« Назад

​Николай Сергеев: 1648 год. Белая Русь и Богдан Хмельницкий 22.02.2018 11:56

Зимой 1648 года на Малой, а затем на Белой Руси началась народно-освободительная война во главе с гетманом Войска Запорожского Богданом Хмельницким. За несколько столетий, нахождения под польским владычеством на Западной и Южной Руси не единожды происходили освободительные войны и восстания (о некоторых из них было рассказано в предыдущем материале), но только Хмельницкий смог добиться победы.

К сожалению, победы не полной, ему не удалось достичь всех поставленных целей. Вот, что говорил об этом сам гетман уже на склоне своих лет 6 августа 1657 года на Великой Раде Войска Запорожского:

«Братья, время и болезнь торопят меня. Не буду повторять вам того, что хорошо знаете, – беды и несчастья, которые вытерпел русский народ под польской шляхтой, и страдания нашей православной церкви, преследуемой папежниками… Жалею, братья, что не мог закончить все войны так, как этого бы мне хотелось. Тешил себя надеждой, что навсегда обеспечу вам свободу и независимость, освобожу все русские земли».

Богдан Хмельницкий

Существует превратное мнение, что восстание Богдана Хмельницкого явилось стечением роковых для Речи Посполитой обстоятельств и что если бы польский ротмистр и подстароста Даниэль Чаплинский не совершил бы весной 1647 года разбойное нападение на хутор Суботов (имение Хмельницкого), не убил бы его младшего сына и не увез бы его (как бы сейчас сказали) гражданскую жену, то и освободительной войны бы не случилось.  Некоторые утверждают, что если бы король в конфликте Хмельницкого и Чаплинского проявил бы справедливость в отношении первого и наказал бы разбойного шляхтича, то восстание опять же бы не произошло.

Хутор Суботов

Вотчина Богдана Хмельницкого хутор Суботин, современная реконструкция

Подобные утверждения или плод чрезмерно поверхностного взгляда (т.е непрофессионализма) или же едва прикрытое желание представить Речь Посполитую «золотым временем украинской и белорусской истории». Мол, все обернулось плохо для Речи Посполитой из-за жадности конкретного жестокого шляхтича и недальновидного короля.  

К примеру, в школьном учебнике «История Беларуси XVI-XVIII в.»[1]  действия повстанцев преподносятся как разбойный разгул казацко-крестьянских отрядов против неправославных жителей белорусских земель, которые подвергались насилию, грабежам и убийствам, а соответствующая глава именуется «Брат на брата». Школьникам предлагается воспринимать в качестве братьев (пусть и рассорившихся) карателя и душегуба польского магната Януша Радзивилла и белорусских мещан и крестьян, превращенных из свободных людей в бесправное быдло.

«Гетман и казацкие старшины планировали создать свое казацкое государство. Крестьян Хмельницкий призвал выступать против "панов и ляхов" (так называли всех католиков). Вслед за агитаторами в июне 1648 г. на захват белорусских земель были посланы казацкие отряды (загоны). Бедное крестьянство, православные мещане и мелкая шляхта не только присоединялись к казакам. Они создавали собственные повстанческие отряды, чтобы действовать против неправославных шляхты, купцов и духовенства. Они нападали на шляхетские имения, грабили католические и униатские монастыри».

Учебник история Беларуси

В этом учебнике польский магнат Януш Радзивилл называется «активным защитником политических прав… православных»

А вот польско-шляхетская сторона рисуется в качестве едва ли не безвинной жертвы казацкой агрессии, а Януш Радзивилл и другие магнаты предстают этакими бескорыстными спасителями отечества: «Напуганные шляхтичи спасались бегством. Магнаты ВКЛ, в том числе гетман польный Януш Радзивилл, за свои деньги стали нанимать солдат, чтобы противостоять казакам».

Народно-освободительная война Малой и Белой Руси против владычества Речи Посполитой была не следствием случайного стечения обстоятельств, а являлась закономерным продолжением многовековой борьбы подвластного Польше и Литве русского народа за свободу, человеческое достоинство и возрождение на Южной и Западной Руси русской государственности. Этой цели неукоснительно следовал и гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.

 Он был опытным воином и искусным полководцем, ему пришлось участвовать во многих сражениях с турками и татарами, а также в войне Франции с Испанией на стороне французского короля, но главным делом его жизни была защита Православной Веры и освобождение Руси от польского владычества.

В каком же виде представлялось возрождение русской государственности на Малой и Белой Руси вождям казацкого народно-освободительного движения? Это должно было быть православное Русское княжество с выборным Великим гетманом Русским во главе, с широкими гражданскими правами казацкого сословия. При этом предусматривались упразднение Брестской церковной унии и союзные (федеративные) отношения с Московским государством.

На осуществление этой программы гетман Богдан Хмельницкий получил благословление Иерусалимского патриарха Паисия, в ознаменование чего был препоясан мечом, освященным на Гробе Господнем в Иерусалиме[2].

Патриарх Паисий

Патриарх Паисий: он благословил Богдана Хмельницкого на подвиг во имя Руси

Богдан Хмельницкий ставил себе задачей освобождение всей Руси, подвластной Речи Посполитой, поэтому казацкие загоны активно действовали и на белорусских землях. В 1648–1649 годах на Белой Руси вели боевые действия отряды Головацкого, Небабы, Кривошапки, Непалича, Кривоноса, Голоты и других атаманов.

Местное население с воодушевлением встречало казаков и постоянно пополняло их ряды. Восстание против польской магнатско-шляхетской неволи приобретало поистине всенародный характер. Вот, что свидетельствовал по этому поводу канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: «не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казакам увеличили»[3]. В свою очередь «гетман польный литовский» (заместитель командующего вооруженных сил ВКЛ) Януш Радзивилл доносил королю, что «в казаки идут не только из черни, но и звания рыцарского люди во множестве».

Пожар народно-освободительной войны вскоре охватил Полесье, Поднепровье, центральную часть современной Белоруссии. В течение лета – осени 1648 года казаки и повстанцы взяли Гомель, Речицу, Лоев, Чечерск, Брагин, Пинск, Бобруйск, Жлобин, Мозырь, Чериков, Туров, Петриков и ряд других городов и местечек на Белой Руси.

К повстанцам присоединялись большие массы крестьян и мещан. «Все показачились и поклялись друг другу защищаться до последнего», – писал современник. Казаки воевали отважно и при этом беспощадно карали врагов вольной Руси.

Осенью 1648 года сейм Речи Посполитой направил 60-ти тысячное, вооруженное артиллерией войско – «посполитое рушение» (всеобщее шляхетское ополчение) и наемные войска во главе с Янушем Радзивиллом на подавление восстания, которым были охвачены практически все западнорусские земли. Вот его слова по этому поводу: «Во всем великом княжестве Литовском, кроме княжества Жмудского, вряд ли есть повет (административно-территориальная единица в Речи Посполитой – авт.), который нельзя причислить к лицу мятежных».

А вот что писал о тех событиях царю севский воевода: «белорусцы де ... всякие чёрные люди всех городов и уездов, которые городы за казаками, стоят против поляков с казаками заодно». А вот сообщение от 30 мая 1648 года путивльского воеводы Плещеева: «А которые де, государь, литовские городы по сю сторону (т. е. по левый берег.– авт.) Днепра, и ис тех де, государь, литовских городов из всех паны, и державцы, и урядники, и ляхи, и жиды все выбежали з женами и з детьми за Днепр в королевские городы, а остались де в тех литовских городех одне мещане и пашенные мужики»[4].

Казацкое движение имело общерусский характер и среди запорожцев было немало выходцев с Белой Руси, в том числе и среди старшины. Одним из таких был уроженец Быхова (ныне Могилевская обл.) полковник Войска Запорожского, сподвижник Богдана Хмельницкого Филон Гаркуша.

Филон Гаркуша

Герой Белой Руси, сподвижник Богдана Хмельницкого Филон Гаркуша, современная скульптура

В 1648 году он во главе отряда казаков пришел на Белую Русь, где к нему присоединились повстанцы из числа местных крестьян и горожан. Навстречу Гаркуше выступило польско-литовское войско под началом стражника Великого княжества Литовского (высокий военный чин) Г. Мирского.  Ожесточенный бой произошел возле местечка Горваль (ныне деревня в Гомельской обл.), в ходе которого поляки были разгромлены. В декабре 1648 года Гаркуша осаждал крепость Быхов. В 1651 году Филон Гаркуша с отрядом в 15 тысяч человек вел боевые действия в районе реки Припять, затем по распоряжению Богдана Хмельницкого с отрядом казаков по Днепру прибыл в Киев. В апреле-марте 1654 года был послом Богдана Хмельницкого в Москве.

Еще одним крупным казацким отрядом командовал уроженец Слуцка русский православный шляхтич Иван Соколовский. Идеи, которые несло запорожское казачество на Белую Русь – православие, воля и народоправство – находили самый широкий отклик у местного русского населения, которое не только вступало в казацкие отряды, но и начинало устраивать свою жизнь на казацкий манер. Так, на Слутчине была образована собственная Сечь, при этом Слуцкий казацкий круг провозгласил Соколовского гетманом Костёрским (от костер, сполох, т.е. восстание), который на подначальной территории принялся осуществлять казацкие преобразования. Из Слуцкой Сечи изгонялись владетельные паны, землю и скарб которых распределяли среди малоимущих.

На подавление Слуцкой казацкой республики тогдашний владетель Слуцкого княжества Януш Радзивилл направил многочисленное, вооруженное артиллерией наемное войско. Слуцким казакам пришлось отступать, прикрывая исход на Малую Русь большого количества крестьянских и мещанских семей с обозами. 3 сентября 1648 года у переправы через реку Случь, у дер. Погост (ныне Солигорский район), произошло сражение казаков с карательными войсками Радзивилла. В ходе жестокой битвы погибло более двух тысяч казаков, в том числе гетман Иван Соколовский и войсковой писарь Турчинович. И все же оставшимся в живых казакам вместе с обозами беженцев удалось прорваться сквозь войска Радзивилла и уйти на Малую Русь[5].

Борьба казаков и присоединившихся к ним показачившихся западнорусских крестьян и горожан с карательными польско-литовскими шляхетскими войсками носила крайне ожесточенный характер. Многие города (Гомель, Брагин, Лоев и другие) с радостью встречали повстанцев. При этом мещане Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других белорусских городов вместе с казацкими отрядами мужественно защищались от карательных шляхетских войск, действиями которых руководили польско-литовские магнаты Радзивиллы.

Шляхетские войска действовали в отношении повстанцев с чрезвычайным зверством и жестокостью. Вот только некоторые свидетельства этого. При взятии Пинска радзивилловскими наемниками и шляхтой было убито более 3-х тысяч горожан, а сам город был сожжен. В Бресте были расстреляны и порублены несколько тысяч горожан. 11 ноября 1648 года был сожжен город Чериков и убиты 1500 его жителей. В январе 1649 года по личному приказу Януша Радзивилла был дотла сожжен Туров, а население перебито. Такая же трагическая учесть постигла Мозырь и Бобруйск.

События в Бобруйске (в то время население города было около 6 тысяч человек) развивались следующим образом. В октябре 1648 года в городе произошло восстание горожан против власти Речи Посполитой, произвола шляхты, засилья католической церкви и ростовщиков-евреев. В ходе восстания был разорен недавно построенный католический костел, бобруйский староста утоплен в Березине, а оказавшая вооруженное сопротивление шляхта перебита. На помощь восставшим мещанам в город прибыл отряд казаков во главе с атаманом Михненкой. На подавление бобруйского восстания из крепости Быхов был направлен крупный отряд наемных войск под командованием «хорунжего литовского» Паца, который был разбит 18 декабря казаками и повстанцами под стенами города. Сам же хорунжий был взят в плен.

Бой казаков с ляхами

Бой казаков с ляхами. Худ. Александр Непоменко

В начале января 1649 года к городу подошло крупное соединение (около двух тысяч) наемных войск и шляхты под командованием «писаря Великого княжества Литовского» (высокая государственная должность в ВКЛ) Владислава Воловича. В течение четырех недель повстанцы и пришедшие им на помощь казаки полковника Поддубского успешно отражали атаки регулярной армии и шляхетского ополчения. Тогда на подкрепление к Воловичу подошло посланное королем Яном Казимиром войско гетмана Януша Радзивилла, который предложил казакам и горожанам капитулировать. Получив отказ, Радзивилл предпринял массированный штурм города, но потерпел неудачу. После чего город был взят в осаду. Радзивилл больше не предпринимал попыток штурмовать город, а через своих шпионов начал склонять к предательству купцов, богатых горожан и духовенство, обещая сохранить им жизнь и имущество. При этом напольным гетманом было выдвинуто одно условие – выдать предводителей повстанцев.

И вот ночью 12 февраля 1649 года были открыты ворота Бобруйска, из которых навстречу осаждавшим вышли духовенство и зажиточные горожане с семьями. Однако, презрев все обещания, карательные войска ворвались в город и начали чинить зверскую расправу над горожанами и казаками. Многие из горожан сгорели в подожженных домах. Сам же полковник Поддубский с небольшим отрядом казаков засел в деревянной крепостной башне и продолжал сражаться. Тогда башня была подожжена, большинство защитников сгорело живьем, сам же Поддубский с группой казаков пошел на прорыв, им удалось пробиться к Березине и броситься в зимнюю реку (сплошного льда на ней не было) и все же уйти от карателей им не удалось. Полковник Поддубский был схвачен и мучительно казнен.

Всего в Бобруйске по приказу Радзивилла у 800 человек были отсечены руки, 150 человек были обезглавлены, 100 человек посажены на кол. Многие из не погибших в бою повстанцев не желая попадать в руки врага, «спрятались в кучу лежачего томов леса и, предпочитая вольную смерть лучше, нежели каково грозил их победитель, сожгли в том сами себя».  Не остановила жуткую расправу над повстанцами, и торжественная процессия православного духовенства с просьбой прекратить убийства. Шляхта и наемники только смеялись над «глупством попов».

Народно-освободительная война продолжалась на Белой Руси еще несколько лет. О том, как развивались эти полные драматизма события и почему нам важно помнить о них и понимать их подлинный смысл мы поговорим в последующем.

[1] История Беларуси, XVI-XVIII вв. : учеб. Пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск : Изд. центр БГУ, 2017.

[2] http://www.abc-people.com/data/hmelnickiy-b/bio2.htm

[3] http://kazak.by/index.php/about/belkazak/50-bel...

[4] http://nashkraj.info/na-okraine-rechi-pospolitoj/

[5]http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/History_organizations/5415/


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » ​Николай Сергеев: 1648 год. Белая Русь и Богдан Хмельницкий

Аналитика портала "Вместе с Россией"