САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович: О природе белорусско-российских отношений.

Лев Криштапович: О природе белорусско-российских отношений.

« Назад

Лев Криштапович: О природе белорусско-российских отношений. 17.04.2022 00:00

Национально-освободительная операция российской армии, направленная на демилитаризацию и денацификацию Украины, в то же время ставит своей целью и ее деоккупацию от западных агрессоров в лице США, НАТО и Евросоюза. Ибо Украина исторически и цивилизационно – это русская страна, русская земля. Смысл национально-освободительной операции российской армии на Украине как раз и сводится к освобождению русской земли от западных захватчиков и воссоединение ее в рамках общерусской цивилизации. Некоторые размышления о природе белорусско-российских отношений в свете национально-освободительной операции российской армии на Украине.

В течение всего постсоветского времени белорусскому обществу навязывается польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, в соответствии с которым исторический путь Беларуси никак не вписывается в логику развития Русской цивилизации, Русского мира. Официальная историческая наука в Республике Беларусь в своей трактовке белорусской истории исходит из политического перенесения нынешней Конституции страны на историю белорусского народа. Логика здесь школьническая: поскольку Беларусь является независимым государством, постольку у нее должна быть независимая история. Независимая история от кого? Разумеется, от общерусской истории, от общерусского мира. Подход ребяческий, но если ему следовать, то фальсификация белорусской истории становится неизбежной. 

Но если официальная историография в своих писаниях пытается сохранить видимость научного приличия и объективности, то так называемые «белорусизаторские» историки на страницах своей «неизвестной истории» упражняются в откровенной русофобии. Эта категория псевдоисториков преподносят Великое княжество Литовское и Речь Посполитую в качестве белорусских феноменов и белорусской демократии. Вся эта антиисторическая графомания преследует одну единственную цель – навязать белорусскому обществу мнение о том, что исторически Беларусь развивалась вне общерусской истории. И здесь цели официальной историографии и «белорусизаторских» фальсификаторов полностью смыкаются.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» – это прописная истина. Беларусь входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием Русская цивилизация, Русский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» – это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня – это освобожденная территория исторической России» [1, c. 7-8]. Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него Русский мир.
Но что такое Русский мир? Русский мир – это цивилизационное, психологическое, историческое, культурное, языковое единение людей, этносов, наций, которые признают Русскую цивилизацию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения. Отрицать принадлежность Беларуси к Русскому миру – значит отрицать саму белорусскую историю.

Фундаментальное влияние Русской цивилизации на формирование белорусского национального характера – документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Очевиден тот бесспорный факт, что вся деятельность знаменитых западнорусских (белорусских) книгопечатников, писателей, ученых (братья Мамоничи, Лаврентий Зизаний, Cтефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Андрей Мужиловский, Христофор Филалет, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский) проходила в борьбе против польско-иезуитской агрессии, против унии, против западной экспансии. Об этом красноречиво писал в 1908 году выдающийся белорусский этнограф Евдоким Романович Романов, отмечая, что белорусский народ вынес на своих плечах многовековой католическо-польский гнет, значительно более тяжелый, чем татарское иго, отстоял свою веру и народность, остановив тем самым колонизацию русских земель с запада. [2, c. 206, 218].

Белорусский исследователь второй половины XIX века Иван Еремич, приводя отрывки из белорусских народных песен времен польско-шляхетского господства, отмечал, что их «надо писать бы слезами или кровью», эти песни «сжимают сердце и гнетут душу» [3, c. 44]. И очевиден тот бесспорный факт, что только воссоединение Беларуси с Россией в конце XVIII века вывело белорусский народ на прогрессивный путь исторического развития.

Вот почему следует понять, что никакого белорусского национализма в Беларуси не существует. Мы привыкли употреблять привычные понятия, зачастую не понимая, что эти понятия используются совершенно в противоположном смысле. На самом деле под видом белорусского национализма, или так называемого литвинизма скрывается польско-шляхетская идеология, цель которой превратить Беларусь в Анти-Россию, а белорусскую историю в антиисторию.

Современные фальсификаторы белорусской истории, реанимируя комплекс антирусских взглядов польско-шляхетских идеологов на протяжении ХVIII–ХХ веков, тем самым идут вразрез с белорусской ментальностью и белорусской историей.

Недопустимо историю белорусского народа уподоблять библейской истории и искать какую-то обетованную землю за пределами своей Русской цивилизации. Не надо идти ни на Запад, ни на Восток, надо уметь обустраивать собственную землю, надо исходить не из бандеровских европейских ценностей, а из собственных национальных интересов и уметь продвигать эти интересы на международной арене. Тогда будет понятно, что Русская цивилизация это и есть наш национальный путь развития, наша национальная идея. Тогда сами собой отпадут ученические представления о «европеизации» наших народов, о «евроинтеграции», о «демократии», «о безопасности» и тому подобных бандеровских химерах.

Сегодня в реальной государственной политике Беларуси на первый план выходит укрепление фундаментальных основ своей Русской цивилизации, своего Русского мира.

«Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации» [4, c. 25].

Все усилия ученых и политиков в конечном итоге будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб» [5, c. 23].

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу – славянской православной цивилизации». [6, c. 403].

Поэтому абсолютно прав президент России Владимир Путин, который во время «Прямой линии» со страной, характеризуя отношения между русскими и украинцами, отмечал, что «мы единое целое». Это в полной мере относится и к характеристике отношений между великороссами и белорусами. Эта общеисторическая истина была акцентирована Владимиром Путиным в его статье «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой он отметил, что «и русские, и украинцы, и белорусы являются наследниками Древней Руси. Вместе мы всегда были и будем многократно сильнее и успешнее. Ведь мы – один народ». Абсолютная истина.

Великороссы и белорусы составляют единое целое, единый русский народ, потому что белорусы – это русские люди. И самой исторической судьбой Беларуси предопределено быть вместе с Россией.

Литература

1.Лебедев, С.В., Стельмашук, Г.В. Белорусский феномен. – СПб., 2006.
2.Беларусы: У 8 т. Т. 3: Гiсторыя этналагiчнага вывучэння / В.К. Бандарчык. – Мiнск, 1999.
3.Еремич, Иван. Очерки Белорусского Полесья // Вестник Западной России / Иван Еремич. – Вильна, 1867. – Кн. 9.
4.Мельник, В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. – Минск, 2005.
5.Молчанов, А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н. Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 1.
6.Молчанов, А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н. Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 3.
 

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
23.01.23

В мае 1945 года не для всех граждан СССР наступило мирное время. На территории Западной Украины продолжала действовать преступная сеть Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), которые больше известны как бандеровцы. Именно ОУН активно сотрудничала с нацистами в годы Великой Отечественной войны. Ее члены были набраны в основном из петлюровцев, воевавших против большевиков.

22.01.23

Важнейшей сферой, оказывающей большое влияние на формирование мировоззрения граждан, является туризм и экскурсионное дело, которые в Белоруссии находятся под доминирующим влиянием польщизны. Если экскурсионные и туристические маршруты, посвящённые истории Белоруссии, не затрагивают Великую Отечественную или Первую мировую войны, то в ходе экскурсий и туристских походов на путешествующих граждан обрушивается поток откровенной пропольской пропаганды, возвеличивающей Радзивиллов, Огинских, Сапег и других польских магнатов.

20.01.23

Сейчас на Украине идёт война за освобождение её от власти бандеровской хунты, идёт война за само будущее нашей Русской цивилизации, будущее народов России, Белоруссии и Украины, поэтому вопрос позиции, как творческой интеллигенции, так и интеллигенции вообще приобретает огромное значение. Дело не в «споре поколений», дело в том, кто и чему учит эти новые поколения. А вот тут вопросов пока больше, чем ответов. Война многое расставит по местам. Многие достойные люди сейчас воюют сами на фронте, поддерживают наших солдат, выступают с концертами, делают репортажи, пишут стихи. Уверен, что мы откроем новых Симоновых и Твардовских, Васильевых и Бондаревых. А вся эта псевдолиберальная псевдоинтеллигенция постепенно растворится и исчезнет как накипь или плесень – война в любом случае многое очистит и расставит по своим местам.

17.01.23

После «революционных» событий 2020 года прошло два с половиной года. За это время белорусская правоохранительная система провела и проводит масштабные мероприятия, направленные на выявление и привлечение к ответственности участников антигосударственных выступлений. При этом Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД РБ постоянно уведомляет граждан, причастных к экстремистским действиям (участие в несанкционированных акциях и сетевых сообществах признанных экстремистскими, призывы к забастовкам и блокировке дорог и т.д.), что «если самому явиться в ГУБОП, рассказать про свои грехи и раскаяться, то можно отделаться профилактической беседой и пойти домой. Кому-то еще не поздно задуматься, пока в двери не постучал ОМОН».

13.01.23

По сравнению с другими российскими соотечественниками мы находимся в неплохих условиях в Республике Беларусь – русский язык является государственным и основным в использовании, наша страна активно участвует во всех интеграционных процессах -  в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в рамках начавшего действовать с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru