САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 10

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 10

« Назад

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 10 19.12.2016 18:08

В послевоенный период отношения между римско-католической церковью и советским государством носили непростой характер, что было прямым следствием  сложного, а нередко и откровенно  враждебного отношения католического клира к советской власти.  В послевоенные годы многие католические иерархи и священнослужители в разной степени поддерживали подпольно-террористическую деятельность польской Армии Краёвой   на территории западных регионов БССР   и крайне отрицательно относились  к произошедшему в 1939 году воссоединению Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР. Многие ксендзы проводили среди верующих католиков активную антисоветскую и антирусскую пропаганду.
 

Эмблема Армии Крёвой

Под этой эмблемой банды  Армии Краёвой сеяли смерть и террор
в западных районах Белорусской ССР

Подобная позиция вызывала соответствующую реакцию со стороны советских властей, что вело к сокращению количества действующих костелов и числа католических священнослужителей. Так, если в 1946 году на территории БССР насчитывалось 238 действующих католических храмов, то в  1951 году таковых оставалось  154. В период с  1945 по 1951 год по подозрению в связях с польским террористическим подпольем и за активное проведение антисоветской агитации советскими органами государственной безопасности было арестовано около 180 ксендзов, что составляло в то время около 75 процентов от их общего числа в Белоруссии .

В целом же, настороженное отношение советских государственных органов к римско-католической церкви в немалой степени было связано с нахождением ее религиозно-духовных центров на Западе (Ватикан  и другие), следствием чего была антисоветская настроенность   значительной части католических священнослужителей.

К 1986 году в Белорусской ССР оставалось 86 зарегистрированных католических приходов. В тоже время десятки католических приходов, не имея регистрации и ксендзов, продолжали вести полулегальную религиозную деятельность .

 Костёл Святого Антония в Поставах
Костёл святого Антония в Поставах (Витебская обл.)

После распада СССР положение римско-католической церкви (РКЦ) в Белоруссии существенно изменилось. В настоящее время РКЦ является второй по величине религиозной конфессией в Республике Беларусь и по данным иерархов римско-католической церкви  насчитывает 1,4 миллиона верующих, что составляет 15 % населения республики. Наибольшее число верующих-католиков проживает в западных регионах Белоруссии (прежде всего в Гродненской области, где они составляют 60% населения), хотя католические приходы существуют на всей территории РБ.

По сведениям Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ  в настоящее время в Белоруссии насчитывается 491 католическая община (РКЦ называет 619 приходов), которые объединены в четыре епархии: Минско-Могилёвскую, Пинскую, Гродненскую (все созданы в 1991 г) и Витебскую (создана в 1999 г.). В апреле 1999 года римской курией была создана Конференция католических епископов в Белоруссии, председателем которой в настоящее время является епископ Александр Кашкевич. В РБ действуют 11 римско-католических миссий, 9 монастырей и 5 духовных учебных заведений. 

Католический епископ Кашкевич 
Гродненский бискуп Александр Кашкевич

На текущий момент РКЦ в Белоруссии принадлежит 488 действующих и 36 строящихся католических культовых сооружений. В приходах РКЦ служит 414 священнослужителей, из которых 168 иностранные (в том числе 161 из Польши) граждане. 

РКЦ в РБ как религиозная организация имеет значительные экономические льготы, что позволяет ей вести по всей республике активное строительство католических костелов, которые возводятся, в том числе и  в тех местностях, где католических храмов никогда не было, а количество католиков исчезающе мало.

В вопросе  строительства культовых сооружений католических иерархи исходят их того, что появление костелов неизбежно приведет к возникновению католического прихода и распространению католицизма, т.к. строительство новых католических храмов способствует росту  количества ксендзов, подготовка которых в основном ведется на территории Белоруссии. 

Из действующих в РБ католических учебных заведений наиболее активными являются Высшая духовная семинария Гродненской епархии РКЦ (с 1990 г. подготовлено около 200 священнослужителей) и Межепархиальная высшая духовная семинария имени святого Фомы Аквинского в Пинске (подготовлено несколько десятков священнослужителей). 

В настоящее время РКЦ развернула в Белоруссии широкую миссионерскую деятельность, причем не только в местах традиционного проживания польского населения, католическое богослужение ведется на польском и полонизированном белорусском языках. При этом белорусская «мова» стала использоваться в католических службах не для того, чтобы сделать их более доступными для понимания местным населением, которое в обиходе говорит по-русски или на западнорусском наречии. 

РКЦ уделяет большое внимание продвижению идеи «польщизны/беларусчыны»  среди белорусской интеллигенции и молодежи. С этой целью РКЦ оказывает широкую поддержку такому прозападному культурно-историческому течению, как рыцарские клубы. Всего в Республике Беларусь ведут деятельность несколько десятков рыцарских клубов, которые помимо исторической реконструкции занимаются романтизацией и популяризацией западного рыцарства и средневекового католицизма. 

Вершиной годового цикла религиозной жизни католиков в Республике Беларусь являются традиционные июльские массовые паломничества к католической святыне (Будславская икона Божией матери) в Будславе (поселок в Мядельском районе Минской обл.). На это католическое религиозное действо собираются десятки тысяч человек из Белоруссии, Польши и Литвы . 

 
 Паломники-католики в Будславе

Паломники-католики в Будславе 1
Паломники-католики в Будславе

Помимо этого, РКЦ уделяет серьезное внимание освоению белорусского информационного пространства. Минско-Могилевская архиепархия издает журналы «Наша вера», «Аве Мария», информационный бюллетень «Каталіцкія навіны», в Пинской епархии издается журнал «Дыялог». В Гродно выходит епархиальная газета «Слова жыцця» на белорусском, русском и польском языках. 

Действует католическое издательство «Про Христо», выпускающее религиозную литературу на белорусском языке. По воскресеньям государственное Белорусское радио передает богослужения на белорусском языке из архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске. Первый канал белорусского ТВ регулярно транслирует католические рождественские и пасхальные богослужения. Кроме того, осуществляется прямая передача праздничных богослужений из Ватикана. 

Таким образом, католический прозелитизм на канонической территории Русской православной церкви является заметной величиной и при этом РКЦ не видит необходимости в каком-либо ограничении своей миссионерской деятельности среди православного и православно ориентированного населения. 

1-2 июля 2016 года в Будславе состоялись пышные празднования 25-летия  основания Минско-Могилевской католической митрополии. В качестве центральной фигуры этого действа выступал специальный посланник Ватикана, легат римского папы архиепископ Вены кардинал Кристоф Шонбарн. 1 июля он встретился с министром иностранных дел В.В. Макеем, с которым обсудил «основные направления сотрудничества Республики Беларусь и Ватикана».  

 В связи с уже неоднократным приглашением со стороны белорусского президента  римского папы в Белоруссию в католических и православных (естественно с различным отношением) церковных кругах упорно циркулируют сведения о подготовке заключения договора (конкордата) между Республикой Беларусь и римским папой как главой римско-католической церкви, сувереном Святого Престола и государства Ватикан. При этом утверждается, что текст белорусско-папского соглашения подготовлен и находится в стадии согласования сторон. 
Проект конкордата нигде не публикуется и широкой общественности не доступен, но все же стоит обдумать возможные последствия данного шага.

Конкордат с Ватиканом в отличие от подписанного в 2003 году договора между Белорусским Экзархатом Русской православной церкви  будет являться не внутренним соглашением о сотрудничестве между религиозной организацией и правительством РБ, которое действует в рамках законодательства Республики Беларусь, а международным договором. 

Заключение конкордата поставит РКЦ и БПЦ в неравные юридические условия, так как в этом случае католическая церковь получит юридические гарантии и международную защиту, которых Русская православная церковь не имеет. В случае договора со Святым Престолом римско-католическая церковь в юридическом смысле приобретет доминирующий статус и особо привилегированное положение в Белоруссии.

Это резко увеличит уровень притязаний РКЦ в Белоруссии. Католические священнослужители уже сейчас активно выказывают интерес не только к благотворительной деятельности, но и к духовному опекунству силовых ведомств, системы образования, культуры, средств массовой информации. 

Кроме того РКЦ, проводит линию на реанимацию  униатства в Белоруссии.

После 1991 года такие попытки не единожды предпринимались русофобсвующими «свядомитами» при поддержке западноукраинских греко-католиков, действия которых носили откровенно провокационный характер. К примеру, в ноябре 1990 года группа униатов из Львова пыталась установить в Витебске  на берегу Западной Двины крест в память об униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче , который отличался крайней жестокость и изуверством в насаждении унии на Западной Руси и за что был заслуженно убит в ноябре 1623 года восставшими жителями Витебска. 

На 1 января 2016 года Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) имела 15 зарегистрированных религиозных общин, имеет 16 священнослужителей и два культовых сооружения – униатскую церковь в Полоцке и часовню в Могилеве. В Минске, Бресте и некоторых других городах действую униатские душпастырские центры.  БГКЦ находится под покровительством Украинской греко-католической церкви, епископы которой рукополагают священнослужителей БГКЦ, а в Ивано-Франковской униатской семинарии проходят обучение семинаристы из Белоруссии. 

По данным пресс-службы Апостольского визитатора для греко католиков в Белоруссии, в республике имеется около 10 тысяч верующих униатов . Насколько эта цифра соответствует подлинному положению дел сказать сложно, но Ватикан не скрывает своей заинтересованности в распространении униатства на территории Белоруссии, как конфессии изначально враждебной православной вере и Русскому миру. 

Так, с целью духовной поддержки униатов легат римского папы кардинал Кристоф Шонбарн во время католических радений в Будславе передал белорусским униатам «часть архиепископской одежды Иосафата Кунцевича, принявшего мученическую смерть в 1623 году» и которая «станет объектом почитания и благословения для белорусских греко-католиков» . 
 

Иосафат Кунцевич
Жестокий гонитель православия, папский лжесвятой Иосафат Кунцевич
 

А ведь достаточно открыть книгу известного белорусского православного деятеля архиепископа Афанасия Мартоса «Беларусь в исторической,  государственной и церковной жизни» , чтобы убедиться каким врагом и гонителем белорусского народа был униатский «святоша» Иосафат Кунцевич.

Несмотря на все  зверства совершенные  Кунцевичем в отношении православных христиан,  римский папа Пий IX в 1867 году причислил «душехвата» к святым римско-католической церкви, объявив его покровителем Руси и Польши . В настоящее время в рамках РКЦ Кунцевич считается небесным опекуном Витебской католической епархии .

Оценивая деятельность  РКЦ в Белоруссии, необходимо ясно представлять, что политика римско-католической церкви в Республике Беларусь направлена как на усиление влияния католицизма, так  и на продвижение идеи польщизны/беларусчыны. Последняя же предполагает  расширение польско-католического культурного влияния в Белоруссии, полонизацию самосознания значительной части граждан Республики Беларусь и, как следствие, формирование широкого слоя так называемых «белорусов польской культуры», враждебно относящегося к Русскому миру.

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 4

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 5

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 6

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 7

Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 9


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru