САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Оборотная сторона Болонского процесса

Сергей Шиптенко: Оборотная сторона Болонского процесса

« Назад

Сергей Шиптенко: Оборотная сторона Болонского процесса 03.04.2015 10:22

В последнее десятилетие Евросоюз играет все большую роль в определении национальной образовательной политики не только членов ЕС, но и многих восточноевропейских и постсоветских республик. После разрушения СССР предпринимались безуспешные попытки сохранить единое гуманитарное пространство. Однако процессы дезинтеграции зашли настолько далеко, что сегодня между системами подготовки кадров в Туркмении, Казахстане или на Украине больше различий, нежели общих черт. Спустя почти четверть века после «беловежского роспуска» нашей Родины можно с уверенностью сказать, что СНГ выполнило функцию не интеграционную, а слабительного в комплексе со снотворным. 

Советская школа мертва, лучше неё ничего и нигде не создано. Исходя из этого общественности предложен «спасительный выход» в виде внедрения стандартов Болонского процесса – мол, стоит скопировать и внедрить – всё наладится и будет так, как в Западной Европе. При этом часто не к месту приводятся различные афоризмы типа того, который озвучил булгаковский персонаж: «Разруха не в клозетах, а в головах». 

сердце
Принято считать, что успех национальных экономик во многом зависит от «человеческого капитала», поэтому в Евросоюзе образование рассматривается как один из ключевых факторов конкуренции на международном рынке труда. Еще пятнадцать лет назад принятые на европейских саммитах (Лиссабон, 2000; Барселона, 2002) документы утверждали, что Евросоюз должен стать «самой конкурентоспособной и самой динамичной в мире экономической системой». Данная цель предполагает необходимость «модернизировать социальную европейскую модель, инвестируя в человеческие ресурсы…», а «человеческие ресурсы являются главным козырем Европы…». 

Европейские чиновники от образования никогда и не скрывали своих прагматичных целей: главная задача модернизации европейского образования заключается в создании кадрового потенциала для своего собственного рынка. То есть при активной пропаганде так называемого «гуманистического» и общедоступного подхода в образовании, реальный взгляд оказывается предельно утилитарным. В результате «гармонизации» систем высшего образования именно западноевропейский рынок труда получает фактически неограниченный доступ к самым талантливым людским ресурсам, одновременно осуществляя «вымывание» интеллектуального потенциала национальных государств.

Официально продекларированные цели Болонского процесса выглядят вполне гуманистично и чрезвычайно привлекательно: расширение доступа к высшему образованию; повышение качества европейского высшего образования; повышение мобильности студентов и преподавателей; ориентация квалификации и академических степеней на рынок труда. Однако у любой привлекательной обертки есть и оборотная сторона. 

Сегодня стало общим местом связывать реформы здравоохранения, социальной сферы и образования с демократическими процессами, идущими из Европы и постепенно охватывающими все постсоветское пространство. При этом сознательно замалчивается тот факт, что сами западные интеллектуалы - и в Евросоюзе, и в США - отмечают кризис демократии, её «усталость», недееспособность, а также очевидную трансформацию демократических институтов за последнее десятилетие. Это позволяет говорить о феномене постдемократии, признаками которой являются «сворачивание» демократических процедур, а также уход государства из многих сфер традиционного присутствия с передачей своих полномочий частным структурам. 
Реформы в рамках Болонского процесса, безусловно, связаны с приватизационными процессами в социальной сфере, продвигаемыми и Всемирной торговой организацией, которая всеми возможными способами пытается вовлечь образование в рыночную систему, сделать его максимально коммерческой – сектором рынка услуг. 

Стоит напомнить, что в нашей традиции сама постановка вопроса о равенстве между услугами парикмахера и «услугами учителя» имеет ярко выраженный сумасбродный характер, т.к. главной целью учителя в нашей традиции было именно воспитание, и уж во вторую очередь – передача знаний. Наверное, не стоит перечислять всех классиков педагогики, которые делали акцент именно на воспитании как краеугольном камне формирования гармонично развитой личности. Никто не отрицает наличия воспитательной работы в учебных заведениях США или Германии, однако там акцент делается на передачу знаний, а если речь идёт о вузах – то в формате узкой специализации. Наше общество пока не готово приравнять учителя к парикмахеру, однако соответствующая разъяснительная работа в этом направлении ведётся. 
 
 «Генеральное соглашение по торговле услугами», соблюдение которого обязательно для всех стран-членов ВТО, направлено на создание полной интеграции рынков рабочей силы, что предусматривает максимально благоприятный режим доступа на национальные рынки, а также постепенную либерализацию всей сферы услуг. Данное соглашение сегодня является предметом спора. Обсуждаются возможности либерализации и приватизации в контексте формирования т.н. рынка образовательных услуг. 
школаСтруктурные и содержательные трансформации высшей школы сегодня затрагивают, прежде всего, восточноевропейские страны и постсоветское пространство. Именно здесь идет активная ломка старых образовательных систем, которые еще сохраняли остатки классического образования. Подобных радикальных трансформаций не происходит в самих европейских странах, поскольку практически все преобразования высшей школы многих европейских государств были начаты в 70-80-е гг. и практически завершены уже в 90-е годы ХХ века. Многие стандарты высшего образования давно унифицированы, в частности - многоуровневые системы подготовки, система сопоставимых кредитов (зачетных единиц), решена также проблема признаваемости квалификаций. 

Таким образом, необходимо уточнить логику происходящих процессов. Во-первых, реформирование системы образования, связанное не только со структурными и содержательными преобразованиями, но и огромными финансовыми затратами, происходят не в Европе, а на постсоветском пространстве. 

Во-вторых, для постсоветских республик это не «гармонизация» образовательных систем, а радикальная трансформация национального образования (сначала, высшего, в перспективе – среднего и дошкольного) в угоду европейским стандартам и потребностям европейских рынков труда. В-третьих, налицо геополитический аспект происходящих реформ, связанный с постепенным и «мягким» включением постсоветского пространства в систему «европейских ценностей». 

Одним из главных структурных изменений в постсоветских образовательных системах становится переход на двухступенчатую систему подготовки специалиста (бакалавр-магистр). Сокращение реальных сроков обучения фактически приводит к дефундаментализации и дегуманизации высшего образования, так как «экономия» одного года осуществляется, в основном, за счёт «укрупнения» и сокращения гуманитарных курсов. Ряд гуманитарных курсов выносится в блок дисциплин «по выбору» и судьба их очевидна. 

Не будем питать иллюзии по поводу современного студенчества. Воспитание в семье и школе, официальная пропаганда в СМИ и система высшего образования нацеливают молодого человека на узко прагматическое восприятие реальности: получение востребованной в обществе специальности в вузе с последующим устройством на высокооплачиваемую престижную работу. Студент-«бюджетник», получающий стипендию, ещё может себе позволить отсидеть пять лет обучения с прослушиванием на первых двух курсах блока гуманитарных дисциплин. Студент-«платник» готов платить только за курсы и дисциплины своей специальности, рассуждая, как ему кажется, вполне здраво: историю, литературу, обществоведение и мировую художественную культуру изучили в школе, а пустая болтовня в курсах этики, эстетики, философии и политологии, ему - например, будущему бухгалтеру (финансисту, экономисту, юристу или инженеру) - и даром не нужны. 

Сегодня знание воспринимается как товар, который необходимо максимально выгодно продать, а «реальную» ценность данного товара все чаще диктует рынок труда. Все это создает ситуацию, при которой студенты отказываются от выбора предметов, не связанных с их узкой специализацией. Иногда этот выбор за них делают чиновники-оптимизаторы. Так, например, будущим юристам уже не обязательно знать логику. Действительно: зачем милиционеру или адвокату логика? Достаточно знать «вторую директиву», «сто двадцатый приказ» и «сто восемьдесят третий указ». 

Власти Белоруссии надеются, что присоединение к Болонскому процессу позволит им более успешно зарабатывать на выдаче «европейских дипломов» студентам из Туркмении и других постсоветских республик Средней Азии, где система образования или сама деградировала под тяжестью «национального возрождения», или ей помогли это сделать авторитарные правители типа Ниязова-Туркменбаши. Чиновники «Сильной и процветающей», чьи дети учатся и проживают в дальнем зарубежье, всерьёз думают, что приобщение к Болонскому процессу сделает белорусские дипломы «совсем европейскими». Этим надеждам не суждено оправдаться, во всяком случае – не в тех масштабах, о которых рассказывают лоббисты внедрения «болонских стандартов». 
мигрантыПодобные изменения происходят и в сфере научных исследований, которую нищие постсоветские государства всеми силами пытаются перевести на «самофинансирование» и сделать «самоокупаемыми», всё чаще требуя от научных сотрудников поисков частных спонсоров и инвесторов. Понятно, что частные корпорации будут спонсировать научные исследования, которые могут принести практическую пользу, причем, немедленную. И вряд ли спонсоры захотят финансировать исследования, не имеющие прикладного значения. Судя по статистике, ТНК не видят смысла вкладывать деньги в белорусские научные учреждения, несмотря на бравые реляции чиновников Минобраза. Сокращение государственного финансирования стимулирует не коммерциализацию НИИ, а их деградацию, превращая научные учреждения в некое подобие собеса, где начальство досиживает до пенсии, а «рабочие лошадки» или меняют место работы (вплоть до эмиграции, которая, в прочем, не является распространённым явлением), или вовсе проходят дисквалификацию как продавцы стройматериалов, торговцы конфетами и работники сервисных мастерских. 

Власти Белоруссии давно осознали невозможность продолжать фундаментальные исследования по ряду направлений, которые проводились в советский период, и несколько лет назад фактически свернули их, требуя повышения коммерциализации науки и строгой ориентации на прикладные исследования, ориентируя разработки на продажу. Фактически и науке, и в образовании наблюдается внедрение одних и тех же принципов – всё на продажу, всё должно приносить деньги, и чем быстрее – тем лучше. Едва ли такой подход можно назвать европейским. 

Сокращение сроков реального обучения с пяти лет до четырех лет (первая ступень - бакалавр) преследует одновременно две цели: сократить расходы на образование в целом и одного студента в частности, и одновременно заставить молодежь раньше практически на два года начинать свою трудовую деятельность. «Экономия и бережливость» превыше всего, раньше сядешь (за парту) – раньше встанешь. 

Еще одним существенным изменением, согласно целям Болонского процесса, должно стать увеличение мобильности и свободное передвижение преподавателей и студентов. Одним из очевидных следствий «свободного передвижения» станет «утечка мозгов»: наиболее способные и перспективные студенты будут стремиться не только получить дипломы европейских университетов, но и трудоустроиться в странах Евросоюза. Мобильность потенциальной рабочей силы будет носить однонаправленный характер: из стран периферийного капитализма в развитые страны Запада. Общеизвестна ситуация с массовым отъездом молодежи стран Балтии, Болгарии, Польши, стран Южной Европы на Запад в поисках работы и лучшей жизни.

С другой стороны, данное обстоятельство усугубляет и без того сложную ситуацию на западноевропейском рынке труда. По различным оценкам, даже в развитых европейских государствах уровень безработицы среди молодежи доходит зачастую до 25 % .  Много вопросов и сомнений вызывает и «демократизация» западного высшего образования. В противовес официальным декларациям в образовательной политике большинства стран Европы и США наблюдается тенденция децентрализации и приватизации высшего образования. Это предполагает отказ от государственных обязательств в области образования с передачей этих обязательств местным властям, что чревато не только углублением уже существующего неравенства между регионами, но передачей образовательных учреждений в частные руки. Приватизация образовательного пространства означает сокращение реальных возможностей для простых граждан получить доступное высшее образование, что в перспективе ведет к массовой интеллектуальной деградации населения. Подведём итоги. Вероятными последствиями вхождения в Болонский процесс для республик постсоветского пространства, которые являются странами периферийного капитализма, станут следующие моменты.В перспективе практически полное исчезновение на постсоветском пространстве подготовки интеллектуалов – т.е. реальной, а не номинальной национальной элиты. Элиту будут учить на Западе и для Запада.

Собственно, с точки зрения неолиберального подхода, современная элита может быть только космополитичной. В «интеллектуальной провинции» интеллектуалы не нужны по определению. Резкое сокращение гуманитарной составляющей и очевидный перекос современного высшего образования в область прикладных знаний приведет к тому, что высшее образование приобретет узкоспециализированную и практическую направленность. Фактически под вывесками институтов, университетов и академий будут располагаться учебные заведения уровня ПТУ.

Свобода перемещения людских ресурсов на глобальном рынке труда будет означать не только «утечку мозгов» из стран догоняющей модернизации, но и просто отток молодежи на Запад в поисках лучшей жизни и больших возможностей, что в перспективе превратит постсоветское пространство не только в интеллектуальную периферию, но в стареющую полуколонию. Колониям вообще не нужно высшее образование - все необходимые специалисты могут быть приглашены из метрополии. Поэтому в перспективе постсоветское пространство ожидает как количественное сокращение высших учебных заведений, так и снижение реального качества высшего образования до уровня среднеспециальных учебных заведений. Усилит данные тенденции негативная демографическая ситуация.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru