САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: София Константинопольская - святыня всего Православного мира, часть 1

Николай Сергеев: София Константинопольская - святыня всего Православного мира, часть 1

« Назад

Николай Сергеев: София Константинопольская - святыня всего Православного мира, часть 1 22.07.2020 10:29

10 июля нынешнего года Государственный совет Турции упразднил принятое в 1934 году  решение основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка о превращении легендарного собора Святой Софии в Константинополе (с 1930 г. официальное название - Стамбул) в музей. Вслед за этим президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о передаче собора Святой Софии в ведение Диянету (управлению по делам религии Турции-авт.) и начале мусульманских богослужений в уже мечети Айя-София. 

Данное решение турецких властей вызвало глубокое разочарование и отрицательный отклик со стороны не только международной православной, но и в целом христианской общественности.

 Эрдоган в соборе Святой Софии

Вот что сказано по этому поводу в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое было сделано до пресловутого решения турецкого президента и его Государственного совета: «Долг всякого цивилизованного государства — сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их, способствовать объединению людей, а не разделению». Однако в Анкаре эти слова не были услышаны.

В свою очередь  Синод Русской православной церкви (заседание состоялось 16-17 июля) связывает превращение храма-музея Святой Софии в мечеть Айя-София с  разобщенностью   православного мира, ставшей прямым следствием  неправомерной поддержки раскольников на Украине Константинопольским патриархатом: «Обращаясь к братским поместным церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для святой православной церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам».

Помимо того, Синод Русской Православной Церкви обратился к руководству Турции с призывом сохранить мозаики собора Святой Софии. В РПЦ отметили, что решение передать бывший храм и музей в богослужебное пользование мусульманской общины задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире и может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах.

Всего против открытия мечети в соборе высказались Русская, Константинопольская, Греческая, Сербская, Иерусалимская, Румынская и Грузинская Православные Церкви.

 Богородица с младенцем
Богоматерь на престоле. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе, IX в.

Не остались безучастными и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Они призвали турецкие власти одуматься и отказаться от изменения статуса собора Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). На пленарном заседании российского парламента было принято обращение к Великому Национальному Собранию Турции, в котором говорится: «Просим наших коллег, депутатов Великого национального собрания Турции, всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию, проявить мудрость и не подвергать ревизии решение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которое на долгие годы превратило Святую Софию в символ мира и межрелигиозного согласия».

Депутаты также выразили уверенность в том, что «необходимо предпринять все возможные шаги для предотвращения ущерба, который может быть нанесен поспешным изменением статуса музея всемирного масштаба».

Выразили свое отрицательное отношение к произошедшему и представители белорусской православной общественности. Соответствующее письмо президенту Турецкой республики Реджепу Эрдогану направили Международное общественное объединение «Путь к Афону», Белорусское общественное объединение «Русь», Центр казачьей культуры и Православное Собрание имени Святого князя Александра Невского.

Высказал свое несогласие с этим демонстративно антихристианским решением турецких властей и римский папа Франциск. Выступая 12 июля с традиционной воскресной проповедью перед верующими католиками, собравшимися на площади Святого Петра в Ватикане понтифик сказал, что он постоянно думает о Святой Софии и «очень огорчен» решением Турции. 

С осуждением действий турецкого официоза высказался и госсекретарь США Майк Помпео: «Соединенные Штаты рассматривают изменение статуса собора Святой Софии как принижение наследия этого выдающегося здания и его непревзойденной способности служить человечеству в качестве  моста между представителями разных религиозных традиций и культур».

Будущее собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) -это в последние годы, пожалуй, единственный вопрос, по которому между православным и католическим мирами, между Москвой и Вашингтоном нет разногласия.

 Император перед Христом
Император Лев VI перед Христом. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе. X в.

Однако турецкие власти пытаются представить этот шаг сугубо внутренним и малозначимым событием. Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств.

А теперь постараемся ответить на вопрос: почему Эрдоган пошел на столь вызывающий для христиан всего мира шаг?

Но в начале небольшое историческое отступление. Собор Святой Софии был основан императором Восточно-Римской (Ромейской, Византийской) Юстинианом и был открыт для богослужений 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим и главным храмом в христианском мире. 

Интересно, что создатель готического стиля в католической архитектуре Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века построил в Парижа первый готический собор, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он совершенно не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду неповторимую игру света, настоящую свето-пространственную икону, которая создавалась единственным в своем роде зданием собора Святой Софии Константинопольской и которая до глубины души потрясла послов великого князя Владимира в  X веке, что, согласно летописным источникам, сыграло определяющую роль в выборе веры великим русским князем. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во все других странах».

Примечательно, что император Юстиниан пригласил в качестве главных зодчих не профессиональных строителей, а знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, которые и создали «световое чудо» Святой Софии.

Световое кольцо образовывалось днем и ночью под куполом 40 окнами, которые направляли в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. К сожалению, из-за того, что купол не единожды перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот поразительный эффект в настоящее время практически не заметен. К этому следует добавить великолепные мозаики, которые усиливали звучание храма как пространственной иконы.

После захвата Константинополя турками-османами и падения Ромейской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, где мозаики были замазаны белой известью, нередко довольно небрежно.

 Турки замазывают мозаику
После захвата Константинополя султан Мехмед II приказал замазать мозаики Собора Святой Софии белой известью

Поэтому когда в XIX веке в мечеть Айа-София попадали русские и европейские исследователи византийского искусства, то вместо фресок их взору представали лишь некие размытые очертания и они могли лишь  гадать о том, какие сюжеты там могли быть изображены.

Пробыв под известкой более четырех с половиной столетий, эти мозаики явили свое великолепие миру только в 30-х годах XX века в ходе реставрационных работ, проводимых под руководством  американского византолога и мецената Томаса Уиттмора, который  подробно опубликовал материалы исследований. Подлинное изучение Софии Константинопольской началось именно после этих открытий, в которых участвовали ведущие византологи того времени, в числе которых был выдающийся русский ученый, эмигрант Анатолий Фролов. Это было грандиозное событие в науке, которое завершилось переводом собора Святой Софии в статус музея в 1934 году по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка. 

Надо сказать, что в самой Турции далеко не все положительно воспринимают действия Эрдогана, направленные на отказ от идей Ататюрка, видевшего Турцию светским современным государством, хранящим наследие не только Османской, но и Ромейской империи.

Вот мнение по поводу решения Эрдогана известного турецкого журналиста Мердана Янардага: «Исламистская власть в Турции снова вернулась к узким идеологическим целям, поскольку оказалась зажатой и исчерпала в политическом смысле свой резерв. Я не думаю, что Турция нуждается в новой мечети. Тем более такой потребности нет на площади Султанахмет (площадь между собором Святой Софии и Голубой мечетью, главной мечетью Стамбула - авт.). В Стамбуле более чем достаточно мечетей даже для пятничного намаза. Голубая мечеть не заполняется — не стоит и думать о том, что это произойдет в Святой Софии».

 император и императрица перед Христом
Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе. XI в.

Как бы то ни было, но решение турецких властей в исламистском духе относительно собора Святой Софии выглядит как сознательное обострение межрелигиозных отношений – как в самой Турции, так и во всем мире. И это действительно так.  

По данным американского аналитического агентства Pew Research Center, в мире в настоящее время насчитывается 314 миллионов православных христиан, и для каждого из них София Константинопольская является святыней мирового значения и ее перевод в статус мечети однозначно будет воспринят многими из них крайне отрицательно, в том числе и чадами Русской православной церкви.

Осознают всю чреватость исламистской затеи Эрдогана и наиболее ответственные турецкие богословы. Один из них Джемиль Кылыч уверен в следующем: «Нужны шаги, которые не оскорбят ни  чувства христиан, ни чувства мусульман.  Но, к сожалению, превращение Святой Софии в мечеть может привести к росту антиисламских настроений в мире. Святая София для христианского мира — храм с символическим значением. По этой причине мы должны оставить позади войны на религиозной почве и заниматься созиданием мира в мировом масштабе».

Продолжение, часть 2.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
06.08.20

В последнее время так часто говорят о переменах и стабильности, что складывается впечатление, что речь идёт о каких-то диаметрально противоположных понятиях. Между тем, как стабильность, так и перемены бывают разными.

03.08.20

Национально-государственные интересы представляют собой потребности развития нации, осознанные с позиций определенных социальных слоев и групп, находящихся у рычагов политической власти, потребности нации, связанные с обеспечением ее безопасности, созданием благоприятных политических, социально-экономических, духовно-культурных условий для ее функционирования и развития. 

29.07.20

Падение Константинополя 29 июня 1453 года означало гибель Ромейской (Византийской) империи, но не византийской цивилизации. Она продолжала и продолжает жить в культуре различных европейских стран и народов. Без какого-либо преувеличения можно сказать, что во многом благодаря ромеям Европа приобрела свой современный облик и в культуре, наверное, каждого европейского народа есть частица угасшей Романии/Византии.

22.07.20

10 июля нынешнего года Государственный совет Турции упразднил принятое в 1934 году  решение основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка о превращении легендарного собора Святой Софии в Константинополе (с 1930 г. официальное название - Стамбул) в музей. Вслед за этим президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о передаче собора Святой Софии в ведение Диянету (управлению по делам религии Турции-авт.) и начале мусульманских богослужений в уже мечети Айя-София. 

21.07.20

Говоря о белорусском пути, разумеется, нельзя обойти вопрос о роли личности в политике, то есть о роли Александра Лукашенко в современной белорусской политике. Наверное, сразу же надо сказать то главное, что позволяет назвать его народным президентом – это то, что ему на протяжении четверти века удается сохранять ментальный консенсус с белорусским народом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru