« Назад

Николай Сергеев: Белорусские профсоюзы и союзное строительство. Часть 2 20.08.2018 09:12

Часть 1.

III

Федерация профсоюзов Белоруссии посредством входящих в нее отраслевых профсоюзов обладает широко разветвленной структурой, основу которой составляют первичные организации, охватывающие не только государственные предприятия, учреждения и организации и предприятия с участием государственного капитала, но и частные компании.

Причем имеющий место рост числа первичных организаций ФПБ происходит в последнее время исключительно за счет частного сектора. Так только за период после VII съезда ФПБ (май 2015 г.) было создано более 1200 первичных профсоюзных организаций. Причем порядка 70 процентов из них на предприятиях и организациях частной формы собственности. Однако ФПБ не намерено останавливаться на достигнутом. По словам председателя ФБП М.С. Орды в настоящее время в целом по республике насчитывается порядка пяти тысяч негосударственных предприятий и организаций, на которых отсутствуют профсоюзные первички.

Вступай в профсоюз

Таким образом, Федерация профсоюзов Белоруссии намерена покрыть сетью своих первичных организаций весь народно-хозяйственный комплекс Республики Беларусь и таким образом завершить создании инфраструктуры практически всеохватного влияния на экономически активное население республики. Фактически речь идет о формировании некоего белорусского профсоюзного аналога КПСС. Вот, что сказал относительного этого, выступая на VII съезде президент Белоруссии А.Г. Лукашенко:

«Я сказал нашему председателю профсоюзов (М.С. Орде – авт.), что вы – партия наших трудящихся. Хотите, как раньше, -- компартия наших трудящихся. Вы являетесь основным проводником государственных идей. И вам должно быть до всего дело!  Закреплено это государством в законах или нет»[1].

Однако с другой стороны А.Г. Лукашенко определил жесткие границы, деятельности ФПБ исключительно в рамках Генерального соглашения между правительством РБ, объединением нанимателей и профсоюзами на 2016-2018 годы, подписанное заместителем премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, председателем Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) А.Д. Харлапом и председателем Федерации профсоюзов Белоруссии М.С. Ордой[2].

При этом определяющими целями Генерального соглашения выступают «стабильность и устойчивый рост экономики, сохранение согласия в обществе, обеспечение государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан Республики Беларусь». Таким образом, данный документ нацелен на предотвращение социальных конфликтов в белорусском обществе и формирование партнерских отношений между работниками и нанимателями. Задача если и не иллюзорная, то весьма довольно непростая, т.к. объективно существующие противоречия трудящихся и капиталистических хозяев (в качестве последних может выступать и государство), для которое главное – извлечение прибыли никто не отменял.

Профсоюзам показано вести себя конструктивно и не вступать в серьезные конфликты с работодателями. Вот, что заявил по этому поводу Лукашенко упомянутом на съезде профсоюзов:

«Но давайте договоримся: ваш главный ориентир, чтобы вы не боролись с руководителями на местах, чтобы вы не были голословными защитниками интересов трудящихся, главным сигналом для профсоюзов, ориентиром главным при заключении коллективных договоров должно стать Генеральное соглашение».

И далее. «Лидеры наверху договорились с нанимателями и правительством, вам надо следовать в этом русле. И никто не имеет права нарушить Генеральное соглашение – ни руководитель, ни профсоюзы на местах»[3].

Зачем нужен профсоюз

Основным направлением деятельности профсоюзных организаций на предприятиях и в учреждениях является постоянный переговорный процесс с нанимателями на предмет соблюдениями последними коллективного договора, т.е. правового акта, определяющего социально-трудовые отношения в организации. Коллективный договор заключается работодателем и профсоюзной организацией и должен как минимум соответствовать нормам Генерального соглашения. На тех же предприятиях где отсутствует профсоюзная организация коллективный заговор должен заключаться представителями работников и работодателем.

Однако на предприятиях частной формы собственности нередки случаи, когда коллективный договор не заключается вообще, т.к. данный документ налагает на работодателя обязательства, которые он может посчитать не выгодными для себя.

Кроме того, немало случаев, когда заключенные коллективные договора не содержат норм, предусмотренных Генеральным соглашением и имеющих важное значение для защиты прав работников. Особенно часто наниматели стараются избегать обязательств о не снижении уровня зарплаты при введении новых условий оплаты труда, а также по преимущественному праву оставления на работе определенных категорий работников при сокращениях.

Более того, в условиях кризисных явлений в экономике некоторые наниматели вынуждают профкомы приостанавливать действия коллективных договоров или отдельных его положений. Особенно в сложном положении оказываются неосвобожденные председатели профсоюзных организаций и «неудобные» профсоюзные активисты. Они становятся первыми кандидатами на не продление контрактов.

коллективный договор

В этих обстоятельствах как раз и кроется вся противоречивость политики, проводимой государством в социально-экономической сфере. С одной стороны, ФПБ определяется как «проводник государственных идей» и один из главных гарантов политической стабильности в обществе. С другой, сделав контрактную систему основой трудовых отношений власть вручила нанимателям действенный инструмент по удалению из трудовых коллективов излишне правдолюбивых (с точки зрения хозяев) работников, включая профсоюзных активистов.

Конечно, Федерация профсоюзов Белоруссии пытается бороться с подобными неприглядными явлениями и не оставлять актив профсоюзных первичек наедине с произволом нанимателей. Так, выступая на V пленуме Совета ФПБ (декабрь 2016 г.) председатель ФПБ М.С. Орда особо подчеркнул, что если наниматель добивается приостановки действия коллективного договора или отмены его отдельных положений, то на переговорах по данному вопросу между профсоюзной организацией предприятия и нанимателем должен присутствовать представитель вышестоящей профсоюзной организации.

В дальнейшем, по мнению Орды, этот вопрос в обязательном порядке должен рассматриваться на президиумах отраслевых профсоюзов, а также в отраслевых и территориальных советах по трудовым и социальным вопросам[4] и переводиться в разряд коллективных трудовых споров. При этом Трудовым кодексом (ТК)[5] РБ устанавливается единый порядок разрешения для всех коллективных трудовых споров, сторонами которого являются наниматели (ст. 378 ТК РБ) и работники, интересы которых в большинстве случаев представляют профсоюзы соответствующего уровня или иные представительные органы работников, избранные, к примеру, на собраниях или конференциях работников (ст. 354, 355 ТК РБ).

Работник не вещь

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров предусматривает обязательное создание примирительной комиссии с целью достижения согласия сторон. Если же одна из сторон спора не согласна с предложениями примирительной комиссии, то она вправе обратиться в Республиканский трудовой арбитраж с заявлением о дальнейшем продолжении спора, решение которого является обязательным для сторон. В случае неисполнения решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона вправе обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения[6].

Таким образом, в Республике Беларусь существуют соответствующие международным нормам правовые механизмы демократического разрешения конфликтов в области трудовых отношений, но при этом они в значительной мере обесцениваются действующей системой краткосрочных трудовых договоров (контрактов).

Несмотря на то, что в своем выступлении на VII съезде ФПБ А.Г. Лукашенко охарактеризовал профсоюзы как «партию наших трудящихся», белорусское законодательство жестко ограждает профсоюзное движение от какой-либо политической деятельности. Так, в законе Республики Беларусь «О профессиональных союзах»[7] прямо сказано, что деятельность профсоюзов должна лежать исключительно в плоскости «защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов» своих членов (ст. 1).

Но при этом профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей. В первую это касается такого эффективного «оружия пролетариата» как стачка. В законе РБ «О профессиональных союзах» прямо сказано, что «при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (ст. 22).

В тоже время профсоюзы, находясь в обществе и государстве не могут не соприкасаться со сферой политики, поэтому трудовое законодательство ограничивает политическую активность профсоюзов областью социального партнерства, под которым понимается  взаимодействие органов государственной власти, объединений нанимателей и профсоюзов при разработке и осуществлении социально-экономической политики государства посредством переговоров и консультаций с  отказом от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 ТК РБ).

 Вместе с тем действующее в Республике Беларусь законодательство жестко разграничивает области деятельности профсоюзов и политических партий. В частности, политическим партиям запрещается вмешиваться в сферу трудовых и связанных с ними отношений, в которой осуществляют свою деятельность профсоюзы.  

Так, согласно ст. 356 ТК РБ «не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми политическими партиями». В свою очередь ст. 388 ТК РБ запрещает «оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели».

Наряду с этим, принадлежность к профсоюзам не накладывает каких-либо ограничений на внесоюзную политическую деятельность его членов (ст. 4, закон РБ «О профессиональных союзах»).

[1] https://www.sb.by/upload/iblock/c76/c7683b5ff0ef075e129a92dd79929a74.pdf

[2] http://www.bkdp.org/content/58/gene-al-noe-ogla-enie-mezhdu-pravitelstvom-espubliki-belarus-respublikanskimi-obedineniyami-nanimatelei-i-profsoyuzov-na-2016-2018-gody/1/

[3] https://www.sb.by/upload/iblock/c76/c7683b5ff0ef075e129a92dd79929a74.pdf

[4] http://belchas.by/Uploads/documents/23-doklad-ordy-2016.pdf

[5] http://трудовой-кодекс.бел/

[6] http://ready.otlichnik.by/index.php?id=249

[7] http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_professional_nyh_soyuzah.htm


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить



Главная  »  Аналитика портала "Вместе с Россией"  » Николай Сергеев: Белорусские профсоюзы и союзное строительство. Часть 2

Аналитика портала "Вместе с Россией"