САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Тоталитарный зуд постсоветской «инцеляхенцыи»

Сергей Шиптенко: Тоталитарный зуд постсоветской «инцеляхенцыи»

« Назад

Сергей Шиптенко: Тоталитарный зуд постсоветской «инцеляхенцыи» 18.04.2016 18:07

Любопытный феномен произошел в постсоветской Белоруссии: чем больше бюрократия «зажимала», «наклоняла» и «нагибала» либералов, тем меньше демократии им хотелось.

 Как много было радости и энтузиазма было у представителей «свободных профессий», когда рухнул СССР и наступили долгожданные рыночно-капиталистические отношения. Прошло совсем немного времени, и эти же деятели призвали чиновников «упорядочить» их деятельность, оградить их от конкурентов – то есть вернуться к практике славного советского прошлого. 

В 2008 году власти Белоруссии «75% белоруской эстрады» в радиоэфире. Чиновники поставили частный бизнес, зарабатывающий на рекламе FM-станций, перед фактом: 75% и не процентом меньше. А чтобы никто не вздумал нарушать – специальные люди отслушали несколько эфирных дней у нескольких радиостанций и указали на выявленные недостатки. 

«Сознательная» часть местной интеллигенции сначала возликовала, возрадовавшись «белорусизации» радиоэфира, почти на 100% заполненного русскоязычной и англоязычной музыкой – преимущественно западной и российской. Разумеется, никто и не думал спрашивать слушателя – желает он перемен или нет, а если да – то каких. Просто было принято решение и доведено до «заинтересованных».

Ольга Барабанщикова

Ольга Барабанщикова

Когда дело дошло до практики, то выяснилось, что критерии отнесения к «белорусской» эстраде, мягко говоря, неопределенны. Также выяснилось, что белорусская эстрада представлена преимущественно русскоязычной музыкой, что стало сильным ударом по возликовавшим «сознательным». Но даже не это сильнее всего шокировало радетелей за «родныя палетки» - как оказалось, пресловутая «белорусская эстрада» столь низкого качества, что хватило буквально пары месяцев, чтобы все взвыли – и те, кто упрекал чиновников в недостаточном внимании к «национальной культуре», и те, чья немощность, вторичность (если не четвертичность) и прочее убожество стали очевидны для многомиллионной аудитории.

Автомобилисты (основные потребители FM-продукта) ответили отказом от таких «продуктов», спрос на CD-магнитолы и устройства воспроизведения МР3 резко вырос. Рекламодатели поумерили щедрость. Постепенно начало приходить понимание лужи, в которую сели и те, кто принимал решение, и те, кто так долго расцарапывал ранки своих мнимых ущемлений и дискриминаций. 

Дело дошло до анекдотичной ситуации: в министерские кабинеты направилась делегация тех самых представителей «белорусской эстрады», которых чиновники своим решением якобы осчастливили. Просители едва ли не на коленях умоляли отменить «75%», хотя бы снизить до 25%, но чиновники были непреклонны. Действительно: кто были эти просители, чтобы давать им повод говорить «мы добились»? Мелкие грызуны и насекомые не имеют прав. 

По каким-то странным каналам населению и ударникам поп-труда было доведено: решение о квоте принято с целью поддержки «отечественного производителя», поступило высочайшее повеление «любить своё» - не только тракторы и чулочно-носочные изделия, но и продукт нематериального производства. Да, непонятно для кого произведённый. Да, дурно пахнущий и непонятной консистенции, возможно даже и визуально отталкивающий. Но надо любить, превозмогая боль и рвотный рефлекс, на том простом основании, что он «отечественный», а Отечество сжалось даже не до Союзного государства, а до той части, которая официально именуется как Республика Беларусь. 

группа тяни-толкай

Группа Тяни-толкай

Белорусы так и не поняли, кто эти люди и почему их надо ценить, любить и даже отдавать им свои деньги – как прямо, через покупку билетов, так и косвенно – через налоги, которые перераспределяет в их пользу каста чиновников в рамках мер, направленных на «поддержку культуры». Владельцы FM-радиостанций, в свою очередь, стали химичить с сеткой вещания – заталкивать «белорусскую эстраду» подальше от прайм-тайма. 

Очевидно, поддерживать надо инвалидов, а не разжиревших и обленившихся «госмузыкантов», плевать хотевших на публику. И в 2008 году, и в 2016 году были и есть нуждающиеся в государственной помощи больше, чем семья Тихановичей или бездарность из многочисленных государственных «учреждений культуры», более напоминающих прачечную из известного анекдота. Дети в Гродно, Минске, Витебске – по всей республике, которым на операции за границей собирали всем миром – вот кто нуждался в господдержке. Но ведь чиновникам плевать было на это – они руководствовались совершенно другими моральными принципами и якобы интеллектуальными соображениями, когда перераспределяли бюджетные финпотоки.

Тиханович

Александр Тихонович

 В июле 2009 года властей заместитель министра информации Александр Слободчук разъяснил. «Комсомольской правде» позицию властей. Весьма симптоматичное интервью стоит прочитать целиком, однако ограничимся одним фрагментом:

  - Но ведь эти 75% сыграли дурную службу для белорусских исполнителей. Потому что радиоэфиры наполнила музыка зачастую не очень качественная. И народ уже отворачивается от всех белорусских артистов. Может быть, стоит уменьшить 75%-ную квоту?

- Это палка о двух концах. Есть и другие точки зрения: и маститых композиторов, и специалистов, которые всю жизнь посвятили и работают в этом культурологическом хлебе. С одной стороны понятна ваша позиция, но я, как чиновник, прекрасно понимаю и позицию наших именитых специалистов и композиторов.

Также замечательный пассаж Слободчука: «И меня очень удивляет, когда говорят, что Мулявин - не формат на белорусских радиостанциях. Я этого не понимаю. Если сегодня главный наш песняр Владимир Мулявин - не формат в Беларуси, тогда кто у нас формат? И тогда о каком развитии национального достояния мы будем говорить?». 

Всегда умиляла эта оторванность от реальности «слуг народа», их маниакальное устремление насильственно «окультурить» и иным способом осчастливить как можно большее количество людей, наивно поверивших, что отсутствие механизма выборности власти не будет иметь для них ужасных и отвратительных последствий. Французы, итальянцы, греки дошли до понимания необходимости многих политических институтов через реки крови, гильотины и эшафоты. И если бы во Франции ввели 75% радиовещания на бурбоне или туренском диалекте, да ещё и топонимику бы стали уничтожать на французском, и в прочие крайности пустились, как в постсоветской Белоруссии – началась бы новая революция. Фанцузы – не белорусы.

Полина Смолова

Полина Смолова

 Не секрет, кто эти самопровозглашённые «зорки беларускай эстрады», о которых так пекутся Мининформ, Минкультуры и прочие строители «государства для народа». Эта - дочка такого-то папы, а вон ту называют «зоркай» потому, что она уговорила на это своего «папика», а вот эта группа явно нуждающихся в знакомстве со станком и плугом бездарей – тоже чьи-то дети, любовники, любовницы, собутыльники, односельчане…

группа Дрозды

Группа Дрозды

Бездарные клоуны, на которых славно отдохнула природа, вполне могут заработать себе на батон и бутылку кефира на стройках народного хозяйства. А вот тем, кому нужен тренажер, чтобы преодолеть ДЦП, кому нужна пересадка почки, операция на сердце, излечение от множества редких и тяжелых заболеваний, о которых большинство и слыхом не слыхивало – вот они нуждаются в помощи государства. Но что поделать, приоритеты иные – так кто-то решил и все остальные обязаны с этим стремиться. 

Как и в случае с «75% белорусской эстрады», так и в случае с «вышиванками», и многим другим до чиновничьей «идеологической вертикали» многое дошло через третьи-пятые руки. Полная идейная импотенция компенсируется плагиатом и изобретением велосипеда, а насаждается всё это с каким-то извращённым садистским смаком. Хотели «75%»? Получите-распишитесь трансляцию альбома "Володарка" от «отечественного производителя» вариаций по мотивам российской «Бутырки» с замечательными строками: "Володарка, Володарка, по тебе поет гитарка, и слеза стекает со струны".

После того, как на Украине местные деятели эстрады затребовали оградить их от конкурентов из России, о том же стали помышлять в среде минской «попсы». Вторично и трагикомично выглядит озвученная в интервью интернет-каналу "ТВое Сегодня" печатного органа Администрации президента Белоруссии – газеты «Советская Белоруссия» позиция одного из братьев Хлестовых, неустанно окучивающего любые площадки, где платят деньги – от провинциальных ДК до минских площадок. Понятно, что в провинции тоже люди, и раз они не могут себе позволить пригласить Дмитрия Хворостовского, «Чайф» или «Серебро», то остаётся довольствоваться Алексеем Хлестовым, «Тяни-толкай» и «Дроздами». 

Алексей ХлестовАлексей Хлестов

"Когда два года назад "рухнул" доллар, наши заграничные коллеги хлынули в Беларусь. Они начали давать концерты по таким демпинговым ценам, что мы, живя в своей стране, я говорю сейчас о себе, я не имею возможность гастролировать, потому что до нас "проезжают" наши российские коллеги. Я бы на месте Минкультуры обращал на это внимание и делал какие-то серьезные ремарки для этих людей. Или же пока кризис, ограничил им въезд. Попросил бы их - ребята, дайте нам поработать. Ведь я все вкладываю в себя. От государства никаких денег не получаю. Плачу налоги, авторские отчисления. Я говорю о том, что должна быть здоровая конкуренция, а это довольно сложно в сложившихся условиях"? – цитирует певца «Советская Белоруссия». "Я очень переживаю, когда наши слушатели выбирают между белорусским и зарубежным артистом. Особенно, когда считают: все, что делают они - это круто, а то, что делаем мы - это ерунда. Я в это не верю, считаю, что белорусские авторы и продакшн за последние годы выросли и выдают очень качественный продукт. Может быть, именно кризисное время для нас станет ключевым".

 «В Минск пусть приезжает любой артист. А вот все, что касается городов на Гомельщине, Могилевщине, райцентров… В этом году наши коллеги из ближнего зарубежья сделали такое турне, я бы это назвал, простите, пылесосом. Они «пропылесосили» все города. Невозможно приехать. Мой концертный менеджер обзванивает отделы культуры, ему отвечают: мы не можем вам ничего предоставить, у нас нет возможности», - цитирует «ацечаствянага праизвадзицеля» сайт Юрия Зиссера, всегда готового угодить Администрации и отбить часть аудитории у «Хартии» и «БП».

 Хлестов не отдаёт себе отчёта в том, какие у него проблемы с формальной логикой. Административные ограничения и здоровая конкуренция, очень качественный продукт и возможность его продать только на закрытом от других производителей рынке. Кстати, когда надо что-то «втюхать» дорогим россиянам, то сразу заводится пластинка «мы свои, мы братья», а посему помогите, дайте то и это если не бесплатно, то по льготам. Поэтому в России просящими сформирован соответствующий имидж белорусов – эдаких тихих, забитых, инфантильных, убогих, вечно нуждающихся и стесняющихся попросить. Теперь к этим чертам добавляют повадки мелкотравчатых грызунов, лицемерных и пакостных, и делается это целенаправленно странными персонажами, тиражирующими через СМИ, со сцены и любыми способами разные глупости несусветные.

 Десятки коллег Хлестова «пылесосят» не только российскую глубинку, но и Москву, и Питер, и все более-менее доходные места. Но никто в России не ставит вопрос так, как выбившийся в люди мальчик: а давайте запретим под предлогом кризиса. Наличие кризиса, кстати, официально отрицается – здесь Хлестов подложил жирную свинью главреду «Совбелки», и даже не столько ему, сколько главному спикеру на «Всебелорусском собрании».

 Колхозный «чёс» боится российских конкурентов. Только и всего? На самом деле проблема глубже – она внутри тех, кто так ничего и не понял в нашей истории и не увидел в дне сегодняшнем ничего, кроме свободного места в своём кармане. На этом дискуссию о свободе, либерализме и творчестве можно считать временно закрытой. 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru