САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Кто подгоняет культуру и историю Белоруссии под чужие лекала?

Николай Сергеев: Кто подгоняет культуру и историю Белоруссии под чужие лекала?

« Назад

Николай Сергеев: Кто подгоняет культуру и историю Белоруссии под чужие лекала? 05.08.2015 08:08

Как уже сообщалось в Могилеве по указанию властей был совершен акт грубой непочтительности в отношении памятника великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, подаренного городу патриотическим проектом «Аллея российской славы» (рук. М.Л.Сердюков). 12 июня в День России в угоду кучке доморощенных русофобов с памятника демонстративно были сняты отрывки из известного стихотворения-оды «Клеветникам России»

Понятно, что такое варварское действо не могло оставить безучастным общественность и буквально сразу после произошедшего могилевское Русское культурно-просветительское общество послало письмо протеста главе города Могилева. Подобное письмо, но уже на имя губернатора Могилевской области В.В. Доманевского, было направлено и председателем Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников А.Е Геращенко, в котором предлагалось «разъяснить обстоятельства произошедшего» и дать ответы на следующие вопросы: «были ли согласованы тексты стихотворений на постаменте, участвовали ли в церемонии открытия представители местной власти, почему демонтаж был произведен так быстро, без всякого общественного обсуждения и к тому же -- именно в День России?».

Действительно, поспешность, с которой были удалены с постамента «крамольные» строки, в лучшем случае вызывает недоумение. Ведь как бывает на практике? К примеру, появляется заслуживающее внимания обращение граждан или публикация в СМИ. В соответствии с действующими нормативными документами поступившие материалы берутся на изучение, оцениваются с точки зрения возможного общественного отклика, готовится обоснованный ответ, если имеется необходимость, принимаются меры и т.д. На всё это по закону отводится месяц. А тут едва ли не мгновенная реакция в пользу нескольких писем русофобствующих граждан и антипушкинских публикаций в прозападных и, что показательно, антипрезидентских изданиях – 6 июня памятник открыли, а уже 12 июня «крамольное» стихотворение уже исчезло с постамента.

Ну, а каковы ответы могилевских городских и областных властей? В них чиновники откровенно выкручиваются и пытаются переложить свою ответственность на других. Так, заместитель председателя Могилевского горисполкома А.М.Кунцевич в своем послании назначил виновным… самого автора памятника Пушкину, краснодарского скульптора Михаила Сердюкова: «В связи с неоднозначным отношением жителей г.Могилева к стихотворению «Клеветникам России», организаторы проекта «Аллея Российской славы» в лице руководителя М.Л.Сердюкова согласовали демонтаж таблички с отрывком из вышеуказанного произведения».

Ведь как могилевским чиновникам нужно было суетиться, сколько лжи о «Клеветникам России» нагородить, чтобы художник, от чистого сердца подаривший Могилеву столь выдающийся монумент, с отрывком из произведения которое, в отличие от советских времён, более не преподаётся в школе, дал согласие на его демонтаж с памятника?

Могилевский облисполком за подписью заместителя председателя областного губернатора В.А.Малашко дал более пространный ответ, в котором подтвердил, что строки из «Клеветникам России» были убраны под воздействием истерики, устроенной русофобами в интернете, но при этом пытался утверждать, что это безобразное действо не было недружественным актом в отношении России и Русского мира в целом:

«…на основании, появившихся в сети Интернет откликов на установку памятника-бюста, руководством горисполкома было дано указание по изменению первоначального облика постамента памятника, которое, к сожалению, было выполнено в день государственного праздника Российской Федерации и не имело антироссийской направленности».

При этом чиновник заявляет, что «данный факт не должен стать предметом острых дискуссий», т.к. «могилевчане, как и большинство белорусов с дошкольного возраста знакомы с творчеством великого русского поэта». Доводы просто смехотворные. Получается, что если белорусские граждане с детства знают и любят стихи Пушкина, то на варварские действия в отношении памятника поэту они не должны реагировать!? Полный вздор!

Далее г-н Малашко раскрывает подоплеку случившегося. Оказывается, «установка памятника-бюста А.С.Пушкину в Могилеве (в нынешнем виде) получила положительное заключение Министерства культуры Республики Беларусь». Только не понятно, что это означает. Или министерство культуры РБ поддержало установку памятника в авторском варианте, тогда на каком основании могилевские власти его изувечили? Или же именно из этого ведомства исходила инициатива убрать строки из «Клеветникам России»? Тогда получается, что борьба с русской литературой – это официальная линия министерства культуры республики Беларусь. И это, к сожалению, не преувеличение, а неприятная действительность.

Только не понятно как все это вяжется со словами первого заместителя министра культуры Республики Беларусь И.В. Дриги произнесенными ею 25 июня текущего года во время подписания соглашения о сотрудничестве между ведомствами культуры Белоруссии и России на срок до 2017 года: «Единое культурное пространство наших стран – уже живой организм».

Странное получается у нас единое пространство, когда один из его субъектов по чьему-то лживому навету совершает усекновение творчества светоча русской поэзии, являющегося достоянием всего Русского мира, включая и Белоруссию. Или же сказанное вторым лицом министерства культуры РБ -- всего лишь ничего не значащие фразы? А может мы имеем дело с отвлечением внимания от подлинных намерений? А ведь их суть лежит на поверхности.

Не является большим секретом, что вопросы увековечивания памяти деятелей общерусской истории и культуры (в том числе и уроженцев Белоруссии) сталкиваются в Республике Беларусь с большими препонами. Как правило, в ответ на подобные обращения граждан со стороны властей следует отказ. В одних случаях он обосновывается отсутствием необходимых средств и инициаторам предлагается произвести установку мемориальной доски или памятника за свой счет, в других – утверждается о якобы неактуальности или неоднозначности роли тех или иных русских исторических персонажей в белорусской истории.

А вот, что касается деятелей польской истории и культуры, то здесь отношение со стороны белорусского министерства культуры как раз с точностью наоборот. Вот только некоторые примеры. Когда минская общественность обратилась к городским властям с предложением установить в городе памятник или хотя бы мемориальную доску в честь выдающегося русского ученого-слависта Е.Ф. Карского, то в ответ получили встречное предложение сделать это за свой счет. И это при том, что академик Евфимий Федорович Карский – выдающийся ученый-славист, автор фундаментального многотомного труда «Белорусы», равного которому по научной ценности не создано до сих пор.

Почему же данная инициатива не нашла поддержки? По-видимому, причина в творческом наследии ученого, которое убедительно свидетельствует, что белорусы как самобытная этническая общность в национально-культурном отношении являются неотъемлемой частью русского народа и Русского мира. А это обстоятельство как раз и вызывает в определенных кругах неприятие трудов академика Карского.

Когда же опять же группа граждан обратилась к минским властям с предложением восстановить в Минске памятник императору Александру II, то получила резко отрицательный ответ в духе советского агитпропа. А ведь монумент был установлен на народные деньги в 1901 году и отдавал дань памяти царю-освободителю, который не только ликвидировал крепостное право, но и оградил белорусский народ от угрозы нового польского закабаления, которую нес шляхетский мятеж 1863 года.

Кроме того, при Александре II, трудами тогдашнего гродненского, минского и виленского генерал-губернатора М.Н.Муравьева, в Белорусском крае были проведены коренные и главное результативные реформы, которые положили конец польско-католическому господству в общественной, социально-экономической и культурно-образовательной областях. Именно благодаря этим преобразованиям белорусский народ не был ополячен и не утратил своего национального облика, а Белорусский край получил мощный толчок в социально-экономическом развитии.

Однако власть поменялась и в 1918 году в соответствии с декретом «Об уничтожении памятников, поставленных в честь царей, которые не имеют художественной ценности, и разработке проектов памятников Российской социалистической революции» монумент были снесен. На основании этого декрета на территории Белоруссии советскими властями были ликвидированы все памятники времен Российской империи, за исключением единичных военных мемориалов.

Но времена вновь изменились, и появилась надежда, что историческая справедливость в отношении памятника Александру II восторжествует. Этим и руководствовались граждане, поднимая этот вопрос.

Однако не только этот конкретный государь вызывает неприятие у белорусских властей от культуры, в немилость попал и великий киевский князь Ярослав Мудрый. Когда православная общественность города Новогрудка (древнерусский Новгородок) выступила с предложением поставить памятник этому герою русской истории, который основал этот город, то получила отказ, инициатором которого выступил Институт истории Национальной академии наук Белоруссии. Одновременно это же академическое учреждение продвигает идею установки в Новогрудке монумента литовскому королю Миндовгу.

В настоящее время усилиями министерства культуры РБ и упомянутого института истории в Гродненской области установлен памятник, а в Гродно памятный знак литовскому князю Витовту, литовскому князю Ольгерду водружена конная статуя в Витебске, в Лепеле Витебской области сооружено изваяние литовского канцлера Льва Сапеги. Кроме того, широко практикуется установка монументов в честь деятелей польской культуры. К примеру, в Минске установлены памятник поэту Адаму Мицкевичу и фигурный монумент в честь композитора Михаила Клеофаса Огинского.

При этом существенным является следующее обстоятельство. Если памятник Пушкину в Минске является даром города Москвы, а бюст поэта в Могилеве подарен городу проектом «Аллея российской славы», то монумент Адаму Мицкевичу сооружен министерством культуры РБ по предложению польской диаспоры в Белоруссии.

Таким образом, есть все основания полагать, что в Республике Беларусь последовательно воплощается специальная программа по монументальной «польщинизации» Белоруссии, что, несомненно, является составной частью антироссийского геополитического проекта по строительству 4-й Речи Посполитой.

Возвращаясь же к неприглядной истории с памятником А.С.Пушкину в Могилеве, необходимо отметить, что двенадцать белорусских общественных объединений направили обращение на имя президента А.Г.Лукашенко с предложением тщательно разобраться со случившимся и принять меры по восстановлению первоначального облика памятника
Остаётся надеяться, что на самом высоком уровне возобладает чувство ответственности перед судьбой собственного народа и элементарный здравый смысл. Ведь нельзя же быть союзником России, строить с Российской Федерацией совместное будущее и при этом бороться с русской культурой и подгонять культуру и историю Белоруссии под чужие лекала.

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru