САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть вторая.

Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть вторая.

« Назад

Николай Сергеев: Он создал современную Россию. К 350-летию со дня рождения Петра I Великого. Часть вторая. 24.06.2022 13:01

Начало.

В отличие от своих единокровных старшего брата царя Федора Алексеевича и сестры царевны Софьи, Пётр получил слабое образование. Дело в том, что Милославские по матери Фёдор Алексеевич и Софья Алексеевна учились под началом знаменитого просветителя и педагога Симеона Полоцкого. А юный царь Пётр был лишен такой возможности. Тогдашний московский патриарх Иоаким посчитал «школу Симеона Полоцкого» излишне светской и отстранил от царского двора его учеников. 

Обучение юного Петра было поручено думным дьякам (административные чины в Боярской думе) Никите Зотову и Афанасию Нестерову. Дьяки обучали Петра исключительно, как бы сейчас сказали, гуманитарным наукам: грамматике, Закону Божьему, церковному пению, истории, географии, иностранным языкам. При этом юный царь пел в церковном хоре храма в Измайлово (загородная усадьба царской семьи). Интересно, что в архивных фондах сохранились ноты, которые использовал Пётр. Из иностранных языков Пётр первым делом освоил немецкий (тогдашний язык науки), а затем голландский, английский и французский языки.

Юный Петр на уроке грамматики

Юный Пётр на уроке

Но юного царя с его пытливым умом и неутомимым характером больше всего интересовали естественные науки и практическая деятельность. С помощью дворцовых мастеров Пётр успешно освоил различные ремесла: столярное, токарное, оружейное, кузнечное дело и другие. В последующем Пётр под руководством состоявшего на русской службе и жившего в Москве голландского инженера Тиммермана успешно освоил арифметику, геометрию, основы физики и астрономии, без знания которых невозможно было, к примеру, изучить «навигацкое дело» (управление кораблем в море).

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Пётр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу.

При правлении царевны Софьи Пётр с матерью Натальей Кирилловной постоянно жили в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Пётр сформировал «потешные полки» – будущую русскую императорскую гвардию. В те же годы юный царь познакомился с Александром Меншиковым, который отличался острым умом, прекрасной памятью и большой личной энергией. С 14 лет был денщиком царя Петра, помогал в создании «потешных полков», впоследствии стал «правой рукой» государя.

Потешные полки

«Потешные полки» юного царя Петра, рис. XVIII в.

Существуют различные версии о происхождении Меншикова. Нам же наиболее интересным представляется мнение А.С.Пушкина, который писал, что отец будущего «светлейшего князя Меншикова» был русским православным шляхтичем родом из-под Орши.

Интересно отметить, что корни на Белой Руси имел (о чём имеются доподлинные свидетельства) такой ближайший сподвижник Петра I, как «честнейший и неподкупный» Павел Ягужинский. Уроженец местечка Кубличи (ныне Витебская обл.) он благодаря своей сметливости и исполнительности самым лучшим образом зарекомендовал себя на службе у боярина и главы Посольского приказа, ближайшего сподвижника царя Петра Федора Головина. В 1701 году был зачислен в Преображенский полк, став денщиком Петра I вместо Меншикова. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) неоднократно выполнял дипломатические, включая самые деликатные, поручения царя. В январе 1722 года Павел Ягужинский становится «оком государевым», первым генерал-прокурором Правительствующего сената (генеральным прокурором по современной терминологии).

Имеются данные, что вторая супруга Петра I императрица Екатерина I (в девичестве Марта Скавронская) имела родственные связи на Белой Руси. По некоторым сведениям, в Минске во владениях Яна Казимира Сапеги проживали её два брата и две сестры.  В 1726 году семьи родственников императрицы по приглашению последней перебрались в Петербург и положили начало русским дворянским родам - Гендриковых и Ефимовских.

Но вернемся к юному царю Петру. В 1688 году на льня¬ном дво¬ре в Из¬май¬ло¬во он обнаружил ботик (небольшой бот – малоразмерное одномачтовое судно, предназначенное для морского прибрежного плавания), некогда приобретенный его двоюродным дедом боярином Никитой Романовым для речных прогулок. 

Ботик Петра Первого

Ботик Петра I в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург)

Этот ботик вошёл в историю как «дедушка русского флота». На нем Пётр I приобретал навыки судовождения, плавая по подмосковным рекам и озёрам. В 1691-92 годах на Плещеевом озере (Ярославская обл.) царём Петром вместе с русскими и голландскими мастерами-корабелами была построена учебная флотилия кораблей морского класса, на которых проходили подготовку будущие офицеры русского военно-морского флота.

Во 2-й половине 1680-х годов резко обострились отношения между Петром и царевной Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Пётр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооружённые отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, её приближенные сосланы или казнены. После смерти «старшего царя» Ивана Алексеевича (1696 г.) Петр I стал единодержавным государем.

Для более полного понимания деятельности Петра I на русском престоле рассмотрим те идеи, которыми он руководствовался в своей державной деятельности.

Необходимо сразу заметить, что Пётр I придавал исключительно важную роль государству в жизни общества, рассматривал его как инструмент для достижения высоких целей и превращения, в том числе с помощью принуждения, людей его населяющих в образованных, сознательных, законопослушных и полезных всему обществу подданных. Пётр I внес в концепцию власти самодержца понятие обязанностей государя, в круг которых должны входить необходимая забота о подданных, труд на их благо, защита их жизни и собственности от преступных посягательств.

Петр в начале правления

Царь Пётр I Алексеевич в начале самодержавного правления

Для Петра I превыше всего были интересы Российской державы. Своё предназначение он видел в возвеличивании России до уровня великой державы и подчинял воплощению этой идеи и свою жизнь, и жизнь своих подданных. Он понимал, что тогдашнее Русское царство в своем развитии застряло в средневековье и ему необходимы были глубокие преобразования. Причём время на их проведение было крайне ограничено, т.к. рвавшееся в то время к господству в Европе Шведское королевство (этот период в его истории именуется имперским) намеревалось расчленить Русское царство на несколько зависимых от него государственных образований, а Псков, Новгород и Русский Север включить непосредственно в состав Швеции.

По разумению царя Петра Алексеевича, стоявшие перед Русским государством судьбоносные и очень непростые задачи нужно было решить с помощью реформ, которые должны будут проводиться по воле самодержца, творящего благо и карающего зло.

Неустанным трудом, отважным поведением на поле брани Пётр I личным примером показывал подданным как нужно действовать, целиком отдавая себя исполнению долга и служению Отечеству.

В то время Русское государство было лишено выходов к Черному и Балтийскому морям. Фактически на Россию была наброшена удавка, которая не позволяла стране сколь-либо поступательно развиваться.

В связи с этим в качестве своих первостепенных задач Пётр I видел возврат Русскому государству причерноморских и прибалтийских земель. Пётр прекрасно помнил, что в старину Черное море именовалось Русским, а Балтийское – Варяжским. А согласно летописям, новгородцы были «суть рода варяжского», т.е. выходцами с Балтийской Руси.

Вначале царь Пётр обратил свой взор на юг и совершил два похода против мощной турецкой крепости Азов, запиравшей устье Дона и выход в Азовское море. Первый поход 1695 года оказался безуспешным, главным образом из-за отсутствия у Петра военных кораблей. Во время осады турецкий гарнизон постоянно получал по морю подкрепление, снабжался продовольствием и боеприпасами. И хотя русские войска частично заняли крепость, осаду все-таки пришлось снять.

Петр в Азове

Пётр I при осаде Азова, рис. XVIII в.

Пётр учёл недостатки и ошибки первого похода. В первую очередь было принято решение о постройке в Воронеже флотилии морских судов, основу которой составили 32-весельные галеры.

27 мая 1696 года царь Пётр с 22 галерами по протокам Дона вышел в Азовское море, что позволило полностью перекрыть снабжение осажденного турецкого гарнизона крепости Азов со стороны моря. В результате участь Азова была предрешена. После полуторамесячной осады 19 июля гарнизон крепости сложил оружие и русские войска вошли в Азов.

По итогам Азовских походов, в начале июля 1700 года между Русским царством и Османской империей был заключён Константинопольский мирный договор. В соответствии с этим договором, Русское царство получала крепость Азов с прилегающими землями и вновь построенными крепостями: Таганрогом, Павловском и Миусом.

В ходе Азовских походов впервые в полной мере проявились организаторские и полководческие дарования Петра, в том числе такие важные качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара.

Продолжение.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

28.04.24

Российская Федерация является мировым лидером в разработке и производстве принципиально нового поколения космических энергодвигательных установок. При этом российские научные центры активно занимаются исследованиями в области перспективных (недавно казавшимися фантастическими) принципов ракетно-космического движения.

19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru