Республика Беларусь является светским государством, в котором конституция (ст. 16) определяет равенство «религий и вероисповедания перед законом». В то же время взаимодействие государства с религиозными конфессиями строится «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».
При этом в соответствии с законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» главенствующая роль «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» отводится Белорусской Православной Церкви (БПЦ). Одновременно закон подчёркивает, что «католическая церковь на территории Беларуси» играет значительную «духовную, культурную и историческую роль», а евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм и ислам неотделимы от «общей истории народа Беларуси».
Белорусская Православная Церковь – неотъемлемая часть
Русской Православной Церкви
При этом на религиозные организации не возлагается каких-либо государственных обязанностей и государство не вмешивается в их религиозную деятельность, если последняя не выходит за пределы правового поля.
В то же время религиозные организации могут участвовать в общественной жизни и освещать свою деятельность в государственных средствах массовой информации. Вместе с тем религиозные организации не вправе поддерживать политические партии, организации политической направленности и участвовать в политизированных мероприятиях.
И далее, согласно законодательству, в местах богослужений не должны использоваться государственная и политическая символика, проводиться митинги и другие мероприятия политического характера. Не должны звучать призывы, направленные против органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.
Как видим, белорусская правовая система чётко разделяет религиозную, государственную и политическую деятельность, следуя древнему принципу «Кесарю кесарево, а Богу Богово».
Вместе с тем религиозные объединения состоят из граждан, на настроения которых неизбежно воздействует мировоззрение их духовных пастырей. Ввиду этого, большое значение имеет взгляд иерархов религиозных конфессий на вопрос принадлежности Белоруссии к цивилизации Русского мира.
В связи важностью поставленного вопроса мы предлагаем читателю цикл статей, в которых постараемся осветить отношение к цивилизации Русского мира со стороны Белорусской Православной Церкви и действующих в Республике Беларусь западных церквей – Римско-католической церкви в Белоруссии и протестантских религиозных течений.
XXX
В белорусском законодательстве справедливо отражено, что ведущее место в религиозной жизни Республики Беларусь занимает Белорусская Православная Церковь, имеющая в своём составе 15 епархий, во главе которых стоят соответствующие архиепископы (епископами).
БПЦ имеет 1737 православных прихода, 36 монастырей, 15 православных братств и 9 сестричеств, 1 миссию. В настоящее время на территории Белоруссии действуют 1878 православных храмов, ещё 147 находятся в стадии строительства.
Помимо того, БПЦ имеет высшие и средние учебные заведения, которые производят подготовку священнослужителей и иных специалистов для православных приходов – регентов церковных хоров, богословов, катехизаторов, звонарей, художников-иконописцев.
Таким образом, Белорусская православная церковь имеет все возможности, чтобы выступать в качестве ведущей силы в деле упрочения национально-культурного единства белорусов с русским народом и распространения идеи Русского мира в Республике Беларусь.
Спасо-Преображенский храм в Полоцке, шедевр русского зодчества XII в.
Однако эта судьбоносная миссия может быть выполнена только в случае преобладания общерусских воззрений в церковной среде в первую очередь среди священноначалия Белорусского Экзархата.
В то же время на этом поприще существуют не всегда явные, но существенные помехи. После распада Советского Союза в тогдашних правящих кругах Республики Беларусь возникла идея автокефалии или «самастойнай беларускай царквы».
По замыслу зачинщиков-автокефалистов, первым шагом на этом пути должно было стать преобразование Минско-Белорусской епархии Русской Православной Церкви в Белорусский Экзархат Московского Патриархата, который одновременно стал именоваться Белорусской Православной Церковью. Всё это должно было приучать паству к мысли, что БПЦ – это не часть Русской Православной Церкви, а «самастойная царква».
При этом вопрос ставился не о самостоятельном существовании БПЦ как таковом, а о переходе БПЦ под юрисдикцию Константинопольского патриархата, глава которого – Варфоломей, как широко пишут мировые СМИ, замешан в связях с ЦРУ и является активным проводником идей глобализма.
Ещё одним шагом в направлении отдельности БПЦ от Русской Православной Церкви было навязчивое желание перевести богослужение на белорусскую «мову», хотя никакой реальной потребности в этих языковых «опытах» не существует в принципе. Причём вопрос ставился о дерусификации не только языка проповедей, но и о переводе на «мову» богослужебной литературы.
При этом необходимо отметить, что планы по белорусизации/дерусификации БПЦ были вызваны политическими играми тогдашних власть имущих, не имели никакого отношения к проповеди Слова Божия и находились в явном противоречии с настроениями прихожан.
В июле 1994 года президентом Белоруссии становится Александр Лукашенко и политический курс Республики Беларусь изменяется в сторону Союза с Российской Федерацией, но «автокефалистские» течения в Белорусском Экзархате продолжали действовать.
В сентябре 1997 года по благословению тогдашнего Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета в минском Свято-Петро-Павловском соборе начали проводиться богослужения на белорусской «мове».
А за пять лет до этого, в 1992 году, была образована Библейская комиссия БПЦ, которая в сотрудничестве с Межконфессиональным христианским религиозным братством «Библейское общество в Республике Беларусь» в течение 25 лет занималась переводом Библии с древнегреческого оригинала на белорусский язык.
В целом же в момент создания перед Библейской комиссией БПЦ была поставлена задача выработать собственный церковно-белорусский язык, который «наследовал бы древнюю славянскую традицию, а вместе с тем соответствовал кодификации национальной языковой системы».
15 ноября 2017 года Библейская комиссия БПЦ представила в Национальной библиотеке Белоруссии плод своих стараний – «Новы Запавет Госпада нашага Iiсуса Хрыста». После завершения перевода Нового Завета Библейская комиссия БПЦ приступила к переводу Псалтири с греческого языка на белорусский.
«Новы Запавет» – значимый шаг к «самастойнасцi царквы»
Под воздействием происходящего складывалось впечатление, что в лоне БПЦ идёт подготовка к уходу из состава Русской Православной Церкви и что этот раскольничий шаг был едва ли не предопределён.
К тому же среди духовенства Белорусского Экзархата нашлись деятели, которые усиленно ратовали за «самастойную царкву», очевидно, рассчитывая, что в условиях многовекторности власти не будут препятствовать окончательному «самоопределению» БПЦ.
Попытка сделать заметный шаг в этом губительном для Православия на Белой Руси направлении была предпринята 16 декабря 2014 года. В этот день на Общем собрании епархий Минской метрополии отдельные священнослужители пытались продвинуть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдавии и Эстонии. При этом никто из инициаторов этого замысла не смогли внятно объяснить собравшимся с какой целью они это предлагали.
Вот что сказал по этому поводу тогдашний Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Заславский Павел (занимал эту кафедру с 25 декабря 2013 г. по 25 августа 2020 г.): «На фоне того, что происходит в Европе и в мире, эта мысль (самоуправление) звучит как-то тенденциозно. У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили. В уставе Белорусского Экзархата заложено больше, чем в уставе самоуправляемой Церкви, а разница между ними — минимальна, и её может отличить только специалист. В то время пожелание священнослужителей Минской епархии вызвало бурю негодования у огромного количества людей. Поэтому вопрос о самоуправляемости был снят с повестки дня».
Но внятная позиция Патриаршего Экзарха проводников раскола не вразумила, и они продолжили свою раскольничью деятельность. Наибольшую активность в этом неблаговидном направлении развернули клирик Минской епархии иерей Александр Кухта и священник Гродненской епархии протоиерей Георгий Рой. Эти святоши назойливо навязывали обществу идеи «самастойнастi беларускай царквы» через свои видеоблоги, ЖЖ и социальные сети.
Кухта и Рой – бывшие клирики БПЦ, сбежавшие в Литву
В 2020 году эти персонажи выступили на стороне прозападных мятежников и поддерживали попытку государственного переворота в Республике Беларусь, затем осудили проведение Специальной военной операции. В апреле 2023 года Кухта и Рой сбежали в Литву, где заявили о своём переходе под омофор Константинопольского патриархата.
За подобные деяния, несовместимые с саном православного священнослужителя, Кухта и Рой указами Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Заславского Вениамина и архиепископа Гродненского и Волковысского Антония были лишены права священнослужения, ношения священнических одежд и иерейского креста.
Однако приходится свидетельствовать, что Кухта и Рой – это только всплывшие на поверхность представители сообщества криптоавтокефалистов, сформировавшегося в недрах БПЦ за постсоветское время.
Часть 2
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.