех святителей. Построенная из тесанного камня, она покрыта от основания до крыши кружевной резьбой по камню, многочисленными резными фигурами и фресками, в создании которых участвовали русские иконописцы.

Особенно рельефно проявилась русская ориентация молдавского народа во время Прутского похода Петра Великого в 1711 году. Подстрекаемая Карлом XII и Францией Турция осенью 1710 года объявила войну России и потребовала возвращения Азова и ликвидации русского флота на Азовском море. 

120-тысячная турецкая армия, к которой присоединилось 50 тысяч крымских татар, переправилась через Дунай и в мае 1711 года двинулась к Днестру.

13 апреля 1711 года в городе Луцке был подписан русско-молдавский договор. Молдавия переходила под протекторат России. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обязался поднять восстание против турок, как только русская армия подойдет к границам Молдавского княжества. 24 июня 1711 года Петр Великий торжественно въехал в Яссы. Колокола звонили, народ ликовал, бояре присягали на верность русскому царю.

Военные действия развертывались крайне неблагоприятно для России. Хотя война и вызвала подъем национально-освободительного движения молдаван, валахов, болгар, сербов и черногорцев, но ожидавшихся значительных подкреплений русская армия не получила. В результате русская армия в 44 тысяч человек была окружена почти 130-тысячной армией. Хотя русские войска сражались героически, отбив атаку турецких янычар, потерявших только убитыми более 7 тысяч человек, их положение было очень тяжелым. Летом 1711 года России пришлось пойти на подписание тяжелого Прутского мирного договора, предусматривавшего возвращение Турции Азова, срытие Таганрога, ликвидацию Азовского флота и вывод русских войск из Польши. К тому же турки требовали передачи им Дмитрия Кантемира. «Отдайте мне Кантемира!» - требовал великий визирь. На что Петр Великий ответил: «Скорее отдам туркам все земли до Курска, чем выдам князя, положившегося на мое слово».

Неудача Прутского похода Петра Великого не позволила удовлетворить просьбу Молдавии о принятии ее под протекторат России. Молдавский народ по-прежнему находился под турецким игом, а иноземный гнет еще более усилился после 1711 года, когда к власти пришли фанариоты (представители греческого духовенства и аристократии) и господарь назначался турками на три года. Тем не менее русско-молдавский договор 1711 года окончательно определил русский мир в качестве цивилизационного и геополитического выбора молдавского народа.

Этот цивилизационный и геополитический выбор Молдавии персонифицировался в деятельности выдающихся представителей молдавского народа – Дмитрия Кантемира и его сына Антиоха Кантемира, которые внесли выдающийся вклад в развитие российской культуры и укрепление российской государственности.

Дмитрий Кантемир первым в Европе взялся за научное описание Османской империи. До него о турках рассказывали лишь купцы да путешественники, плодя нелепые мифы и сказки. Князь же знал эту державу изнутри, от султанского дворца до последней мечети. Берлинская академия наук избрала Дмитрия Кантемира своим академиком. Петр Великий прочил его в президенты будущей Российской академии наук. Главным трудом его жизни стало «Описание Молдавии» - первая энциклопедия родного края. «Правитель должен знать свой народ не хуже, чем полководец свое войско», - говорил Дмитрий Кантемир недалеким русским князьям.

В 1722 году 49-летний Дмитрий Кантемир отправился в свой последний поход. Петр Великий взял его советником в Персидскую кампанию. Князь работал за троих: печатал на персидском и татарском языках царские манифесты, вел переговоры с местными владыками, составлял карты. Дмитрий Кантемир первым описал Кавказские горы, изучал обычаи горцев, зарисовывал древние руины.

Сын Дмитрия Кантемира – Антиох Кантемир также занимает видное место в истории русской культуры, в укреплении единства русского и молдавского народов. Будучи видным членом «Ученой дружины», в которую входили известные своими симпатиями к петровским преобразованиям Феофан Прокопович и Василий Татищев. Эта группа интеллектуалов всячески превозносило петровские реформы, воспринимало «верховников» (членов Верховного тайного совета) как узурпаторов власти, извращающими к тому же многие преобразования царя-реформатора. Именно Антиох Кантемир зачитал принятую дворянским собранием резолюцию, разработчиком которой он являлся, о недопущении превращения Российской империи в олигархическое квазигосударство по типу магнатской Речи Посполитой. «На резолюции стояло 166 подписей, среди которых одним из первых был автограф Антиоха Кантемира» [2]. 

Таким образом, правомерно сделать вывод, что сама история русско-молдавских отношений цивилизационно и геополитически соединила Россию и Молдавию в одно этнокультурное сообщество.

 

Послесловие

Современная ситуация в Молдавии, несмотря на антимолдавскую деятельность прозападных русофобов, которые всячески стремятся разрушить русско-молдавское единство, подтверждает неизменность ориентации молдавского народа на Россию.  Эта русская ориентация молдавского общества рельефно проявилась в ходе парламентских выборов 28 сентября 2025 года, когда так называемые унионистские и русофобские политики потерпели поражение внутри страны и победу одержали те политические силы, которые всегда выступали за цивилизационное и культурное единство с Россией. 


Литература

1.Белорусы в Молдове / Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кишинев, 6-8 октября 2001 г. // Под общ. ред. М.Н.Хурса. – Минск: ИСПИ, 2001.
2.Антиох Кантемир и роль молдаван в становлении российского самодержавия // dzen.ru (дата доступа: 03.09.2025).


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
09.12.25

При распаде Советского Союза была нарушена юридическая процедура, а это означает, что СССР все еще существует, заявил советник президента Путина Антон Кобяков на итоговой пресс-конференции Петербургского международного юридического форума 21 мая 2025 года.

04.12.25

27-28 ноября 2025 года в Ленинградской области прошёл очередной, уже XIII Балтийский форум, собравший российских соотечественников и гостей из Прибалтики, Белоруссии, Польши, Киргизии, Узбекистана и Абхазии, представителей общественности из этих стран и самой России, российских парламентариев и чиновников, иных заинтересованных структур и организаций.

03.12.25

В январе 2025 года исполнилось четверть века, как вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Срок немалый, но Союзное государство за это время так и не приобрело сколь-либо реальные очертания и продолжает оставаться в стадии пусть и значимого, но проекта. Наиболее существенное продвижение в области белорусско-российской интеграции происходит в сферах обороны и экономики, а вот в гражданско-политической и гуманитарных областях дела обстоят существенно скромнее. О том, что собой представляет в настоящее время Союзное государство, в каком направлении происходит его развитие и какие задачи предстоит решить, пойдёт речь в предлагаемом цикле статей.

02.12.25

Европейская элита, за исключением маргинальных прибалтийских русофобов и безрассудной польской шляхты, которых никто всерьез не принимает в качестве реальных политиков, являясь по своей сущности фарисейской, недовольна Трампом за его нахрапистый политический цинизм, который разоблачает милитаристскую и неоколониалистскую политику коллективного Запада, ничего общего не имеющего с демократией и международным правом.

01.12.25

Завет Ивана Алексеевича Чароты белорусским интеллектуалам: «Так или иначе, по большому счету (как говорили мудрые предки наши, по Божьей воле), краеугольный камень национальной (!) сущности белоруса – русскость. Если этот камень убрать, сущности не на чем держаться. «Белость» сама по себе пропадет. Иными словами, тогда не только о здоровом национальном самосознании, но и ни о какой национальности не может быть речи».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru